2.4. Конкурсное производство. Конкурсный управляющий
Приведем главные положения конкурсного производства.
1. Последствия принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства
Перечислим последствия принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
? срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим (п. 1 ст. 98 Закона о банкротстве);
? прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника (п. 1 ст. 98 Закона о банкротстве);
? сведения о признании должника банкротом и финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной (п. 1 ст. 98 Закона о банкротстве);
? совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам, допускается исключительно в порядке, установленном законом для конкурсного производства (п. 1 ст. 98 Закона о банкротстве);
? снимаются ранее наложенные аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника. Введение (наложение) новых арестов на имущество должника и иных ограничений по распоряжению имуществом должника не допускается (п. 1 ст. 98 Закона о банкротстве);
? все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства (п. 1 ст. 98 Закона о банкротстве);
? исполнение обязательств должника допускается в случаях и порядке, которые установлены законом для конкурсного производства (п. 1 ст. 98 Закона о банкротстве);
? органы управления должника отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению его имуществом в случае, если такого отстранения не было проведено, прекращаются полномочия собственника имущества должника — унитарного предприятия (п. 2 ст. 98 Закона о банкротстве).
2. Назначение конкурсного управляющего
При принятии решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном для назначения внешнего управляющего (п. 1 ст. 99 Закона о банкротстве).
По ходатайству конкурсного управляющего, одобренному собранием (комитетом) кредиторов, арбитражный суд может назначить несколько конкурсных управляющих с распределением между ними в зависимости от сложности выполняемых задач, характера и размера имущества должника обязанностей и пределов ответственности каждого из них (п. 2 ст. 99 Закона о банкротстве).
3. Права конкурсного управляющего
Конкурсный управляющий наделен следующими правами:
? предъявлять требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства (п. 5 ст. 101 Закона о банкротстве);
? для осуществления инвентаризации и оценки имущества должника привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием (комитетом) кредиторов (п. 1 ст. 102 Закона о банкротстве);
? привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов в целях правильного ведения учета имущества должника, составляющего конкурсную массу (п. 3 ст. 103 Закона о банкротстве);
? ходатайствовать с одобрения собрания (комитета) кредиторов перед судом о назначении для проведения конкурсного производства нескольких конкурсных управляющих с распределением между ними обязанностей и предела ответственности (п. 2 ст. 99 Закона о банкротстве);
? выставлять на открытые торги права требования должника, если иной порядок не установлен собранием (комитетом) кредиторов (п. 1 ст. 113, ст. 88 Закона о банкротстве).
4. Обязанности конкурсного управляющего
Конкурсный управляющий имеет следующие обязанности:
? направлять сведения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства для публикации в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и официальном издании ФСФО России за счет должника не позднее пяти дней с момента его назначения (ст. 100 Закона о банкротстве);
? отстранять от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом должника органы его управления и прекращать полномочия собственника имущества должника — унитарного предприятия, если они не отстранены на стадиях наблюдения или внешнего управления (п. 3 ст. 101 Закона о банкротстве);
? в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего принимать бухгалтерскую и иную документацию должника, его печати и штампы, материальные и иные ценности (п. Зет. 101 Закона о банкротстве);
? принимать в ведение имущество должника, проводить инвентаризацию и оценку этого имущества и принимать меры к его сохранности (п. 3 ст. 101 Закона о банкротстве);
? анализировать финансовое состояние должника (п. 3 ст. 101 Закона о банкротстве);
? предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. Зет. 101 Закона о банкротстве);
? уведомлять работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (п. 3 ст. 101 Закона о банкротстве);
? заявлять в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов (п. 3 ст. 101 Закона о банкротстве);
? заявлять отказ от исполнения договоров должника в порядке, установленном ст. 77 Закона о банкротстве (п. 3 ст. 101 Закона о банкротстве);
? принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц (п. 3 ст. 101 Закона о банкротстве);
? предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, истребовании его имущества у третьих лиц, расторжении договоров, заключенных должником (п. 4 ст. 101 Закона о банкротстве);
? уведомлять собственника изъятого из оборота имущества при наличии такового в составе имущества должника (п. 1 ст. 104 Закона о банкротстве);
? привлекать независимого оценщика для оценки до продажи недвижимости, являющейся имуществом должника, подлежащим продаже в ходе конкурсного производства (п. 2 ст. 102 Закона о банкротстве);
? уведомлять уполномоченные органы местного самоуправления и передавать им по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона (п. 4, 5 ст. 104 Закона о банкротстве);
