Строительство «Большой Европы» и проблемы европейской безопасности в новой геополитической ситуации
Видна тенденция движения германского капитала на Восток: в Россию, Австрию, Чехию, Венгрию, Украину, Польшу, Прибалтику, на Балканы и т.п. Только одна Россия должна Германии около 60 млрд долл. Поэтому можно утверждать, что никто и ничто не сможет остановить процесс формирования среднеевропейского экономического пространства (mitteleuropa) под немецким контролем.
Все это заставляет американцев подчеркивать, что обстановка в Европе и мире потенциально более взрывоопасна, чем накануне Второй мировой войны. США прилагают все силы на блокирование ФРГ с востока и юго-востока. В качестве такого санитарного кордона вокруг Германии, по мысли лидеров США, должны выступать Польша, где очень сильны антинемецкие настроения, Россия, Турция, Израиль, Египет, а также нынешняя Сербия.
Проблемы Германии:
1. восточных земель (не работает большая часть промышленных предприятий, безработица, ориентирование населения на социалистов)
2. демографическая обстановка,
3. сырьевая зависимость (импорт газа в 3 раза превышает его добычу в стране).
Сегодня Германия и Россия ищут свои места в Европе и Евразии. Германия продвигается на Восток и начало процесса формирования среднеевропейского экономического пространства под немецким контролем.
В Европе главными фигурами остаются Россия, Германия и Франция, причем для Германии и Франции мотивацией для сотрудничества будет образование единой Европы. Кроме того, обе страны возложили на себя обязанность представлять интересы Европы при ведении дел с Россией. Новая Германия автоматически превратилась в важнейшую мировую державу, особенно через крупные финансовые вклады в поддержку ключевых международных институтов.
В процентном отношении к общему бюджету на долю Германии приходится 28,5% бюджета ЕС, 22,8% - НАТО и 8,93% - ООН
Проблемы во взаимоотношения России и Германии:
1. Спор по поводу Калининградской области. Калининград — опорный пункт, который позволяет контролировать Польшу, Прибалтику, Белоруссию и западную часть России.
2. слабость России и сопредельных с Германией государств (Польша, Украина, Чехия, Словакия, страны Прибалтики, Югославия, Венгрия, Румыния, Болгария). Но РФ располагает значительным ракетно-ядерным потенциалом, большими вооруженными силами.
Перспективы сотрудничества Германии и России могут быть обусловлены факторами долгосрочного характера, так как Россия имеет:
• большую территорию;
• 10% мирового производства нефти и 27% — газа;
• более 50% мировых ресурсов благородных металлов;
• 15% населения с высшим университетским образованием.
1. Создание франко-германского союза может дать положительные результаты лишь на основе прочной геостратегической оси Москва — Берлин.
2. Объединенная Европа без Москвы не обладает мощным военным потенциалом, богатыми природными ресурсами и другими подобными качествами, которыми обладает Россия.
3. Современное объединение Европы под контролем НАТО проявит потиворечивость. При этом Североатлантический блок пытается любыми способами спровоцировать конфликты между Россией и Германией.
4. Сотрудничество России и Германии поможет России получить доступ к высоким технологиям, мощным инвестициям в промышленность. Ось Москва — Берлин поможет эконмически развиваться России и политически Германии.
Россия и Франция
22 июня 1977 г. СССР и Франция подписали «Совместное заявление о разрядке международной напряженности». отказ от политики недоверия, от блоковой политики. С середины 70-х гг. усилилось сотрудничество, особенно в сфере электронно-вычислительной техники.
После разрушения СССР во французской внешней политике появились интересы, схожие с американскими:
нераспространение ядерного оружия,
безъядерный статус Украины, Белоруссии и Казахстана,
поддержка стабильности в мире.
Самостоятельная внешняя политика Парижа проявилась в прямой и косвенной поддержке Ирака: снятие блокады, осуждение бомбардировок Ирака США и Англией, демарш против Вашингтона в Совете Безопасности ООН.
Фактически франко-германские силы по обобщенным показателям значительно уступают американо-английской военной группировке. Сопоставимый военный стратегический континент, соизмеримый с американским, Франция и Германия могут найти только в России. Но Россия сейчас экономически очень слаба. Наши страны хотели бы иметь новые отношения в области политики обороны и безопасности. В Москве и Париже «утвержден на 1998/99 г. новый план сотрудничества в области обороны, основанный на интенсификации политико-военных консультаций между основными ответственными лицами центральной администрации генеральных штабов и штабов армий двух стран»
1. управление кризисами,
2. безопасность в Европе,
3. реформы системы обороны,
4. выработка военных доктрин и их ядерных составляющих и др.
Усилилось сотрудничество между вооруженными силами двух стран (трениров. действиям и обучению с помощью стажировок офицеров).
Налажено технологическое и промышленное сотрудничество России и Франции в области новейших научных и технических разработок, необходимых прежде всего для космических исследований.
Однако и Германия и Франция уверяют, что Совместный постоянный совет Россия — НАТО «составляет основу сотрудничества между НАТО и Россией».
