1.2. Кризисы на уровне предприятия

Кризис на предприятии можно понимать как незапланированный и нежелаемый, ограниченный по времени процесс, который в состоянии существенно помешать или даже сделать невозможным функционирование предприятия.

Два варианта выхода из кризиса:

1. Ликвидация предприятия как экстремальная форма.

2. Сохранение предприятия после успешного преодоления кризиса.



Немецкие исследователи Винер и Каан приводят следующие признаки, характеризующие кризис на предприятии:

• кризис — это переломный пункт в развивающейся смене событий и действий;

• кризисы часто образуют ситуацию, при которой огромное значение играет неотложность действий;

• они угрожают целям и ценностям предприятия;

• их последствия носят тяжелый характер для будущего задействованных в нем участников;

• они состоят из событий, которые создают новые условия для достижение успеха;

• они привносят неопределенность в оценку ситуации и разработку необходимых альтернатив для преодоления кризиса;

• они снижают контроль над событиями;

• они снижают время на реакцию до минимума, вызывают стресс и страх у участников;

• имеющаяся в распоряжении у участников информация, как правило, недостаточна для обоснованного принятия решений.



Американский институт кризис-менеджмента выделил два признака классификации кризисов:

А. Типы кризисов в соответствии с причинами их возникновения:

• стихийное бедствие;

• авария на производстве;

• провал нового продукта;

• кризис, вызванный восприятием кризисной ситуации в обществе;

• взаимоотношения между работниками и администрацией;

• ошибки в управлении;

• изменения в руководящем составе компании;

• враждебные слияния;

• криминальные события.

Б. Классификация кризисов в зависимости от скорости их распространения:

1. Внезапный кризис.

Основные причины внезапного кризиса:

— стихийные бедствия;

— аварии на производстве;

— ухудшение взаимоотношений между работниками и администрацией;

— изменения в руководящем составе компании из-за смерти ключевых руководителей.

Четыре уровня внезапных кризисов:

Уровень 1. Проблема может быть разрешена силами персонала, ответственного за данный вид деятельности. Например, при поломке оборудования управляющие им операторы могут починить его без помощи со стороны.

Уровень 2. Проблема может быть разрешена ответственным персоналом при привлечении других работников, присутствующих на своих местах. Например, при поломке оборудования оператор вызывает ремонтную бригаду для устранения неисправности.

Уровень 3. Для разрешения проблемы требуется больше ресурсов и работников, чем присутствует в данный момент на предприятии. Можно привлечь людей из других офисов компании или прибегнуть к помощи внешних консультантов. Например, при серьезной поломке оборудования обращаются в сервисный центр или к фирме-производителю.

Уровень 4. Ситуация выходит из-под контроля и может негативно повлиять на весь бизнес. Обычно такая проблема приводит к невыполнению компанией своих обязательств перед контрагентами. Например, если не удалось восстановить вышедшее из строя оборудование, то производство останавливается, и нарушается график поставок, что заставляет беспокоиться покупателей и клиентов.

2. «Тлеющий» кризис. Обычно он вызван серьезной проблемой в бизнесе, с которой компания сталкивается впервые и не имеет отработанных мер противодействия.

Возможные причины «тлеющего» кризиса:

— внутренние проблемы организации, с которыми она сталкивается впервые;

— негативное воздействие на компанию со стороны органов власти, например инициирование судебной процедуры;

— проблемы со сбытом из-за неэффективного планирования.

«Тлеющие» кризисы делят на четыре уровня:

Уровень 1. Внутренняя проблема, которая может быть разрешена усилиями лиц, ответственных за ситуации такого рода. Например, работники одного из подразделений считают, что их труд оплачивается ниже, чем в других подразделениях. Разговор со своим начальником позволяет решить эту проблему.

Уровень 2. Внутренняя проблема, которая может быть разрешена усилиями лиц, ответственных за ситуации такого рода, при условии привлечения медиаторов — других лиц, помогающих непосредственному начальнику решить проблему. Например, работники решили не выполнять свои обязанности до тех пор, пока проблема не будет решена. На переговоры с ними пришел не только непосредственный начальник, но и другие руководители предприятия.

Уровень 3. Внутренняя проблема бизнеса, которая может стать известной широкой общественности через СМИ и другие источники. Например, рабочие решили устроить демонстрацию на улице, чтобы добиться своих требований. Свои требования они выдвигают через региональный комитет профсоюза.

Уровень 4. Очень серьезная проблема, которая, скорее всего, будет известна широкой общественности и нанесет прямой и сильный удар по бизнесу. Например, между работниками и администрацией возник серьезный трудноразрешимый конфликт, все подробности которого стали достоянием общественности.



Задания

1. Назовите основные признаки кризиса на уровне предприятия.

2. Чем обычно завершается кризис на уровне предприятия в случае его успешного преодоления и в случае неудачи? Приведите примеры.

3. Перечислите типы кризисов, классифицируемых в зависимости от причин их возникновения. Какие из перечисленных кризисов вызваны экономическими причинами?

4. Назовите типы и уровни кризисов, классифицируемые в зависимости от скорости их распространения. Какие из кризисов по данной классификации преобладают на белорусских предприятиях?

< Назад   Вперед >

Содержание