Тема 2 Казахстан в контексте геополитики Каспийского региона

Цель лекции – показать роль Каспийского региона в обеспечении международной, региональной и национальной безопасности Казахстана

Вопросы к теме:

1. Геополитические интересы на Каспии.

2. Позиция Казахстана по правовому статусу Каспия

3. Развитие регионального сотрудничества.

4. Транснациональные транспортные проекты как основная форма сотрудничества.

5. Проблемы и сложности на пути к международному сотрудничеству

Краткое содержание темы (тезисы)

Геополитические интересы на Каспии. Геополитический вакуум на Каспии, ставший следствием распада Советского союза, дал начало большой гонке за право доступа к огромным ресурсам региона. Фактически, борьба за каспийскую нефть стала одним из самых значимых геополитических событий постсоветской эры. Быстро растущий мировой энергетический спрос обещает долгосрочный интерес и вовлечение внешних держав с зачастую конкурирующими геополитическими целями.

Тем не менее, интерес к Каспийскому региону не сводится к одним лишь углеводородам. Расположенное на стыке различных цивилизаций и подверженное влиянию неустойчивых соседних регионов Ближнего Востока, Южного Кавказа и Центральной Азии, Каспийское море, как представляется, имеет крайнюю важность для нового баланса сил в Евразии и, более широком смысле, для будущей схемы мирового порядка.

В этом контексте новый смысл обретает концепция так называемой «Великой игры» - с тем существенным отличием, что теперь она включает гораздо большее число действующих лиц и гораздо более высокие ставки. Казахстан привержен продвижению внутри- и межрегиональной интеграции. С точки зрения регионального партнерства, тесно сотрудничает с прикаспийскими государствами в рамках Евразийского Экономического Сообщества, Шанхайской Организации Сотрудничества, Организации Экономического Сотрудничества и других структур.

Казахстан стремительно превращается в одного из крупнейших производителей и экспортеров нефти в мире. В настоящее время Казахстан добывает 1,3 миллиона баррелей нефти в день, и экспортирует более 1 миллиона. Ожидается, что к 2015 году добыча достигнет 3,5 миллиона баррелей нефти в день (150 миллионов тонн в год), из которых 3 миллиона будет экспортироваться. Учитывая запасы нефти, оцениваемые в 100 миллиардов баррелей, и постоянно растущие объемы добычи, Казахстан будет продолжать играть большую, чем когда-либо, роль в мировой экономике.

Разработка каспийских ресурсов тесно связана с их транспортировкой на мировые рынки. Вследствие того, что мы не имеем прямого выхода к открытому морю, наша нефтегазовая маркетинговая стратегия основывается на эффективном многовекторном использовании стратегического расположения Казахстана в сердце Евразии.

Развитие транспортной инфраструктуры, основанное на прочном фундаменте экономической и политической целесообразности, становится одним из самых насущных вопросов для нашей страны. Поэтому осуществляется строительство разветвленной сети экспортных трубопроводов, соединяющих крупнейшие нефтяные месторождения Казахстана с потребителями на Западе и на Востоке.

На 2006 год Каспийский Трубопроводный Консорциум являлся единственным полностью завершенным проектом и единственным магистральным маршрутом с выходом на мировые рынки.

Баку-Тбилиси-Джейхан считается одним из самых важных маршрутов транспортировки для казахстанской нефти.

В декабре 2005 года завершилось строительство трубопровода в Китай. Это первый трубопроводный маршрут в страну с быстро растущей экономикой и первый в регионе маршрут, расположенный полностью на территории страны-производителя и страны-потребителя нефти. Этот проект может соединить трубопроводные системы Казахстана, России и Китая, и стать прочным основанием для взаимовыгодного партнерства этих стран на более широком пространстве Евразийского региона. Данный проект вскоре охватит западный регион Казахстана, соединив таким образом Китай с бассейном Каспия.

Рассматриваются также и другие экспортные маршруты, включая в южном направлении (Казахстан-Туркменистан-Иран). Он считается экономически рентабельным, но, ввиду определенных политических факторов, его перспективы пока неясны. Крупные компании из Франции, Японии и Казахстана все еще обсуждают осуществимость данного маршрута. На сегодняшний день карта трубопроводной системы Каспийского региона обрела ясные очертания, и, таким образом, геополитическое соревнование за право прокладки различных транспортных коридоров переходит в борьбу между глобальными и региональными державами и транзитными государствами за потоки каспийской нефти.

