Внешняя политика США в мире: от «доктрины Монро» до «Версальского порядка»

Мировое лидерство США во многом обуславливается информационным оснащением. Реализация суперидеи в рамках существующих международно-правовых отношений обеспечит Соединенным Штатам превосходство на важнейших направлениях фундаментальной и прикладной науки, лидерство в военной и военно-технической областях, переориентирует остальной мир в зависимость от американских информационных технологий и

тем самым создаст условия для его экономического, а следовательно, политического и духовного подчинения.

Лишь очень немногие страны, в числе которых нет России, способны в ближайшем будущем создать национальную информационную инфраструктуру, которая по технологическому уровню будет не ниже американской.

В начале 90-х гг. XX в. США утратили важнейшие позиции в экспортно-импортной войне, в вывозе капитала. На второе место по производству ВВП уверенно вышла Япония, обойдя СССР и ФРГ. После объединения ФРГ и ГДР третье место в мире по экономической мощи заняла Германия. Для международного развития в конце XX в. был характерен процесс выравнивания экономической мощи, эффективности производства и научно-технического развития.

ЕС постепенно теснит США и Канаду с мировых рынков сбыта, финансового капитала, инвестиций, но и продажи оружия, передовых технологий, превосходя американцев в 1,5-2 раза по таким важнейшим показателям, как прирост валового национального продукта и промышленного производства.

Западная Европа теснит США в сфере экономики и создает свои силы быстрого реагирования (мини-НАТО). США испытывают противодействие национально ориентированных сил в Боснии, Македонии и несут ощутимые потери в живой силе и техники в Ираке. Вот реальные экзамены (особенно в Ираке) претензиям Вашингтона на роль глобальной державы.

На фоне стремительного взлета на геополитические вершины стран Азиатско-Тихоокеанского региона (особенно Китая и Тайваня, а в 70-80-х гг. Японии и Южной Кореи), а также интеграции стран Западной Европы четко обозначилась тенденция относительного падения влияния и веса США на мировой арене.

Падение мощи связано с поражением американцев во Вьетнаме, захватом американских заложников в Тегеране (Иран), провал военной экспедиции в Сомали. Только операция «Буря в пустыне» — агрессия против Ирака в 1991 г., а также бомбардировки Югославии в 1999 г. немного восстановили моральный дух американцев.

В свое время президент США Рональд Рейган и директор ЦРУ Уильям Кейсистали реализовывать детально разработанную программу NSDD-75, которая была направлена против ядра советской системы и содержала:

? тайную финансовую, разведывательную и политическую помощь движению «Солидарность» в Польше;

? военную и финансовую помощь моджахедам в Афганистане;

? резкое ограничение поступления твердой валюты в СССР В результате снижения цен на нефть (в сотрудничестве с Саудовской Аравией), а также ограничение экспорта советского природного газа на Запад;

? «психологическую войну», призванную посеять страх среди советского руководства;

? максимальное ограничение доступа Советского Союза к западным технологиям;

? технологическую дезинформацию для разрушения советской экономики;

? рост вооружений и поддержание их на высоком технологическом уровне, что должно было подорвать советскую экономику и обострить кризис ресурсов.

Эта программа благодаря помощи лидеров СССР была реализована. Советский Союз потерпел поражение в «холодной войне» и затем был разрушен.

Большинство политических лидеров США провозглашают в качестве геополитических целей создание монополярного мира, в котором Америка будет выступать в качестве единственной сверхдержавы, вершителя судеб мира, в котором народы признают разделяемую всеми ответственность.

Европа для США – главный геополитический плацдарм в Евразии. Имеющийся в Европе мощный военно-политический инструмент Соединенных Штатов — НАТО дает Вашингтону возможность оказывать политическое и военное давление на страны, расположенные в самой Европе, а также и в Евразии. Американцы активнейшим образом включились в антиюгославские действия с Англией, Францией и Германией. Но Америка не может определять контуры политической интеграции Европы по своему усмотрению. Вашингтон стремится более тесно сотрудничать с Германией и Францией, чтобы отслеживать отношения между сильными союзниками.

З.Бжензинский составил свой сценарии развертывания действий США в Европе: к концу 1999 г. Польша, Чехия, Венгрия станут членами НАТО. В 2003 году Европейский союз, возможно, начнет переговоры с тремя прибалтийскими республиками о присоединении к нему, и НАТО также будет нести речь об их, а также Румынии и Болгарии, вступлении в эту организацию, которое, вполне вероятно, состоится до 2005 г. Где-то между 2005 и 2010 годами Украина будет признана как страна Центральной Европы, должна быть готова к переговорам с ЕС и НАТО. Как мы видим, в большей степени сценарий реализуется на практике достаточно успешно.

Безусловно, все мыслящие люди России не желают того, чтобы американское политическое и военное присутствие распространилось до ее границ, т.е. до Белгорода, Курска, Брянска, Смоленска, Пскова, Новгорода и Санкт-Петербурга.

Мировое господство США как свердержавы велико, но за этот статус борются Япония, Китай, на подходе Германия, поднимается Россия. США становится все труднее контролировать отношения между множеством суверенных государств

< Назад   Вперед >

Содержание