Состояние двусторонних отношений ведущих стран и регионального сотрудничества в АТР

Остановимся теперь на некоторых основных моментах, касающихся двусторонних отношений страны, а также отдельных аспектах регионального сотрудничества.

Японо-американские отношения. Взаимоотношения Соединенных Штатов и Японии (на протяжении 150 лет) всегда отличались противоречивостью. Однако со второй половины ХХ века эти страны стали демонстрировать устойчивый курс по сближению, а в нынешние дни отношения с США являются стержнем японской внешней политики. В различные исторические периоды в основе этих взаимоотношений лежало три основных приоритета: геополитический, военный и экономический.

Отсчет японо-американских отношений начинается с середины 19 века, а точнее с 1854 года когда был подписан первый договор Японии с Соединенными Штатами, разрушивший стену изоляции Японии от внешнего мира.

До начала войны в Тихом океане, отношения двух государств проходили с переменным успехом от дружеских до конфронтационных и в большей части сводились к решению экономических и иммиграционных проблем, которые кстати говоря существуют и по сей день.

Капитуляция Японии в 1945 году и её оккупация де-юре союзническими, а де-факто американскими войсками, ознаменовали начало новых отношений между Соединенными Штатами и Японией. Правовые основы военного союза США и Японии заложил «Договор о гарантии безопасности». Правовой акт состоял из норм, из содержания которых вытекало ограничение суверенитета страны и фактическое лишение возможности самостоятельно определять военную политику. Основой «договора безопасности» служила статья 1 о предоставлении США права на размещение наземных, воздушных, морских сил в Японии и в близи её территорий. Предполагалось, что силы «могут быть использованы в целях поддержания международного мира и безопасности на Дальнем Востоке и обеспечения безопасности Японии от вооруженного нападения извне», а так же «для подавления крупных внутренних бунтов и беспорядков в Японии». По сути дела, эта норма определяла военный характер договора и бессрочно закрепляла на японской территории вооруженные силы Соединенных Штатов. Союзнику-Японии США предоставили новейшую технику и технологии, импортировались также американские концепции управления, маркетинга, контроля над качеством продукции, теории сотрудничества труда и капитала.

50-е годы стали важным этапом формирования военно-политических воззрений правящих кругов страны. Исходя из стратегических целей японского правительства об усилении влияния в Азии были намечены основы военной политики Японии, правительство избрало долгосрочный курс военного сотрудничества с США, что в свою очередь позволило правящим кругам сосредоточить основное внимание на экономике, вступившей к концу 50-х годов на путь быстрого развития.

В 1960 году японские правящие круги добились пересмотра договора безопасности 1951 года. Официальные переговоры начались 4 октября 1958 года, японская сторона желала вернуть административные права на архипелаг Рюкю, получить возможность выхода на американский внутренний рынок, укрепить собственные вооруженные силы, и самое главное исключить возможность вмешательства американских войск во внутренние дела Японии. Американские дипломаты поставили прямо таки обратного характера задачи, они желали добиться увеличения поля действия договора, включая и архипелаг Рюкю, принятия обязательств Японии по активному участию в совместной обороне и выбору направления по наращиванию собственных вооруженных сил.

Усиление Японии в экономическом и политическом плане во второй половине 60-х годов не вполне устраивало американскую сторону, однако Япония к тому времени уже смогла добиться определенных результатов в экономике, стала серьезным конкурентом в АТР и усилила собственные позиции на международной арене. В условиях ослабления позиций США в АТР, американские правящие круги пошли на сближение со своим главным партнером на Дальнем Востоке. Японская сторона в свою очередь так же желала укрепления японо-американских отношений, однако совсем не хотела возвращения на позиции 50-х годов. Именно тогда появляется новая японская внешнеполитическая доктрина «модифицированного союза с США», предполагающая, что деятельность Японии на международной арене будет осуществляться при сохранении тесных политических, военных и экономических связей с Соединенными Штатами, но при условии большей независимости Токио от Вашингтона.

Так, с середины 1975 годов начался по существу новый этап в развитии японо-американских отношений, что проявилось в военном сотрудничестве и решимости следовать согласованной политико-дипломатической линии в отношениях с третьими государствами. Встречи руководителей обеих сторон стали носить по сравнению с предыдущим периодом более интенсивный и доверительный характер. Так, 2-10 августа 1975 года состоялся визит в США премьер-министра Т. Мики. В совместном заявлении Дж. Форда и Т. Мики говорилось: «США будут и впредь выполнять свое оборонное обязательство по отношению к Японии на основе «договора о взаимном сотрудничестве и безопасности» в случае вооруженного нападения на Японию, будь то с применением ядерных или неядерных сил». В обмен на это Вашингтон добивался активизации участия Японии в американской военно-стратегической системе в Азии.

