1.1. Политика и безопасность
Одними из основополагающих документов в этой сфере являются:
1. Совместное Коммюнике об установлении дипломатических отношений между Республикой Кыргызстан и Китайской Народной Республикой от 5 января 1992 г.;
2. Совместное кыргызско-китайское Коммюнике от 16 мая 1992 г.;
3. Меморандум о развитии дружественных связей между Кыргызской Республикой и Народным правительством Шанхай от 26 октября 1995 г.;
4. Совместная Декларация о дальнейшем развитии и углублении отношений дружбы и сотрудничества между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой от 27 апреля 1998 г.;
5. Дополнительное Соглашение между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе от 26 августа 1999 г.;
6. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 24 июня 2002 г.;
7. Программа сотрудничества на 2004-2014 гг. от 21 сентября 2004 г.;
8. Совместная декларация между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой от 10 июня 2006 г.;
9. Совместная декларация Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении отношений добрососедства, дружбы и сотрудничества, от 14 августа 2007 г.
Рассматривая взаимодействие обеих стран в сфере политики и безопасности, следует особо выделить начальный этап становления кыргызско-китайских отношений. Многие положения договоров, подписанных в данный период, нашли отражение в более поздних документах, которые формируют современный облик кыргызско-китайского межгосударственного сотрудничества.
5 января 1992 г. Кыргызстан и Китай установили дипломатические отношения. В связи с этим в Бишкеке между правительствами двух государств было подписано совместное Коммюнике, в котором стороны выразили намерение развивать межгосударственное взаимодействие на основе принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, а также мирного сосуществования .
Забегая вперед, важно заметить, что в данном документе, равно как и в последующих соглашениях, особое значение отводится признанию кыргызской стороной о. Тайвань неотъемлемой частью Китая, причем Кыргызстан, в соответствии с данным Коммюнике воздерживается от установления официальных отношений с Тайванем.
Политическая ситуация на тот период характеризовалась отсутствием у Кыргызстана опыта общения как самостоятельного субъекта международных отношений. В обеих странах практически не располагали информацией о проводимых кыргызским, а также китайским правительствами курсах в политической, экономической и в остальных сферах. К тому же бывшим Союзным Республикам предстояло продолжить переговорный процесс с Китаем по вопросу советско-китайской границы, оставшийся нерешённым в связи с распадом СССР.
В мае 1992 г. состоялся первый официальный визит президента Кыргызской Республики Аскара Акаева в Китай, в рамках которого глава государства провёл встречи и переговоры с Председателем КНР Ян Шанкунем, Генеральным Секретарём ЦК КПК Цзян Цзэминем, Премьером Госсовета КНР Ли Пэном.
Во время пребывания Аскара Акаева в Китайской Народной Республике, главами двух государств 16 мая было подписано Совместное кыргызско-китайское Коммюнике, ставшее в последствии основой для начального этапа становления двустороннего сотрудничества государств.
В соответствии с данным документом, стороны заявили, что «рассматривают друг друга как дружественные государства и намерены развивать взаимоотношения на основе универсальных принципов межгосударственных отношений» и, вместе с тем провозгласили о «решении всех вопросов между государствами в духе добрососедства и дружбы». В этой связи, главы обеих стран пришли к соглашению о необходимости «проведения регулярных политических консультаций по вопросам двустороннего сотрудничества и другим проблемам, представляющих взаимный интерес». Причем, как было озвучено в документе, в этих целях «будут поддерживаться регулярные контакты между руководителями, ответственными лицами парламентов, различных министерств и ведомств, общественных организаций обоих государств» .
В документе также отражено намерение сторон укреплять и расширять контакты в политической, торгово-экономической, научно-технической сферах, в области транспорта, образования, здравоохранения, культуры и искусства, информации, туризма и т.д.
Стороны отметили, что в двусторонних отношениях имеется огромный потенциал экономического сотрудничества. Они будут содействовать дальнейшему развитию отношений в этой сфере, и поддерживать все формы экономического сотрудничества, принятые в мировой практике.
