Современные кыргызско-китайские отношения
Китай - один из приоритетных партнеров Кыргызстана на международной арене. Качественно новый этап в кыргызско-китайских отношениях восходит ко времени провозглашения государственной независимости в 1991 году. Китайская Народная Республика одной из первых нашу независимость (27 декабря 1991 года) и установила с ними дипломатические отношения (5 января 1992 года) . В связи с этим в Бишкеке между правительствами двух государств было подписано совместное Коммюнике, в котором стороны выразили намерение развивать межгосударственное взаимодействие на основе принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, а также мирного сосуществования .
С момента провозглашения независимости по настоящие дни между Кыргызстаном и Китаем создана прочная договорно-правовая база, обеспечивающая благоприятную атмосферу для развития политического сотрудничества между государствами, а также эффективного взаимодействия двух стран в области безопасности.
Одними из основополагающих документов в этой сфере являются:
1. Совместное Коммюнике об установлении дипломатических отношений между Республикой Кыргызстан и Китайской Народной Республикой от 5 января 1992 года;
2. Совместное кыргызско-китайское Коммюнике от 16 мая 1992 года;
3. Меморандум о развитии дружественных связей между Кыргызской Республикой и Народным правительством Шанхай от 26 октября 1995 года;
4. Совместная Декларация о дальнейшем развитии и углублении отношений дружбы и сотрудничества между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой от 27 апреля 1998 года;
5. Дополнительное Соглашение между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе от 26 августа 1999 года;
6. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 24 июня 2002 года;
7. Программа сотрудничества на 2004-2014 годы от 21 сентября 2004 года;
8. Совместная декларация между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой от 10 июня 2006 года;
9. Совместная декларация Кыргызской Республики и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении отношений добрососедства, дружбы и сотрудничества, от 14 августа 2007 года .
В мае 1992 года состоялся первый официальный визит президента Кыргызской Республики Аскара Акаева в Китай, в рамках которого глава государства провёл встречи и переговоры с Председателем КНР Ян Шанкунем, Генеральным Секретарём ЦК КПК Цзян Цзэминем, Премьером Госсовета КНР Ли Пэном.
Во время пребывания Аскара Акаева в Китайской Народной Республике, главами двух государств 16 мая было подписано Совместное кыргызско-китайское Коммюнике, ставшее в последствии основой для начального этапа становления двустороннего сотрудничества государств. В соответствии с данным документом, стороны заявили, что «рассматривают друг друга как дружественные государства и намерены развивать взаимоотношения на основе универсальных принципов межгосударственных отношений» и, вместе с тем провозгласили о «решении всех вопросов между государствами в духе добрососедства и дружбы». В этой связи, главы обеих стран пришли к соглашению о необходимости «проведения регулярных политических консультаций по вопросам двустороннего сотрудничества и другим проблемам, представляющих взаимный интерес». Причем, как было озвучено в документе, в этих целях «будут поддерживаться регулярные контакты между руководителями, ответственными лицами парламентов, различных министерств и ведомств, общественных организаций обоих государств» .
В документе также отражено намерение сторон укреплять и расширять контакты в политической, торгово-экономической, научно-технической сферах, в области транспорта, образования, здравоохранения, культуры и искусства, информации, туризма и т.д.
Правительством Кыргызской Республики предпринимались односторонние попытки активизировать двустороннее сотрудничество. 24 августа 2000 года Правительством Кыргызской Республики было принято Постановление о комплексном плане мероприятий по сотрудничеству Кыргызской Республики с Китайской Народной Республикой на 2000-2003 годы, в котором были определены перспективные направления в кыргызско-китайском сотрудничестве и разработан план скоординированных действий для министерств и ведомств страны.
Тем не менее, одним из основополагающих документов, определяющим основные принципы двустороннего сотрудничества является Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 24 июня 2002 года. Данное соглашение подвело итоги двустороннего взаимодействия за прошедшие годы. В нём четко прописывается приверженность сторон принципам, зафиксированным в политических документах, подписанных со времени установления дипломатических отношений в 1992 году.
Следует выделить статью 4 выше названного договора, в которой стороны с удовлетворением отмечают полное урегулирование пограничных вопросов, а также обязуются неукоснительно соблюдать положения соответствующих соглашений о границе, подписанных между двумя странами.