Таким образом, Казахстан все больше становится фактором стабильности для целого региона.

Безопасность абсолютно важна для экономического успеха. Это главный приоритет внешней политики РК. Есть различные механизмы для сдерживания угроз безопасности и стабильности, но, тем не менее, но ни один из не имеет всеобъемлющей природы и не предусматривает всестороннего участия всех прикаспийских государств.

Поэтому в 2004 году Казахстан выдвинул инициативу разработки пятистороннего механизма контроля и сдерживания вооружений на Каспии, обеспечения баланса вооружений и определения ограничений. Есть множество предложений относительно обеспечения безопасности в регионе – как с российской, так и с американской стороны.

Большое значение имеет военное сотрудничество между прибрежными государствами. Все пять стран должны работать над созданием благоприятных условий для сотрудничества на море с целью исключить любую возможность нарушения мира или появления угроз национальной безопасности государств.

Позиция Казахстана по правовому статусу Каспия заключается в необходимости обращения к определенным положениям Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, которая предусматривает режимы и ширину различных секторов моря.

Суть заключается в том, чтобы разграничить дно и ресурсы Каспия вдоль срединной линии в соответствии с международной практикой. Каждое государство должно самостоятельно разрабатывать и эксплуатировать ресурсы в пределах своего участка. В то же время, Казахстан выступает за сотрудничество с другими странами в разработке ресурсов на казахстанской части Каспия.

В рамках усилий по обеспечению политических и экономических интересов прибрежных государств, Казахстан предлагает установить на Каспии территориальное море, рыболовную зону и общее водное пространство.

Принципиальная позиция Казахстана заключается в том, чтобы решить вопросы справедливо на основе ранее заключенных соглашений и не политизировать его. Стратегическая цель заключается в том, чтобы определить национальные морские границы и разграничить морское дно для обеспечения суверенных прав на разработку и развитие минеральных ресурсов.

Развитие ресурсов Каспийского моря – вопрос стратегической важности не только для Казахстана, но также и для России. Астана и Москва проделали огромную работу по достижению взаимопонимания, что привело к консенсусу по статусу и размежеванию на Каспии. Основные соглашения и документы основаны на признании модифицированной срединной линии, разграничивающей морское дно и определяющей принципы и правовую основу для разработки ресурсов морского дна. Разрешение споров относительно права на владение рядом крупных месторождений нефти и газа служит ярким примером стремления двух сторон решать остающиеся разногласия взаимовыгодным способом. В 2001 году Казахстан и Азербайджан подписали Соглашение по разграничению морского дна Каспийского региона на национальные секторы в соответствии с принципом срединной линии. Документ не предусматривает разграничение государственных границ, он скорее посвящен регулированию экономической деятельности на морском дне в целях изучения, разработки и управления ресурсами и национальными секторами.

Таким образом, существуют четкие договоренности между Казахстаном, Россией и Азербайджаном в отношении срединной линии моря и его разграничению.

Казахстан продолжает двусторонние консультации с Туркменистаном по вопросам сотрудничества на Каспии. Я планирую посетить эту страну в ближайшее время. Интенсивные переговоры проводятся с иранской стороной. Тегеран настаивает на так называемом справедливом принципе разделения Каспия на пять равных частей. Казахстан не может поддержать подобный подход ввиду того, что он противоречит принципам международного права.

С точки зрения Казахстана, существуют такие неотъемлемые компоненты правового статуса Каспийского моря как рыболовство, навигация, свободное передвижение судов, не имеющих доступа к другим морям, через территорию транзитных государств.

Каспийское море богато также своей уникальной природой и комплексом окружающей среды, который включает 40 видов животных и растений, занесенных в Красную книгу. Более чем 90% мировых запасов осетровых сосредоточены именно в Каспийском море. Коммуникационная функция Каспия также имеет стратегическую важность благодаря растущему удельному весу транспортируемых на мировые рынки углеводородов. Таким образом, исходя из общих перспектив на Каспии, прибрежные государства должны предпринять совместные усилия для защиты окружающей среды моря, сохранить его биологические ресурсы, флору и фауну.

