Россия и ЕС, проблемы и задачи
Маастрихтский договор 1992 г. был первым крупным шагом в тесной экономической и политической интеграции большинства стран Западной Европы. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, образован в 1993 в соответствии с Маастрихтским договором 1992 на базе Европейского сообщества, объединившего 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция. В 1994 подписаны соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Финляндии и Швеции. Договор в развитие идеи единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза (т. н. «Европа без границ»), завершение формирования единого внутреннего рынка — устранение всех препятствий на пути свободного движения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместно курс в сфере внешней политики и безопасности, осн. направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в т.ч. с наркобизнесом, в области юстиции и др. Установлено единое европейской гражданство. Создаются Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, вводится единая валюта — ЕВРО, будет проводиться единая денежно-кредитная политика.
Встреча глав правительств в Амстердаме в 1997 г. должна была превратить Западную и Центральную Европу в конфедеративное государство с единой валютой евро к 1999 г., что требовало сокращения бюджетного дефицита до 3% валового национального продукта.
Правительства стран Евросоюза пытались уменьшить бюджетные расходы на социальные нужды: на пенсии, пособия по безработице, на здравоохранение, образование и т.п. По призыву профсоюзов по всем странам ЕС прокатилась мощная волна протестов трудящихся и студентов. В результате значительно полевели парламенты Франции, Англии, Германии.
В Амстердаме было принято принципиальное решение о приглашении в состав Евросоюза десяти стран Центральной и Восточной Европы — бывших членов СЭВ (Польшу, Венгрию, Чехию, Словакию, Болгарию, Румынию, Албанию) и даже некоторых бывших республик Советского Союза (Эстонию, Латвию и Литву).
Расширение ЕС может иметь негативные последствия для России, рынок перечисленных стран будет отгорожен мощным таможенным барьером.
Если рассматривать отношения западных стран, они негармоничны: в 60-е гг. в одном углу США И КАНАДА, в другом – ФРАНЦИЯ И ГЕРМАНИЯ, в 70-х гг. система трех сил: первая — США, вторая — Западная Европа, третья — Япония. Шло постепенное ослабление роли США и усиление союза европейских стран.
Европейская интеграция предусматривает достижение многих целей:
- создание единой европейской валюты
- объединение сил Западной Европы как решение финансово-экономических задач,
- достижение политических целей в первом десятилетии нового тысячелетия и успеха в возможной вооруженной борьбе за сырье (в первую очередь энергоносители), рынки сбыта и приложения капиталов, эксплуатации дешевой рабочей силы.
США также озабочены ускорением строительства многонациональных европейских сил под эгидой ЕС. Безусловно, ядром этих сил будут войска Германии и Франции.
Отношения России и ЕС
В 1990-е гг. связи между Россией и Европейским союзом развивались в основном позитивно, хотя имеющийся потенциал партнерства использовался не в полной мере. В 1994 г. Россия и ЕС подписали «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве», однако и на этом действительно важном направлении внешней политики Россия не смогла выработать эффективную стратегию сотрудничества. Соглашение было ратифицирована всеми странами ЕС лишь в конце 1997 г.
Анализируя российскую политику по отношению к ЕС, важно помнить, что развитие сотрудничества с этим европейским институтом, который все больше приобретает очертания супергосударства, невозможно вне общего контекста отношений с другими европейскими и евроатлантическими институтами, такими как ОБСЕ, НАТО, Совет Европы. И в России, и в государствах Европейского союза достигнут консенсус по поводу того, что без нашей страны построить подобное «пространство» невозможно.
Однако сегодня взаимоотношения России и объединенной Европы приблизились к критической черте.
Первым «пробным камнем» после расширения Евросоюза стала острая дискуссия вокруг проблемы наземного доступа российских граждан в Калининградскую область, жесткая, бескомпромиссная позиция Еврокомиссии и стран ЕС на переговорах о вступлении РФ в ВТО, дипломатический конфликт по поводу урегулирования положения в Приднестровье.
Россия оказалась не готова выполнять «высокие» обязательства, взятые при подписании Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) с ЕС от 1994 г., и не создала правовых и организационных условий для работы с ЕС.
Сегодня в отношениях между ЕС и Россией можно выделить
несколько противоречий:
? Россию и Европу все больше разделяют страны постсоветского пространства. Европейский союз, получив в качестве непосредственных соседей Белоруссию, Молдавию и Украину, вынужден ныне активизировать политику в западной части СНГ.
? Усиливается различие подходов в области энергетики. Во 2-й половине 2003 г. стало ясно, что Российское государство не только намерено сохранять стратегический контроль над важнейшими энергетическими ресурсами, но и готово использовать энергетический рычаг в своей внешней политике в отношении ЕС.
? Можно было ожидать, что со вступлением в Евросоюз стран ЦВЕ в политике ЕС усилятся антироссийские настроения. Восточноевропейские члены ЕС выступают в роли «адвокатов» государств СНГ в «Большой Европе».
? С точки зрения Евросоюза Москва не желает учитывать его интересы и интересы стран — членов ВТО.
? На отношения с Россией проецируются внутренние неурядицы в Европейском союзе.
? Россия и Европейский союз находятся на разных уровнях развития. Европейский союз вступил в эпоху постиндустриального общества, Россия все еще является индустриальным обществом.
? Реализация идеи введения безвизового режима между Россией и ЕС, без чего общее экономическое пространство останется не более чем декларацией, отнесена на неопределенное будущее.
Возможный выход из тупика — переход к более прагматичной модели отношений как по линии Россия—ЕС, так и по линии двусторонних отношений с рядом стран Европы. Россия и Запад должны находиться в состоянии интеракции, а не интеграции. Произойдет ли на деле этот поворот во взаимоотношениях, зависит только от доброй воли и гибкости политических элит ЕС и России