Два государства договорились всесторонне развивать двусторонние отношения на основе взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства, мирного сосуществования.
Стороны также условились, что с уважением будут относиться к выбранному в соответствии со своими внутренними условиями пути политического, экономического, социального и культурного развития.
Кыргызская сторона в Договоре подтвердила неизменность своей позиции по тайваньскому вопросу, отметив, что Правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань является его неотъемлемой частью.
Согласно Договору сторонам запрещено участвовать в союзах или блоках, а также предпринимать какие-либо действия, включая заключение договоров с другими государствами, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой стороны.
Не менее важным и всеобъемлющим документом является Программа сотрудничества между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой на 2004-2014 годы. Договор прописывает комплексное развитие двустороннего взаимодействия. Всего определено восемь областей, по которым кыргызско-китайской межправительственной комиссии предстояло проделать работу:
• Политическая;
• Торгово-экономическая;
• Сфера транспортной, таможенной и пограничной инфраструктуры, транзитных перевозок и приграничной торговли;
• Сфера энергетики и освоения минеральных ресурсов;
• Инвестиционно-финансовая сфера;
• Сфера туризма;
• Научно-техническое сотрудничество;
• Культурно-гуманитарная сфера;
В политической плоскости стороны выразили намерение укреплять контакты на высшем уровне, проводить углубленный обмен мнениями по широкому спектру двусторонних отношений и международным отношениям, представляющим взаимный интерес.
Кроме того, «стороны продолжат укреплять партнёрство и сотрудничество в рамках ШОС в целях повышения её роли в новых мировых реалиях, широко взаимодействовать на мировом и региональном уровнях по вопросам, касающимся поддержания и укрепления международного мира и стабильности».
В документе говорится, что два государства будут выступать против попыток вмешательства во внутренние дела других государств, подрыва их территориальной целостности и, под разного рода предлогами, интернационализации в любых формах внутренних проблем государств .
Важной составляющей с момента начала кыргызско-китайского взаимодействия является разрешение пограничного вопроса, в частности прохождения линии государственной границы на несогласованных участках, оставшимися на стадии обсуждения со времен СССР.
С распадом Союза, в результате дипломатических переговоров было принято решение о ведении дальнейших переговоров по границе в формате «Совместная делегация – КНР». В связи с чем, в 1992 году была создана специальная комиссия, обозначившая линию прохождения границы между странами, в состав которой вошли правительственные делегации Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана и России.
4 июля 1996 года Президент Кыргызской Республики Аскар Акаев и Председатель КНР Цзян Цзэминь подписали Соглашение о кыргызско-китайской государственной границе. Договор был выработан по итогам сложных пограничных переговоров, в ходе которых сторонам удалось согласовать прохождение линии государственной границы по четырём оспариваемым участкам. Участок, расположенный западнее перевала Бедель (водосбор реки Узенгу-Кууш), вошел в Договор с особым статусом, по которому стороны договорились продолжить переговоры.
Правовой основой урегулирования прохождения линии границы по пятому участку, в районе перевала Бедель, стало Дополнительное Соглашение о кыргызско-китайской государственной границе, подписанное 26 августа 1999 года в Бишкеке, согласно которому стороны пришли к единому мнению, что 70% спорной территории отходит Кыргызской Республике, а 30% – Китаю соответственно .
Необходимо отметить, что подписанию Дополнительного Соглашения предшествовало заключение 25 августа 1999 года в Бишкеке трехстороннего Соглашения между Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой и Кыргызской Республикой о точках стыка государственных границ трёх государств, являвшимся одним из заключительных этапов урегулирования приграничного вопроса.
Позже, аналогичное трехстороннее Соглашение было подписано с Республикой Таджикистан в Душанбе 5 июля 2000 года. Таким образом, сторонами окончательно был разрешен и снят с повестки дня этот чувствительный вопрос во взаимоотношениях с Китаем, в частности между Кыргызстаном и КНР окончательно была завершена делимитация кыргызско-китайской государственной границы, что исключало возможность появления в будущем спорных вопросов касательно прохождения линии границы между двумя государствами.
