Глава 5 Россия и Кавказский регион

Кавказский регион, включающий в себя Северный Кавказ Российской Федерации и Закавказье (Азербайджан, Армения, Грузия), – один из самых сложных в плане защиты национальных и геополитических интересов России. Это объясняется целым рядом причин – исторических, этнических, конфессиональных, политических.

Северный Кавказ и Закавказье издревле населяло множество племен и народов. Регион пережил вторжение гуннов и хазар, арабов и татаро-монголов, турков-сельджуков и Тимура, крымских ханов. Здесь господствовала Византия, затем Турция и Иран. Почти непрерывные феодальные войны, работорговля, жестокие набеги, сопровождавшиеся разорением хозяйства и гибелью множества людей, – все это неотъемлемые составляющие истории Кавказа на протяжении многих веков.

Раздробленность, отсутствие этнокультурной общности, политико-территориального единства были характерными чертами общественной жизни Северного Кавказа и Закавказья вплоть до присоединения к России.

Одна из специфических особенностей Кавказа – наличие различных культур, часто противоречивых и вступающих друг с другом в конфликт, множество языковых групп, конфессий, цивилизационно-исторических сообществ. Коренные жители региона – грузины, горские народы Дагестана, вайнахи и адыгейцы относятся к кавказско-иберийской языковой семье; азербайджанцы, кумыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы – к тюркской; [c. 197] осетины, талыши, армяне – к различным ветвям индоевропейской; таты – к семито-хамитской и т. д. Современные народы Кавказа исповедуют разные религии: грузины – православие, армяне – монофиситскую ветвь христианства, горские народы Дагестана и народы вайнахской и адыгейской группы – суннизм, азербайджанцы – шиизм и суннизм, таты – иудаизм. На Северном Кавказе на протяжении веков существует также субкультура казаков (кубанских, донских, гребенских, терских).

Все эти различия не могли не сказаться на взаимоотношениях этносов Кавказа, которые характеризовались скорее конфликтностью и противоречиями, чем стремлением к единству и целостности. Как отмечает известный геополитик К.С. Гаджиев, понятия “Кавказ” в целом, “Закавказье” и “Северный Кавказ” в отдельности никогда не имели политического содержания. Контуры политической карты Кавказа в историческом прошлом зависели от исхода борьбы между различными сопредельными с ними империями1.

Присоединение к России позволило уменьшить политическую и этническую раздробленность Кавказа. Начиная с XVI в. территория России вплотную соприкоснулась с Кавказом, его северной частью. Началось освоение Российским государством этого региона. Чаще всего происходило добровольное присоединение. Например, кабардинцы еще в XVI в. приняли подданство России, спасаясь от нашествий Крымского ханства и султанской Турции.

Но было немало и военных столкновений. С XVIII в. Кавказ стал перекрестком острых противоречий и войн между Россией, Турцией, Ираном, Крымским ханством. Воздействовать на ход событий пыталась Англия. Театром военных действий Кавказ оставался и в XIX в. Самая продолжительная война в истории царской России – 47 лет (с 1817 по 1864 г.) – Кавказская война с горскими народами, которых длительный период возглавлял имам Шамиль. После победы в этой войне царское правительство приложило максимум усилий, чтобы Кавказский регион был включен в общероссийскую экономическую, политическую и административную системы.

Необходимость социального и экономического развития присоединенных районов, военно-стратегические соображения [c. 198] требовали ускоренного развития транспортной инфраструктуры, промышленного и сельскохозяйственного производства, разработки и проведения адекватной административной политики. Шло ускоренное заселение Кавказа переселенцами из России, которые не только несли с собой основы нового аграрно-промышленного хозяйствования и соответствующие отношения, но и выступали проводниками образования и культуры. Был осуществлен комплекс управленческих мер, регион выделен в отдельную территориально-административную единицу – Кавказское генерал-губернаторство (наместничество). Кроме того, вдоль Кавказской военной линии, разделявшей территории русских и горцев, были созданы военные губернаторства. В Баку, нефтяной столице России и быстро развивающемся интернациональном промышленном центре, владычествовал градоначальник, подчинявшийся непосредственно Петербургу.

