О. Шпенглер (1880-1936)
Наконец, в 1918 г. в Германии, живущей предчувствиями поражения в войне, социально-политического кризиса, в обстановке пессимизма и нестабильности появляется книга с почти пророческим названием («Закат Европы»), предвещающая исчезновение всей европейской цивилизации. Общественный резонанс, вызванный работой Шпенглера, был не менее шумным, чем гром пушек на фронтах Европы, ее обсуждали столь же эмоционально и так же широко, как сводки боевых действий.
После публикации второго тома «Заката Европы» (1922), который вышел в свет в иной политической системе Веймарской республики, но в той же кризисной обстановке политической нестабильно Во втором томе «Заката Европы» Шпенглер, как истинный геополитик, связывает происхождение и развитие человека, примитивных сообществ с ландшафтом, животным миром, климатом, с учащением контактов между представителями разных племен и субкультур. Но не только примитивная культура, составляющая первую эру человечества, была обусловлена и детерминирована географическими условиями. Вторая эра высокой культуры, в течение которой сформировалось восемь различных цивилизаций, также имела в своей основе различия природной среды.
Шпенглер перевел старый геополитический спор о разграничении Европы и Азии, Запада и Востока в новую плоскость. Если Запад и Восток, по Шпенглеру, «понятия, исполненные подлинного исторического содержания», то слово «Европа» следовало бы вычеркнуть из истории, ибо это слово ничего не значит для националиста, за ней не стоит никакой нации, более того, прикрываясь своим европейством, русский народ со времен Петра Великого отождествляет себя с европейскими нациями, хотя «русский инстинкт с враждебностью... очень верно и глубоко отмежевывает Европу от России»