Развитие регионального сотрудничества. Геополитические и геоэкономические сдвиги, происходящие после распада огромного единого географического пространства СССР, приводят к формированию новых региональных, как сегодня принято говорить, конфигураций. Основу таких региональных объединений составляют, прежде всего, географические факторы: расположение стран в одной географической зоне с примерно одинаковыми климатическими условиями и биоресурсами, а также выход к общим "открытым зонам" — Черному, Каспийскому и Балтийскому морям. Именно исходя из этих факторов, учитывающих географическую близость и возможность совместного экономического сотрудничества и освоения природного потенциала, страны указанных регионов формируют региональные организации: Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС) (сформировано в 1992 г.), которое объединяет 11 государств Черноморья, Закавказья и Балкан (Азербайджан, Албанию, Армению, Болгарию, Грецию, Грузию, Молдавию, Россию, Румынию, Турцию и Украину), Совет государств Балтийского моря(создан в 1992 г.), в него входят Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония, а также Европейская Комиссия (исполнительный орган Европейского Союза), Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря (ОССГБМ) — неправительственная организация стран Балтийского моря, основанная на конференции в г. Ставангере (Норвегия) в октябре 1993 г. В работе организации принимают участие представители областей, земель, губерний и городов федерального значения, расположенных на берегу Балтийского моря. В настоящее время в ОССГБМ нет фиксированного членства, и она открыта для участия всем 163 регионам стран Балтийского моря.

Тенденции регионального сотрудничества в значительной степени проявляются и на территории бывших Среднеазиатских и Закавказских республик СССР, а сегодня независимых государств — Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Грузии, Армении, Азербайджана, а также ряда сопредельных с ними государств — Турции, Ирана, Афганистана, Китая. Все эти страны в той или иной конфигурации, прямо или косвенно, связаны между собой межгосударственными и неофициальными отношениями определенного характера. Во-первых, все они входят в региональные экономические блоки или политические объединения. Во-вторых, некоторые из этих стран претендуют на роль регионального лидера в центральноазиатском и закавказском регионах.

Сегодня все старые географические названия "Закавказье", "Центральная Азия" приобретают новый смысл, так как на распавшемся геополитическом пространстве бывшего СССР образовалось несколько самостоятельных зон, субрегионов, которые имеют свое место и играют определенную роль в мирохозяйственных связях, в мировой политике.

"Центральноазиатский", "закавказский" регионы — в большей степени политические определения, нежели географические названия. Так, при вхождении бывших советских республик — Таджикской, Казахской, Туркменской, Узбекской, Киргизской — в СССР все они именовались республиками Средней Азии. После обретения ими независимости и государственности большая часть политиков, экспертов, политологов стали причислять их к странам центральноазиатского региона.

Существуют разные точки зрения и на понятие "регион", который можно определять как:

а) хозяйственно-экономическую общность;

б) географическо-административную единицу;

в) историко-культурную область и т.д.

При всем разнообразии критериев оценки понятия "регион" ясно то, что связующим звеном во всех определениях выступает государство. Именно в результате образования новых стран на бывшем евразийском пространстве СССР произошли изменения в понятийном политико-географическом аппарате. Кавказ сегодня для России — это Северный Кавказ (территории республик и областей, близко прилегающих к Черному и Каспийскому морям или граничащие с Грузией, Азербайджаном) и Закавказье (Грузия, Азербайджан, Армения).

Открытие больших запасов нефти на шельфах Каспийского моря и прилегающих к нему зонах, возникновение разных проектов по освоению топливно-энергетических ресурсов и созданию маршрутов для их доставки на мировой рынок, а также транспортных коридоров, позволяющих соединить Европу с Азией, — все это привело к появлению нового субрегионального определения Прикаспий. Появились новые географические понятия, как в российской, так и в англосаксонской политологии: Транскаспийский регион, Прикаспий или Каспийский регион, район Каспийского моря, которые включают в себя страны, имеющие непосредственный выход к Каспийскому морю, — Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Россию, Иран. В эти понятия включаются и те страны, географическое положение и политика которых оказывают существенное влияние на прокладку маршрутов нефте- и газопроводов, иных транспортных линий, в целом на ситуацию в регионе. Это такие страны, как Турция, Грузия, Китай, Пакистан, Афганистан.

