ШОС как механизм регионального взаимодействия двух стран
Развитие сотрудничества между государствами привело к образованию целой системы межгосударственных и негосударственных организаций глобального и регионального значения. В настоящее время одной из таких организаций выступает Шанхайская организация сотрудничества, образованная в июне 2001 г., которая занимает одно из ведущих мест во внешнеполитической деятельности Кыргызстана. Следует отметить, что Кыргызстан придает большое значение участию в многосторонних формах сотрудничества в регионе и в особенности ШОС.
Во многом это объясняется тем, что ШОС способствует осуществлению равноправного участия больших и малых государств в региональных и международных делах, а также демонстрирует способность содействовать решению двусторонних вопросов в многостороннем формате. Для Кыргызстана, проводящего многовекторную внешнюю политику, активно участвующему в интеграционных процессах идущих на постсоветском пространстве, крайне важно, что ШОС позволяет реализовывать интересы КР в международной политике.
Рост взаимозависимости мира, возникновение и обострение глобальных проблем необычайно увеличили объективные потребности в усилении регионального взаимодействия и способствовали расширению его сфер. В целом можно выделить следующие направления регионального взаимодействия:
1. безопасность и военно-политическое сотрудничество, включающее проблемы контроля вооружений, борьбы с сепаратизмом, терроризмом, экстремизмом, распространением наркотиков и т.д.);
2. экономическое развитие (регулирование таможенных правил, вопросы торговли, использования ресурсов, развитие коммуникационных сетей);
3. культурное взаимодействие;
4. пограничное урегулирование;
5. экологические проблемы;
6. освоение космоса.
В то же время, как многообразны бы ни были эти направления, и сколь велико бы ни было их значение, центральным и наиболее важным из них остается политическое сотрудничество, от успешности которого во многом зависит решение задач взаимодействия и в других областях.
Несмотря на декларацию сфер сотрудничества, большая их часть остается пока нереализованной, между тем, наибольшее развитие в рамках ШОС получили первые три направления.
В рамках направления, связанного с вопросами безопасности следует отметить, что Пекин изначально, посредством созданной организации, намеревался решить проблемы сепаратизма. Известно, что пик угроз, исходящих из Синьцзяна отмечался в 1990-1997 гг., в связи с этим, Китай стремился укрепить свои западные рубежи за счет развития сотрудничества с Кыргызстаном и другими центральноазиатскими республиками. В целях борьбы с тремя угрозами, обозначенными в Хартии ШОС – терроризм, сепаратизм и экстремизм, систематически проводятся совместные антитеррористические учения.
По мере усиления и упрочения позиций КНР в ШОС, интересы Пекина в сфере безопасности в регионе расширялись. Учитывая попытки США и НАТО «окружить» границы Китая посредством основания военных баз, последний также стремится вытеснить США с азиатской части континента, что предоставило бы дополнительные гарантии безопасности Китаю.
С такими же проблемами столкнулась и Россия, где в результате распада СССР усилились центробежные тенденции в отдельных регионах страны. Правительство России было обеспокоено усилением сепаратистских настроений у себя на Кавказе. В целом экстремизм на Кавказе и проявления терроризма могут быть одновременно классифицированы как причина и формальный повод для вступления России в ШОС .
Проблемы безопасности не менее значимы и для руководства Кыргызстана, особенно после событий 1999-2000 гг., когда на территорию Баткенской области вторглись вооруженные бандформирования. Правительство Кыргызстана было заинтересовано в вопросе углубления военно-политического сотрудничества, и в рамках Соглашений об укреплении мер доверия в военной области и взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, были образованы :
1. Совместная контрольная группа, выполняющая консультации по вопросам имплементации положений в этой сфере;
2. «Бишкекская группа», осуществляющая проведение регулярных встреч и консультаций между правоохранительными органами и спецслужбами государств-участников организации;
3. Региональная антитеррористическая структура (РАТС), работающая по трем основным направлениям: информационно-аналитическое обеспечение деятельности компетентных органов; координационно-оперативная деятельность, связанная с розыском и проведением конкретных антитеррористических мероприятий; и административно-правовая деятельность.
Таким образом, были предприняты согласованные меры по пресечению деятельности террористов и совместному финансированию центров по борьбе с терроризмом. Также в соответствии с Декларацией ШОС от 7 июня 2002 г., члены организации поддерживают создание зон, свободных от ядерного оружия Центральной Азии и приветствуют проведение переговоров по сокращению стратегических наступательных вооружений.