Стоит отметить, что особое внимание было уделено двустороннему сотрудничеству в области безопасности. Стороны условились, что компетентные органы Республики Кыргызстан и КНР будут сотрудничать в борьбе с организованной преступностью, международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, контрабандой и другой преступной деятельностью. Однако формы и методы сотрудничества должны были стать предметом отдельных переговоров. На современном этапе, данный пункт совместного Коммюнике играет огромную роль для китайского руководства. В первую очередь это обуславливается наличием потенциально несущего угрозу, Синьцзян-Уйгурского Автономного Района (СУАР КНР), который за вычетом всех вышеперечисленных вызовов и угроз системам национальной и региональной безопасностей, имеет историческую, географическую близость с Кыргызстаном. Более того, важный акцент ставится на этническую, религиозную и языковую общность народов, населяющих данный регион.
Между тем, в отдельном пункте Совместного Коммюнике было закреплено принципиальное для китайской стороны положение по границе. В 9 пункте документа сказано, что стороны позитивно оценивают результаты, достигнутые на пограничных переговорах между КНР и бывшим СССР на кыргызско-китайском участке границы. Исходя из этого, стороны должны будут продолжить обсуждение нерешенных пограничных вопросов на базе уже имеющихся соответствующих договоров .
Это был сложный этап становления двусторонних отношений, завершение которого многие эксперты увязывают с визитом премьера Госсовета КНР Ли Пена в страны Центральной Азии в 1994 г. В Программном выступлении Ли Пена в Ташкенте, а также в ходе переговоров на высшем уровне в Бишкеке, были сформулированы основные принципы, на базе которых Китай был намерен строить свои отношения со странами Центральной Азии и Кыргызстаном в том числе. Приоритет отдавался поддержанию мира и стабильности на границах Китая со своими соседями. Прагматизм китайской стороны проявлялся в стремлении развивать торгово-экономическое сотрудничество со странами региона. За прошедший к тому моменту период сторонами в целом была создана солидная договорно-правовая база сотрудничества в различных областях, которая открывала широкие перспективы и возможности для их дальнейшего развития .
Важной составляющей с момента начала кыргызско-китайского взаимодействия является разрешение пограничного вопроса, в частности прохождения линии государственной границы на несогласованных участках, оставшимися на стадии обсуждения со времен СССР.
С распадом Союза, в результате дипломатических переговоров было принято решение о ведении дальнейших переговоров по границе в формате «Совместная делегация – КНР». В связи с чем, в 1992 г. была создана специальная комиссия, обозначившая линию прохождения границы между странами, в состав которой вошли правительственные делегации Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана и России.
4 июля 1996 г. Президент Кыргызской Республики Аскар Акаев и Председатель КНР Цзян Цзэминь подписали Соглашение о кыргызско-китайской государственной границе. Договор был выработан по итогам сложных пограничных переговоров, в ходе которых сторонам удалось согласовать прохождение линии государственной границы по четырём оспариваемым участкам. Участок, расположенный западнее перевала Бедель (водосбор реки Узенгу-Кууш), вошел в Договор с особым статусом, по которому стороны договорились продолжить переговоры.
Правовой основой урегулирования прохождения линии границы по пятому участку, в районе перевала Бедель, стало Дополнительное Соглашение о кыргызско-китайской государственной границе, подписанное 26 августа 1999 г. в Бишкеке, согласно которому стороны пришли к единому мнению, что 70% спорной территории отходит Кыргызской Республике, а 30% – Китаю соответственно .
Необходимо отметить, что подписанию Дополнительного Соглашения предшествовало заключение 25 августа 1999 г. в Бишкеке трехстороннего Соглашения между Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой и Кыргызской Республикой о точках стыка государственных границ трёх государств, являвшимся одним из заключительных этапов урегулирования приграничного вопроса.
Позже, аналогичное трехстороннее Соглашение было подписано с Республикой Таджикистан в Душанбе 5 июля 2000 г. Таким образом, сторонами окончательно был разрешен и снят с повестки дня этот чувствительный вопрос во взаимоотношениях с Китаем, в частности между Кыргызстаном и КНР окончательно была завершена делимитация кыргызско-китайской государственной границы, что исключало возможность появления в будущем спорных вопросов касательно прохождения линии границы между двумя государствами.