Отличительной чертой Прикаспийского региона является то, что он приобретает статус не только сырьевого, но и транзитного региона, который позволяет соединить пути не только между Востоком и Западом (воссоздание "великого шелкового" пути), но и между Севером и Югом ("водный путь": Санкт- Петербург — Москва — по Волге до Астрахани — далее через Каспийское море до Ирана). По этой причине нередко Прикаспийский регион называют Транскаспийским.

Несмотря на огромный интерес крупных западных государств к региону Каспийского моря до сих пор не оформилось специальной международной правительственной организации, которая объединила бы эти страны для координации усилий в решении следующих экономических и политических вопросов:

— определение статуса Каспийского моря и выработка согласованного подхода к вопросу территориального разделения водной части и дна между прилегающими странами: Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном и Ираном;

— выработка и осуществление комплекса мер по охране биоресурсов Каспия;

— урегулирование разного рода межгосударственных конфликтов, например территориального спора между Арменией и Азербайджаном по Нагорному Карабаху или спора между Азербайджаном и Туркменией относительно принадлежности месторождений нефти в Каспийском море "Осман" и "Хазар" и т.п.;

— осуществление мер доверия и борьбы с угрозами региональной безопасности;

— координация усилий всех заинтересованных стран, международных организаций и финансовых институтов по обсуждению и созданию новых маршрутов нефте- и газопроводов, согласованной тарифной политики относительно стоимости прокачки нефти и газа.

Интенсивное освоение сырьевых ресурсов Каспийского моря вызывает озабоченность как среди общественности, так и среди ученых относительно экологической обстановки в регионе и возможности потери в будущем биоресурсов Каспийского моря. Мониторинг атмосферы, гидросферы, почвенно-растительного покрова выявляет признаки надвигающейся биологической катастрофы. В этой связи группа ученых Российской Академии наук обратилась к коллегам из Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана с призывом объединить усилия и "срочно учредить Организацию Прикаспийских государств по комплексному освоению природных ресурсов и охране окружающей среды, которая должна обеспечить осуществление природоохранных действий в Каспийском бассейне, создав для этого необходимое правовое поле".

Отсутствие международной организации сдерживает развитие потенциальных возможностей политического, экономического и правового регулирования назревших проблем региона в целом и каждого прикаспийского государства в отдельности. Отсутствие координационного органа компенсируется: а)активными действиями транснациональных корпораций (ТНК), выступающих как самостоятельные акторы при осуществлении и отстаивании своих интересов; б)односторонними действиями прикаспийских государств или, в лучшем случае, двухсторонней дипломатией в решении проблем региональной безопасности и определении статуса Каспийского - моря; в)стремлением некоторых стран — Турции, Ирана, США — усилить свое военно-политическое и геоэкономическое влияние в регионе.

Транснациональные транспортные проекты как основная форма сотрудничества. Своеобразие Прикаспийского региона состоит в том, что на его геополитическом пространстве протекают те же процессы и явления, которые характерны для мировой политики и других регионов мира — региональная интеграция, демократизация внутренней и внешней политики, транснациональная кооперация. В то же время в этом регионе обострились негативные процессы — угрозы со стороны международного терроризма, религиозного экстремизма, национального сепаратизма, нелегальная транспортировка оружия и наркотиков.

В этом регионе явно прослеживается еще одна общемировая тенденция — сохранение роли силового фактора с одновременным возрастанием экономических, культурных, политических, научно-технических, гуманитарных связей. Это рождает к жизни те проблемы и возможности, которые являются следствием глобализации мировой экономики.

Открытие дополнительных запасов нефти и газа в Каспийском море и прилегающих к нему районах требует дополнительных вложений в их разработку, переработку и транспортировку. По ряду экономических причин страны прикаспийского региона сегодня не могут самостоятельно и в полном объеме осуществлять освоение природных ресурсов, строительство новых трубопроводов, модернизацию промышленного производства. Поэтому приток иностранных инвестиций чрезвычайно важен и крайне необходим. Вовлечение транснациональных корпораций (ТНК) в кооперационный производственный процесс на основе стабильной и гарантированной законодательной базы поможет этим странам осуществлять развитие своих экономик через международное и транснациональное сотрудничество. Иными словами, нефть и газ выступают как 'очень привлекательный и эффективный внешнеполитический инструмент налаживания взаимовыгодного международного сотрудничества.

