Примечания к главе 2
2Истон Д. Категории системного анализа политики // Антология мировой политической мысли. - М., 1997. - Т.II. - С.634-636.
3Алмонд Г. и др. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор. - М., 2002. - С.38-39, 74-77.
4Там же. - С.93-238.
5Сравн.: Категории политической науки… - С.142; Соловьев А.И. Указ. соч. - С.238-239; Политология / Под ред. Д.В. Доленко. - Саранск, 2000. - С.108-110; Политология: Практикум по курсу / Под ред. М.А. Василика. - М., 2000. - С.91-104.
6Подробнее см.: Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология. - М., 2002. - С.167-190.
7Алмонд Г. Гражданская культура // Антология мировой политической мысли… - Т.II. - С.593-600.
8Алмонд Г. и др. Сравнительная политология сегодня… - С.93-121.
9Patterson S. Political Culture of American States // The Ecology of American Political Culture. - N.Y., 1975. - P.59.
10См.: Морозова Е.В. Региональная политическая культура. - Краснодар, 1998. - С.57; Нечаев В.Д. Региональные политические системы в постсоветской России // Pro et Contra. - 2000. - T.5. - № 1. Зима. - С.80-95.
11Политический процесс в регионах России (Заочный «круглый стол») // Полис. - 1998. - № 2. - С.105.
12Борисова Н.В. Институционализация региональных политических систем: теоретические аспекты // Политический альманах Прикамья. - Пермь, 2002. Вып.2. - С.42, 46.
13Барзилов С.И., Чернышов А.Г. Политическая структура современной российской провинции. - М., 1997. - С.13; Чернышов А.Г. Регион: границы политического пространства // Регион как субъект политики и общественных отношений. - М., 2000. - С.125-135.
14Морозова Е.В. Указ. соч. - С.58.
15Регионоведение: Социально-политический аспект / Н.П. Распопов и др. - Нижний Новгород, 2000. - С.45.
16Дахин В.Н. Региональная стратификация политического пространства России: новые подходы и тенденции // Полит. наука. - 2003. - № 3. - С.89-90.
17Амелин А.И. Многомерная модель политической власти // Общественные науки и современность. - 1991. - № 2. - С.48-58.
18Бирюков С.В. Региональная политическая власть: от концептов к интегративной модели // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 2003. - № 1. - С.20.
19См. подробнее: Кордонский С.Г. Рынки власти. - М., 1999; Мясников О.Г. Смена правящих элит: «консолидация» или «вечная схватка»? // Полис. - 1993. - № 1. - С.52.
20Бирюков С.В. Указ. соч. - С.23-24.
21См. теоретические аспекты проблемы: Меркель В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях // Полис. - 2002. - № 1. - С.6-17; № 2. - С.20-30.
22Борисова Н.В. Указ. соч. - С.42-43.
23Подробнее см.: Гельман В.Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики // Полис. - 1998. - № 1. - С.87-105.
24Исключения: в Чечне незаконный президент Д.М. Дудаев распустил парламент и установил личную диктатуру (1993 г.). Мордовия в 1993-1995 гг. возвращалась от президентской формы к советско-парламентарной. Удмуртия ввела президентскую форму правления лишь в 2000 г. Карачаево-Черкессия управлялась назначенным главой республики до мая 1999 г. Дагестан остаётся последним субъектом РФ, который еще не практиковал президентскую модель из-за крайне сложной этнополитической ситуации в регионе.
25О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР: Указ Президента РСФСР № 75 // Российская газета. - 1991. - 31 августа.
26О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. // Российская газета. - 1992. - 20 марта; Гельман В.Я. Указ. соч. - С.87-105.
27Гельман В.Я. Указ. соч.; Регионы России в 1997 году: Приложение к «Политическому альманаху России» / Сост. Н.В. Петров. - М., 1998.
28Борисова Н.В. Указ. соч. - С.42-45.
