Л. И. Мечников (1838-1888)
Лев Мечников родился в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Еще в детстве проявил замечательные способности к языкам, естественным и социальным наукам, поэзии и живописи. Но из-за тяжелой болезни, сделавшей его инвалидом (правая нога короче левой), а также вспыльчивого характера он не закончил ни одного высшего учебного заведения, в которых учился (Училище правоведения, медицинский факультет Харьковского университета, факультет восточных языков Петербургского университета, Академия художеств).
Ему удалось устроиться переводчиком в миссию генерала Мансурова (1858-1859), цель которой состояла в покупке земли в Святой земле, близ храма Гроба господня. Затем была работа агентом по снабжению на пароходе, плававшем по Дунаю и Средиземноморью, потом учеба живописи в Венеции (1860) и участие в национально-освободительной войне в отряде Гарибальди.
Будучи в Европе, Лев Мечников втянулся в политику. Познакомился с русскими эмигрантами А. А. и А. И. Герценами, Н. П. Огаревым, А. А. Серно-Соловьевичем, но, считая себя анархистом, ближе всего сошелся с М. А. Бакуниным, а потом с П. А. Кропоткиным. В герценовском «Колоколе» появились его статьи: «Противники государственности в России», «Прудонова новая теория собственности», а на родине, в «Современнике» — повесть «Смелый шаг».
В 1874 г., предварительно изучив японский язык, Мечников поступил на работу в Токийскую школу иностранных языков преподавателем русского языка, но климат Японии не годился для его здоровья. Он возвратился в Европу и занялся научной работой. Так, им было написано географическое сочинение «Японская империя», которое вышло в свет в 1881 г. Книга состоит из трех частей: «Страна», «Народ», «История», выражающих геополитический, по существу, подход Л. Мечникова к изучению любого общества, заключающийся в связи, взаимозависимости и взаимообусловленности географического, этно-социального и исторического, синтезе окружающей среды и людей в историческом процессе. При этом сам процесс — продерации, полисы, республики) к свободным объединениям (анархиям) отвергалась большинством географов, историков, политологов и геополитиков. В то же время его теория развития цивилизаций от речных форм к морским и океаническим до сих нор сохраняет актуальность