Новый поворот во внешней политике Японии наметился в 90-х годах прошлого столетия. В этот период происходят три события, внесших коррективы во внешнюю политику Японии. Во-первых, это поражение США во Вьетнаме, во-вторых, Япония заняла второе место в капиталистическом мире по ВНП, в-третьих, началась разрядка в советско-американских отношениях. Усилиями премьер-министра Накасонэ устанавливается персональный контакт с Р.Рейганом и М.Горбачевым, что рассматривалось как наступление новой эры в отношениях сотрудничества «свободного мира» и коммунистического блока, Востока и Запада. Проблемы региональной и глобальной безопасности были для Накасонэ как премьера наиболее важными, поскольку 70-е годы стали временем роста антияпонских настроений за границей, вызванных успехами ее экономической экспансии. В правящей элите США к этому добавилось недовольство еще и тем, что Япония не желала увеличивать свои военные расходы в соответствии с требованиями Вашингтона. Накасонэ не только приложил максимум усилий для восстановления доверия, но и сделал ставку на дальнейшее укрепление стратегического партнерства в области обороны и безопасности. Это стремление впоследствии вылилось в принятие ряда совместных документов, направленных на сохранение и упрочнение японо-американского союза. Так, в 1995 году были приняты «Основные направления программы национальной обороны на период с 1996 года», следующим важным событием стало подписание 17 апреля 1996 года «Совместной декларации по безопасности», президентом США Б. Клинтоном и премьер-министром Японии Р.Хасимото. 23 сентября 1996 года были утверждены «Руководящие принципы японо-американского сотрудничества в области обороны».

Вторую половину 90-годов можно признать временем укрепления японо-американского союза. США активно призывали Японию увеличить военную роль, ссылаясь на изменение международной обстановки и появление терроризма как новой угрозы. После террористических актов 11 сентября 2001 года, премьер-министр Коидзуми 17 сентября дал указание срочно приступить к разработке поправок в «закон о силах самообороны», которые позволили бы японской армии оказывать вооруженным силам США более активную поддержку как в районах окружающих Японию, так и за их пределами, включая зону Индийского океана. Была составлена специальная программа, получившая название «Семь пунктов Коидзуми». На встрече с президентом США Дж. Бушем 25 сентября в Вашингтоне Коидзуми заверил его в твердой решимости Японии поддерживать США в борьбе против мирового терроризма, но в то же время заметил, что эта поддержка не будет включать применения вооруженных сил.

Что касается перспектив экономических отношений, то перед японцами стоит задача поддержания сложившихся связей с США, ведь обе страны совместно производят более 40% совокупного мирового ВВП. Эта задача представляется особо важной если учесть и то, что на Японии, как и на США лежит обязательство по активному содействию развития мировой экономики.

Итак, японо-американским отношениям уже более полвека и за столь немалый срок данный союз претерпел значительные изменения по духу и букве в сторону повышения в нем роли Японии (лишение США права вмешательства во внутренние дела Японии, акцент на «совместную» ответственность Токио и Вашингтона за безопасность Дальнего Востока, право выхода Японии из Пакта, возвращение ей административных прав на архипелаг Рюкю при сохранении там американского военного присутствия и т. д.). В истории взаимоотношений двух стран неоднократно зафиксированы случаи игнорирования Вашингтоном интересов своего союзника, остающегося в некоторой степени на положении «младшего партнера», однако Токио явно не заинтересован в расторжении союза. США по-прежнему ценны для Японии с экономической точки зрения как крупнейший рынок сбыта японских товаров (к тому же в эпоху «холодной войны» Токио было спокойнее иметь над собой американский «атомный зонтик» от соседей в лице СССР и КНР). В то же время, Япония ценна для США с военно-политической точки зрения, как единственный крупный союзник на Дальнем Востоке .

В заключение хотелось бы заметить, что Америка действительно оказала огромное влияние на всю послевоенную историю Японии и становление экономики страны. Именно она открыла Японию миру в середине XIX века, повергла ее в прах в середине XX, и благодаря сотрудничеству с ней Япония возродилась в качестве великой экономической державы, стремящейся в в XXI веке стать политическим гигантом

Региональный аспект отношений Японии с Китаем. В условиях важных перемен, происходящих в АТР, региональный аспект в развитии японо-китайских отношений приобретает возрастающее значение. Это обусловлено, во-первых, тем, что в результате разрушения прежней биполярной структуры отношений, появления тенденции к ослаблению стратегической роли в регионе США и России Япония как ведущая экономическая держава в АТР получила реальную возможность для проведения более инициативной региональной политики. Активизировалась разработка концепций этой политики в общественно-политических, научных кругах страны. В центре внимания находятся вопросы, касающиеся роли Японии в мире и регионе, ее подходов к региональному сотрудничеству, к проблеме обеспечения безопасности и к сотрудничеству с США, отношениям с Китаем и другими соседними странами. Анализ материалов японской периодической печати позволяет выявить основные концептуальные подходы, которые обнаружились в общественном сознании страны к данной проблеме на фоне указанных перемен.