С подписанием Соглашений по границе, определившим линию ее пролегания сторонам предстояло провести ещё сложные демаркационные работы, в связи, с чем в 2000 г. на межправительственном уровне была образована Совместная кыргызско-китайская демаркационная комиссия. По итогам четырехлетних демаркационных работ Совместной комиссией были подготовлены следующие документы, определившим правовую сторону демаркации государственной границы:
• Протокол между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Китайской Народной Республики о демаркации линии кыргызско-китайской государственной границы;
• Карта государственной границы между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой;
• Протокол пограничных знаков;
• Каталог координат и высот столбов пограничных знаков;
• Схема расположения пограничных знаков .
23 сентября 2004 г. в Бишкеке во время официального визита Премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао состоялось подписание вышеназванных демаркационных документов. Стороны также подписали Программу сотрудничества между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой на 2004-2014 гг., что ознаменовало намеренность китайской стороны определить приоритетные направления и объекты сотрудничества двух стран в различных областях на последующие 10 лет. Подписание документов имело важное стратегическое значение для активизации кыргызско-китайского сотрудничества в сфере безопасности и закрепления приграничной безопасности двух государств, оно также явилось очередным подтверждением политизированности двусторонних отношений.
Следует добавить, что ранее правительством Кыргызской Республики предпринимались односторонние попытки активизировать двустороннее сотрудничество. 24 августа 2000 г. Правительством Кыргызской Республики было принято Постановление о комплексном плане мероприятий по сотрудничеству Кыргызской Республики с Китайской Народной Республикой на 2000-2003 гг., в котором были определены перспективные направления в кыргызско-китайском сотрудничестве и разработан план скоординированных действий для министерств и ведомств страны.
Тем не менее, одним из основополагающих документов, определяющим основные принципы двустороннего сотрудничества является Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 24 июня 2002 г. Данное соглашение подвело итоги двустороннего взаимодействия за прошедшие годы. В нём четко прописывается приверженность сторон принципам, зафиксированным в политических документах, подписанных со времени установления дипломатических отношений в 1992 г.
Следует выделить ст. 4 договора, в которой стороны с удовлетворением отмечают полное урегулирование пограничных вопросов, а также обязуются неукоснительно соблюдать положения соответствующих соглашений о границе, подписанных между двумя странами.
Два государства договорились всесторонне развивать двусторонние отношения на основе взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства, мирного сосуществования.
Стороны также условились, что с уважением будут относиться к выбранному в соответствии со своими внутренними условиями пути политического, экономического, социального и культурного развития.
Кыргызская сторона в Договоре подтвердила неизменность своей позиции по тайваньскому вопросу, отметив, что Правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань является его неотъемлемой частью.
Согласно Договору сторонам запрещено участвовать в союзах или блоках, а также предпринимать какие-либо действия, включая заключение договоров с другими государствами, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой стороны.
Не менее важным и всеобъемлющим документом является Программа сотрудничества между Кыргызской республикой и Китайской Народной Республикой на 2004-2014 гг. Договор прописывает комплексное развитие двустороннего взаимодействия. Всего определено восемь областей, по которым кыргызско-китайской межправительственной комиссии предстояло проделать работу:
• Политическая;
• Торгово-экономическая;
• Сфера транспортной, таможенной и пограничной инфраструктуры, транзитных перевозок и приграничной торговли;
• Сфера энергетики и освоения минеральных ресурсов;
• Инвестиционно-финансовая сфера;
• Сфера туризма;
• Научно-техническое сотрудничество;
• Культурно-гуманитарная сфера;
В политической плоскости стороны выразили намерение укреплять контакты на высшем уровне, проводить углубленный обмен мнениями по широкому спектру двусторонних отношений и международным отношениям, представляющим взаимный интерес.
Кроме того, «стороны продолжат укреплять партнёрство и сотрудничество в рамках ШОС в целях повышения её роли в новых мировых реалиях, широко взаимодействовать на мировом и региональном уровнях по вопросам, касающимся поддержания и укрепления международного мира и стабильности».
