Тема 1 Концепция Национальной безопасности РК
Вопросы к теме:
1. Система национальной безопасности РК (в области внешней политики)
2. Основные угрозы национальной безопасности РК
3. Противодействие новым вызовам и угрозам
а) борьба с незаконным оборотом наркотиков в Казахстане
б) борьба с терроризмом и экстремизмом в Казахстане
Краткое содержание темы (тезисы)
Система национальной безопасности РК (в области внешней политики). С окончанием эры холодной войны и биполярной конфронтации угроза возникновения в мире различного рода военных конфликтов, не исчезла, но возросла. Нарушилось годами складывавшееся глобальное равновесие. С распадом одной из систем закончилось противостояние, но в мире еще не найден новый баланс сил и интересов. И поэтому обеспечение национальной безопасности для Казахстана, как молодого суверенного государства, окруженного со всех сторон сильными, многонаселенными государствами, является первостепенной задачей. После получения независимости перед Казахстаном неожиданно вырос целый комплекс крупных проблемных блоков в сфере безопасности, которые требовали незамедлительного решения. И поэтому, одним из приоритетных направлений в политике государства в этот период было обеспечение безопасности. Стройная система национальной безопасности, адекватная складывающейся внутренней и внешней обстановке, была необходимым условием для утверждения Казахстана как независимого государства, а также давала возможность сконцентрироваться на решении проблем переходного периода.
Таким образом, руководство страны за короткий срок, в 10 лет, выполнило задачу исторической важности: по периметру границ сформирован пояс безопасности, добрососедства и дружбы, основанный на прочном международно-правовом фундаменте. И сегодня можно говорить о том, что в основных параметрах система обеспечения национальной безопасности в Казахстане создана.
Система национальной безопасности РК (в области внешней политики) опирается на следующие документы:
? 1993г. – Стратегия национальной безопасности РК на 1993-2005 гг.
? 1999 г. – Стратегия национальной безопасности на 1999-2005 гг.,
? 1993г. – Военная доктрина (оборонительная стратегия); 2000г. – новая Военная доктрина (потенциальные угрозы: экстремизм, эскалация военных конфликтов)
? 1998г. – Закон «О национальной безопасности»
В Законе Республики Казахстан "О национальной безопасности Республики Казахстан" от 26 июня 1998 года имеются определения концепции национальной безопасности и национальной безопасности: концепция национальной безопасности - официально принятая система взглядов и мер по обеспечению защиты конституционных прав личности и граждан, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных институтов.
Под национальной безопасностью РК понимается состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз.
Принципами обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан определены:
1) соблюдение законности при осуществлении деятельности
по обеспечению национальной безопасности;
2) оперативное взаимное информирование и согласованность
действий сил обеспечения национальной безопасности;
3) единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов
национальной безопасности;
4) приоритетность политических, экономических и
информационных мер;
5) взаимная ответственность личности, общества и государства;
6) контроль за реализацией всей совокупности действий
по защите национальной безопасности.
Основные угрозы национальной безопасности РК. Закон Республики Казахстан «О национальной безопасности» от 26 июня 1998 г. Ст. 5. Угрозы национальной безопасности Республики Казахстан
1) ослабление законности и правопорядка;
2) насильственное изменение конституционного строя;
3) ослабление обороноспособности страны,
4) разведывательная, террористическая, диверсионная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц,
5) дезорганизация деятельности государственных органов,
6) политический экстремизм в любой его форме;
7) обострение социально-политической ситуации;
8) создание не предусмотренных законодательством Республики Казахстан военизированных формирований;
9) резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии;
10) нанесение ущерба экономической безопасности государства,;
11) ухудшение демографической ситуации;
12) ухудшение качества образования и интеллектуального потенциала страны;
13) несовершенство или отсутствие нормативных правовых актов по защите национальных интересов страны.
Противодействие новым угрозам и вызовам.
Борьба с незаконным оборотом наркотиков в Казахстане. Географическое расположение, интенсивное развитие транспортной инфраструктуры, «прозрачность» границ с большинством сопредельных государств и стабильное социально-экономическое положение внутри нашего государства способствовали тому, что Казахстан стал выгодным «транспортным коридором» для транзита наркотических средств и психотропных веществ из стран Юго-Западной Азии и Афганистана в Россию, далее в Европу и страны других континентов.
