Тактическое планирование
Некоторые характеристики тактических планов:
1. Тактику разрабатывают в развитии стратегии.
2. Тактика разрабатывается на уровне руководства среднего звена.
3. Тактика рассчитана на короткий отрезок времени, чем стратегия.
4. В то время как результаты стратегии не могут быть полностью обнаружены в течение нескольких лет, тактические результаты, как правило, проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями.
Тактическое планирование может иметь самые различные формы. Одной из форм является процесс разбивки долгосрочных планов на краткосрочные с детализацией вопросов. Как правило, на год составляются производственный план, финансовый план и план по маркетингу.
Кроме того, разновидностями планирования являются индикативное и внутрифирменное планирование.
Индикативное планирование представляет собой определение научно обоснованных целей и приоритетов социально-экономического развития государства, системы параметров соответствующих этим целям и приоритетам, и способов их достижения.
Индикативный план обосновывает направления и методы реализации государственной социально-экономической политики в условиях рыночной экономики. Для этого планирования соблюдаются права и интересы регионов, предприятий, организаций и всех граждан.
Система индикативных планов включает стратегический, среднесрочный и текущий планы. Стратегический план включает следующие разделы:
- анализ социально-экономической ситуации;
концепция социально-экономического развития;
- основные макроэкономические показатели;
- национальные программы.
Анализ социально-экономической ситуации должен раскрывать состояние производственного потенциала, внутренних и внешних тенденций развития экономики, результативности и действенности государственных регуляторов, качественного содержания и динамики производительных сил. В концепции социально-экономического развития обосновываются цели и приоритеты экономической политики, способы их достижения в виде рекомендуемых мер прямого и косвенного государственного регулирования.
Основные макроэкономические показатели содержат прогнозируемые темпы экономического роста, предполагаемые тенденции изменения общественного производства, и основные общеэкономические пропорции, оценку финансовых ресурсов государства, предприятий и населения.Национальные программы являются основным инструментом реализации социально-экономической стратегии и государственного регулирования с позиции эффективного достижения национальных целей и приоритетов.
Внутрифирменное планирование как функция управления наибольшее значение имеет на микро уровне.Цели внутрифирменного планирования:
-устранить отрицательный эффект неопределенности и изменчивости среды функционирования фирмы;
-сосредоточить внимание на главных задачах;
-добиться экономического функционирования;
-облегчить контроль.