На саммите ШОС 2002 г. были высказаны серьезные опасения в связи с обозначившимися тенденциями к росту производства наркотиков. Поэтому руководители стран «шестерки» расценили как полезное предложение создание антинаркотических «поясов безопасности» по периметру афганских границ. Позднее было принято Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, где отмечалось, что борьбой с производством и транспортировкой наркотиков должна заниматься РАТС.
Таким образом, на уровне взаимодействия Кыргызстана и Китая по вопросам безопасности в рамках ШОС решаются фактически все аспекты военно-политического сотрудничества.
Что касается экономического взаимодействия Кыргызстана и Китая в ШОС, то оно проходит в полном масштабе, затрагивая практически все сферы общественной жизни.
Китай в рамках ШОС имеет четкую цель закрепления и наращивания как политического, так и экономического присутствия путем существенных финансовых вливаний не только в экономику Кыргызстана, но и всех центральноазиатских стран . На заседании Совета глав правительств ШОС в Душанбе 15 сентября 2006 г. был утвержден проект создания транспортного коридора от Каспия до Китая по территории России, Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. А в 2006 г. инвестиции на реализацию совместных проектов и программ в рамках ШОС превысили 900 млн. долл. США . Как видно, сотрудничество в рамках ШОС постепенно и закономерно развивается от военного, антитеррористического и политического к экономическому. Таким образом, заинтересованность Китая в ШОС лежит в двух плоскостях: национальной безопасности и экономического развития.
Россия также пытается укрепить свои позиции в Центральной Азии за счет сохранения экспортных потоков, транспортировки и маркетинга газа, а также внедрения в газодобычу. Оказывать на страны региона политическое давление теперь сложно, поэтому Россия, прежде всего, ставит их в зависимость от своих транспортных технологий, а выделяемые инвестиции усиливают ее влияние в ЦА и повышают лояльность местных властей. В этом смысле Россия не исключение, и ее экономический интерес также является основным мотивом внешнеполитической активности этого государства в ШОС.
Нужно отметить, что сотрудничество между КНР и Россией в рамках ШОС является одним из важных факторов, обеспечивающих укрепление и развитие организации. Но РФ и КНР по-разному воспринимают ШОС: если китайское руководство рассматривает ШОС как важный проект экономической интеграции, то Россия видит основную цель организации в обеспечении безопасности региона. Проблемных точек у России и Китая в регионе становится все больше. В этих условиях вероятен риск усиления конкуренции за сферы влияния между двумя державами. И для России, и для Китая крайне важно сдерживать конкуренцию и развивать взаимовыгодное сотрудничество . Сохранение доминирующей роли США в международных отношениях будет создавать основу для российско-китайского сближения в рамках ШОС, ведь как Китай, так и Россия пытаются противостоять распространению влияния США в регионе.
Проблема развития коммуникационных сетей весьма актуальна для Кыргызской Республики, так как страна в силу своего географического положения испытывает большие трудности при доставке импортно-экспортных грузов. Так в рамках экономического партнерства во время встречи в Бишкеке в 1999 г. шла речь о необходимости создания общей транспортно-коммуникационной инфраструктуры. Далее в сентябре 2002 г. по инициативе кыргызской стороны прошла первая встреча министров транспорта стран-участниц ШОС. Задачей заседания было обсуждение вопросов улучшения взаимодействия транспортных структур между странами, входящими в ШОС. В итоге было решено создать в рамках организации постоянную рабочую группу по транспорту в целях разработки системы использования и развития сети многопрофильных транспортных коридоров. Также экономическим интересом Кыргызстана в рамках ШОС является привлечение инвестиций в гидроэнергетику, легкую промышленность, цветную металлургию, горнорудную промышленность и перерабатывающую отрасль сельского хозяйства.
Что касается предложения Пекина по созданию свободной торговой зоны в рамках организации, то страны СНГ, в том числе и Кыргызстан, настороженно восприняли его, так как уже сейчас на рынке товаров и услуг страны китайские фирмы являются бесспорными лидерами. Другая опасность для Кыргызстана – увеличение доли китайского населения в структуре трудовых ресурсов .