Объем незаконного оборота наркотиков и масштабы злоупотребления ими в Казахстане продолжают расти, не только ставя под угрозу здоровье населения, но и дестабилизируя экономическое, политическое и социальное положение, процесс проводимых государством экономических реформ.
Происходит интенсивная перестройка наркорынка в сторону вытеснения маковой соломки и наркотиков каннабисной группы более высокоактивными, дорогостоящими и наиболее опасными для здоровья наркотическими средствами и психотропными веществами, такими как героин, опий, поставляемые, в основном, из стран «Золотого полумесяца», а так же кокаин, крек, ЛСД, амфетамины, поступающие из стран Западной, Восточной Европы и России.
Вместе с тем, количество отдельных категорий лиц, постоянно употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, имеет тенденцию к снижению.
Наибольший удельный вес среди наркопреступлений продолжает сохраняться за преступлениями, связанными с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой, пересылкой наркотических средств или психотропных веществ, совершенными без цели сбыта.
Учитывая все более растущее использование международным наркобизнесом активно развивающейся транспортной инфраструктуры республики, уделяется внимание решению вопросов, связанных с обеспечением контроля также в портах казахстанской части Каспийского моря.
В целом, наркоситуация, сложившаяся в Казахстане в 2004 г., не претерпела резких изменений по сравнению с предыдущими годами. Наиболее опасные тенденции в сфере наркотиков можно было бы определить следующими краткими характеристиками:
1) продолжающейся тенденцией резкого роста влияния опиатов из Афганистана, что проявляется в стремительном увеличении объемов выявляемых наркотиков этой группы и доминирующей заболеваемостью именно опийной наркоманией;
2) дальнейшим распространением наркотиков в обществе, расширением сфер их влияния практически на всю систему как государственного, так и частного образования в республике (вузы, колледжи, школы и т.д.). Растет популярность среди детей и молодежи синтетических наркотиков, типа «экстази», превращающихся порой в непременные атрибуты различных ночных клубов, дискотек и казино.
3) растущим вовлечением как в злоупотребление, так и в незаконный оборот наркотиков женской части населения республики;
4) остающимся на низком уровне социальным наркотическим иммунитетом различных социальных слоев населения республики;
5) недостаточным уровнем выявления и привлечения к ответственности организаторов наркобизнеса и его активных участников.
Незаконный оборот наркотиков и злоупотребление ими, по-прежнему, являются серьезнейшей проблемой для казахстанского общества. Темпы ее развития приобрели масштабы, непосредственно угрожающие здоровью нации и безопасности государства, что обуславливает необходимость дальнейшего углубления и совершенствования принимаемых мер по противодействию наркомании и наркобизнесу, а также расширения международного сотрудничества в данной сфере.
О принятых мерах
Стремительный рост и международная экспансия наркобизнеса, опутывающего своими сетями все новые и новые страны, явились важнейшим, но не определяющим фактором эволюции наркоситуации в современном мире. Все большее значение приобретает активное противодействие этому злу на международном и национальном уровнях, осуществляемом на основе многочисленных программ.
Принимаемые в Казахстане меры против наркотиков осуществляются с целью устранения влияния определенных опасных тенденций.
В течение последних 2-3 лет, в условиях продолжающегося постоянного осложнения наркоситуации Казахстану удалось значительно форсировать свою деятельность в сфере борьбы с наркотиками.
Казахстан включился в международную систему борьбы с незаконным оборотом наркотиков, ратифицировав все основные конвенции ООН в этой области: Единую Конвенцию о наркотических средствах 1961 г., Конвенцию о психотропных веществах 1971 г., Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
Глава государства и Правительство Казахстана предприняли в течение последних нескольких лет ряд последовательных шагов в направлении организации эффективной борьбы с наркотиками. В этом плане, помимо принятия в 1998 г. Закона о наркотиках и Списка наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан, следует отметить утверждение Указом Главы государства от 16 мая 2000 г. Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2001-2005 г. В этом документе концептуального характера нашла конкретное воплощение государственная политика страны в сфере установления эффективного государственного контроля за оборотом наркотиков, противодействия их незаконному обороту и злоупотребления ими.