Ярким подтверждением таких кооперационных межгосударственных и транснациональных связей служит Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК), созданный в 1992 г., а затем реструктурированный в 1996 г. В проекте приняли участие Россия (доля участия — 24%), Казахстан (19%), Оман (7%). Еще 50% акций консорциума делят между собой американские(15%), российско-британское (7,5%), итальянская (2%), британская (1,75%).

Такая "пестрая" структура собственности консорциума свидетельствует о том, что участникам удалось найти баланс государственных и коммерческих интересов. Проект КТК, протяженностью 1580 км, созданный специально для транспортировки сырой нефти из Тенгизского месторождения (извлекаемые запасы которого оцениваются примерно в 9 млрд. баррелей), расположенного в Казахстане, в терминал Новороссийска. При этом КТК позволяет решить три главные задачи. Во-первых, создает один из основных маршрутов транспортной системы для экспорта каспийской нефти с севера и северо-востока Каспийского моря, что дает богатому нефтяными запасами Казахстану (подтвержденные запасы — 10,0—17,6 млрд. баррелей, в то время как в российских прикаспийских регионах — 2,7 млрд. баррелей)10 возможность стабильного и прямого выхода на мировой рынок. Во-вторых, проект предполагает строительство нового трубопровода (Новороссийск—Комсомольская), нефтетерминала в российском порту Новороссийска и последующую модернизацию уже существующего трубопровода (Тенгиз—Комсомольская). И, наконец, и это самое главное, регионы, через которые пройдет маршрут, получат 2/3 налоговых поступлений в свой бюджет и 50% прибыли в качестве госсбора. По оценкам экспертов, в течение 40 лет правительство РФ и региональные администрации получат в общей сложности 23,3, а Казахстан — 8,2 млрд.долларов.

Как показывают события последних лет, разведка и добыча топливно-энергетических ресурсов являются только частью программы совместного сотрудничества в освоении месторождений прикаспийских государств. Сегодня нефтегазовые ресурсы стали одним из основных факторов мировой политики. Глобальные процессы современного развития прямо или косвенно связаны с энергоресурсами, надежный доступ к которым входит в число основных приоритетов любого государства. Поэтому любые крупные проекты по освоению запасов нефти и газа и их транспортировке могут быть как примером широкого международного сотрудничества, так и примером раздора и конфронтации. Практически все нефте- и газодобывающие страны мира имеют в своем арсенале энергетическую дипломатию, в рамках которой государство защищает и лоббирует интересы топливно-энергетического комплекса на мировых рынках.

Особую трудность представляет проблема будущей транспортировки нефти и газа из Прикаспийского региона. Причем экономическая целесообразность и эффективность при обсуждении новых экспортных линий отходит на второй план, так как эти планы приобретают ярко выраженный политический характер. И здесь возникают серьезные разногласия между государствами и компаниями и проявляются различия их позиций, разногласия, прежде всего на межгосударственном уровне относительно предлагаемых маршрутов.

Проект по строительству основного экспортного маршрута (ОЭТ) Баку—Тбилиси—Джейхан представляет интерес для всех стран региона, кроме России и Ирана, поскольку с экономической точки зрения Россия лишится дополнительных доходов от прокачки азербайджанской нефти по трубопроводу Баку—Новороссийск, а с политической — ослабнет ее влияние в регионе.

Согласно договоренностям между Грузией, Азербайджаном, Турцией и США, достигнутым в Вашингтоне в апреле 2000 г., в полную мощность эта линия может начать работу в качестве основного трубопровода в 2004 г. Благодаря такому дополнительному маршруту (пропускная способность 50 млн. т нефти в год), стоимость которого оценивается от 2,4 до 3,7 млрд. дол., запасы нефти, обнаруженные на севере Каспийского моря в секторе Казахстана, смогут в полной мере реализовываться на внешних рынках. Однако осуществление такого дорогого проекта будет иметь смысл, если подтвердится открытие дополнительных запасов нефти в Казахстане. Казахская сторона выразила желание поставлять нефть по двум направлениям — КТК и ОЭТ. Не исключена возможность, что в будущем Казахстан может предпочесть более дешевый маршрут через Иран в Персидский залив, но прохладные отношения между США и Ираном мешают реализации подобных проектов.

