Г. Спенсер (1820-1903)

Великий английский философ и социолог Герберт Спенсер родился в г. Дерби (Средняя Англия) в семье учителя. Из-за слабого здоровья не посещал школу, учился дома под руководством отца. В семнадцать лет Спенсер уже работал техником, а затем и инженером на железной дороге, параллельно занимаясь самообразованием.

С начала 1940-х гг. он начал сотрудничать с периодическими изданиями, а затем становится профессиональным журналистом. Его статьи в конце 1940-х — начале 1950-х гг. печатал известный журнал «Экономист». Но журналистика уже не могла удовлетворить мощный и глубокий ум Спенсера. Он продолжает штудировать британских философов и экономистов: Д. Юма, Дж. Милля, Т. Р. Мальтуса, А. Смита; увлекается позитивной философией О. Конта. В 1851 г. вышла в свет его «Социальная статика» — книга, написанная не без влияния позитивной философии О. Конта. В 1853 г., получив после смерти дяди наследство, Спенсер начал жизнь кабинетного ученого. Он разработал план систематизации знаний об обществе и методически проводил его в жизнь. Результатом его исследований явилась десятитомная «Система синтетической философии», выходившая в течение 1862-1896 гг.

Принимая в общем контовский позитивный, т. е. строго научный, объективный, доказательный и проверяемый на практике метод, Спенсер привнес в социальную философию и социологию представление об обществе как об организме (органицизм) и учение об эволюции. Учение об эволюции, принесшее всемирную славу Г. Спенсеру, представляет эволюцию как перераспределение материи и движения1, перераспределение, которое идет как во Вселенной в целом, так и во всех ее частях, включая человека и человеческое общество. Таким образом, эволюция становится не только всеобщим процессом, но и всеобщим философским законом. Эволюция проявляет себя как одновременное действие процессов дифференциации и интеграции, как переход от неопределенной, несвязной однородности к определенной и связной разнородности. Каждый агрегат, достигнув предела своей эволюции, подвергается действию процесса разложения, который представляет собой закон, обратный эволюции. «Этот ритм эволюции и разложения... вечен и всеобщ — каждая из чередующихся фаз процесса господствует в известный момент в одном месте, в известный — в другом, смотря по местным условиям»2.

Законы эволюции Спенсер в полной мере переносил на человеческое общество. Рассмотрев строение, динамику различных социумов и происходящие в них изменения, он определил основные черты, характеризующие общество как живой организм. Во-первых, это непрерывный рост. Во-вторых, усложнение строения, которое происходит самопроизвольно в процессе роста. При этом «с прогрессивной дифференциацией социальных строений совершается прогрессивная дифференциация социальных отправлений»3. Отправления, т. е. социальные процессы, комбинируются таким образом, что делают все части социального агрегата взаимозависимыми. Эта взаимозависимость частей общества дает возможность представить их как аналог органов живого организма. Итак, взаимозависимость органов-частей есть третья черта общества как организма. Наконец, четвертая черта — наличие собственной жизни агрегата, отличной от жизни составляющих его единиц, продолжительность которой, как правило меньше. В то же время жизнь определенного общества может быть нарушена без уничтожения жизней составляющих его людей.

Однако человеческое общество, социальный организм не является точной копией любого организма. Животная особь, по Спенсеру, конкретна, т. е. ее социальное поведение однозначно определено, предсказуемо и адекватно отражает действие факторов внешней среды. Следовательно, конкретные особи животных тесно и однозначно соединены между собой, образуют конкретное «сообщество». Человеческая особь обладает дискретностью, т. е. свободой воли, неоднозначностью поведения. Такие особи, как считал Спенсер, образуют «дискретные» общества.

Далее он подробно рассматривает отмеченные свойства человеческого общества (рост, усложнение структуры, взаимозависимость отправлений и частей-органов), выделяя в человеческом социуме такие «органы», как система питания, распределительная и регулятивные системы.

Подобно Огюсту Конту, Спенсер подразделял все общества на военные (где все течение жизни определяют военные, где «армия и народ имеют одинаковое строение») и промышленные, все социальные отношения в которых определяются свободным обменом услугами.

Взгляды Спенсера на общество как на живой организм не новы в истории социальной мысли, но вместе с учением об эволюции, с учетом огромного собранного и систематизированного им материала и эволюционно-позитивного метода представляют собой цельную научную систему, оказавшую сильное влияние на дальнейшее развитие социальной теории. Спенсером восхищались, ему подражали, на него ссылались не только британские, но и французские, немецкие, итальянские, русские, шведские, голландские ученые. Взгляды Спенсера на общество как на живой организм оказали существенное влияние на формирование образов социума у представителей других научных дисциплин. В частности, представления «предтечи» геополитики К. Риттера, «отца» геополитики Ф. Ратцеля, геополитиков классического периода Р. Челлена, К. Хаусхофера, Г. Обста и других явно навеяны учением Спенсера

< Назад   Вперед >

Содержание