Расширение НАТО на восток и позиция России
В геополитическом плане с 50-х до 90-х гг. XX в. страны Западной Европы, включая Великобританию, объективно играли роль буферной зоны.
Из метрополии они превратились в государства-сателлиты. МЕТРОПОЛИЯ Государство, имеющее колонии, является по отношению к ним метрополией. САТЕЛЛИТ (от лат. satelles, род. п. satellitis — телохранитель, спутник), Государство, формально независимое, но фактически подчинённое другому, более сильному государству.
Безусловно, такая роль не подходила сильным политикам типа бывшего президента Франции, ее национального героя, генерала Шарля де Голля (идея создания оси Париж — Бонн как попытка создать сильную Европу, способную противостоять США).
Внутри западно-европейского сообщества идут невидимые поверхностному взгляду перемены в отношениях с США. Внешне это выглядит как традиционное противостояние Парижа и Вашингтона. Оно касается в первую очередь условий «европеизации» НАТО, повышения в нем роли европейцев, а также реформы блока.
В июле 2003 г. в Брюсселе на встрече главы государств Германии, Франции, Бельгии и Люксембурга договорились о формировании новой оборонной структуры. Лидеры четырех стран приняли решение о создании в 2004 г. штаба многонациональных сил развертывания для проведения операций вне НАТО.
Все четыре лидера стран организаторов европейской части блока НАТО, договорились, что в итоге военный союз ЕС будет включать максимальное число стран'.
Великобритания, Италия, Испания и Нидерланды, не приглашенные на саммит в Брюсселе, утверждают, что подобное развитие событий навредит НАТО и отношениям с США.
Вопрос о расширении НАТО в российском обществе породил много мифов и иллюзий, которые активно использовались политической элитой. Однако и мифы имеют под собой много реальаного. Расширение НАТО на восток грозит России
В 1994 г. Россия и НАТО достаточно плодотворно сотрудничали в рамках ИФОР в урегулировании балканского кризиса (Босния и Герцеговина). В тот период Россия голосовала в ООН вместе с западными странами за резолюцию, осуждавшую политику С. Милошевича. В мае 1995 г. Россия подписала индивидуальную программу партнерства с НАТО. Однако Россия не принимала активного участия в этой программе.
В конце 1996 г. российские политики начали переговоры о подписании документа между Россией и НАТО, который до определенной степени регулировал бы права и обязанности сторон в процессе расширения. «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО» был подписан в Париже в мае 1997 г. Согласно тексту документа, обе стороны провозглашались партнерами и России давались некоторые гарантии, впрочем вполне декларативные.
В 1998 г. начался новый балканский кризис вокруг Косово, способствовавший тому, что «кризис взаимопонимания», имевший место в отношениях России и НАТО в предшествующий период, перерос в «кризис доверия». Одобрив резолюции СБ ООН № 1199 и 1244, Россия тем не менее воспользовалась своим правом вето, когда в ООН обсуждался вопрос о предоставлении НАТО мандата для миротворческой операции и поддержания мира в Косово.
После начала воздушных ударов по Югославии российские официальные лица без колебаний заморозили отношения с НАТО.
Во 2-й половине 2001 г. в некоторых европейских странах (в первую очередь в Германии) и в США возобновилась дискуссия о возможности сближения России и НАТО, обсуждались даже перспективы ее вступления в альянс в каком-то отдаленном будущем.
Однако на рубеже веков в рамках отношений Россия – НАТО - ЕС стала актуальной еще одна серьезная проблема: как Россия должна воспринимать новые европейские инициативы, касающиеся формирования европейской идентичности в области безопасности и обороны.
Российские политические и военные элиты решили «поддержать» европейскую политику в сфере безопасности и обороны, но лишь для того, чтобы создать противовес НАТО. Речь идет о программе совместной разработки ЕвроПРО. Попытки приступить хотя бы к обсуждению вопроса предпринимались еще в 1999 г., но развития эта инициатива по понятным причинам не получила.
Вступление в НАТО стран ЦВЕ и Балтии, перспектива появления на территории этих стран пунктов базирования вооруженных сил США являются фактором риска для России. России необходимо сотрудничать с вновь создающимися структурами ЕС, используя для этого уже имеющиеся механизмы: Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС и Совместный постоянного совета Россия—НАТО.
Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (Париж, 27 мая 1997 г.) Россия и НАТО создают Совместный Постоянный Совет Россия - НАТО. Центральной задачей Совместного Постоянного Совета формирование более высокого уровня доверия, единства целей и навыков консультаций и сотрудничества между Россией и НАТО
Область консультации и сотрудничества
- вопросы, представляющие взаимный интерес, относящийся к безопасности и стабильности в Евроатлантическом регионе или к конкретным кризисам, включая вклад России и НАТО в безопасность и стабильность в этом регионе;
- предотвращение конфликтов, включая превентивную дипломатию, урегулирование кризисов и разрешение конфликтов, принимая во внимание роль и ответственность ООН и ОБСЕ и деятельность этих организаций в этих областях;
- совместные операции, включая миротворческие операции, в каждом конкретном случае, под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственностью ОБСЕ и, в случае использования многонациональных оперативных сил (МОС), участие в них на ранней стадии;
- участие России в Совете Евроатлантического партнерства и программе "Партнерство ради мира";
- обмен информацией и консультации по вопросам стратегии, оборонной политики, военных доктрин России и НАТО, а также бюджетам и программам развития инфраструктуры;
- вопросы контроля над вооружениями;
- весь спектр вопросов ядерной безопасности;
- предотвращение распространения ядерного, биологического и химического оружия и средств их доставки, борьба с незаконным оборотом ядерных материалов и укрепление сотрудничества в конкретных областях контроля над вооружениями, включая политические и оборонные аспекты распространения;
- возможное сотрудничество в области тактической противоракетной обороны;
- укрепление региональной безопасности воздушного движения, увеличение возможностей воздушного движения и взаимные обмены, в случае необходимости, для содействия доверию через расширение мер транспарентности и обмен информацией, касающиеся противовоздушной обороны и соответствующих аспектов управления и контроля за воздушным пространством; это будет включать изучение возможного соответствующего сотрудничества в области ПВО;
- повышение транспарентности, предсказуемости и взаимного доверия в отношении размеров и функций обычных сил России и государств - членов НАТО;
- взаимные обмены, по мере необходимости, по вопросам ядерного оружия, включая доктрины и стратегию России и НАТО;
- координация программы расширенного сотрудничества между соответствующими военными организациями, как подробно изложено ниже;
- развитие возможного сотрудничества в области вооружений через участие России в работе Конференции национальных директоров по вооружениям НАТО;
- конверсия оборонной промышленности;
- разработка взаимно согласованных проектов сотрудничества, связанных с обороной, в области экономики, окружающей среды и науки;
- осуществление совместных инициатив и учений в области чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий катастроф;
- борьба с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков;
- улучшение понимания общественностью развивающихся отношений между Россией и НАТО, включая учреждение центра документации или информационного бюро НАТО в Москве