Соотношение реалистических и демократических начал в ООН

Демократическое начало и реалистический подход в деятельности ООН постоянно находятся во взаимодействии и не могут существовать в отрыве друг от друга. Если бы такой отрыв произошел, то ООН и современная мировая система отношений не устояли бы долго.

Демократизм ООН выражается наиболее ярко в том, что на Генеральной Ассамблее ООН и в её органах у каждой страны один голос. И у США, и у Индии, и у Парагвая, и у Барбадоса. Именно в этом проявляется демократический принцип участия государств мира в управлении международными отношениями. Однако надо видеть, что великие державы Запада согласились в 1945 году участвовать в такой системе только потому, что они рассчитывали на политическую арифметику своих союзов, а именно, на то, что у них имеется достаточно «своих», поддерживающих их голосов других стран. Так было в начале существования ООН. Однако так не стало после середины и конца 60-х годов, когда большинство перешло к неприсоединившимся государствам.

В то же время правило «одно государство – один голос» остается основой политической системы ООН. В настоящее время это возможно только потому, что параллельно с Генеральной Ассамблеей существует Совет Безопасности, в котором вопрос об использовании военной силы находится полностью под контролем великих держав – его постоянных членов, а решения Генеральной Ассамблеи имеют характер и силу рекомендаций. Иначе великие державы не согласились бы, чтобы их голоса уравнивались в мировых делах с голосами мельчайших стран, которые никак не могут отвечать за состояние международных отношений: ни в экономике, ни в политике, ни в военном отношении, и ни в каких других делах, где участие многих из них неизбежно является микроскопическим.

Естественно, что борьба за голоса на Генеральной Ассамблее была и остается важнейшей задачей делегаций тех стран, которые активно участвуют в её работе. В течение многих лет сформировались довольно устойчивые группировки западных и прозападных стран, стран «третьего мира», неприсоединившихся государств, отдельных регионов, а также групп «по интересам». Стремление заполучить как можно больше голосов различных групп отражается и в постановке вопросов для обсуждения, и в формулировках возможных решений, и в попытках изменить характер решений путем поправок, меняющих по существу их содержание.

Проблема борьбы за большинство, за голоса возникла еще в период создания ООН. Еще в Думбартон Оксе было ясно, что у США в ООН будет большая группа поддержки со стороны латиноамериканских и западноевропейских, а также части азиатских стран. У Великобритании была надежная поддержка её доминионов, других членов Британского содружества.

У Советского Союза не было такой поддержки. Советская дипломатия сделала в Думбартон Оксе попытку ввести в ООН все союзные республики. Тогда у СССР было бы в ООН по крайней мере 16 -17 голосов. Но этому воспротивились западные державы, а США пригрозили, что в ответ они могут предложить ввести в ООН все их 48 штатов. Поскольку было слишком очевидно, что соотношение голосов явно не в пользу СССР, то в порядке компромисса в Ялте удалось договориться о введении в организацию двух советских республик – Украины и Белоруссии, как внесших наибольший вклад в разгром фашизма во Второй мировой войне. Таким образом, СССР был фактически представлен в ООН тремя голосами. Этот вопрос перестал существовать с исчезновением СССР.

Западные державы были спокойны за количество «своих» голосов в ООН и считали, что эта «демократия» будет работать на них. Но борьба за союзников продолжалась. Появились страны народной демократии, потом социалистический лагерь. В 1955 году возникло движение нейтралистских государств, которое потом превратилось в мощное Движение неприсоединения.

После 1960-го года, когда Советский Союз внес в ООН Декларацию о деколонизации и добился её принятия, большинство завоевавших независимость колониальных стран стали нашими союзниками. В конечном счете, борьбу за союзников в ООН наша страна выиграла. Поэтому демократия в ООН, которая поначалу 20 лет работала главным образом на западные державы, с 60-х годов стала работать на дело третьего мира, деколонизации и разоружения

< Назад   Вперед >

Содержание