Система современной внешней политики Японии
Во-первых, это глобализация экономики и углубление отношений взаимозависимости внутри международного сообщества. Для того чтобы оказаться во всеоружии перед лицом быстрой глобализации международной экономики, а также создания максимально благоприятных условий раскрытия потенциала экономики Япония полагает необходимым приложить усилия по структурному реформированию собственной экономики, проработки политики повышения конкурентоспособности и улучшения условий доступа на рынки, по их мнению за счет осуществления этих мероприятий, страна одновременно сможет способствовать оживлению мировой экономики в целом. Также необходимым представляется налаживание многосторонней системы внешней торговли и инвестиций, которая отвечала бы новым требованиям времени. Япония будет последовательно выступать за создание и укрепление международной экономической системы, которая бы всегда оставалась именно многосторонней и основывалась на справедливых и ясных правилах. В этом плане понятны действия по дальнейшему укреплению многосторонней системы внешней торговли, прежде всего ВТО, где в частности разрабатываются правила для новых областей экономики; а также деятельное участие в переговорах в рамках ОЭСР по принятию многостороннего соглашения об инвестициях.
Второй особенностью является то, что принципы свободы, демократии, рыночной экономики находят в мире все большую популярность. Как известно, для того чтобы система рыночной экономики могла беспрепятственно функционировать, ей необходима прочная основа в виде системы, гарантирующей право частной собственности и свободные права граждан. Понятно, что в каждой отдельно взятой стране процесс нововведений и их закрепление идет по-разному, что касается Японии, то она всегда высказывала намерение оказания помощи всем тем странам, которые приняли решение перехода на путь демократии и рыночной экономики.
В качестве третьей особенности указан многослойный и многогранный характер структуры международной политики. Не секрет, сегодняшняя мировая структура слишком сложна и многообразна, чтобы ее можно было оценить единой формулой многополюсного общества. Помнится, что структура периода холодной войны была двухполюсной, где полюсами выступали лишь США и СССР. На сегодняшний день в международном сообществе одновременно действуют, по крайней мере, четыре категории структур различного уровня.
? Первая - это структуры глобального порядка: такие как ООН, Всемирная торговая организация или ВТО, «Большая восьмерка», ОЭСР.
? Вторая категория - это АТЭС, Региональный форум АСЕАН, Европейский союз, НАТО, ОБСЕ, Ассоциация свободной торговли Северной Америки или НАФТА и другие структуры регионального уровня.
? Третья - это структуры межрегионального сотрудничества типа Встреч Азии и Европы (ASEM) или Новой повестки дня для Атлантического океана.
? Четвертая категория структур - двустороннее сотрудничество, такое, как у Японии и США.
Все перечисленные структуры функционируют одновременно переплетаясь и дополняя друг друга. При этом, ведущие державы путем консультаций вырабатывают систему построения и поддержания международного порядка. С этой точки зрения представляются весьма важными подтверждение Японией и США важности их двусторонней системы обеспечения безопасности, а также Красноярская договоренность Японии и России о приложении ими усилий к полной нормализации их двусторонних отношений.
Четвертая особенность - качественный и количественный рост внимания к «проблемам глобального характера», которые объединяет одно качество - их воздействие сказывается повсеместно на планете либо на достаточно обширных территориях, а для их решения требуется международное сотрудничество, выходящее за рамки национальных границ. К таким проблемам относятся: потепление земного климата, другие мировые экологические проблемы, СПИД и всевозможные эпидемические заболевания, наркотики, международная преступность, терроризм, ядерная безопасность, проблема беженцев и другие.
Вместе с мировым сообществом Япония активно занимается решением глобальных проблем. В частности, в декабре 1997 года в Киото состоялась международная конференция по предупреждению глобального потепления климата. На которой был принят протокол, в котором была обозначена цель сокращения в период с 2008 по 2012 годы более чем на 5%, по сравнению с 1990 годом совокупного выброса в атмосферу всеми передовыми развитыми странами шести видов газов, обладающих парниковым эффектом, в том числе двуокиси углерода. Это был большой успех конференции, поскольку, таким образом, был сделан первый конкретный шаг для предотвращения глобального потепления климата Земли.
Пятая и шестая особенности - начавшийся мировой процесс роста национального сознания и размывание роли «государства» или «принципа государственности». Разумеется, государство и сейчас играет полностью главенствующую роль в жизни общества, а в международных отношениях по-прежнему неизменным остается принцип государственного суверенитета. Однако, в результате глобализации и повышения важности глобальных проблем, а также в результате роста в ряде регионов национального сознания, стало прослеживаться размывание значения и роли государства. И если раньше данные факторы были абсолютными и всеобъемлющими, то теперь они стали в жизни людей относительными. К примеру, самым ярким проявлением изменения роли и значения государства представляет Европа, проводящая интеграцию.
В Японии уже давно осознали необходимость активных усилий по созданию и поддержанию стабильной глобальной системы. Сегодня страна самым активным образом участвует в выработке новой системы на самых различных форумах и на самых разных уровнях, поскольку основной целью внешней политики Японии является обеспечение стабильности, процветания страны и ее граждан.