Самым амбициозным проектом является сооружение Транскаспийского газопровода: (Туркменистан—Азербайджан—Грузия—Турция—Западная Европа) с пропускной способностью в 32 млрд. кубометров в год, предварительная стоимость которого 2 млрд. дол. Такой маршрут очень выгоден богатому природным газом Туркменистану, который предпочел бы не полагаться только на экспортный маршрут через Россию, а продавать газ напрямую за твердую валюту на западных рынках.

Наиболее значимыми и технологически трудными представляются проекты по прокладке нефте- и газопроводов по дну Каспийского моря. В 1998 г. Нефтяные гиганты "Роял Датч/Шелл", "Шеврон", "Мобил" и правительство Казахстана подписали соглашение по изучению возможностей прокладки двойной линии трубопровода для экспорта нефти и газа из Актау (морской порт на восточном казахстанском побережье Каспийского моря) до Баку (протяженность 370 миль, приблизительная стоимость 2,5—3 млрд. дол.) по дну моря с последующим подключением к маршруту Баку—Джейхан.

Главной задачей проекта является постоянная и надежная транспортировка грузов из Европы в страны Закавказья и Центральной Азии и обратно. Такой транспортный коридор позволит соединить в единое экономическое пространство обширные территории и рынки, поможет стимулировать формирование региональных центров производств и услуг.

Обладая существенным запасом энергоносителей и других полезных ископаемых и находясь в центре Евразийского материка, Прикаспийский регион в этом грандиозном по масштабу проекте полностью соответствует своему названию и является в перспективе примером развития трансконтинентальных коммуникаций.

Именно при таком развитии событий можно по праву перефразировать известную формулу британского ученого X. Мак-киндера (1861—1947): «Тот, кто контролирует "транспортные маршруты" в Евразии (по его мнению, Евразия —"ось мировой политики") тот контролирует "хартленд" (сердце мира), а кто контролирует "хартленд", тот контролирует судьбу мира».

Проблемы и сложности на пути к международному сотрудничеству. Не случайно США, Турция, Иран, Япония, Китай и другие страны проявляют повышенный интерес к созданию энергетических транспортных коридоров в Прикаспийском регионе и стремятся получить контроль над ними (путем коммерческого участия своих компаний, предоставления кредитов, политического давления). Однако Грузия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан являются наиболее заинтересованными странами в создании этого и других возможных маршрутов, которые пролягут по их территории. Даже Россия, потеряв полноправный доступ в эти регионы мира, предлагает альтернативный вариант "Шелкового пути" по российской территории. На сегодняшний момент два прикаспийских государства — Казахстан и Азербайджан — наиболее активно вовлечены в международную-региональную кооперацию (как по значительному объему запасов, реальной добычи, так и наличию наиболее перспективных маршрутов транспортировки нефти и газа) и выступают основными игроками на Прикаспийском геоэкономическом поле.

Казахстан с полным правом может претендовать на роль перекрестка транспортных путей благодаря своему геополитическому положению и нахождению в центре Евразии.

Азербайджан не только обладает огромными топливно-энергетическими ресурсами, но и, находясь на стыке Европы и Азии, имеет транзитные возможности.

Несомненно, что сотрудничество разных стран в этих и других совместных проектах и программах является необходимым условием включения новых независимых государств в мировые хозяйственные связи, создает предпосылки для стабильного и устойчивого развития их экономик, благотворно влияет на решение межгосударственных и внутренних проблем. С другой стороны, межгосударственное сотрудничество и транснациональная кооперация в этих регионах по мировым меркам только набирает обороты и к тому же за неполные десять лет после распада СССР возникли трудности и проблемы, от решения которых будут зависеть успешность и стабильность сотрудничества.

Во-первых, с возникновением новых независимых государств в этих регионах изменилась прежняя расстановка геополитических сил в Закавказье и Центральной Азии. С точки зрения России это так называемые страны "ближнего зарубежья", бывшие республики единого государства СССР, являющиеся сегодня членами СНГ и имеющие общие исторические связи с Россией. Для Запада (в первую очередь для США) — это новые независимые государства, самостоятельно определяющие свой внешнеполитический курс, ход и темп экономических реформ.