В документе говорится, что два государства будут выступать против попыток вмешательства во внутренние дела других государств, подрыва их территориальной целостности и, под разного рода предлогами, интернационализации в любых формах внутренних проблем государств .
В период с 9 по 10 июня 2006 г. состоялся государственный визит Президента Кыргызской Республики Курманбека Бакиева в Китай. Это был первый визит главы Кыргызской Республики в Китай, после смены власти в Кыргызстане в марте 2005 г. 10 июня 2006 г. Курманбек Бакиев и Ху Цзинтао подписали Совместную декларацию, которая юридически закрепила преемственность нового руководства Кыргызстана ранее подписанным с Китайской Народной Республикой договорённостям. Главами двух государств были также подписаны 14 соглашений, охватывающих широкий спектр вопросов: от сотрудничества в области экономики до взаимодействия в области культуры, образования и спорта.
В двусторонних отношениях с Кыргызской Республикой большое внимание Китаем уделяется вопросам противодействия «трём силам зла». Сквозь призму всех политических документов прослеживается стремление Китайской Народной Республики юридически закрепить намеренность соседних стран совместно противодействовать терроризму, экстремизму и сепаратизму. При этом, Китай склонен рассматривать вопросы сепаратизма и терроризма с одной позиции, не проводя особого отличия между ними .
Так, в Программе сотрудничества на 2004-2014 гг., в п. 6 говорится, что стороны будут укреплять координацию и сотрудничество соответствующих ведомств двух стран по совместной борьбе со всеми формами терроризма, в том числе с террористическими силами «Восточного Туркестана».
Необходимо отметить, что в противодействии сепаратизму, экстремизму и терроризму стороны взаимодействуют как на региональном, так и на двустороннем уровне. При этом, немаловажную роль в решении данного вопроса играет Шанхайская Организация Сотрудничества, предусматривающая консолидированный и всемерный подход к этой проблеме всех стран-участниц ШОС. Свидетельством тому могут послужить ежегодные антитеррористические учения, в ходе которых отрабатываются навыки взаимодействия друг с другом для устранения общей угрозы.
14 августа 2007 г. в Бишкеке в рамках государственного визита Председателя КНР Ху Цзинтао было подписано Межправительственное Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом и злоупотреблением наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами.
В силу того, что Кыргызстан и Китай имеют общие транспортные пути, существуют возможности проникновения тяжелых наркотиков через территорию Кыргызской Республики в КНР. Более того, международное сообщество признаёт возможное проникновение через территорию нашей страны из Китайской Народной Республики прекурсоров в Афганистан для изготовления сильнодействующих наркотических веществ. Такая ситуация выявила необходимость создания международно-правовой базы для проведения правоохранительными органами двух государств совместных мероприятий по пресечению контрабанды наркотиков и прекурсоров в Кыргызской Республике и из неё.
Подписание Соглашения и реализация его основных направлений позволяет компетентным органам сторон проводить профилактические и специальные мероприятия по пресечению контрабанды наркотиков и прекурсоров.
В заключении необходимо отметить, что Китай в политической составляющей сотрудничества с Кыргызстаном уделяет большое внимание вопросам обеспечения стабильности и безопасности, как в самой Кыргызской Республике, так и Центральноазиатском регионе в целом, в свою очередь оказывающего огромное влияние на стабильность самой КНР. При этом как уже упоминалось, китайским руководством учитывается фактор этнической, религиозной, а также языковой общности населения ЦАР с населением СУАР.
Проведенный анализ договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества в сфере политики и безопасности, а также ее весьма высокая эффективность реализации, дают основания полагать, что наряду с уже имеющимися договоренностями, предусматривающими регулирование многих вопросов в данных областях, взаимодействие обеих сторон будет и в будущем нести характер поступательного движения на конструктивное и плодотворное сотрудничество.
1.2. Экономика и Торговля
С момента установления дипломатических отношений, торгово-экономическое направление занимает одно из наиболее приоритетных мест в кыргызско-китайском сотрудничестве. На современном этапе, для регулирования экономической составляющей взаимодействия обеих стран была создана прочная договорно-правовая база, насчитывающая сегодня целый ряд двусторонних документов.