29Гельман В.Я. Указ. соч. - С.87-105.
30Кононенко П.Б. Политические факторы конституционного строительства в республиках Российской Федерации // Полис. - 2003. - № 6. - С.138-142.
31Кузьмин А.С., Мелвин Н.Дж., Нечаев В.Д. Региональные политические режимы в постсоветской России: опыт типологизации // Полис. - 2002. - № 3. - С.145-147. (Полностью шкала приведена в работе П.Б. Кононенко).
32Кузьмин А.С. и др. Указ. соч. - С.146-149.
33Нечаев В.Д. Указ. соч. - С.88-89.
34Российская газета. - 1996. - 1 февраля, 17 февраля.
35Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября. 1999 г. // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
36Гельман В.Я. Указ. соч. - С.87-105.
37Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 42. - Ст.5005.
38Сурков Д.Л. Законодательная и исполнительная власть субъектов Российской Федерации (Сравнительно-правовое исследование). - Иркутск, 1999. - С.285-286.
39Туровский Р.Ф. Указ. соч. - С.70-71.
40См. справочные сведения: Федерализм: Энциклопедия. - М., 2000. - С.448-456; Автономов А.С. и др. Региональные парламенты в современной России. - М., 2000. - С.16-17, 41, 46-47.
41Заславский С.Е. Российский бикамерализм в региональном измерении // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Полит. науки. - 2000. - № 3. - С.37-52.
42Палчаев А.М. Место и роль Народного Собрания в структуре государственного устройства Республики Дагестан // Вестник Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. - 2000. - № 2. - С.60-77.
43Вольная Кубань. Краснодар, 1998. 17 октября.
44Заславский С.Е. Указ. соч. - С.39-40.
45Там же. - С.44-45.
46Там же. - С.45-49. (К 2004 г. Карелия отказалась от двухпалатной системы. См.: Независимая газета. - 2004. - 7 июня).
47Еникеев А.Г. Представительная власть и политический процесс в Республике Башкортостан // Россия: Политические вызовы XXI века. - М., 2002. - С.332.
48Ведерников А. Страхи и страсти власти: Руководящая номенклатура в Башкирии не собирается менять старые привычки // Независимая газета. - 2003. - 13 мая.
49Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты. - М., 2002. - С.316.
50Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М., 1997. - С.17.
51Панов П.В., Пунина К.А. Конфликты и «порядок» в региональном парламенте: На примере Законодательного собрания Пермской области // Полис. - 2003. - № 6. - С.125-127.
52Меркель В., Круассан А. Указ.соч.; Пивоваров Ю.С. О «нормативности фактического» в русской политике // Властные элиты современной России в процессе политической трансформации. - Ростов н/Д, 2004. - С.8-21.
53Борисова Н.В., Фадеева Л.А. Региональная легислатура как институт согласования интересов // Куда идёт Россия?... Формальные институты и реальные практики. - М., 2002. - С.72.
54Панов П.В., Пунина К.А. Указ. соч. - С.132-133.
55Реутов Е.В. Региональное законодательное собрание: особенности формирования и функционирования // Социс. - 2003. - № 9. - С.82-83.
56Овчинников А.П. Указ. соч. - С.86.
57Глубоцкий А.Ю., Кынев А.В. Партийная составляющая Законодательных собраний российских регионов // Полис. - 2003. - № 6. - С.80; www.democracy.ru
58Голосов Г.В. Элиты, общероссийские партии, местные избирательные системы (О причинах развития политических партий в регионах России) // Обществ. науки и современность. - 2000. - № 3.
59Глубоцкий А.Ю., Кынев А.В. Указ. соч. - С.80-81, 84-85.
60Конститутционное законодательство субъектов РФ: проблемы совершенствования и использования в преподавании: Материалы научной конференции / Отв. ред. С.А. Авакьян. - М., 1999. - С.188.
