Русская школа геополитики
Геополитика в России подпитывалась многими течениями, берущими начало в лоне географических, гуманитарных, естественных наук. Особенностью геополитической мысли России было обращение к культурно-цивилизационным подходам в определении места и роли России. Выделим несколько имен, знаменательных в период оформления русско школы геополитики.
Большой интерес представляют труды вице-адмирала, Вас. Мих.Головнина (1776—1831). Его книгой «Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах» зачитывались не только в России, но и во всей Европе. Сочинения мичмана Мореходова (псевдоним Головнина) «О состоянии Российского флота а 1824 году», напечатанные в Санкт-Петербурге в 1861 г., содержат много идей, которые гораздо позже Головнина развил американец А. Мэхэн. Е.Н. Квашнин-Самарин «Морская идея в Русской земле».
М.В.Ломоносов (1711—1765) – «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» (1763) и «Примерную инструкцию морским командующим офицерам, отправляющимся к поисканию пути на Восток Сибирским океаном» (1765).
Владим.Ив. Даль, русский писатель, лексикограф, этнограф (1801 - 1872) «Матросские досуги».
Необычен подход к геополитике химика Д.И. Менделеева (1834-1907). Д.И. Менделеев дал оригинальную трактовку начала истории, которая могла начаться, по его мнению, только после сложения сельского хозяйства у народов или пастушеских, или земледельчества. Д.И. Менделеев приводит точные расчеты. Он пишет, что «когда в умеренных штатах Европы приходится примерно около 3—4 десятин на среднего жителя, тогда становится уже тесно и является надобность и переселении. Войны чаще всего начинают вести пастушеские племена, кочевые народы. Лекарством от подобного рода войн он называет усиленное развитие промышленности, которая ДАЕТ возможность получать населению более высокие доходы.
Но решающее воздействие на формирование геополитических идей все же оказала география Воейкова, Семенова-Тян-Шанского, работы Милютина, Савцикого, Ильина, Вернадского и Гумилева.
В работах последнего генерала-фельдмаршала России Дмитрия Алексеевича Милютина (1816-1912) геополитические идеи были похожи на вкрапления в военную географию и статистику – «Критическое исследование значения военной географии и военной статистики», 1846 г. Милютин Д.А. сформулировал следующие геополитические приоритеты России:
1. Основной противник России – Британская империя: а) России в Европе и на Ближнем Востоке необходим союз с Германией, Францией, направленный против Англии, б) через Туркестанский край занять исходные позиции, с которых угрожать Индии (Разместили в Мерве и Ташкенте казачьи полки).
2. Вытеснить из Европы Турцию и создать Балканскую конфедерацию под общим покровительством России.
3. Иран и Китай являются естественными союзниками России, нужно гарантировать безопасность. До 1917 г. в Иране находился русский воинский корпус. Но пока у нас шла гражданская война, в Иране резко выросло влияние Англии, далее отношения становились то более, то менее теплыми
К географической школе геополитики очень близки были идеи русского политического консерватизма. К их числу можно смело отнести солидный труд Алексея Ефимовича Вандама (Едрихин) «Наше положение» 1912 г. Можно сказать выдающийся аналитик и прогностик пишет: «Несмотря на большие размеры своей территории, русский народ, по сравнению с другими народами белой расы, находится в наименее благоприятных для жизни условиях». Отсюда, отмечает ученый, в народных массах хранится инстинктивное стремление «к солнцу и теплой воде», что определило положение русского государства на театре борьбы за жизнь. Он понимал, что флот более верное средство для защиты их интересов.
Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827-1914) в работе «О могущественном территориальном владении применительно к России» 1915г. сформулировал ряд и ныне актуальных геополитических идей.
Выделил исторически сложившиеся системы геополитического контроля над пространством
Кольцеобразная — появилась на Средиземноморье в незапамятные времена. Сухопутные владения державы-метрополии представляли собой кольцо, позволявшее контролировать внутреннее морское пространство. Замыкали в кольцо свои владения греки, карфагеняне, римляне, венецианцы, генуэзцы. Их примеру в XVII в. следовали шведы, в XIX в. так же делал Наполеон. Эта идея реализуется сейчас блоком НАТО в Атлантике.
Клочкообразная, или точечная,— порты, пункты, военные базы построены по морям и океанам стратегически важных географических точках планеты.
Континентальная — является таковой, если владения господствующей державы охватывают территорию «от моря до моря». Наибольшего успеха в ее создании добились русские и американцы. Семенов-Тян-Шанский отметил главный недостаток: растянутость территории, а также резкие перепады в степени построения центра и периферии– это прослеживается в России. Повлиять на силу периферии можно, создав в азиатских владениях культурно-экономические центры ускоренного развития: Урал, Алтай с горной частью Енисейской губернии, Горный Туркестан с Семиречьем, Кругобайкалье, увеличить плотность населения.
