Тема 3 Политические лидеры и их роль в международной политике
Вопросы к теме:
1. Политические лидеры как личности и акторы международных отношений.
2. Политическое лидерство
3. Политические элиты
Краткое содержание темы (тезисы)
Политические лидеры как личности и акторы международных отношений. Международные отношения – своеобразный диалог социальных систем и политических режимов, культур, систем ценностей и моделей поведения. Но это еще и диалог народов, диалог живых людей. Причем характер диалога определяется не столько его социально-политическим контекстом, сколько социокультурными и психологическими характеристиками участвующих в диалоге народов.
Прежде всего, такой диалог происходит на групповом и индивидуальном уровнях. Многие отождествляют эти характеристики с национальным характером. Конкретные «человеческие качества» фиксируют:
– представление народа о себе, своем месте в мире и собственной «исторической миссии»;
– склонность или несклонность народа к быстрым переменам;
– вынесенное из опыта умение уживаться с другими народами;
– готовность или неготовность к жертвам или компромиссам;
– степень воинственности того или иного народа.
Система этих качеств представляется существенным фактором, детерминирующим характер международных отношений. Важны не только качества макросубъектов (народов). Существенным фактором являются «человеческие качества» микросубъектов – групп и индивидов. Нередко можно услышать о том, что сложились все предпосылки для решения какой-то проблемы, но не хватает политической воли. Многое – особенно в кризисных ситуациях – зависит от социально-антропологических качеств действующих лиц: их воли, решительности, самооценки, уравновешенности, дальновидности, степени их внутренней свободы. Наиболее наглядно это проявляется на уровне лидеров и стоящих за ними элит.
Политическое лидерство. Дискуссии о роли личности в развитии общества ведутся на протяжении всей мировой истории.
Политики, и особенно политические лидеры, становятся олицетворением популярных идей, определенного курса действий, надежд на будущее. «Лидерство так же старо, как человечество, оно универсально и неизбежно. Оно существует везде в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в профсоюзах и в благотворительных организациях, в компаниях и университетах. Лидерство, по своим намерениям и целям, есть признак номер один любых организаций. Для того, чтобы существовало лидерство, необходимо наличие группы; и везде, где возникают группы, появляется лидерство».
Архаичным обществам политическое лидерство не свойственно в силу невыделенности индивидуального «Я» из родового, коллективного сознания. В античности лидерство носило личностный характер, представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного индивида, его достоинствах и силе. Взаимоотношения лидера и его последователей были близки к отношениям «учитель - ученик», поскольку политическая жизнь непосредственно связывалась с решением мировоззренческих вопросов. В средневековой Европе политическое лидерство постепенно теряет нравственно-этическое содержание. Влияние лидера основывается не столько на личных достоинствах, сколько на способности к руководству конкретной политической общностью. От лидера требуется не столько быть нравственным образцом, сколько умение сплотить группу для достижения поставленных целей, сформировать групповой интерес. Политический лидер в современном обществе - индивид, способный к консолидации различных групп для решения проблем общественного развития. За лидером общество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Лидер - понятие довольно широкое и емкое. Оно имеет множество различных характеристик: природных мировоззренческих, политических, организационных, деловых, нравственных, психофизиологических и др. Существует большое количество определений слова «лидер» и подходов к данной проблеме. Философский, психологический, социологический словари предлагают общие формулировки.
«Лидер - член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников». «Лидер - авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях».
«Лидер - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе». Исследователь политического лидерства Ю.В.Ирхин выделяет следующие значения категории «лидер»: 1) это субъект, который обладает ярко выраженными личностными качествами, максимально полезными для определенной группы людей, благодаря которым его влияние является наиболее продуктивным, и служащий образцом для подражания, человеком, которому следуют другие члены группы; 2) индивид, которому определенная социальная группа дает право принятия наиболее важных, отражающих интересы и выражающих основные ценности данной группы решений.
Лидер рассматривается также как символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями. Данная позиция распространена в отечественной науке. Исследователи феномена политического лидерства различают собственно политическое лидерство и политическое руководство, указывая на тот факт, что лидер появляется стихийно, а руководитель по заранее установленным правилам.