Если говорить о взаимодействии государств, связанного с вопросами ресурсов общего пользования, то идея создать «Энергетический клуб», высказанная президентами В. Путиным и Н. Назарбаевым, была положительно воспринята всеми странами-участницами ШОС и вызвала интерес у наблюдателей саммита и его почетных гостей (Туркмении и Афганистана). «Энергетический клуб» – это организация, призванная развивать сотрудничество в сфере энергетической безопасности государств-членов ШОС, и координировать их национальные стратегии в этой области.
По мнению директора Института энергетической безопасности РФ В. Бушуева, высокий потенциал стран-поставщиков энергоносителей, требует выработки согласованной политики в образовании цен – как на внутреннем, так и на внешнем рынках . Ведь страны ШОС имеют высокий уровень мировых запасов – 23% нефти, 55% природного газа, 35% угля, а конъюнктура мирового энергетического рынка требует согласованных и продуманных действий не одного, или двух игроков, а целой группы заинтересованных стран. Лишь тогда можно будет не только достойно противостоять трудностям мирового рынка, но и оказывать на него позитивное влияние.
Таким образом, решение о создании Энергоклуба ШОС будет способствовать обеспечению коллективной энергетической безопасности не только в регионе, а возможно, и в мире.
Однако надо признать, что в целом экономическое сотрудничество в рамках ШОС носит несбалансированный характер, поскольку сильно различаются экономические потенциалы, производительные силы, роль и место на мировом рынке ее участниц.
В рамках культурного взаимодействия в 2002 г. состоялась первая встреча министров культуры стран, входящих в ШОС, где было выражено намерение поддерживать проведение Дней культуры, участие художественных коллективов, деятелей искусств в различных конкурсах, фестивалях и других культурных мероприятиях, проводимых в странах «шестерки». Прямые обмены предполагается наладить между музеями и библиотеками. Таким образом, Кыргызстан и Китай развивают культурное взаимодействие на основе уважения многообразия культур, мирного сосуществования различных цивилизаций, равноправного обмена и взаимного обогащения культурным наследием.
Кыргызстан в системе ШОС, несмотря на нынешние возможности и состояние, играет довольно важную роль, благодаря наличию здесь американской и российской авиабаз, что в последнее время регулярно становится предметом для обсуждения на саммитах организации. Тем самым, Кыргызстан, являясь средоточием интересов различных держав, подвергается риску стать ареной противоборства внешних сил. Поэтому вся политика КР в данный период должна представлять собой в реальности стремление обезопасить страну, укрепить разносторонние и взаимовыгодные отношения. Кыргызстану следует играть все более активную роль, стремиться быть самостоятельными, следовать национальным интересам, защищать и продвигать их.
В настоящее время наиболее приоритетным направлением регионального взаимодействия является экономическое сотрудничество. Но, в данном направлении надо подходить избирательно, т.е. участвовать в наиболее выгодных для страны проектах.
Особое значение для республики имеет поиск инвестиций в целях создания магистральных энергетических систем для передачи избыточных мощностей гидроэлектростанций в Таджикистане и Кыргызстане в Центральную и Южную Азии, а также строительство железной дороги из Китая в Узбекистан через Кыргызстан.
Не менее важно для Кыргызстана и наметившееся расширение и углубление контактов в вопросах, связанных с регулированием режима водопользования и загрязнения трансграничных рек, совместного решения сложнейших проблем экологической безопасности в приграничных районах.
В настоящее время в Центральной Азии под влиянием ШОС происходит общая перестройка механизмов межгосударственного сотрудничества, меняется политическая конфигурация, ситуация с безопасностью и закладываются основы для новой экономики.
Формирующийся в рамках ШОС новый многосторонний механизм взаимодействия на региональном уровне в экономике и в области безопасности оказывает влияние на развитие отношений между Кыргызстаном и Китаем, между странами-участниками, с внерегиональными игроками и другими международными организациям . Отношения строятся исходя из коллективных приоритетов. Тем самым ШОС служит механизмом многосторонних консультаций и соглашений. Потенциал организации с каждым годом набирает силу и, в свою очередь, возрастают возможности Кыргызстана в ее рамках. В этой связи представляется, что региональный уровень взаимоотношений с КНР приобретает все большее значение для Кыргызстана, особенно с учетом возрастающей роли ШОС на мировой арене.