Различные подходы к терминологии определяются различиями национальных интересов России и США относительно этих стран.

Во-вторых, именно обнаружение больших запасов нефти и газа в районе Каспийского моря и открытость экономик, новых стран этого региона для иностранных инвестиций создают в регионе качественно новую политическую и геоэкономическую ситуацию. Сегодня закавказские и центральноазиатские страны не в состоянии своими средствами и с помощью своих ресурсов модернизировать старые производственные мощности, создать новые технологии и в полном объеме освоить свои природные богатства. Они вынуждены обращаться за финансовой помощью, привлекать зарубежные инвестиции и технологии. К тому же уход России/СССР из своего исторического геополитического пространства привел к образованию там вакуума политической и экономической силы и власти. В совокупности все эти факторы обусловливают повышенный интерес к региону со стороны западноевропейских стран, США, Китая, Японии, мусульманских государств Азии, которые стремятся к активному проникновению в регион, занимая место России, которая теряет свое влияние. И хотя Россия за последнее время активизировала деятельность по развитию стратегического партнерства в рамках СНГ, тем не менее, идет напряженная борьба за контроль, как над энергоносителями, так и над их транспортировкой.

В-третьих, активная экономическая вовлеченность иностранных компаний перерастает в политическое и дипломатическое давление со стороны Запада, особенно в тех странах, которые не заявили о тесном военно-политическом сотрудничестве с ним.

С экономической точки зрения вовлеченность США и транснациональных компаний и международных финансовых институтов играет положительную роль в экономике новых республик, так как именно они выделяют основные средства на стабилизацию бюджета, на развитие внутренних производств, что благотворно сказывается на экономическом росте, увеличении занятости, притоке новых технологий и т.п.

В-четвертых, после обретения независимости оказалось, что прикаспийские государства СНГ имеют разные стартовые экономические и политические условия. Казахстан, Туркменистан, Азербайджан имеют выход к Каспийскому морю, богаты энергетическими ресурсами (по предварительным оценкам, Азербайджан обладает 36—45 млрд. баррелей нефти, 46 трлн. куб. футов газа, Казахстан — 102—110 млрд. баррелей нефти, 141 —171 трлн куб. футов газа,

Туркменистан — 82 млрд. баррелей нефти, 257—314 трлн. куб. футов газа), занимают при этом великолепное транзитное географическое положение.

Полноценная и взаимовыгодная кооперация возможна при участии всех заинтересованных сторон: России, Турции, Ирана. По-видимому, в Вашингтоне начинают понимать, что выталкивание России из крупномасштабных экономических проектов и программ может полностью дестабилизировать сотрудничество. Поэтому при подписании соглашения о возможном строительстве трубопровода Баку—Джейхан с американской стороны было заявлено, что они хотели бы видеть среди участников регионального международного сотрудничества по освоению энергетических ресурсов Каспия не только Грузию, Азербайджан и Турцию, но и Россию и Казахстан.

— Создана Каспийская нефтяная компания (КНК) со штаб-квартирой в Астрахани при участии "ЛУКОЙЛа", "ЮКОСа" и "Газпрома" с целью освоения обнаруженных в российской зоне Каспийского' моря дополнительных запасов нефти. Становящиеся на ноги российские гиганты "ЛУКОЙЛ", "Газпром", РАО ЕЭС и некоторые другие компании сегодня стремятся принять полноценное и полноправное участие в зарубежных проектах.

— Постепенно, исходя из двухсторонних отношений, российской стороной решается проблема определения статуса Каспийского моря. Между Россией и Казахстаном подписано Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря(1998)и Декларация о сотрудничестве на Каспийском море (2000). Подписаны Совместное заявление РФ и Республики Азербайджан о принципах сотрудничества на Каспийском море (2001), а также Совместное заявление по правовому статусу Каспийского моря между Россией и Ираном(2001).

Российская сторона выдвинула инициативы по созданию стратегического экономического центра по Каспию и совместной эксплуатации его ресурсов.