Попытка создать «большую европейскую тройку» в конце марта 1998 г. в подмосковной резиденции «Бор» - своеобразный отвлекающий маневр, призванный продемонстрировать стремление проводить независимую от Вашингтона политику, но это лишь попытка выдать желаемое за действительное.
в «Бору» обсуждались прежде всего проблемы
трудящихся, граждан Франции и Германии,
вопросы расширения экспорта в Россию.
строительство транснационального транспортного коридора Лондон — Париж — Берлин — Варшава — Москва.
Попытки некоторых комментаторов в СМИ представить, что Россия вошла в «большую Европу», Европа с Россией «является самым большим организмом во всем мире, неверны.
Путин в ноябре 2003 г. пытался укрепить новые опоры для моста Москва — Париж, добиться согласия и содействия Франции на безвизовый режим России с Европой. Министрами иностранных дел было подписано совместное заявление, обещающее облегчение визовых сложностей для отдельных категорий граждан: дипломатов, обладателей служебных паспортов, студентов, бизнесменов.
Россия и Великобритания
Исторически Англия (как и США) придерживалась в геополитических отношениях талассократического подхода к построению политических, экополитических и других отношений со странами Западной и Восточной Европы, с Евразией и Юго-Восточной Азией.
Англичане сделали Англию «владычицей морей», над ее колониями почти до середины XX в. «не заходило солнце».
Поэтому чисто прагматический подход к отношениям Москвы и Лондона позволит обеим столицам получить серьезные выгоды.
В ходе визита в Лондон Президента РФ В.В. Путина в 2003 г. оба лидера подписали меморандум по Северо-Европейскому газопроводу, который должен пройти из России по дну Балтийского и Северного морей через Германию и Нидерланды в Великобританию. Отношения с Россией, когда Великобритания станет импортировать больше энергоресурсов, чем сейчас, «будут иметь определяющий характер». Выход России на мировые энергетические рынки «позволит ей занять ведущее место в мире, которого она достойна и Россия снова станет великой державой в XXI веке».
Выходу на рынок газа континентальной Европы будут способствовать инвестиции корпораций «Бритиш петролеум» и «Шелл» (порядка 17 млрд. ф. ст.). Реализация этих намерений выведет Великобританию на первое место по размеру иностранных инвестиций в российскую экономику. «Шелл» готова делать инвестиции в проект «Сахалин-2».
В совместном заявлении России и Великобритании говорится: «Наша общая цель состоит в обеспечении на длительную перспективу стабильного и широкого стратегического партнерства между Российской Федерацией и Соединенным Королевством, основанного на общих интересах и ценностях, равенстве и взаимном уважении, включая уважение верховенства закона, демократии и прав человека, свободы слова и средств массовой информации». Этот визит, состоявшийся в год 450-летия установления двусторонних отношений, весьма символичен.
Внутри западно-европейского сообщества идут невидимые поверхностному взгляду перемены в отношениях с США. Внешне это выглядит как традиционное противостояние Парижа и Вашингтона. Оно касается в первую очередь условий «европеизации» НАТО, повышения в нем роли европейцев, а также реформы блока.
В июле 2003 г. в Брюсселе на встрече главы государств Германии, Франции, Бельгии и Люксембурга договорились о формировании новой оборонной структуры. Лидеры четырех стран приняли решение о создании в 2004 г. штаба многонациональных сил развертывания для проведения операций вне НАТО.
Все четыре лидера стран организаторов европейской части блока НАТО, договорились, что в итоге военный союз ЕС будет включать максимальное число стран'.
Великобритания, Италия, Испания и Нидерланды, не приглашенные на саммит в Брюсселе, утверждают, что подобное развитие событий навредит НАТО и отношениям с США.
Лидеры Франции, Германии, Бельгии и Люксембурга в 2004 г. намеривались
? сформировать силы быстрого реагирования,
? создать систему защиты ЕС от ядерной, биологической и химической угрозы,
? сформировать европейское командование стратегического воздушного транспорта,
? составить схемы совместных учений вооруженных сил стран — участниц ЕС,
? организовать управление по разработкам и закупкам военного оборудования.
В то время Премьер-министр Великобритании Тони Блэр назвал «опасным и дестабилизирующим» такое понимание многополярности, которое рискует перерасти в два соперничающих между собой полюса.
Однако евроармия не будет независима от НАТО. В основных документах, одобренных четверкой, записано, что европейская армия будет действовать там, где этот блок не заинтересован в личном участии. Подчеркивается также, что при формировании евро-армии уважаются те обязанности, которые страны — ее создатели имеют перед НАТО. Можно утверждать, что лидеры четверки готовятся к переделу мира где-то вместе, а где-то в конкуренции — в первую очередь с Вашингтоном и Лондоном. Война в Ираке началась из-за нефти. Позиция Франции (отличная от американской) строилась на том, что Париж может без войны защитить интересы своих нефтяных монополий в Ираке.
Вопрос о расширении НАТО в российском обществе породил много мифов и иллюзий, которые активно использовались политической элитой