Политическая элита– это меньшинство общества, являющееся относительно привилегированной группой, обладающей выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами.
Концепции элитизма появились еще в древности. Первые современные концепции элит возникли в конце XIX – начале XX века.
Г. Моска попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. Он считал, что важнейшим критерием формирования политического класса является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность.
В. Парето исходил из того, что миром во все времена должно править избранное меньшинство. Оно делится на правящую элиту, прямо или опосредованно участвующую в управлении, и неправящую – контрэлиту.
Р. Михельс особо выделяет организаторские способности и организационные структуры общества, стимулирующие элитарность и возвышающие управляющий слой.
Макиавеллистская школа признает
• элитарность любого общества вытекает из естественной природы человека и общества.
• легитимность элиты - признание массами ее права на политическое руководство
• структурное постоянство элиты
Теории демократического элитизма рассматривают руководящий слой не только как группу, обладающими необходимыми для управления качествами, но и как защитницу демократических ценностей.
Леволиберальным концепциям свойственно признание единой, относительно сплоченной привилегированной властвующей элиты, ее структурного постоянства, группового самосознания и т.д.
Партократическая теория элиты получила реальное воплощение в странах тоталитарного социализма.
Общая характеристика современной политической элиты Казахстана:
o закрытость и дистанцированность от населения;
o элита функционирует в рамках строгой иерархии;
o правящая элита не является монолитной;
o гарантом стабильности внутри политической элиты является президент страны.
Задания для самоконтроля:
1. Выделите основные теории политических элит?
2. Определите роль Н.А. Назарбаева в развитии внешней политики Казахстана.
Литература:
Основная литература:
1. Конституция Республики Казахстан. - Алматы, 1995.
2. Назарбаев Н.А. Казахстан 2030 - Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. - Алматы, 1997.
3. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. - Алматы, 1995.
4. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. - Алма-Ата, 1992.- 62 с.
5. «Стратегический план развития Республики Казахстан» от 4 декабря 2001 г. // Казахстанская правда. 5.12. 2001
6. http://www.mfa.kz/rus
7. Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки о внешней политике Казахстана. - Алматы, 1997.
8. Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. - Алматы. 2000.
9. Токаев К.К. Дипломатия Республики Казахстан. - Астана, 2001.
10. Токаев К.К. Преодоление. Дипломатические очерки. - Алматы, 2003
Дополнительная литература:
11. Айдаров Н. Степная дипломатия одевается во фрак. Минск, 1998.
12. Арыстанбекова А. X. Объединенные Нации и Казахстан. - Алматы, 2002. - 432 с.
13. Бельшибаев С. Особенности политической элиты Казахстана //Саясат, - 2002, - №2
14. Брайдер Т. Политическая психология в Западной Европе // Политология вчера и сегодня. – 1990. вып.2
15. Гозман Л.Я., Шестопал Л.Я. Политическая психология. – М., 1998.
16. Жирар М. Индивиды в международной политике. – М.,1996.
17. Исиналиев М.И. Дипломатия Казахстана // Международная жизнь, - 1999, №3
18. Кармырзаев А.Влиятельна ли наша элита, или о тех, кто нами правит // Мысль, 1999. - №3, - с.16-22
19. Косолапов И.А. Социальная психология и международные отношения. – М., 1983.
20. Кто есть кто в Казахстане. – Алматы,1995.
21. Токаев К.К. Некоторые аспекты практической реализации внешнеполитического курса Казахстана (выступление на расширенной коллегии МИД РК 17 августа 1995)//Саясат.-1995.-К5.-С.39-49.
22. Токаев К.К. Внешняя политика: время размышлений, время действий// Казахстан и мировое сообщество.-1995.-N 2(3).-С.3-9.
23. Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана: приоритеты и задачи // Казахстанская правда, 22 октября 1994.
24. Фу Чжен Кун. Геополитика Казахстана между прошлым и будущим. Алматы, 1999.
25. Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений. – М., 1994.
26. Шайхутдинов М.Е. Геополитика: история, теория, практика. – (В 4 т.) – Павлодар, 2005. – Т.1. – 607с.
27. http://www.analitika.org