Таким образом, осуществляемые масштабные совместные проекты связаны в основном с разработкой сырьевых ресурсов и прокладкой новых маршрутов их доставки на мировые рынки. Оценочные и подтвержденные объемы запасов нефти и газа в регионе, возможные маршруты их экспорта будут влиять на развитие политических событий в этом регионе в начале XXI в. Углеводородные ресурсы в этом регионе являются очень эффективным внешнеполитическим фактором, который в значительной степени будет влиять на характер экономического международного сотрудничества в Прикаспийском регионе.

Задания для самоконтроля:

1. Какие проблемы Каспийского региона можно отнести к проблемам международной, региональной и национальной безопасности?

2. В чем специфика геополитического положения Каспия?

3. Какова позиция Казахстана по урегулированию проблем Каспия?

Литература:

Основная литература:

1. Закон Республики Казахстан от 26 июня 1998г. N 233-1 О национальной безопасности Республики Казахстан (внесены изменения Законом РК от 28.04.00 г. N 45-II)

2. Конституция Республики Казахстан. - Алматы, 1995.

3. Концепция экологической безопасности РК. Одобрена распоряжением Президента РК N 2967 от 30 апреля 1996 г. // Казахстанская правда.- 1.06.1996.

4. Меморандум о гарантиях безопасности // Казахстан и мировое сообщество.-1995.-N 1-2.-С.107-108.

5. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. - Алматы, 1995.

6. Сборник документов по международному праву. - В 4 тт. - Алматы, 1998-2000.

7. «Стратегический план развития Республики Казахстан» от 4 декабря 2001 г. // Казахстанская правда. 5.12. 2001

8. Концепция внешней политики Казахстана, одобренная 16 марта 2001 г. Советом Безопасности РК // Kazakhstan today. 16 марта 2001 г.

9. http://www.mfa.kz/rus

10. http://www.kazembassy.by/politic/relevant_questoins.html

11. Токаев К.К. Преодоление. Дипломатические очерки. - Алматы, 2003.

Дополнительная литература:

12. Ашимбаев М., Лаумулин М. Трудный путь к региональной безопасности // Континент. - Алматы, 2002. - №10. - С. 19-23.

13. Бакаев Л. Национальная безопасность Республики Казахстан. Астана, 2000.

14. Бакаев Л.Н. Военная доктрина РК // Евразийское сообщество, 1995.№ 4-5, с. 42-52.

15. Внешняя политика Республики Казахстан. Хроника (1991-1999 гг.)/ Под общей редакцией Ж.О. Ибрашева. Алматы, 1999.

16. Внешняя политика Казахстана: Сборник статей. - Алматы - М., 1995. - 208 с.

17. Закон РК о членстве Республики Казахстан в МВФ, МБРР, MAP, МФК, Многостороннем агентстве гарантий инвестиций и Международном центре по урегулированию инвестиционных споров // Казахстанская Правда, 26 июня 1992.

18. Казахстан и Центральная Азия в мировом сообществе // Мысль, 1994, № 3, с. 24-28.

19. Лаумулин М.Т. Азиатская безопасность и СВМДА // Казахстан и .мировое сообщество, 1995. № 1-2, с. 40-48.

20. Лаумулин М.Т. Казахстан в современных международных отношениях: безопасность, геополитика, политология. Алматы, 2000.

21. Меморандум о гарантиях безопасности // Казахстан и мировое сообщество, 1995, №1- 2, с. 107-108.

22. Меморандум о поддержании мира и стабильности в СНГ // Казахстан и мировое сообщество, 1995, №1-2, с. 111-112.

23. Мовкебаева Современные проблемы международных отношений. Учебное пособие. Алматы, 2000.

24. Национальная безопасность: итоги десятилетия. Астана: Елорда, 2001.

25. Политика и интересы мировых держав в Казахстане / Под редакцией Б. Султанова. Алматы, 2002.

26. Лаумулин М.Т. Азиатская безопасность и СВМДА // Казахстан и мировое сообщество. - 1995. - №1. - С. 40-48.

27. Токаев К.К. Важный этап в реализации казахстанской инициативы: интервью с министром иностранных дел о СВМДА//Казахстанская правда,-6 февраля 1996 г.

28. Токаев К.К. Внешняя политика: время размышлений, время действий// Казахстан и мировое сообщество.-1995.-N 2(3).-С.3-9.

29. Центральная Азия до и после 11 сентября: геополитика и безопасность. - Алматы, 2002. -209 с.

< Назад   Вперед >

Содержание