Созданы основные опорные элементы антинаркотической системы, прямо отраженные в Стратегии:
1. Республиканский центр медико-социальных проблем наркомании в г. Павлодаре, со специализированной кафедрой и клиникой на ее базе.
2. Кинологические центры в Агентстве таможенного контроля и Министерстве внутренних дел Республики Казахстан.
3. Учебный центр по подготовке специалистов антинаркотических подразделений правоохранительных органов при Академии МВД РК.
4. Функционирует Национальный информационно-аналитический центр по наркотикам при Генеральной прокуратуре, в котором концентрируется вся статистическая информация, касающаяся наркотиков.
В интересах объединения усилий всех государственных органов в реализации антинаркотической политики в Казахстане в соответствии с решением национального Совета Безопасности был создан специальный орган. Сегодня это – Комитет по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков Министерства внутренних дел, на который возложено решение широкого круга задач в указанной сфере. Это орган, формирующий национальную политику в области наркотиков.
29 ноября 2005 г. Указом Главы государства утверждена Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006-2014 гг.
Нам удалось значительно продвинуться в дальнейшем развитии международного сотрудничества в антинаркотической области. Заключен ряд межправительственных и межведомственных (между странами) соглашений и договоров.
Казахстан был дважды избран членом Комиссии ООН по наркотическим средствам (на 2000-2003 и 2006-2008 гг.).
Как сторона конвенций ООН мы активно сотрудничаем с Международным Комитетом ООН по контролю над наркотиками. В 2002 г. впервые в ряду стран Центральной Азии Казахстан посетила официальная миссия Международного Комитета, изучившая опыт антинаркотической работы Правительства и давшая ей высокую оценку.
7-8 февраля 2006 г. в Ташкенте состоялась очередная встреча государств-членов Меморандума о взаимопонимании о сотрудничестве в области контроля за незаконным производством, оборотом, злоупотреблением наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, в ходе которой было принято решение о создании г. Алматы Центрально-Азиатского Регионального Информационного Координационного Центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
С участием Казахстана заключено 34 международных договора, в том числе 7 многосторонних, со странами СНГ, Европы, Балтии, США, Индией и рядом других стран.
Правительством предприняты дополнительные меры. Образована Правительственная Комиссия по вопросам организации противодействия наркомании и наркобизнесу, основной целью которой является улучшение межведомственной координации, совершенствование нормативной базы, активизация международного сотрудничества в данной сфере.
Предложения по совершенствованию борьбы с наркоманией и наркобизнесом
1. В сфере наркотиков вся мощь государства должна быть направлена, прежде всего, против проявлений наркобизнеса. При этом основными инструментами государственного воздействия должны стать строгий, и даже, если надо, жесткий уголовный закон и бескомпромиссная деятельность компетентных государственных органов против организаторов и активных исполнителей наркобизнеса. В этом направлении проводится соответствующая работа. В настоящее время готовятся предложения по внесению необходимых изменений в действующий Уголовный кодекс.
2. Ставится вопрос об изменении оценки деятельности правоохранительных и специальных органов, призванных бороться с незаконным оборотом наркотиков, связывая ее с реальным влиянием на пресечение и предупреждение незаконной торговли и иного сбыта наркотиков. Требует усиления деятельность пограничных и таможенных органов, сквозь рубежи которых наиболее опасные виды наркотиков практически беспрепятственно продолжают проникать в страну. Правительство будет оказывать им помощь через реализацию мероприятий Государственной программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом. УНП ООН предложен совместный с Россией проект по укреплению казахстанско-российской границы против контрабандного проникновения азиатских наркотиков на Запад и надеется на его поддержку.
3. Все еще слабой является область лечения наркозависимых лиц, а область их реабилитации практически неразвита. Ставится вопрос об осуществлении предусмотренных национальной программой мер по созданию в стране эффективной системы профилактики, лечения и реабилитации.