Отношения в области экономики и торговли регулируются комплексом межправительственных и межведомственных договоров. Многие положения, затрагивающую эту сферу, нашли своё отражение в политических соглашениях.
Основными договорами в торгово-экономической сфере являются:
1. Соглашение между Правительством Республики Кыргызстан и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 14 мая 1992 г.;
2. Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Китайской Народной Республики о гарантиях качества импортно-экспортной продукции 23 октября 1995 г.;
3. Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономическом сотрудничестве от 27 апреля 1998 г.;
4. Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход от 24 июня 2002 г.;
5. Программа сотрудничества между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой на 2004-2014 годы от 21 сентября 2004 г. ;
6. Протокол четвертого заседания Координационной группы «Кыргызстан – СУАР КНР» при Межправительственной кыргызско-китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству от 10 декабря 2007 г.
Одним из самых первых двусторонних документов в торгово-экономической сфере, подписанным обеими сторонами 14 мая 1992 г., является Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений. В соответствии с документом, стороны пришли к единому мнению о взаимном поощрении, защите и создании благоприятных условий для капиталовложений инвесторов обеих стран. При этом, каждая из сторон, как это было отражено в Соглашении, обязуется обеспечивать на своей территории справедливый режим и защиту в отношении капиталовложений инвесторов другой Договаривающейся стороны и деятельности, связанной с такими капиталовложениями. В связи с этим предусматривалось частичное упрощение регистрационного порядка и содействие в получении гражданами другой стороны виз и разрешений на работу в связи с капиталовложениями, осуществленными на ее территории.
Однако эти положения Соглашения не распространяются на льготы и преимущества, которые Кыргызстан, либо Китай предоставляет, или предоставит в будущем инвесторам любого третьего государства на основе ее участия в зоне свободной торговли, экономическом или таможенном союзе, организации экономической взаимопомощи и т.д.
Согласно данным Национального Статистического Комитета Кыргызской Республики о поступлении прямых иностранных инвестиций, можно наблюдать значительный рост объема капиталовложений, поступающих с Китая. Так, к примеру, в 1995 г. объем вложенных средств Китайской Народной Республики составлял 154,6 тыс. долл., уже в 2000 г. объем достиг 891,3 тыс. долл., а в 2007 г. вливания китайского капитала составляли 29 090, 3 тыс. долл. США .
Соглашением было также предусмотрены порядок и процедуры судебного разбирательства, в случае возникновения такового при разрешении спорных вопросов.
Стоит отметить, что данный документ стал первым в торгово-экономическом сотрудничестве, обеспечив тем самым договорно-правовую поддержку двустороннего взаимодействия в этой сфере.
Не менее важное значение имеет Соглашение о гарантиях качества импортно-экспортной продукции от 23 октября 1995 г., заключенное между Правительствами Кыргызстана и Китая в целях стимулирования развития двусторонней торговли, гарантирования качества импортно-экспортной продукции двух стран, а также упрощения процедуры проверки продукции.
Согласно данному документу, стороны пришли к соглашению о возложении обязательств по осуществлению организации, координации и контроля за исполнением данного Соглашения на Государственную инспекцию по стандартизации и метрологии при Правительстве Кыргызской Республики и Государственное Управление по инспекции качества импортно-экспортных товаров Китайской Народной Республики. При этом как было заявлено, в процессе выполнения Соглашения соответствующие организации сторон обязаны соблюдать соответствующие законы, нормативные акты, правила Кыргызской Республики и Китая, не нанося ущерба общим интересам и общественной морали обоих государств.
Необходимо также отметить, что стороны обязались взаимно признавать Сертификаты, Маркировки и Знаки, выдаваемые на основе результатов проверок, произведенных испытательными лабораториями и отражающих информацию о качестве товаров. Причем в случае несоответствия качества образцов продукции установленным требованиям, выявленного одной из сторон, Компетентные органы импортирующей стороны должны информировать об этом сторону-экспортера и наоборот. В данных целях Соглашением предусматривается осуществление научно-технического сотрудничества, а также обмен информацией между Договаривающимися сторонами.