С подписанием Соглашений по границе, определившим линию ее пролегания сторонам предстояло провести ещё сложные демаркационные работы, в связи, с чем в 2000 году на межправительственном уровне была образована Совместная кыргызско-китайская демаркационная комиссия. По итогам четырехлетних демаркационных работ Совместной комиссией были подготовлены следующие документы, определившим правовую сторону демаркации государственной границы:
• Протокол между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Китайской Народной Республики о демаркации линии кыргызско-китайской государственной границы;
• Карта государственной границы между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой;
• Протокол пограничных знаков;
• Каталог координат и высот столбов пограничных знаков;
• Схема расположения пограничных знаков .
23 сентября 2004 года в Бишкеке во время официального визита Премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао состоялось подписание вышеназванных демаркационных документов. Стороны также подписали Программу сотрудничества между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой на 2004-2014 годы, что ознаменовало намеренность китайской стороны определить приоритетные направления и объекты сотрудничества двух стран в различных областях на последующие 10 лет. Подписание документов имело важное стратегическое значение для активизации кыргызско-китайского сотрудничества в сфере безопасности и закрепления приграничной безопасности двух государств, оно также явилось очередным подтверждением политизированности двусторонних отношений.
В период с 9 по 10 июня 2006 года состоялся государственный визит Президента Кыргызской Республики Курманбека Бакиева в Китай. Это был первый визит главы Кыргызской Республики в Китай, после смены власти в Кыргызстане в марте 2005 года. 10 июня 2006 года Курманбек Бакиев и Ху Цзинтао подписали Совместную декларацию, которая юридически закрепила преемственность нового руководства Кыргызстана ранее подписанным с Китайской Народной Республикой договорённостям. Главами двух государств были также подписаны 14 соглашений, охватывающих широкий спектр вопросов: от сотрудничества в области экономики до взаимодействия в области культуры, образования и спорта.
В двусторонних отношениях с Кыргызской Республикой большое внимание Китаем уделяется вопросам противодействия «трём силам зла». Сквозь призму всех политических документов прослеживается стремление Китайской Народной Республики юридически закрепить намеренность соседних стран совместно противодействовать терроризму, экстремизму и сепаратизму. При этом, Китай склонен рассматривать вопросы сепаратизма и терроризма с одной позиции, не проводя особого отличия между ними .
Так, в Программе сотрудничества на 2004-2014 годы, в пункте 6 говорится, что стороны будут укреплять координацию и сотрудничество соответствующих ведомств двух стран по совместной борьбе со всеми формами терроризма, в том числе с террористическими силами «Восточного Туркестана».
Необходимо отметить, что в противодействии сепаратизму, экстремизму и терроризму стороны взаимодействуют как на региональном, так и на двустороннем уровне. При этом, немаловажную роль в решении данного вопроса играет Шанхайская Организация Сотрудничества, предусматривающая консолидированный и всемерный подход к этой проблеме всех стран-участниц ШОС. Свидетельством тому могут послужить ежегодные антитеррористические учения, в ходе которых отрабатываются навыки взаимодействия друг с другом для устранения общей угрозы.
14 августа 2007 года в Бишкеке в рамках государственного визита Председателя КНР Ху Цзинтао было подписано Межправительственное Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом и злоупотреблением наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами.
В силу того, что Кыргызстан и Китай имеют общие транспортные пути, существуют возможности проникновения тяжелых наркотиков через территорию Кыргызской Республики в КНР. Более того, международное сообщество признаёт возможное проникновение через территорию нашей страны из Китайской Народной Республики прекурсоров в Афганистан для изготовления сильнодействующих наркотических веществ. Такая ситуация выявила необходимость создания международно-правовой базы для проведения правоохранительными органами двух государств совместных мероприятий по пресечению контрабанды наркотиков и прекурсоров в Кыргызской Республике и из неё.
Кыргызстан и Китай - соседи, и это определяет сердцевину их отношений. Более выпукло, чем раньше, предстали историческая роль этой страны, влияние плеяды китайских мыслителей, ученых, философов и поэтов на формирование человеческой цивилизации и, конечно, величие фигур Мао Цзедуна и Дэн Сяопина, оказавших огромное влияние на историю XX века.
Основываясь на анализе многовековой истории кыргызско-китайских отношений и особенно развития этих отношений в десятилетие после провозглашения независимости Кыргызстана, мы все больше убеждаемся в том, что на наших южных рубежах мы имеем надежного соседа, дружбу с которым мы должны хранить как зеницу ока и активно развивать во имя наших национальных интересов.