4. Приоритетное внимание уделяется разработке и реализации программ сокращения спроса на наркотики. Правительством недавно принят специальный пятилетний План приоритетных мероприятий борьбы с наркоманией, к реализации которого предполагается подключить всю социальную инфраструктуру страны и, прежде всего, местные власти.
5. Как показывает анализ, исход противостояния общества наркомании и наркобизнесу, в итоге, будет решаться на местах, а не в центре. Поэтому многое сегодня зависит от усилий местной власти. В соответствии с национальной Стратегией при структурах местных властей созданы соответствующие комиссии по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, местными представительными органами утверждены соответствующие региональные программы.
Учитывая общность процессов, происходящих на евроазиатском пространстве, связанных, прежде всего, с незаконным производством и транспортировкой опиатов из Афганистана, опиатов и наркотиков гашишной группы из стран Центральной Азии на традиционные рынки сбыта в Европе, сотрудничество объективно требует достижения большей интенсивности, перевода его на качественно новый уровень.
В связи с этим Казахстан выступает за укрепление действующих и создание новых антинаркотических «поясов безопасности». Мы поддерживаем реализацию программ Управления ООН по наркотикам и преступности в регионе СНГ и Центральной Азии, в частности план действий по контролю над незаконным распространением наркотиков в государствах, граничащих с Афганистаном, развитие субрегионального сотрудничества. Казахстан также поддерживает развитие многостороннего процесса в рамках Парижского пакта о пресечении маршрутов наркотрафика из Центральной Азии в Европу. Указанные меры позволят в значительной степени сократить объемы контрабанды наркотического зелья. Привлечение средств международных доноров, ООН и организаций, занятых борьбой с наркобизнесом, также будет способствовать снижению потока наркотиков из Афганистана.
В январе 2005 г. Казахстан подписал пять проектных документов Управления ООН по наркотикам и преступности, направленных на укрепление материально-технической базы правоохранительных органов страны, на совершенствование потенциала компетентных органов по разработке, координации, мониторингу и оценке политики в области сокращения спроса на наркотики, а также на активизацию усилий государственных учреждений, СМИ и гражданского общества для принятия последовательных мер борьбы с наркоманией и профилактики ВИЧ/СПИДа.
На данный момент на стадии согласования находятся еще два проектных документа Управления ООН по наркотикам и преступности.
Борьба с терроризмом и экстремизмом в Казахстане. Противодействие терроризму является одним из приоритетных направлений в обеспечении национальной безопасности страны.
Казахстан решительно осуждает терроризм во всех его формах и проявлениях и выступает за принятие коллективных усилий мирового сообщества по борьбе с этим явлением.
Казахстан неукоснительно выполняет требования Резолюции СБ ООН и ежегодно представляет Национальный доклад о проделанной работе в Контртеррористический Комитет ООН. Поддержано создание и принято активное участие в деятельности Международной контртеррористической коалиции.
Казахстан присоединился ко всем тринадцати международным универсальным конвенциям о борьбе с терроризмом.
1. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г., дата присоединения - 1994 г.).
2. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г., усовершенствованна 24 февраля 1988 г., дата присоединения – 1994 г.).
3. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 г., дата присоединения – 1994 г.).
4. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14 сентября 1963 г., дата присоединения – 1994 г.).
5. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (Монреаль, 1 марта 1991 г., дата присоединения – 1994 г.).
6. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14 декабря 1973 г., дата присоединения – 1996 г.).
7. Международная Конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г., дата присоединения – 1996 г.).
8. Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 12 января 1998 г., дата присоединения – 2002 г.).
9. Международная Конвенция о борьбе финансированием терроризма (Нью-Йорк, 10 января 2000 г., дата присоединения – 2002 г.).
10. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10 марта 1988 г., дата присоединения – 2003 г.).
11. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (Рим, 10 марта 1988 г., дата присоединения – 2003 г.).
12. Конвенция о физической защите ядерного материала (Вена, 3 марта 1980 г., дата присоединения – 2004 г.).
13. Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Нью-Йорк, 14 сентября 2005 г., дата присоединения – 2005 г.).