23 апреля 1994 г. между Правительствами Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики было подписано Соглашение о создании Межправительственной Кыргызско-Китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, в сферу деятельности которой, входит непосредственное курирование всех аспектов связанных с вопросами экономического взаимодействия и товарооборота обоих государств.
16-21 декабря 1999 г. в Пекине состоялось 4-е заседание комиссии, посвященное вопросам состояния двусторонних экономических отношений, их развития, а также сотрудничества в сферах транспорта, электроэнергетики, банковской области и строительства картонно-бумажной фабрики в Кыргызстане.
В ходе 5-го заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в апреле 2001 г. в Бишкеке стороны подписали кредитное соглашение на 100 млн. юаней, в силу отсутствия которого на протяжении 3-х лет реализация проекта по строительству картонно-бумажной фабрики была отложена . Одновременно, в ходе этого заседания комиссия обсудила ряд важных вопросов, в число которых вошли оценка перспектив дальнейшего углубления торгово-экономического сотрудничества, сотрудничество в области сельского хозяйства, взаимодействие между таможенными службами.
Всего к настоящему времени состоялось шесть заседаний Межправительственной Кыргызско-Китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Шестое заседание Межправительственной комиссии состоялось в 18-23 мая 2004 г. в Пекине. Несмотря на весьма значительную роль межгосударственной структуры в активизации двустороннего сотрудничества между странами, наличие слабого механизма реализации соглашений и договоров привело к тому, что Правительство Кыргызской Республики приняло «Комплексный план мероприятий по сотрудничеству КР с КНР на 2001-2003 гг.», призванного укрепить кыргызско-китайское взаимодействие по нескольким направлениям .
На современном этапе, одним из наиболее важных документов в торгово-экономическом сотрудничестве, прописывающих общие положения осуществления внешнеэкономической деятельности между Кыргызской Республикой и Китаем является Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, подписанное между сторонами 27 апреля 1998 г. в Пекине.
Согласно положениям Соглашения стороны установили режим наибольшего благоприятствования в вопросах касающихся таможенных пошлин, других налогов и сборов, налагаемых на экспорт и импорт товаров и связанных с этим услуг, а также в отношении таможенных формальностей. Это означает, что стороны будут предоставлять субъектам внешнеэкономической деятельности самый льготный торговый режим, какой они предоставляют любой другой стране. Кыргызская сторона предусмотрела исключение. Данное положение не будет распространяться на те преимущества, которые Кыргызстан будет предоставлять другим соседним странам для облегчения приграничной торговли, а также странам-членам Таможенного союза и зоны свободной торговли.
Кыргызстан и Китай условились, что будут оказывать содействие в организации и проведении на территории своей страны торговых ярмарок, выставок, технико-экономических семинаров.
Соглашением также урегулированы некоторые коллизионные нормы осуществления внешнеэкономической деятельности.
Так стороны договорились, что вопросы поощрения и защиты капиталовложений инвесторов будут урегулированы согласно законодательству, действующего в каждой из стран. Гражданский кодекс Кыргызской Республики предусматривает целый комплекс гарантий безопасного осуществления внешнеэкономической деятельности.
Торгово-экономическая деятельность осуществляется на основе контрактов. При этом, порядок и условия осуществления внешнеторговых операций определяются согласно законодательству той страны, на территории которой они осуществляются.
Немаловажное значение было уделено также межбанковскому сотрудничеству обоих государств. Так, например соглашение о сотрудничестве между Национальным Банком Кыргызской Республики и Народным Банком Китая, подписанное 4 июля 1996 г. предусматривает взаимодействие двух структур в развитии экономики, финансов и торговли обеих стран. Учитывая сложность переходного периода экономики на тот момент, между финансовыми ведомствами стран была достигнута договоренность по выявлению соответствующих проблем и поиску необходимых мер по их совместному разрешению. В этих целях, стороны заявили о необходимости укрепления взаимных связей между специалистами, а также с соответствующими финансовыми институтами стран. Более того, в целях обеспечения своевременного обмена информацией и взглядами, стороны договорились организовывать регулярные или по мере необходимости визиты на высшем уровне.
24 июня 2002 г. было подписано Межправительственное Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход. Данным Соглашением урегулированы коллизионные вопросы налогообложения как физических, так и юридических лиц.
