К теории динамики локальных цивилизаций
Впервые понятие "Цивилизация" было в исторической литературе отчетливо сформулировано в книге выдающего французского историка Франсуа Гизо "История цивилизации в Европе", опубликованной в 1828 г., и позднее – в его четырехтомной "Истории цивилизации во Франции". До сих пор мало известно, что крупный вклад в формирование общей теории цивилизации внес А.Л. Метлинский в книге "О сущности цивилизации и о значении ее элементов", опубликованной в 1839 г. в Харькове.
Гораздо более широко известен двухтомный труд английского самобытного историка Генри Томаса Бокля "История цивилизации в Англии"; первый том посвящен общей теории цивилизаций, роли природных условий и умственного развития в их формировании и динамике [14]. Взгляды Бокля высоко оценил Н.Г. Чернышевский, труд этого историка был издан и в России.
Дальнейшее развитие теория локальных цивилизаций получила в труде Н.Я. Данилевского "Россия и Европа" [15], опубликованном сперва в журнале, а в 1869 г. – в виде отдельной книги, в которой рассматриваются основные культурно-исторические типы, а по сути дела – локальные цивилизации. Этот подход подхватил О. Шпенглер в своем нашумевшем двухтомнике "Закат Европы", опубликованном в 1918-1922 гг. [16]. Основоположником современной теории локальных цивилизаций заслуженно считается английский историк Арнолд Тойнби, посвятивший истории цивилизаций 11 томов своих трудов; сжатое изложение его взглядов под названием "Постижение истории" [17] опубликовано в России. Блестящий анализ истории и механизмов динамики и взаимодействия цивилизаций в Европе содержится в книгах французского историка Фернана Броделя [18].
Почти незнакомы русскоязычным читателям труды Питирима Сорокина по критике цивилизационных теорий, в частности, в его неизданной в России книге "Современные социологические теории" [19]. Полезно остановиться на его взглядах, чтобы понять суть происходящих перемен в положении и взаимодействии цивилизаций в эпоху глобализации.
Изложив теории цивилизаций Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, польского историка Ф. Конечны, Питирим Сорокин отмечает общие черты этих теорий. “В безграничном "океане" социокультурных явлений существуют крупные культурные системы, иначе называемые культурными суперсистемами или же цивилизациями, которые функционируют и как реальное единство. Они не совпадают с государством, нацией или любой другой социальной группой. Обычно границы этой культурной общности перекрывают географические границы национальных, политических или религиозных единиц” [цит. по: 10. С. 47].
Цивилизации как большие суперсистемы определяют большую часть изменений, происходящих на поверхности этого социокультурного океана, в том числе исторические события и жизнедеятельность малых социокультурных единиц. Глубокое изучение всех основных культурных макросистем дает макропоказатели для изучения всего культурного космоса.
Каждая цивилизация строится на определенном философском принципе, или конечной ценности, который реализует на протяжении своего жизненного пути во всех своих компонентах. Каждая из культурных суперсистем сохраняет свою самобытность вопреки изменениям в составляющих ее компонентах. Перемены носят внутренний, имманентный характер, а внешние воздействия ускоряют или замедляют их. Жизненный путь суперсистем осуществляется не линейно, а циклически, ритмически. Все теоретики выделяют фазы жизненного цикла цивилизаций. Однако каждая цивилизации следует собственным курсом, проходя по этапам генезиса, роста, расцвета, увядания, упадка и возрождения [цит. по: 10. С. 47-49 ].
По мнению Питирима Сорокина, большинство цивилизаций – это не столько культурные системы, сколько крупные социальные системы, сложившиеся на основе центрального ядра, состоящего из культурных смыслов, ценностей и норм или интересов. Цивилизации бывают нескольких типов. Одни из них объединяются общим языком или этническим происхождением, живут по соседству и не образуют единого государства; другие являются государственными объединениями; третьи – религиозными общностями; четвертые представляют собой социокультурные смеси различных языковых, государственных, экономических и территориальных общностей. Применяя эту классифика-
[20]
цию к современным цивилизациям, можно сказать, что к первому типу принадлежат западноевропейская и восточноевропейская, хотя в каждой из них нет единого языка; ко второму – китайская, индийская и североамериканская (хотя Канада – отдельное от США государство); к третьему – мусульманская и буддийская; к четвертому – африканская, океаническая и в какой-то мере латиноамериканская. Евразийская цивилизация в периоды Российской империи и СССР относилась, скорее, ко второму типу, но теперь переживает период распада.
Исследование динамики локальных цивилизаций продолжало созданное А. Тойнби и П. Сорокиным в 1961 г. Международное общество по сравнительному изучению цивилизаций. Итоги этих исследований отражены в составленной Б. С. Ерасовым хрестоматии "Сравнительное изучение цивилизаций" [10].