После 1917 г. политическая карта Кавказа менялась многократно. Так, в Советском Союзе существовала Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (1922–1936 гг.), но затем был взят курс на создание союзных республик по национальному признаку. Неоднократные изменения производились и на Северном Кавказе. При этом территориально-административные границы нередко определялись произвольно, что впоследствии привело к конфликтам на кавказском постсоветском пространстве. Столкновение, а затем война Армении с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. унесли не одну тысячу жизней, более 1 млн человек оказались беженцами. Грузино-абхазский и грузино-южноосетинский конфликты тоже вылились в кровопролитные войны. Две чеченские войны по потерям среди российских военнослужащих почти сопоставимы с афганской кампанией (только с 1999 по 2004 г. потери Вооруженных сил РФ в Чеченской Республике составили более 3390 человек)2. Осетино-ингушское противостояние из-за Пригородного района Северной Осетии привело к гибели 600 человек; было сожжено и разрушено 3397 домов, почти 30 тыс. ингушских жителей этого района были вынуждены покинуть свои дома3. К началу XXI в. на Северном Кавказе насчитывалось более десяти спорных территорий. [c. 199]

Исторический и современный опыт свидетельствует, что при ослаблении центральной власти, с одной стороны, обостряются старые национальные конфликты внутри того или иного региона страны, с другой – ускоряются центробежные тенденции. Так было после Первой мировой войны, когда рухнули Османская, Германская, Австро-Венгерская и Российская империи. То же произошло в 90-х гг. XX в. с Югославией и СССР.

В советский период Кавказский регион играл важную, но не главенствующую роль в геополитических и геостратегических планах руководства государства. Он не был в центре внимания и других ведущих стран мира. Положение изменилось в конце XX – начале XXI столетия. Причин возросшего геополитического значения региона несколько, назовем наиболее важные из них.

1. Кавказ (и шире – Кавказско-Каспийско-Черноморский регион) стал рассматриваться как огромная кладовая природных ресурсов, прежде всего углеводородного сырья. Данные об исключительно больших запасах нефти и газа в этом регионе появились как раз в период, предшествующий распаду СССР. - Сейчас существует точка зрения, что эти данные значительно преувеличены в угоду политической и экономической конъюнктуре.

2. Регион может стать важным транснациональным транспортным узлом по линии “Восток – Запад” и “Север – Юг”, а по запасам углеводородного сырья и развитию коммуникаций - определенной альтернативой нефтедобывающим странам Персидского залива.

3. Кавказ с геополитической точки зрения рассматривается как самое уязвимое, “мягкое подбрюшье” России. Здесь все еще действуют чеченские сепаратисты, крепки позиции исламского фундаментализма, тлеют и вспыхивают очаги межнациональных конфликтов. Отсюда исходит угроза терроризма для всей России. Новые государства Закавказья ориентируются на Запад и южных соседей, дистанцируясь (правда, в разной степени) от России.

4. Многие исследователи считают Кавказ регионом, который может стать “русскими Балканами” или скрепляющим звеном “евразийского пояса нестабильности”, охватывающего пространство от Балкан до Гималаев.

5. Кавказ превратился в один из важнейших центров мировой политики, где соседствуют и сталкиваются локальные, [c. 200] региональные и глобальные интересы. Здесь борются за влияние Россия, США, страны Западной Европы, а также Турция и Иран. Кавказ в политическом плане неоднороден. Северный Кавказ – составная часть Российской Федерации. Закавказье представлено тремя независимыми, общепризнанными государствами – Азербайджанской Республикой, Республикой Арменией и Республикой Грузией. Поэтому, рассматривая ситуацию в регионе, следует иметь в виду и то общее, что делает его относительно самостоятельным объектом геополитического анализа, и то, что составляет особенности разных частей этого большого и важного региона, в частности Северного Кавказа и государств Закавказья.

< Назад   Вперед >

Содержание