Со вступления Китая 11 декабря 2001 г. во Всемирную Торговую Организацию, торгово-экономическое взаимодействие между обеими странами реализуется в нормативно-правовых рамках организации. При этом следует отметить, что Кыргызская Республика 24 марта 2000 г. подписала с Китайской Народной Республикой протокол, закрепляющий перечень уступок, предоставляемых Китаем Кыргызстану в отношении таможенных пошлин и тарифных квот .
Тем не менее, Правительством Китайской Народной Республики, при вступлении в ВТО, было отмечено, что для эффективного взаимодействия в рамках данной организации государству понадобится достаточно длительный переходный период вступления в силу своих обязательств, касающихся торговли товарами и услугами. В этой связи, полное и эффективное торгово-экономическое сотрудничество Китая и Кыргызской Республики в рамках ВТО ожидается лишь в долгосрочной перспективе.
Важно отметить, что членство в ВТО предполагает гарантию свободного транзитного перемещения товаров по территории любой страны-участницы и обязывает стран-участниц организации предоставлять её членам режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле. При этом сотрудничество с соседним Китаем, имеющего выход к морю и одновременно являющегося государством-участником ВТО, представляется весьма выгодным для Кыргызстана, в связи с возможностью экспорта товаров на международные рынки морскими путями.
К 2000 г. между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой были заключены важные соглашения, затрагивающие вопросы сотрудничества двух государств в области торговли и капиталовложений, науки и техники, воздушного и автомобильного транспорта, туризма и здравоохранения, правовой помощи и других сферах.
Вместе с тем сложившееся состояние, уровень и объёмы торгово-экономического сотрудничества значительно отставали от формировавшегося благоприятного политического климата между двумя странами.
Сравнительный анализ данных роста взаимной торговли показывает, что объемы импортируемой продукции намного превышают экспорт в Кыргызстане, тем самым, являясь стимулирующим фактором роста товарооборота.
Экспортная продукция Кыргызстана характеризуется ярко выраженной сырьевой направленностью, большую часть которой составляют такие продукты как: кожсырье, шерсть, отходы черного и цветного металла, механические устройства и оборудование.
В отличие от экспорта в структуре импорта преобладают поставки готовой продукции, причем стоит отметить, что объемы импорта характеризуются постоянным ростом. Согласно данным Национального Статистического Комитета КР за период с 2002-2006 г. объемы импорта выросли более чем в 4 раза и составили в 2006 г. 246703,8 тыс. долл., его показатель в 2002 г. равнялся 59114,2 тыс. долл., за 2007 г. объем импорта уже составил 355557,5 тыс. долл.
Основными статьями импорта являются электрические машины и оборудование (на их долю пришло 25% объема импорта), средства наземного транспорта и запасные части к ним (10%), строительные материалы(10%), текстильная и трикотажная одежда, обувь, ткани(4%). Импортируются также предметы мебели, мыломоющие средства, пластмассы и изделия из них, цианиды и оксиды цианидов натрия .
Анализ статистических данных и договорно-правовой базы торгово-экономического сотрудничества Китая с Кыргызстаном показывает, что взаимодействие обеих стран в данной сфере, ввиду многих объективных причин, находится на одной из первичных стадий развития и обладает огромным потенциалом. При этом налицо тенденции углубления и расширения двусторонних отношений, как к примеру, членство обеих стран в таких организациях как ВТО и ШОС, способное создать серьезные предпосылки для развития сотрудничества в данной сфере.
Более того, развитые и тесные торгово-экономические отношения с Китаем подразумевают диверсификацию и модернизацию транспортной отрасли, как одной из составляющих взаимодействия, что в свою очередь является весьма выгодным для Кыргызстана.
На современном этапе, причинами довольно низкого уровня торгово-экономических отношений между Кыргызстаном и Китаем являются инертность, отсутствие заинтересованности госструктур, отдельных предприятий и предпринимателей в развитии сотрудничества, несовершенство законодательной базы двух стран в области иностранных инвестиций физических и юридических лиц, а также недостаточная эффективность коммуникаций, что в совокупности неблагоприятно сказывается на развитии двустороннего сотрудничества.