? использовать в ходе конкурсного производства только один счет должника в банке (основной счет), закрывать по мере их обнаружения другие счета должника в банках и иных кредитных организациях, производить все выплаты только с основного счета должника (п. 1 —3 ст. 105 Закона о банкротстве);
? представлять в любое время собранию (комитету) кредиторов по их требованию отчетов использовании денежных средств должника (п. 4 ст. 105 Закона о банкротстве);
? после проведения инвентаризации и оценки имущества должника организовывать продажу указанного имущества на открытых торгах (кроме имущества, относящегося к ограниченно оборотоспособному, которое продается на закрытых торгах) непосредственно либо поручать проведение торгов специализированной организации, вносить предложения о порядке и сроках продажи имущества должника на собрание кредиторов для их одобрения (п. 1 —3 ст. 112 Закона о банкротстве);
? реализовывать имущество должника, не проданное на первых торгах, на повторных торгах либо на основании договоров купли-продажи, заключенных без проведения торгов (ст. 86, п. 4, 5 ст. 112 Закона о банкротстве);
? устанавливать размер требований кредиторов в порядке, предусмотренном ст. 46 и 75 Закона о банкротстве, очередность требований кредиторов в порядке, предусмотренном ст. 106— 111 этого Закона, производить расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов (ст. 114 данного Закона);
? учитывать требования кредиторов по возмещению убытков, взысканию неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых (экономических) санкций, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей отдельно в реестре требований кредиторов (п. 2 ст. 111 Закона о банкротстве);
? не реже одного раза в месяц представлять собранию (комитету) кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника него имуществе на момент открытия конкурсное производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию (п. 1 ст. 115 Закона о банкротстве);
? предоставлять по требованию суда все сведения, касающиеся конкурсного производства (п. 2 ст. 115 Закона о банкротстве);
? после завершения расчетов с кредиторами вносить в реестр требований кредиторов сведения о произведенных расчетах и погашении требований (п. 6 ст. 114 Закона о банкротстве) и представлять в суд отчет о результатах проведения конкурсного производства (ст. 117 этого Закона);
? при наличии нереализованного в ходе конкурсного производства имущества должника уведомлять об этом уполномоченные органы соответствующего муниципального образования, которые в течение одного месяца обязаны принять такое имущество на свой баланс и нести все расходы по содержанию имущества (п. 1, 2 ст. 118 Закона о банкротстве);
? передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации (п. 3 ст. 101 Закона о банкротстве);
? в течение десяти дней с момента вынесения определения суда о завершении конкурсного производства представлять это определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (п. 2 ст. 119 Закона о банкротстве);
? в течение пяти дней с момента заключения мирового соглашения представлять в арбитражный суд заявление о его утверждении (п. 2 ст. 123 Закона о банкротстве).
5. Компетенция собрания кредиторов при конкурсном производстве
В компетенцию собрания кредиторов при конкурсном производстве входит следующее:
? одобрять или отклонять ходатайство конкурсного управляющего в суд о назначении нескольких конкурсных управляющих с распределением между ними обязанностей и пределов ответственности в зависимости от сложности выполняемых задач, характера и размера имущества должника (п. 2 ст. 99 Закона о банкротстве);
? рассматривать вопрос о привлечении для осуществления инвентаризации и оценки имущества и недвижимости должника оценщиков и иных специалистов, а также вопрос об источниках оплаты их услуг (п. 1, 2 ст. 102 Закона о банкротстве);
? после проведения инвентаризации и оценки имущества должника рассматривать вопрос о порядке и сроках продажи этого имущества, одобрять или отклонять предложения конкурсного управляющего по этому вопросу (п. 1 ст. 112 Закона о банкротстве);
? рассматривать порядок продажи (уступки) прав требования должника (п. 1 ст. 113 Закона о банкротстве);
? не реже одного раза в месяц рассматривать отчет о деятельности конкурсного управляющего, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию (п. 1 ст. 115 Закона о банкротстве);
? в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим своих обязанностей ходатайствовать перед судом об отстранении конкурсного управляющего от исполнения им своих обязанностей и назначении нового конкурсного управляющего (ст. 116 Закона о банкротстве);
? принимать решение о заключении мирового соглашения (п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве);
? принимать решения об избрании членов комитета кредиторов, количественном составе комитета и о досрочном прекращении его полномочий (п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве);
? вносить в суд ходатайства о продлении или сокращении установленного срока конкурсного производства сверх сроков, предусмотренных п. 2 ст. 97 (п. 3 ст. 97 Закона о банкротстве);
? обжаловать в суд действия конкурсного управляющего (п. Зет. 16 Закона о банкротстве);
? обжаловать принятые арбитражным судом определения, затрагивающие интересы заинтересованных лиц.
