Глобальный характер экологического фактора
Человек, отделившись от животного мира, целиком зависел от богатства и изменений природной среды – от наличия источников пищи, от колебаний температуры, от природных катастроф. Степень воздействия первобытных племен на биосферу была минимальна. Лишь с изобретением лука и стрел, с освоением подсечно-огневого земледелия, созданием ирригационных систем, а главное – с увеличением численности и плотности населения масштабы этого воздействия значительно усилились, время от времени возникали локальные экологические кризисы. Постепенно переставал действовать популяционный закон, ставящий численность особей каждого вида в зависимость от занимаемой экологической ниши. Человек своим разумом и трудом расширял эту нишу, порой выходя за допустимые пределы, нанося непоправимый ущерб окружающей среде, что иной раз приводило к гибели локальных культур или к необходимости перемещения на новые территории и освоения новых ниш.
Именно этот фактор играл решающую роль в периодически возникавших волнах переселения племен, а затем и народов. Из первоначального географического эпицентра зарождения прачеловека – Центральной Африки – первобытные племена распространились по Евразийскому материку, а потом и в Северную и Южную Америку, Океанию. И в исторический период наблюдаются такие волны: древнегреческой, а затем древнеримской колонизации; перемещений гуннов, венгров, волжско-камских булгар, остготов, аваров (в У-Х1 вв.); монголо-татарское нашествие, охватившее значительную часть Евразии; крестовые походы; генуэзские и венецианские колонии; покорение Сибири;' великие географические открытия и колонизация Нового Света и Океании; наконец, создание мировой колониальной системы к концу XIX в. Все эти течения были связаны с перемещением масс народа, изменениями на демографической карте мира, вовлечением в сферу человеческой деятельности новых территорий и природных ресурсов и, следовательно, расширением экологической ниши, занимаемой человечеством, усилением его воздействия на биосферу. Это и были ступени первоначального становления ноосферы, как в позитивном, так и в негативном ее вариантах.
Каждая локальная цивилизация имела свой географический ареал и занимала свою часть глобальной экологической ниши, освоенной человечеством. Цивилизации первого поколения в, Ш-П тысячелетиях до н.э. занимали сравнительно узкую полосу между 25° и 60° северной широты, от Средиземноморья и южного побережья Балтийского моря до Охотского и Желтого морей, где были наиболее благоприятные условия для жизни и деятельности людей, умеренный климат. А.Л. Чижевский отмечал: "Если мы проследим условия возникновения и развития цивилизаций, то ясно увидим, что величайшие центры умственной жизни человечества первоначально локализуются в местах с оптимумом температуры. Это распространяется на культуры: китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, арабскую" [1.С. 21].
Цивилизации второго поколения значительно расширили свой ареал. Охватив практически всю Евразию, Северную Африку, человечество благодаря очередным технологическим переворотам приспособилось к разнообразным климатическим условиям. Быстрое увеличение численности населения вынуждало искать и осваивать новые территории, вовлекать в производство новые природные ресурсы и естественные силы. Каждая цивилизация, сохраняя свое географическое ядро, осваивала ближнюю и дальнюю периферию, границы которой периодически менялись в результате экспансии и столкновения цивилизаций.
Одновременно усилилась дифференциация природно-климатических условий локальных цивилизаций. Различия между ними определялись:
географическим местоположением на земном шаре, близостью или отдаленностью от океанов и морей, тесной связью или изолированностью от других цивилизаций. Цивилизации, расположенные в Евразии и Северной Африке, постоянно контактировали между собой, взаимно обогащались и противоборствовали; древние цивилизации, расположенные на территории современной Северной и Южной Америки, длительное время развивались изолированно, что привело к их отставанию в техническом отношении и поражению в столкновении с более развитой западной цивилизацией;
природно-климатическими условиями – мягкостью или суровостью климата, глубиной перепада температуры по временам года, количеством осадков, рельефом местности и т.п.;
наличием и качеством природных ресурсов, пригодных для использования, – земельных, водных, лесных, минеральных, их расположением, степенью освоения;
подверженностью стихийным бедствиям и катастрофам (наводнениям, землетрясениям, тайфунам, цунами и т.п.);
плотностью населения и его расселением, нагрузкой на природные ресурсы и окружающую среду;
социокультурными традициями, историческим опытом (отраженным в культуре и религии) взаимоотношений с окружающей средой, тем, что можно назвать экологической культурой, побуждающей к бережному или расточительному отношению к природной среде.
Вместе со стремительным нарастанием численности населения в 1950-60-е годы это привело к глобальному экологическому, кризису, вынудившему все страны мира искать пути к гармонизации экологической и демографической динамики, коэволюций общества и природы. Возникла необходимость в формировании экологического мировоззрения, изменении взгляда на взаимодействие природы и общества в прогрессе мировых и локальных цивилизаций