Более широкая возможность для развития отношений Японии с Китаем на региональном уровне постепенно создается в процессе наметившейся в АТР экономической интеграции, в процессе развития которой каждая из стран играет свою неповторимую роль.

Следует подчеркнуть, что де-факто реальный процесс интеграции Китая в экономику АТР шел весьма активно. Он привел к формированию своеобразной «китайской экономической зоны», включая районы Южного Китая, Гонконга и Тайваня. Два последних осуществляют значительные инвестиции в граничащие с Гонконгом районы КНР. Гонконг играет роль, по оценке японских специалистов, финансового и торгового центра этой зоны. Реэкспортная торговля Гонконга достигает до 70? общего объема экспорта, и 90? приходится на КНР. На гонконгских предприятиях в Южном Китае работают миллионы человек, годовой доход предприятий превышает 10 млрд. долл. (10? ВНП КНР). Высокими темпами растет тайваньский экспорт через Гонконг в КНР.

Нарастающей китайской конкуренцией не исчерпываются проблемы, которые могут вести к осложнению в будущем японо-китайских отношений. Есть основания ожидать определенного противодействия со стороны Пекина попыткам усиления политического влияния Японии в АТР. Настороженно к этому Китай продолжает относиться как в силу известного исторического опыта японской экспансии в Азии и на Тихом океане, так и в связи с собственными геополитическими устремлениями. Очевидно, верным остается утверждение известного американского ученого Р. Скалапино: «Китай, рассматривая Азию как традиционную зону своего влияния, будет и впредь прилагать усилия в целях политического и военного сдерживания Японии».

Для Японии существенно то, что не только Китай является ее потенциальным оппонентом в регионе. Во многом, и по сходным мотивам, в качестве конкурента рассматривается и Южная Корея. Реально происходящее сближение между Китаем и Южной Кореей усиливает обеспокоенность у японцев возможностью того, что против них будет «разыграна дипломатическая карта». Оппонирующее начало может получить развитие в процессе реализации Токио реальной политики. Присоединиться к противодействию могут, к примеру, те страны, которые сопротивляются, подобно Малайзии, японо-американскому «тандему» в делах АТР.

Отмечая возможность усиления соперничества Японии и Китая в АТР, следует учесть, что все же изменениями международной обстановки, ходом развития двухсторонних связей между ними созданы благоприятные предпосылки для регионального взаимодействия, в первую очередь в торгово-экономической области. Значительные перспективы, в частности, связываются с субрегионом Северо-Восточной Азии, так называемой зоной «Японского моря». Разработаны проекты многостороннего, с участием Японии и КНР, сотрудничества: дельта реки Туманган, морской порт Далянь, долина Саньцзянпин и другие, в случае успешной реализации которых возможно заложение серьезной основы для регионального сотрудничества. Что касается экономического сотрудничества, то оно может при активном участии Японии и Китая только стимулировать ряд других полезных интеграционных процессов в регионе.

Конечно, развитие японо-китайских отношений находится под влиянием противоречивых процессов, происходящих в АТР. С одной стороны, возникают благоприятные предпосылки для будущего экономического и политического сотрудничества в рамках созданных и проектируемых региональных структур. С другой - сохраняются прежние противоречия и отмечены новые тенденции их усиления.

Итак, сегодня Япония прилагает максимальные усилия для того, чтобы путем широкого диалога, включая постоянное общение лидеров обеих стран, добиться реальных результатов в решении практических задач японо-китайских отношений. Поскольку стабильный и играющий еще более конструктивную роль в мировом сообществе Китай - это непреложное условие стабильности региона в 21 веке.

Россия – Япония. Асимметрия в отношениях. Вступление СССР в войну против милитаристской Японии в августе 1945 года было связано в первую очередь с выполнением им своего союзнического долга в рамках антигитлеровской коалиции с США и Великобританией.

Как известно, по итогам Второй мировой войны, в соответствии с Ялтинским соглашением СССР, США и Великобритании от 11 февраля 1945 года Советскому Союзу была возвращена южная часть острова Сахалин и переданы Курильские острова.

