3.3. Внутренняя и внешняя среда предприятия
• миссия, философия и цель являются центром внутренней среды предприятия и определяют все остальные элементы внутренней среды предприятия (определены выше при рассмотрении целеполагания);
• персонал и его квалификация является основным элементом внутренней среды предприятия, так как именно благодаря ему происходит трансформация ресурсов, получаемых из окружающей среды, в готовые товары и/или услуги (см. рис. 3.1);
• бизнес-процессы – это основные процессы, обеспечивающие функционирование предприятия, то есть приобретение ресурсов во внешней среде (поиск информации, финансирование, заключение договоров и т.п.), все процессы, связанные с трансформацией ресурсов в готовые товары и/или услуги (проектирование, производство, транспортировка, подготовка производства, подготовка кадров, ремонт и восстановление и т.п.), процессы, связанные с реализацией готовых товаров и/или услуг (маркетинг, сбыт и т.п.);
Рис. 3.3. Внутренняя и внешняя среда предприятия
• стратегии – здесь следует понимать как пути (способы) достижения цели предприятия в долгосрочном периоде в сложившейся ситуации (термин «стратегия» не имеет чёткого определения);
• организационная структура – набор элементов, из которых состоит предприятие, уровней, которые элементы на предприятии занимают, и связей между ними;
• организационная культура – общая система ценностей, правил и норм поведения, мышления и оценки, принятые на предприятии;
• организационные системы – это последовательности хорошо отработанных процедур, обеспечивающих функционирование предприятия (системы управления, системы ответственности, системы поощрения и наказания, системы подготовки и ротации кадров и т.п.).
Всё, что находится за пределами «ромашки» и создаёт фон, на котором функционирует предприятие, является внешней средой предприятия:
• справа на схеме представлена внешняя микросреда предприятия (см. выше), основными элементами которой являются поставщики, покупатели, партнёры, посредники, конкуренты и контактные аудитории; предприятие постоянно взаимодействует с ними, то есть как-то влияет на них и само находится под их влиянием;
• слева на схеме представлена внешняя макросреда предприятия (см. выше), основными элементами которой являются политика, экономика, научно-технический прогресс, географическое положение и климат, демография, религия и общая культура; предприятие не способно оказывать какое-либо влияние на внешнюю макросреду и вынуждено воспринимать её как фон, на котором и организовывать свою деятельность.