Тема 4 Становление казахстанской дипломатии

Цель лекции – Представить основы казахстанской дипломатии

Вопросы к теме:

1. Правовая основа дипломатической службы РК

2. Основные органы дипломатической службы РК

Краткое содержание темы (тезисы)

Правовая основа дипломатической службы РК. С утверждением советской власти внешняя политика Каз АССР осуществлялась в рамках направленности дипломатической политики республики РСФСР.

С образованием СССР 06.07.1923г. внешние сношения союзных республик перешли в ведение Народного комиссариата иностранных дел СССР, с 15.03.1946г. преобразованный в МИД СССР.

В целях расширения и укрепления сотрудничества СССР с другими государствами 1.02.1944г. Верховный Совет СССР принял Закон СССР «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский Народный комиссариат». Так, союзные республики формально наделялись полномочиями самостоятельных субъектов международного права.

1 декабря 1988г. стремясь не допустить возможности распада СССР, выходит Закон СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР» и на его основе Закон КазССР от 22 сентября 1989г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Казахской ССР», по которым расширяются полномочия союзных республик. Но все изменения и дополнения по вопросам дипломатической деятельности свелись к некоторому перераспределению формальных внешнеполитических полномочий.

Такое положение сохранялось и после принятия Закона Каз ССР от 24 апреля 1990г, учредившего пост Президента Каз ССР, его статус как главы республики и определившего внешнеполитические полномочия Совета Министров Каз ССР.

И только с принятием 25 октября 1990г Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР, Казахстан стал самостоятельным и независимым во внутренних и внешних делах.

Таким образом, Казахстан, находясь в составе РСФСР, а затем Союза ССР, фактически не проводил свою внешнюю политику, не осуществлял дипломатическую деятельность, хотя формально был субъектом международного права.

На начальной стадии становления государственности активно создавалась правовая база дипслужбы РК, включающая в себя как международное право, так и национальное законодательство.

Основой деятельности внешнеполитического ведомства РК являются международные конвенции, к которым присоединился Казахстан.

Фундаментом национально-правовой системы и международной правосубъектности является Конституция (Основной закон) РК.

Конституция РК 1993г. «переходного периода» была направлена в основном на решение ближайших внутренних задач, и вопросы внешней политики и дипломатической деятельности не нашла в ней достаточного отражения.

Конституция РК 1995г. содержит ряд нововведений:

• Ст.4 - Включение международных договорных и иных обязательств республики в действующее право на ее территории; признание приоритета международных договоров, ратифицированных РК, перед ее законами

• Устанавливает, что РК уважает принципы и нормы М.П. и проводит соответствующую политику

• Четко распределены внешнеполитические полномочия между внутригосударственными органами внешних сношений и ветвями власти (все ветви власти вовлечены во внешнеполитическую деятельность).

Некоторые изменения и дополнения внесены в Конституцию РК 7 октября 1998г.

Кроме Конституции РК внешнеполитические и дипломатические отношения регламентируются и другими нормативными актами и документами, которые детализируют и развивают основные положения конституции: Закон РК «О дипломатической службе»; Система национальной безопасности; Стратегия национальной безопасности; Военная доктрина Казахстана; Закон «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров РК», Положения о МИДе РК и Консульского устава РК; Закон «О национальной безопасности РК».

Основные органы дипломатической службы РК. Единую систему органов дипломатической службы образуют Министерство иностранных дел РК, дипломатические представительства и консульские учреждения РК за рубежом, представительства РК при международных организациях, представительства МИД на территории РК, Департамент по обслуживанию Дипломатического корпуса, а также подведомственные организации, созданные для обеспечения деятельности МИД РК.

МИД является центральным исполнительным органом РК, осуществляющим внешнеполитическую деятельность и возглавляющим единую систему органов дипломатической службы.

К задачам органов дипломатической службы относятся:

- разработка концепции и основных направлений внешней политики РК и представление соответствующих предложений Президенту и Правительству РК;

- разработка для Президента РК предложений по внешнеполитической стратегии РК и реализации международных инициатив Президента;

- защита прав и интересов граждан и юридических лиц РК за рубежом;

- осуществление дипломатических и консульских отношений РК с иностранными государствами и международными организациями и т.д.

Функции органов дипломатической службы:

- представительство РК в сношениях с иностранными государствами и международными организациями;

- организация проведения переговоров и подписания международных договоров РК с иностранными государствами и международными организациями;

- обеспечение участия РК в деятельности ООН, других международных организаций, конференций, совещаний, форумов, содействие повышению роли РК как члена международного сообщества в решении глобальных и региональных проблем;

- осуществление контроля за соблюдением дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов и т.д.

Задания для самоконтроля:

1. Функции и принципы деятельности дипломатической службы РК?

2. Какие документы составляют нормативно-правовую базу деятельности дипломатической службы РК?

3. Каковы основные задачи казахстанских дипломатов?

Литература:

Основная литература:

1. Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР. 25 окт.1990 г. // Казахстанская правда. - 28 октября 1990 г.

2. Закон о дипломатической службе от 7 марта 2002 г. N 299-Н

3. Закон о дипломатической службе// Казахстанская правда.- 17.11.1997.

4. Конституция Республики Казахстан. - Алматы, 1995.

5. Назарбаев Н.А. Казахстан 2030 - Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. - Алматы, 1997.

6. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. - Алматы, 1995.

7. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. - Алма-Ата, 1992.- 62 с.

8. Сборник документов по международному праву. - В 4 тт. - Алматы, 1998-2000.

9. http://www.mfa.kz/rus

10. Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки о внешней политике Казахстана. - Алматы, 1997.

11. Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. - Алматы. 2000.

12. Токаев К.К. Дипломатия Республики Казахстан. - Астана, 2001.

13. Токаев К.К. Преодоление. Дипломатические очерки. - Алматы, 2003

Дополнительная литература:

14. Абенов Е.М. Внешнеполитические интересы РК: уроки и перспективы // Саясат, 1995, №6, с. 54-69.

15. Айдаров Н. Степная дипломатия одевается во фрак. Минск, 1998.

16. Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей. - М., 1998.

17. Арыстанбекова А. X. Объединенные Нации и Казахстан. - Алматы, 2002. - 432 с.

18. Внешняя политика Республики Казахстан. Хроника (1991-1999 гг.)/ Под общей редакцией Ж.О. Ибрашева. Алматы, 1999.

19. Внешняя политика Казахстана: Сборник статей. - Алматы - М., 1995. - 208 с.

20. Волков А.Ю. Казахстан в ООН // Казахстан и мировое сообщество, 1995. № 1-2, с. 49- 56.

21. Исиналиев М.И. Дипломатия Казахстана // Международная жизнь, - 1999, №3

22. Исинилиев М.И. Он был единственный чрезвычайный и полномочный (к 70-летию М.С.Фазылова) // Дипломатический курьер, 1997, - №3

23. Курмангужин С.А. Развитие нормативно-правовой базы МИД РК // Дипломатический курьер, - 1998, - №3

24. Кыдырбекулы Д. Исторические истоки нашей дипломатии //Мысль, - 1996, - №1

25. Приоритеты казахстанской дипломатии. Астана, 2000.

26. Сулейменов Т.С. Первые шаги казахстанской дипломатии // Мысль, 1994, №1, с. 17- 20.

27. Токаев К.К. Некоторые аспекты практической реализации внешнеполитического курса Казахстана (выступление на расширенной коллегии МИД РК 17 августа 1995)//Саясат.-1995.-К5.-С.39-49.

28. http://www.analitika.org

< Назад   Вперед >

Содержание