К сожалению, доставшееся России как государству – продолжателю СССР трудное политическое наследие в отношениях с Японией пока еще не преодолено до конца. В последнее время многочисленные российско-японские форумы и конференции, будь то встречи общественности или дискуссии специалистов, почти всегда проходят под девизом «За новые российско-японские отношения», и это не просто дань звонкой фразе. Участники встреч действительно ощущают объективную потребность выведения их на новый, качественно более высокий уровень. Однако аналитики отмечают, что в российско-японских отношениях наблюдается значительная асимметрия приоритетов в подходе каждой из сторон к этим отношениям. Что стоит за этим выводом и оправданы ли ожидания нового этапа в российско-японском сотрудничестве?

В последние годы отношения России и Японии характеризуются позитивной динамикой, как с точки зрения количественных показателей, так и наращивания интенсивности контактов. Расширению связей способствовал принятый лидерами двух стран в январе 2003 года «Российско-японский план действий», охватывающий практически все сферы сотрудничества.

Тема сотрудничества в области обеспечения энергоносителями становится одной из ключевых в российско-японском диалоге, особенно через призму вопроса о строительстве нефтепровода из Восточной Сибири к Тихому океану, в соответствии с принятым правительством России в конце 2004 года принципиальным решением на этот счет. Наметились позитивные подвижки и в сфере экспорта в Японию из России уранового топлива для японских АЭС, о чем свидетельствовало, в частности, открытие в Токио в 2005 году дочерней компании крупнейшего в мире поставщика этой продукции - российской компании «Техснабэкспорт».

Впечатляющие, действительно качественные позитивные изменения произошли в области российско-японского инвестиционного сотрудничества. В апреле 2005 года японская автомобилестроительная корпорация «Тойота» - признанный мировой лидер в этой области - приняла решение о строительстве в России, в Санкт-Петербурге, своего сборочного предприятия. На российском рынке появились и такие лидеры японского бизнеса, как «Нисан», «Исудзу», крупнейшие банки, транспортные и страховые компании.

Освещая японо-российский диалог, мы не можем обойти стороной и имеющую место территориальную проблему в отношениях между двумя странами, суть которой сводится к следующему. Многолетняя японская позиция требования «возврата» четырех южных Курильских островов является неприемлемой для российской стороны, выступающей против логики решения, означающей в какой-либо форме пересмотр итогов Второй мировой войны. Суть линии Москвы - в готовности продвигаться к решению этой проблемы на основе комплексного развития двухсторонних отношений в соответствии с российско-японским «План действий». Такое решение должно быть приемлемым для обеих сторон, одобрено парламентами и общественностью России и Японии и отвечать их национальным интересам. При этом российская сторона подтвердила, что Совместное декларация СССР и Японии 1956 года, предусматривающая, в частности, согласия на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора, является для России действующим юридическим документом. Как заявил В.Путин на совещании с членами правительства 15 ноября 2004 года, «мы, разумеется, всегда выполняли и будем выполнять взятые на себя обязательства, тем более ратифицированные документы, но, разумеется, в таком объеме, в котором наши партнеры готовы выполнять те же самые договоренности». «Пока, - подчеркнул он - как мы знаем, нам не удалось выйти на понимание этих объемов так, как мы это видим и как мы это видели в 1956 году».

Таким образом, полемика по территориальной проблеме показывает, что стороны на высшем уровне еще раз публично зафиксировали свои противоположные официальные позиции с упором на их принципиальный и неизменный характер. Пока опыт переговоров по данной проблеме позволяет констатировать, что в позициях сторон единственным совпадающим моментом пока является стремление найти решение, но ни в принципах, ни в оценках истории ни одна сторона не намерена уступать.

Японо-корейские отношения и Корейский полуостров. С республикой Корея страна разделяет общие ценности демократии и рыночной экономики, а также имеет общие интересы в области обеспечения безопасности. Вот почему отношения дружбы и сотрудничества с ней не только являются основой политики на Корейском полуострове, но и составляют одно из главнейших направлений японской внешней политики.

В апреле 2008 года представители двух стран заключили соглашение о налаживании и укреплении долгосрочных японо-корейских отношений, основанных на прагматичной дипломатии. Как сказал президент Ли, на совместной с Ясуо Фукудой пресс-конференции, «Корея и Япония должны постараться построить долгосрочные прагматические отношения. Историческая правда не должна игнорироваться, но мы больше не можем себе позволить спорить о прошлом, так как нужно позаботиться о будущем».

Что касается проблемы северокорейского ядерного оружия, то японцы и впредь в тесном сотрудничестве с США, Кореей и другими странами намерены активно участвовать в работе KEDO и Организации развития энергетики Корейского полуострова.

< Назад   Вперед >

Содержание