В соответствии с решениями Совета безопасности ООН в стране налажена система противодействия отмыванию денег и финансированию террористических организаций.
Казахстан считает, что международное сотрудничество в борьбе с терроризмом должно осуществляться в полном соответствии с нормами международного права, а также поддерживает дальнейшее совершенствование антитеррористических договорных механизмов, в том числе в отношении принятия Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом.
Казахстаном укрепляется международное сотрудничество по линии борьбы с терроризмом и экстремизмом. Казахстан является членом ряда региональных антитеррористических структур, таких как АТЦ СНГ, РАТС ШОС, ОДКБ.
В декабре 2003 г. распоряжением Президента РК создан Антитеррористический центр для более эффективной работы всех силовых структур в борьбе с проявлениями терроризма и религиозного экстремизма.
На АТЦ возложена координация деятельности всех специальных, правоохранительных и иных ведомств по борьбе с терроризмом.
На территории Казахстана запрещены организации, деятельность которых носит террористический характер. Организации признаются террористическими, если их уставные цели и деятельность противоречат Конституции и Законам Республики Казахстан и международным договорам, участником которых является Республика Казахстан.
В 2004 г. Верховный суд запретил в Казахстане 4 организации, чья причастность к террористическим актам доказана. В 2005 г. этот список пополнился ещё 7 организациями («Алъ-Каеда», «Асбат алъ-Ансар», «Братья-мусульмане», «Боз гурд», «Жамаат моджахедов Центральной Азии», «Исламское движение Узбекистана», «Исламская партия Восточного Туркестана», «Курдский народный конгресс», «Лагикар-и-Тайба», «Талибан», и «Общество социальных реформ»).
Понимая, что борьба с международным терроризмом и экстремизмом требует взаимодействия государств на всех уровнях (глобальном, региональном и двустороннем), республикой подписан ряд международных и межгосударственных договоров и соглашений в данной сфере.
Большое значение придается развитию регионального сотрудничества, представленного в настоящее время деятельностью Антитеррористического центра Содружества Независимых Государств, Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества, а также в рамках предпринимаемых мер в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом Организации Договора о коллективной безопасности.
Осуществляется практическое взаимодействие государств-участников СНГ, входящих в состав созданного по инициативе Президента Казахстана в 2000 году Антитеррористического центра. Определен порядок организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территории стран Содружества. Механизм его функционирования успешно апробирован в ходе крупномасштабного совместного учения специальных служб и органов безопасности стран Содружества «Каспий-Антитеррор-2005», состоявшегося в Казахстане в августе 2005 г.
Состоявшееся в период 25-28 января 2005 г. в г. Алматы при поддержке инициативы глав государств СНГ IV Специальное заседание Контртеррористического Комитета Совета Безопасности ООН свидетельствует о признании международным сообществом важной роли, которую играют страны Содружества в борьбе против международного терроризма. Показательным выступает взаимодействие государств-членов Содружества в рамках Договора о сотрудничестве в борьбе с терроризмом от 1999 года.
Весомым компонентом обеспечения безопасности и стабильности, региональным и общемировым политическим фактором становится основанная 15 июня 2001 г. «Шанхайская организация сотрудничества» (ШОС), в рамках которой с 1 января 2004 г. действует Исполком Региональной антитеррористической структуры (РАТС) в г. Ташкенте.
С момента ее создания Региональной антитеррористической структурой ШОС налажено взаимодействие с региональным представительством Управления ООН по наркотикам и преступности в Центральной Азии.
Политическое решение проблем обеспечения безопасности на азиатском континенте также связывается с казахстанской инициативой по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Его саммиты прошли в 2002 и 2006 гг. в г. Алматы. Проведенные в рамках СВМДА за последние два года встречи высокого уровня уже стали важным шагом в создании действенного механизма безопасности в Азии. С принятием в 2002 г. «Декларации об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями» и 2004 г. «Каталога мер доверия» сотрудничество в этой области приобретает все более системный и углубленный характер.
Страны центрально-азиатского региона открыты и активно сотрудничают в вопросах реализации организуемых международным сообществом мер в борьбе с международным терроризмом с Контртеррористическим Комитетом Совета Безопасности ООН, по соответствующим программам с НАТО/СЕАП, ОБСЕ.