61Кайе Р., Кочев В. Взаимоотношения законодательной и исполнительной власти // Россия и Британия в поисках достойного правления. - Пермь, 2000. - С.163-165.
62Радченко А.И. Единая система государственного и муниципального управления как основа укрепления вертикали исполнительной власти // Вертикаль власти… - С.157-158.
63Независимая газета. - 2001. - 8 февр.; 2003. - 13 февр., 17 ноябр., 11 дек.; 2004. - 19 янв.
64Сравнение проведено по изданиям: Федерализм: Энциклопедия… - С.448-456; Комарова В.В., Магомедов Ш.Б. Глава государства, региона Российской Федерации. - М., 1999; Бельский К.С. О реформе губернаторской должности // Государство и право. - 2001. - № 1. - С.5-13.
65Российская газета. - 1994. - 7 окт.
66Росийская газета. - 1999. - 19 окт.
67Радченко А.И. Указ. соч. - С.159-161.
68Медушевский А.Н. Указ. соч. - С.322, 324, 320-321.
69Лысенко В.Н. Губернаторы и бизнес: брак по расчету? // Россия и современный мир. - 2003. - № 2(39). - С.60.
70Барзилов С.И. Губернаторская власть как институт и субъект регионального политического пространства // Регион как субъект политики и общественных отношений. - М., 2000. - С.140-142.
71Туровский Р.Ф. Указ. соч. - С.78-80.
72Авдонин В.С. Рязанская область… // Феномен Владимира Путина и российские регионы… - С.82.
73Мацузато К. Предисловие // Там же. - С.10-11.
74Истон Д. Указ. соч. - С.640-641.
75O'Donnell G., Schmitter Ph.C. Transition from Authoritarian Rule: Tentative Conclusions about Uncertain Democracies. - Baltimore; London, 1991. - P.73.
76Дюверже М. Политические институты и конституционное право // Антология мировой политической мысли. - М., 1997. - Т.II. - С.644-655.
77Гельман В.Я. Трансформации и режимы. Неопределенность и её последствия // Россия регионов: трансформация политических режимов. - М., 2000. - С.19-20.
78Там же. - С.21.
79Там же. С.22-26; Дерягина О.А. Соотношение формальных и неформальных институтов в региональных политических режимах // Политический альманах Прикамья. - Пермь, 2002. Вып. 2. - С.48-49.
80Там же. С.27; за основу взято определение М. Роджерс; цит. по: Власть: Очерки современной политической философии Запада / Под ред. В.В. Мшвениерадзе. - М., 1989. - С.75.
81Сартори Дж. Вертикальная демократия // Полис. - 1993. - № 2. - С.80-89; Гельман В.Я. Указ. соч. - С.30.
82Борисов С.В. Актуальный политический режим в Нижегородской области: становление в 1990-е годы // Полис. - 1999. - № 1. - С.99-101.
83Медушевский А.Н. Указ. соч. - С.336, 306.
84Овчинников А.П. Указ. соч. - С.17-18.
85Гельман В.Я. Указ. соч. - С.56-57.
86Сенатова О.О. Региональный авторитаризм на стадии его становления // Куда идёт Россия?..: Социальная трансформация постсоветского пространства. - М., 1996. - С.146-147.
87Гельман В.Я. Указ. соч. - С.31-32.
88Гельман В.Я. Указ. соч. - С.31.
89О'Доннелл Г. Делегативная демократия // Пределы власти: Прилож. к журн. "Век ХХ и мир". - 1994. - № 2-3. - С.52-67.
90См.: Шмиттер Ф. Процесс демократического транзита и консолидация демократии // Полис. - 1999. - № 3. - С.31; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М., 2003; Шевцова Л.Ф. Политические зигзаги посткоммунистической России. - М., 1997; Саква Р. Режимная система и гражданское общество в России // Полис. - 1997. - № 1.
91Гельман В.Я. Указ. соч. - С.38-40.