6. Компетенция комитета кредиторов при конкурсном производстве
Комитет кредиторов вправе:
? требовать от конкурсного управляющего предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе конкурсного производства;
? принимать решения о созыве собрания кредиторов;
? рекомендовать собранию кредиторов ходатайствовать перед судом об освобождении конкурсного управляющего от исполнения им его обязанностей;
? принимать решение о представлении суду кандидатуры заместителя конкурсного управляющего;
? обжаловать принятые арбитражным судом определения, затрагивающие интересы заинтересованных лиц.
7. Утверждение мирового соглашения при конкурсном производстве
При утверждении мирового соглашения в ходе конкурсного производства решение суда о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства не подлежит исполнению, а конкурсный управляющий исполняет обязанности руководителя должника до момента назначения (избрания) руководителя должника (ст. 124 Закона о банкротстве).
8. Процедурные сроки при конкурсном производстве
Собрание кредиторов созывается конкурсным управляющим в двухнедельный срок с момента соответствующего обращения комитета кредиторов или конкурсных кредиторов (п. 2 ст. 13 Закона о банкротстве).
Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей, если это не было сделано на этапе внешнего управления (ст. 69 Закона о банкротстве).
Конкурсный управляющий обязан направить сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства для публикации в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и официальном издании ФСФО России за счет должника не позднее пяти дней с момента его назначения (ст. 100 Закона о банкротстве).
В публикации сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства устанавливается срок для предъявления требований кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с даты указанной публикации (ст. 100 Закона о банкротстве).
Собственник изъятого из оборота имущества обязан принять это имущество от конкурсного управляющего или закрепить его за другими лицами в месячный срок с момента получения уведомления от конкурсного управляющего; в случае неисполнения этой обязанности все расходы по содержанию имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника этого имущества (п. 2, 3 ст. 104 Закона о банкротстве).
Уполномоченные органы местного самоуправления обязаны в течение одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего принять по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, в случае неисполнения обязанности по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагаются на уполномоченные органы местного самоуправления; источником финансирования являются соответствующие бюджеты (п. 4, 5 ст. 104 Закона о банкротстве).
С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника конкурсное производство считается завершенным, задолжник ликвидированным, полномочия конкурсного управляющего прекращаются (п. 4 ст. 119 Закона о банкротстве).
Должник или конкурсный управляющий в течение пяти дней с момента заключения мирового соглашения должен представить в арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения (п. 2 ст. 123 Закона о банкротстве).
Кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам, незаконно получившим имущество должника; такое требование может быть предъявлено в течение десяти лет после окончания производства по делу о банкротстве (п. 7 ст. 114 Закона о банкротстве). Последовательность действий конкурсного производства приведена на рис. 2.2 (с. 140).
Выполнение обязанностей конкурсного управляющего предполагает высокий профессиональный уровень его аппарата. Прежде всего необходимо обоснованно возвратить имущество должника. Уровень организации работы в этом направлении определяет величину конкурсной массы. В целом кредиторы заинтересованы в ее увеличении. Вместе с тем противоречия, возникающие между кредиторами, могут вызывать противодействие с их стороны исполнению конкурсным управляющим своих обязанностей.
Признание сделок недействительными влечет за собой причинение материального ущерба партнерам должника. Такое положение требует правовой оценки перспектив оспаривания сделок с позиции увеличения конкурсной массы, затрат времени, полноты информации о состоянии имущества бывшего партнера, затрат ресурсов по такому способу наращивания конкурсной массы.
Как показывает практика, эффективными будут действия конкурсного управляющего, при которых основные блоки конкурсного производства, предусмотренные законодательством, осуществляются параллельно.