Наша страна на практике поддерживает усилия международного сообщества по борьбе с терроризмом, развивает всестороннее сотрудничество и взаимодействие.
Задания для самоконтроля:
1. Выделите основные внешнеполитические приоритеты в обеспечении национальной безопасности Казахстана.
2. Каков должен быть статус Казахстана для обеспечения национальной безопасности?
Литература:
Основная литература:
1. Закон Республики Казахстан от 26 июня 1998г. N 233-1 О национальной безопасности Республики Казахстан (внесены изменения Законом РК от 28.04.00 г. N 45-II)
2. Конституция Республики Казахстан. - Алматы, 1995.
3. Концепция экологической безопасности РК. Одобрена распоряжением Президента РК N 2967 от 30 апреля 1996 г. // Казахстанская правда.- 1.06.1996.
4. Меморандум о гарантиях безопасности // Казахстан и мировое сообщество.-1995.-N 1-2.-С.107-108.
5. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. - Алматы, 1995.
6. Сборник документов по международному праву. - В 4 тт. - Алматы, 1998-2000.
7. «Стратегический план развития Республики Казахстан» от 4 декабря 2001 г. // Казахстанская правда. 5.12. 2001
8. Концепция внешней политики Казахстана, одобренная 16 марта 2001 г. Советом Безопасности РК // Kazakhstan today. 16 марта 2001 г.
9. http://www.mfa.kz/rus
10. http://www.kazembassy.by/politic/relevant_questoins.html
11. Токаев К.К. Преодоление. Дипломатические очерки. - Алматы, 2003
Дополнительная литература:
12. Ашимбаев М., Лаумулин М. Трудный путь к региональной безопасности // Континент. - Алматы, 2002. - №10. - С. 19-23.
13. Бакаев Л. Национальная безопасность Республики Казахстан. Астана, 2000.
14. Бакаев Л.Н. Военная доктрина РК // Евразийское сообщество, 1995.№ 4-5, с. 42-52.
15. Внешняя политика Республики Казахстан. Хроника (1991-1999 гг.)/ Под общей редакцией Ж.О. Ибрашева. Алматы, 1999.
16. Внешняя политика Казахстана: Сборник статей. - Алматы - М., 1995. - 208 с.
17. Закон РК о членстве Республики Казахстан в МВФ, МБРР, MAP, МФК, Многостороннем агентстве гарантий инвестиций и Международном центре по урегулированию инвестиционных споров // Казахстанская Правда, 26 июня 1992.
18. Казахстан и Центральная Азия в мировом сообществе // Мысль, 1994, № 3, с. 24-28.
19. Лаумулин М.Т. Азиатская безопасность и СВМДА // Казахстан и .мировое сообщество, 1995. № 1-2, с. 40-48.
20. Лаумулин М.Т. Казахстан в современных международных отношениях: безопасность, геополитика, политология. Алматы, 2000.
21. Меморандум о гарантиях безопасности // Казахстан и мировое сообщество, 1995, №1- 2, с. 107-108.
22. Меморандум о поддержании мира и стабильности в СНГ // Казахстан и мировое сообщество, 1995, №1-2, с. 111-112.
23. Мовкебаева Современные проблемы международных отношений. Учебное пособие. Алматы, 2000.
24. Национальная безопасность: итоги десятилетия. Астана: Елорда, 2001.
25. Политика и интересы мировых держав в Казахстане / Под редакцией Б. Султанова. Алматы, 2002.
26. Лаумулин М.Т. Азиатская безопасность и СВМДА // Казахстан и мировое сообщество. - 1995. - №1. - С. 40-48.
27. Токаев К.К. Важный этап в реализации казахстанской инициативы: интервью с министром иностранных дел о СВМДА//Казахстанская правда,-6 февраля 1996 г.
28. Токаев К.К. Внешняя политика: время размышлений, время действий// Казахстан и мировое сообщество.-1995.-N 2(3).-С.3-9.
29. Центральная Азия до и после 11 сентября: геополитика и безопасность. - Алматы, 2002. -209 с.