92Лапина Н.Ю. Бизнес и политика в современной России: проблемы взаимодействия // Элиты в сравнительно-исторической перспективе: Политическая наука. Пробл. -тематич. сб. - М., 1998. Вып.4. - С.154-165.
93Гельман В.Я. Указ. соч. - С.43-55.
94Там же. - С.342-356.
95Там же. - С.345; Бри М. Указ. соч. - С.94-99.
96Гельман В.Я. Указ. соч. - С.358.
97Кузьмин А.С., Мелвин Н.Дж., Нечаев В.Д. Региональные политические режимы в постсоветской России: опыт типологизации // Полис. - 2002. - № 3. - С.142-155.
98Медушевский А.Н. Указ. соч. - С.326-340.
99Даль Р. Демократия и её критики. - М., 2003.
100Кузьмин А.С. и др. Указ. соч. - С.144-147.
101См. подробнее: Сморгунов Л.В. Указ. соч. - С.85-88.
102См. подробнее: Гельман В.Я. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов // Полис. - 1997. - № 5.
103Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. - 1997. - № 5. - С.48-49; http: //www.cikrf.ru.
104Кузьмин А.С. и др. Указ. соч. - С.147-150.
105Глубоцкий А.Ю., Кынев А.В. Указ. соч.
106Шевцова Л.Ф. Режим Бориса Ельцина. - М., 1999; Гельман В.Я. и др. Россия регионов…; Ковалев В.А. Политическая трансформация в регионе. - Сыктывкар, 2001; Россия и Латинская Америка: сходные проблемы зависимого развития? // МЭиМО. - 2004. - № 2. - С.17-30; № 3. - С.37-50; № 5. - С.40-48; Лебедева Т.П. Либеральная демократия как ориентир для посттоталитарных преобразований // Полис. - 2004. - № 2. - С.76-84; Коэн С. Провал крестового похода: США и трагедия посткоммунистической России. - М., 2001.
107Медушевский А.Н. Указ. соч. - С.326-329.
108Сенатова О.О. Указ. соч.; Борисов С.В. Постоянные и переменные величины регионального политического процесса до и после выборов // Нижегородские выборы - 95: новые тенденции и старые уроки. - Н. Новгород, 1996. - С.34-40.
109Гельман В.Я. Региональные режимы: завершение трансформации? // Свободная мысль. - 1996. - № 9. - С.14.
110Ковалев В.А. Поставторитарный синдром в регионе: Опыт Республики Коми в контексте "путинского федерализма" // Полис. - 2002. - № 6. - С.95; Медушевский А.Н. Указ. соч. - С.327, 312; Конякина А.П., Шинковская Н.В. Параметры эволюции политического режима в Приморье // Полис. - 2003. - № 2. - С.143.
111О'Доннелл Г. Указ. соч.; Меркель В., Круассан А. Указ. соч.
112Гельман В.Я. Правящий режим и демократическая оппозиция // Пределы власти. - М., 1994. Вып.2-3. - С.147.
113О'Доннелл Г. Указ. соч. - С.53.
114Ковалев В.А. Поставторитарный синдром в регионе… - С.97.
115Медушевский А.Н. Указ. соч. - С.327-328.
116Там же. - С.336-340; Он же. Тенденции развития региональных политических режимов // Российский конституционализм: политический режим в региональном контексте. - М., 2000.
117Там же. - С.327, 336-337; Борисов С.В. Указ. соч.; Панов П.В. Региональный политический режим Пермской области: "сообщество элит без доминирующего актора?" // Политический альманах Прикамья… Вып.2. - С.96-106; Дахин В.Н. Указ. соч.
118Феномен Владимира Путина и российские регионы… - С.6-18.
119Там же. - С.8-9, 10, 18; Мацузато К. Политическая регионология бывших соцстран - достижения и задачи // Перестройка и после: Общество и государство в СССР, России и новых независимых государствах, 1988-1998. - М., 1998. С.42