Евразийство – позиции на место России в истории и мировом пространстве
Главная тема евразийского движения — это утверждение самобытных законов российской истории и культуры.
Наиболее ранним источником своих идей евразийцы считали документы конца 15 и начала 16 в. Прежде всего это «послание старца Филофея». В 1453 г. пал Константинополь и Русь осталась единственной великой православной страной, хранительницей восточно-христианской традиции. Именно в этом качестве старец Елизарова монастыря Филофей называл Русь «Третьим Римом». Сформулированная традиция развивалась в русле славянофильства (Хомяков А., И. Киреевский, С. Аксаков и др.).
Начало евразийского движения, как полагают многие его исследователи, связано с именами Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Геор.Вас. Флоровского и др.
Данилевский Николай Яковлевич (1822—1885). Человечество это стихия, которая в определенных точках складывается в формы. Эти формы есть культурно-исторический тип. Существовало 10 основных культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, германо-романский (европейский), американский, перуанский, славянский.
Законы развития культурно-исторических типов:
1. «Закон непередаваемости цивилизаций». Цивилизации не передаются, а воздействуют друг на друга посредством колонизации, прививки (ссылка на садоводческую практику), сравнения, которые принимаются к сведению, и одновременно могут усваиваться наименее национальные элементы чужой культуры.
2. Закон, устанавливающий зависимость культурно-исторического типа от разнообразия и уровня самостоятельности, входящих в его состав народов. Это делает необходимым политический союз родственных народов.
2. Закон краткости периодов цивилизации. (Как период цветения и плодоношения у цветка).
В развитии цивилизации Данилевский выделил четыре периода:
- Этнографический период (самый длительный, когда складывается национальный характер).
- Государственный период, когда народ строит государство.
- Период собственно цивилизации, самый короткий период плодоношения.
- Период естественного конца культуры, который протекает в двух формах: апатия самодовольства и апатия отчаяния.
Константин Николаевич Леонтьев (1831—1891) отстаивал известный тезис о том, что «славянство есть, славизма нет», мысль он растолковывал так: этническая и лингвистическая близость славянских народов не является достаточным основанием чтобы говорить об их культурном и характерном единстве. Евразийцы не были простыми преемниками идей славянофилов. Связывая культуру с религией, судьбой Православия, славянофилы были правы. «...Культура России не есть ни культура европейская, ни одна из азиатских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той или других. Она — совершенно особая специфическая культура, обладающая не меньшей самоценностью и не меньшим историческим значением, чем европейская и азиатская.
Неоценимы идеи Николая Сергеевича Трубецкого (1890—1938), изложенные в книге «Европа и человечество», рассматривающего Россию как особую евразийскую культуру.
Ильин Иван Александрович (1882-1954) полагал, что Россия есть живой организм, который складывался веками. В силу своего географического положения Россия вечно вынуждаема к обороне. Исторически Россия доказала свою способность к самообороне. Расчленение превратят Россию в вечный источник войн. Державы всего мира будут вкладывать свои деньги, стратегические расчеты во вновь возникшие малые государства, станут соперничать друг с другом, будут покушаться на захват неустроенных и незащищенных новообразований. Таким образом, если исчезнет этот оплот европейско-азиатского мира и равновесия то «в эпоху разложения, брожения, гниения будет втянута вся вселенная».
Солоневич Иван Лукьянович (1891-1953): Американские свободы и богатства всецело определяются географией - безопасность гарантированна океанами и проливами, а наша может быть гарантирована только воинской повинностью. Из всех несвобод воинская является первейшей. Именно в этом И. Солоневич видел основную причину авторитарности российской власти. Бедность России обусловлена географической обездоленностью России.
Бесспорным лидером евразийского движения является Савицкий Петр Николаевич (1895–1968). Симпатизировал Советской власти, но в 1945 г. был арестован и осужден на 10 лет лагерей, там познакомился с сыном поэта Николая Гумилева Львом Гумилевым. В 1933 г. Савицким опубликована фундаментальная работа «Географические и геополитические основы евразийства», в которой изложены все принципиальные идеи евразийской геополитической теории.
Савицкий видит Евразию как возглавляемый Россией особый культурный мир: «внутренне и крепко единый в бесконечном и часто, по видимости, в противоречивом многообразии своих проявлений». Именно с географической целостностью и определенно русско-евразийской культурой ученый увязывает именование ее с евразийской, подчеркивая более узкий и точный смысл слова «Евразия». И хотя евразийская культура связана, безусловно, со многими культурами, ближе и родственнее ей все же культуры азиатские: «Она в Азии у себя дома. И для будущего необходимо восполнить и завершить начатое Петром, т.е. вслед за тактически необходимым поворотом к Европе совершить органический поворот к Азии».