Новая волна цивилизационных исследований в России развернулась с 1990-х годов, когда осуществлялся болезненный переход от марксистко-формационного принципа к цивилизационному подходу к истории и будущему человечества. На Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Н.Д. Кондратьева (1992 г.), был представлен мой доклад "Становление постиндустриальной цивилизации" [20]. Его основные идеи были развиты в моей монографии "У истоков новой цивилизации", изданной в 1993 г. на русском [21] и английском [22] языках, а затем в написанном мной учебнике "История цивилизаций", изданном в 1995 г. и в доработанном виде – в 1997 г. [I]. В 1998 г. состоялась междисциплинарная дискуссия на тему: "Локальные цивилизации в XXI в.: столкновение или партнерство?" [23]. Концепция взаимосвязанной динамики мировых и локальных цивилизаций представлена в изданной в США в 2000 г. моей монографии "Тhe Раst and the Future of Civilizations" [2] и в готовящемся к изданию мультимедийном диске "История, диалог и будущее цивилизаций". Противоречивая взаимосвязь глобализации и взаимодействия цивилизаций раскрыта в первом издании настоящей монографии, опубликованной в 2001 г. [24]. Появилось немало монографий и учебников по теории и истории цивилизаций других российских, а также зарубежных авторов. Можно сказать, что современная российская цивилизационная школа занимает одно из лидирующих мест в мировом обществоведении.
Кратко изложим основные положения этой школы, относящиеся к теории и цикличной динамике локальных цивилизаций.
Основная организованная общность с присущей ей центральной системой составляет ядро локальных цивилизаций и служит основой их бытия; но имеются и инородные группы с собственной культурой, часто не согласуемой с культурой основной общности. Каждая цивилизация взаимодействует с внешними группами и их культурами, которые проникают в данную цивилизацию и существуют в ней (так было в Российской империи и СССР, где наряду с основной культурой существовали и взаимодействовали элементы иных цивилизаций – западноевропейской, мусульманской, буддийской; такая пестрота сохранилась (хотя и в меньшей степени) в современной России). Неопределенность и многозначность самого понятия "цивилизация" сохраняется, тем не менее стоит отметить, что это не эфемерная, придуманная теоретиками категория, а живая реальность, существующая и развивающаяся не одну тысячу лет – сложная, многомерная, многогранная, динамичная, неподдающаяся точным и однозначным определениям. Особенно очевидным это стало в конце XX в., когда цивилизационные особенности и противоречия в глобальном пространстве вышли на передний план, а альтернатива взаимодействия цивилизаций определила будущую судьбу человечества,
Можно выделить некоторые общие черты и повороты судьбы локальных цивилизаций на крупных этапах истории общества, развития человечества как суперсистемы, включающей ряд взаимодействующих цивилизаций, проходящих схожие жизненные циклы. С этой точки зрения представляется обоснованным подход Арнолда Тойнби, который писал о периодической смене поколений цивилизаций, выделив три их поколения за весь исторический путь.
С нашей точки зрения, динамика мировых и локальных цивилизаций взаимосвязана, хотя и неоднозначно. Одни локальные цивилизации переживают несколько мировых, жизненный цикл других не выходит за рамки одной мировой цивилизации. Некоторые локальные цивилизации существуют весь свой исторический срок, переживая несколько периодов подъемов и упадков (например, китайская, индийская). Число локальных цивилизаций то возрастает – некоторые из них переживают периоды бифуркаций – отпочкования цивилизации следующих поколений, то сокращается – одни цивилизации гибнут, другие не получают полного развития. Динамика цивилизаций полна многообразия, неравномерных ритмов, взлетов и упадков. Здесь невозможно (и в этом прав Питирим Сорокин)
[22]
выявить какую-либо строгую, количественно определенную закономерность, периодичность, ритмичность. В этом сложность для исследователей истории и вообще обществоведов: динамика общества, социокультурных групп и систем полна неожиданных поворотов, драматических переворотов, не укладывающихся в строгие правила "железных законов" и однонаправленной эволюции.
И тем не менее, при глубоком исследовании просматриваются под этим поверхностным хаосом определенные закономерности и тенденции. К их числу относится динамичное взаимовлияние мировых и локальных цивилизаций, периодическая смена их поколений, связанная с переходом к новым историческим эпохам. При каждом таком переходе не только меняется число цивилизаций, но и характер и среда их функционирования, выдвигаются новые лидеры, а прежние уходят в тень или исчезают с исторической сцены – на время или навсегда.
Именно такой период исторического перелома, перехода к новому историческому суперциклу (третьей триаде родственных мировых цивилизаций) и четвертому поколению локальных цивилизаций переживает человечество на рубеже третьего тысячелетия нашей эры. Это увлекательный процесс – если рассматривать его издали. Труднее приходится тем, кто является его непосредственным свидетелем и участником, не имея достаточной исторической перспективы, чтобы понять суть и перспективы происходящих болезненных перемен