1. Северный Кавказ

Являясь неотъемлемой частью Российской Федерации, Северный Кавказ занимает 2,1% ее территории, где проживает около 12% населения страны. Субъектами Российской Федерации, расположенными на территории Северного Кавказа, являются Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика. С этим регионом тесно связано Предкавказье, куда входят Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область. Некоторые исследователи относят сюда же Республику Калмыкию и Астраханскую область.

Северный Кавказ занимает исключительно важное геополитическое и геостратегическое положение. Он выступает форпостом России в защите ее национальных интересов на южных рубежах и в состоянии оказывать влияние на обширном пространстве, охватывающем весь Кавказ, Средний и Ближний Восток, Центральную Азию.

Вместе с тем Северный Кавказ ныне является самой конфликтогенной зоной России. В этом регионе споры и конфликты, сепаратистские и экстремистские настроения проявляются в наиболее острой форме. Можно согласиться с мнением тех, кто утверждает, что в настоящее время именно здесь проходит испытание на прочность современная российская государственность.

Острота противоречий и напряженность на Северном Кавказе вызваны рядом факторов. Назовем некоторые из них. [c. 201]

Во-первых, на все сферы жизни Северного Кавказа накладывает отпечаток исключительная многонациональность населения, причем у каждой национальности своя историческая судьба, свои культурно-цивилизационные различия, свой менталитет. Дополнительным конфликтогенным фактором выступает историческая память о депортации в 1944 г. чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, калмыков в Среднюю Азию и Сибирь.

Во-вторых, причиной неспокойствия на Северном Кавказе является нерешенность многих социально-экономических проблем. По уровню экономического развития это один из самых отсталых регионов Российской Федерации. Он дает всего 4% общероссийского промышленного производства, реальная зарплата здесь почти в 3 раза ниже, чем по России в целом. В кризисе находятся нефте- и газодобыча, нефтехимическая, машиностроительная и сельскохозяйственные отрасли, туристический бизнес. В результате – массовая безработица, обнищание населения, неустроенная молодежь, пополняющая ряды безработных и криминалитета. Социальная обездоленность обостряется в связи с огромным числом беженцев. Напряженность подпитывается неверием значительного числа населения официальным властям национальных республик. “Грязные” выборы, замешанность родственников некоторых руководителей в преступлениях, неспособность обеспечить безопасность граждан, борьба за власть, за перераспределение ресурсов и благ – все это серьезно препятствует достижению стабильности в регионе.

В-третьих, неравновесное состояние Северного Кавказа (и не только его) лежит в мировоззренческой, ценностно-нормативной плоскости. Потеря мобилизующих идеалов, лежащих в основе государственности, отсутствие национальной идеи чрезвычайно затрудняют консолидацию российских этносов. Как справедливо замечает ряд исследователей, общественное сознание народов бывшего СССР, в том числе народов Северного Кавказа, лишившись имперского и коммунистических идеалов, оказалось в идейном вакууме. Народы, в течение не одного поколения жившие в условиях внешней и внутренней безопасности, в нынешней ситуации пребывают в состоянии неопределенности, мучительного самоопределения. Утрата сообществом национального идеала ведет, как правило, к поиску новых идей и проектов, в том числе касающихся национально-государственного устройства. При этом могут формироваться убеждения и [c. 202] концепции, направленные как на пребывание в составе России, так и на дистанцирование от нее.

В-четвертых, фактором, во многом определяющим нынешнюю геополитическую ситуацию на Северном Кавказе, выступает ислам. Он хотя и предстает как наднациональная вероисповедная система, тем не менее нередко используется именно как базовый компонент национальной идеологии или национализма. В силу разных причин в последние десятилетия именно ислам задает тон в дискуссиях о геополитической перспективе региона. Это является отражением общей, в том числе демографической, экспансии приверженцев этой религии, которая запрещает любые средства контроля над рождаемостью. Показательно, что если в 1980 г. мусульман в мире насчитывалось примерно 780 млн, то в начале 2004 г. эта цифра выросла до 1 300 млн, что составило примерно 22% от 6,1 млрд населения планеты. В республиках Северного Кавказа мусульмане составляют 70% населения, их число за последние 20 лет выросло почти в 2 раза, в то время как доля славянского населения постоянно сокращается4.