Георгий Владимирович Вернадский (1887-1973) – сын известного академика В.И. Вернадского, правовед Н.Н. Алексеев (1879-1964) и др. В 1926 г. ими подготовлен программный документ "Евразийство". Опыт систематического изложения». В дальнейшем идеи евразийцев воскресли в 1960-х гг. в работах Л.Н. Гумилева
Культура Евразии и Россия как особый культурный мир
Россия в представлениях евразийцев всегда была особой цивилизацией, неразделимо связанная с Евразией. Будущее России-Евразии Савицкий видел в осознании «континентальности» и в приспособлении к ней». История оставила нам на память много археологических, летописных и других источников о наиболее могучих державах: скифской, гуннской, монгольской и русской. В широком смысле Россия, а ранее Русская земля — это территория многих этносов. Славяне, как правило, были ведущим этносом, наиболее инициативным и восприимчивым к культуре, военному искусству, государственному устройству других народов. Мир Евразии постоянно стремился к политическому объединению. По мнению Л.Н. Гумилева, начиная с XIII в. набирает силу великорусский виток этногенеза, содержанием которого является формирование российского суперэтноса, куда помимо русских — его основного ядра — с XIII в. входили финно-угорские народы. И этот суперэтнос создал в XV в. мощное государство.
Трубецкой определял культуру как «исторически непрерывный продукт коллективного творчества прошлых и современных поколений данной социальной среды». Он отрицает «общечеловеческую культуру», под которой поклонники Запада подразумевают прежде всего западно-европейскую культуру, которая для неевропейских народов, по мнению Трубецкого, является гибельной.
Национальные культуры — это сложные системы со значительным числом элементов, которые составляют радужную сеть, это «единая гармоничная сила непрерывности и в то же время бесконечно многообразная в силу своей дифференцированности. Субъектом же культур, имеющих большое значение, он считал «совокупность народов, населяющих хозяйственно самодовлеющее (автаркическое) месторазвитие и связанных друг с другом не расой, с общностью исторической судьбы, совместной работой над созданием одной и той же культуры или одного и того же государства».
Становление идеократического государства
Как лес и степь составляют на территории Евразии природно-географическую систему, так российский и степной суперэтносы гармонично дополняют друг друга и составляют целостность не только экономическую, культурную, но и военно-политическую. Даже во время монгольского ига на территории Евразии-России был «Собор вер». Среди самих завоевателей — монголо-татар было немало христиан. Отказ от веротерпимости, насильственное насаждение мусульманства начал хан Узбек приблизительно в 1310 г., что стало первым звонком о разложении могучей империи.
Политическая власть в российско-степных суперэтносах — оседлого и кочевого населения Евразии — могла быть только авторитарной. Это понимали как ханы, так и русские князья. Первым собирателем русских земель стал Иван Калита. Он понимал, что могущество Руси кроется в авторитарной «идеократии». Идеократическая форма правления изначально базировалась на духовном начале, и физический мир, материальные потребности органически включались в духовный, военно-политический процесс. И «татарщина», по мнению евразийцев, дала основной толчок к созданию централизованного мощного государства — России. Общим между Киевской Русью и Россией, считает Трубецкой, является только название «Русь», а с географической и хозяйственно-политической точек зрения это были разные государства, между которыми не существовало исторической преемственности. Завоевание монголами русских княжеств (за исключением Великого Новгорода), включение их в монгольскую великую державу не только показали русским князьям технику государственности, но и позволили им усвоить сам дух государственности. Таким образом, к началу XIV в. на смену удельным понятиям о государственности Киевской Руси пришла идея централизованного многонационального государства — России. Русская мысль обратилась к духовно более близкой государственности Византии. Там она нашла примеры для подражания: обрусение и оправославливание монгольских идей.
Евразийцы показывают, что если в духовном плане Русь была тесно связана с Византией, то в геополитическом плане Византия выступала как посторонняя сфера. Евразийцы приходят к выводу, что в геополитическом плане уместно говорить не о византийском, а о монгольском наследстве: «Россия — наследница Великих Ханов, продолжительница дела Чингиса и Тимура, объединительница Азии...» После разгрома монголо-татар великие князья московские стали собирателями не только земли русской, но и земли татарской. Практически после XV в. Россия стала играть общеевразийскую роль. Процесс создания России-Евразии — это целостное месторазвитие, геополитический синтез Леса и Степи.