1.5. Судьба цивилизаций в глобализированном мире XXI в.

Все самое ценное, что накопило человечество за 10 тыс. лет своей истории (если вести ее отсчет от неолитической революции), можно кратко выразить одним емким словом – цивилизация. В нем выражено единство и многообразие достижений человеческого разума (науки) и культуры, их воплощение в неисчерпаемости (созданных трудом многих поколений) средств труда, технологий и архитектурных памятников, экономических, социальных и государственно-политических отношений. В нем результат прогресса периодически сменяющих друг друга мировых цивилизаций и богатство палитры локальных цивилизаций, проходящих свои жизненные циклы и поддерживающих растущее социальное разнообразие как основу выживания и прогресса общества, сохранения и передачи его наследственного ядра, генотипа будущим поколениям.

В перспективе XXI в. это цивилизационное разнообразие под мощным натиском глобализации и унификации поставлено под вопрос. Дело не просто в усилении тенденций международного обмена и межгосударственной интеграции. Собственно говоря, мировая цивилизация в рамках евразийского и североамериканского континентов всегда покоилась на активном диалоге, обмене не только товарами и услугами, но и научными, культурными и технологическими достижениями, формами социально-политической и государственной жизни, что давало синергетический эффект исторического прогресса. Изолированное развитие самобытных американских цивилизаций привело к их отставанию от общего потока и к гибели в столкновении с агрессивной, вырвавшейся вперед западноевропейской цивилизацией.

На планете возник новый глобальный феномен, который будет определять судьбу человечества в XXI в.

Во-первых, все более отчетливо вырисовывается тенденция формирования четвертого поколения локальных цивилизаций. В ответ на унифицирующие вызовы глобализации они дифференцируются: вместо пяти "живых" цивилизаций третьего поколения, описанных А. Тойнби [17], формируется 12 цивилизаций четвертого поколения. Западная цивилизация дифференцируется на материнскую-западноевропейскую и дочерние-североамериканскую, латиноамериканскую и океаническую, причем две последние имеют смешанный характер. Лидерство в этом случае фактически перешло к североамериканской цивилизации, но и западноевропейская переживает период нового подъема на базе интеграции в единую цивилизационную целостность – пилотный проект, который в дальнейшем может стать эталоном для иных многогосударственных цивилизаций. В составе дальневосточной цивилизации отчетливо выделяются находящаяся в фазе долгосрочного подъема китайская; пережившая послевоенный взлет, но ныне находящаяся в состоянии стагнации японская;

возможно, имеющая неясные очертания буддийская. Древнейшая индийская цивилизация накапливает силы для нового рывка. Пассионарный порыв переживает рассеянная по многим странам и материкам мусульманская цивилизация. Стадию распада завершает еще недавно противостоявшая Западу евразийская цивилизация. Промежуточная, до конца не сформировавшаяся восточноевропейская цивилизация осуществляет дрейф от евразийской к западноевропейской цивилизации. Африканская (южнее Сахары) цивилизация, пройдя недолгий период оживления после образования независимых государств, находится в кризисном состоянии, зажатая между тисками стремительного демографического роста и все более ограниченными природными, технологическими и экономическими ресурсами развития.

Даже приведенный выше краткий обзор и диагноз состояния цивилизаций четвертого поколения обнаруживает, насколько пестра и разнообразна палитра современных цивилизаций, находящихся на различных уровнях развития и в разных фазах своего жизненного цикла. Очевидно, что применение к ним единых шаблонов, попытки унификации и размывания цивилизационных различий обречены на провал. Не менее очевидно и иное: трансформация не может осуществляться по одинаковым рецептам и лекалам, нужны конкретные, во многом уникальные подходы к каждой цивилизации с учетом ее особенностей и стадии жизненного цикла.

Во-вторых, при всем разнообразии особенностей и стартовых позиций конкретных цивилизаций, можно выделить магистральный путь их трансформации на общем фоне глобализации и преобразования индустриальной мировой цивилизации в постиндустриальную и становление интегрального социокультурного строя. Отличительная особенность нового этапа – примат духовных ценностей и ноосферного подхода. А именно система духовных ценностей составляет суть каждой локальной цивилизации. Поэтому переход к постиндустриальному обществу возвышает роль духовного воспроизводства и умаляет значение технологического, экономического и природноресурсного разрыва между цивилизациями, делает бесперспективными уни-фикационные устремления глобализации по западным стандартам.

В-третьих, масштабность глобальных проблем XXI в. и сложность трансформационных процессов таковы, что они не могут быть решены в рамках преобладавшей в течение тысячелетий модели их взаимодействия, при которой процесс диалога, взаимного обогащения научными и культурными ценностями периодически прерывался периодами конфронтации, вооруженных столкновений, иной раз завершавшихся уничтожением или ассимиляцией побежденных. Процессы глобализации и трансформации диктуют необходимость становления модели взаимодействия цивилизаций, основанной на их диалоге и партнерстве. Это становится цивилизационным императивом XXI в. Не случайно Генеральная Ассамблея ООН провозгласила первый год нового тысячелетия Годом диалога между цивилизациями и приняла 9 ноября 2001 г. "Глобальную повестку дня для диалога между цивилизациями", определившую цели, программу действий и механизмы сотрудничества цивилизаций. Дело за тем, чтобы призывы ООН не свелись к кратковременной кампании, а стали основой долгосрочной стратегии взаимодействия цивилизаций в XXI в.

< Назад   Вперед >

Содержание