Исламский фундаментализм дестабилизирует ситуацию на Северном Кавказе и может стать источником новых конфликтов на южных рубежах России. Достаточно вспомнить события августа – сентября 1999 г. в селениях Карамахи, Чабанмахи, Дженгутай в Буйнакском районе Дагестана, когда против вооруженных ваххабитов и вторгшихся с территории Чечни басаевских отрядов пришлось провести серьезную войсковую операцию.

В-пятых, дестабилизатором ситуации на Северном Кавказе остается конфликт в Чечне. Две чеченские войны – это не только борьба с международным терроризмом, но и борьба за территориальную целостность России, в защиту ее жизненно важных интересов.

Ряд исследователей полагает, что на Северном Кавказе, прежде всего в Чечне, брошен открытый вызов национальным и геополитическим интересам России. Директор Центра геополитических экспертиз А.Г. Дугин после страшной трагедии в Беслане отмечал: “…эффективность современного Российского государства на сегодня может быть оценена по одному точному [c. 203] индикатору – это ситуация на Северном Кавказе, положение в Чечне, противодействие сепаратистским тенденциям в других местах… Те силы, которые противодействуют России сейчас, поставили определенную цель – дестабилизация ситуации в России, особенно на Северном Кавказе, прекращение российского влияния на постсоветском пространстве и, в дальнейшем, переход к третьему этапу разложения евразийского пространства в рамках самой Российской Федерации. Мы имеем дело с геополитическим вызовом нашему государству…”5

Война в Чечне унесла десятки тысяч жизней граждан, взорвалась жестокими террористическими актами в Москве и других городах страны, разрушила Грозный и многие хозяйственные объекты в республике. Бандформирования, хотя малочисленные и существенно ослабленные, продолжают вылазки против российских войск, МВД, ФСБ, спецназовцев, руководства Чеченской Республики, мирных жителей. На Кавказе, по словам бывшего Президента Северной Осетии А. Дзасохова, уже целое поколение выросло в режиме тотального конфликта6.

Чеченский “узел” наносит большой политический и моральный ущерб России на мировой арене, подогревая антироссийские настроения. Руководство Российской Федерации ищет не только военные, но и политико-дипломатические рычаги урегулирования конфликта. И эта работа приносит свои плоды. В Чечне налаживается мирная жизнь, восстанавливается хозяйство, возрождается культура. Созданы чеченские национальные подразделения войск МВД России. Тем не менее пройдет, по-видимому, еще не один год, прежде чем накопившиеся проблемы будут если не решены окончательно, то хотя бы ослаблены.

Одной из причин сохранения взрывоопасного положения на Северном Кавказе многие эксперты называют отсутствие у федеральной власти четкой концепции относительно этого региона. Нет достаточно надежного механизма, который сохранял бы хрупкий этнополитический баланс между республиками, не допуская дальнейшей эскалации конфликта.

На необходимость решения проблем Северного Кавказа обратил внимание Президент Российской Федераций В.В. Путин [c. 204] в обращении к гражданам страны после трагедии в Беслане, а также на заседании Правительства РФ 13 сентября 2004 г. Он подчеркнул, что следует кардинально изменить всю политику на Северном Кавказе, который является и жертвой терроризма, и плацдармом для его воспроизводства. Складывается новая система взаимодействия сил и средств, осуществляющих контроль над ситуацией на Северном Кавказе, создана Федеральная комиссия по этому региону, в функции которой входит координация работы гражданских министерств, а в отдельных случаях и правоохранительных ведомств. Особое внимание обращено на социально-экономические проблемы Северного Кавказа. Развитию этого региона и обеспечению безопасности населяющих его народов руководство Российской Федерации придает первостепенное значение.

К Северному Кавказу примыкает Южный Кавказ, или государства Закавказья

< Назад   Вперед >

Содержание