Цикличность экологической динамики цивилизаций
1. Само возникновение цивилизаций было результатом длительной эволюции природы, взаимодействия человека (на первых ступенях его развития) с окружающей его природной средой как источником средств существования и постоянно возникавших угроз его жизни. В том плане следует учитывать следующие два основных аспекта.
Всемирно-исторический переход от первобытного общества, потребляющего и находящегося на полном содержании у природы, к обществу производящему, т.е. возникновение цивилизации, стало результатом первого глобального экологического кризиса [6. С. 114-115]. С помощью лука и стрел и других изобретенных орудий первобытные племена настолько стремительно уничтожали крупных животных, что это поставило увеличивавшееся в период мезолита население перед угрозой голодной смерти, вымирания. Эта угроза была преодолена в результате перехода к искусственному воспроизводству, изобретению земледелия и скотоводства, что стало содержанием неолитической революции. Это стало исходным пунктом для возникновения цивилизации, что отметил Н.Н. Моисеев: “В начале голоцена, после неолитической революции и задолго до появления письменности, т.е. писаной истории, началась современная история – история "производящей" цивилизации, вернее – цивилизаций! Именно потому, что в разных регионах планеты возникли разные цивилизационные особенности” [7. С. 37]. С тех пор палитра цивилизаций расширялась и обогащалась, причем заметное влияние на цивилизационные особенности оказывало своеобразие окружающей природной среды.
Другой аспект состоит в том, что древние цивилизации первоначально возникли в условиях, наиболее благоприятных для их функционирования, на сравнительно узкой полосе к северу от экватора. Это отмечали как Александр Чижевский в приведенной выше цитате, так и Генри Бокль в книге "История цивилизации в Англии", опубликованной в Великобритании в 1857-1861 гг. [8. Гл. 2]. Однако с каждой ступенью в прогрессе общества, с каждым очередным поколением локальных цивилизаций их география, ареал распространения расширялся, пока не охватил в период индустриальной мировой цивилизации практически всю пригодную для проживания поверхность суши Земли. Однако и сейчас разнообразие природно-географических условий во многом определяет особенности каждой локальной цивилизации, формируя цивилизационное разнообразие как необходимое условие выживания и процветания человечества в целом. Природный (экологический) фактор обусловливает как единство глобальной цивилизации (всего человечества), так и разнообразие локальных цивилизаций.
2. С прогрессом человечества по мере перехода его от одной исторической ступени к другой и смены мировых цивилизаций ослабляется влияние природно-экологического фактора как источника развития и усиливается его роль как ограничителя. Разум и труд человека, воплощенные во все более совершенных технологиях, формируют техносферу, которая становится основным источником увеличения количества и улучшения качества потребительских благ, средств производства и сооружений, во все возрастающих масштабах требующихся обществу