Свобода и контроль в ООН, нормы и механизмы
Создание ООН: Устав ООН вступает в силу после сдачи на хранение ратификационных грамот пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств, подписавших Устав.
Прием новых членов ООН: производится постановлением Генеральной Ассамблеи ООН по рекомендации Совета Безопасности (то есть при согласии великих держав).
Исключение из ООН её членов, нарушающих принципы Устава: производится Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.
Состав Совета Безопасности: пять постоянных членов и десять других членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на два года с учетом степени их участия в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей ООН, а также справедливого географического распределения.
Избрание Генерального секретаря ООН: избирается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.
Принятие решений в Совете Безопасности: решения Совета Безопасности, кроме процедурных, считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включающие голоса всех постоянных членов Совета. Воздержание постоянного члена Совета при голосовании не означает применение им права вето.
Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи.
Генеральная ассамблея уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и делать в отношении этих принципов рекомендации.
Однако любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Генеральной Ассамблеей Совету Безопасности.
Прерогативы Совета Безопасности и ограничение прав Генеральной Ассамблеи: когда Совет выполняет возложенные на него функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может давать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности не попросит об этом. Генеральный секретарь, с согласия Совета Безопасности, уведомляет Генеральную Ассамблею на каждой её сессии о всех вопросах, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, находящихся на рассмотрении Совета.
Таким образом, обе группы государств – великие державы и остальные страны – контролируют, каждая со своей стороны, создание ООН, прием в неё новых членов, исключение из ООН государств, нарушающих её принципы, состав Совета Безопасности, избрание Генерального Секретаря ООН, принятие решений в Совете Безопасности, решение вопросов, по которым необходимо предпринять действия, и, наконец, любые изменения Устава ООН.
Все эти права одних государств и ограничения других, прерогативы одного органа и ограничения другого представляют собой не ущемление чьих-либо интересов, а, напротив, создание баланса интересов во имя общего блага, каковым является принятие уравновешенного и реалистического решения. Устав ООН и её процедура дают гарантию принятия именно такого решения. Они создают для этого механизм. Уклонение от использования данного механизма, нарушение Устава ООН поведет к нарушению баланса в ту или иную сторону, к нарушению прав и ущемлению чьих-то интересов, и, следовательно, будут ослаблять моральную, политическую и правовую силу принятого решения. Такие отдельные случаи были в истории Организации Объединенных Наций