Характерные черты становления нового этапа отношений России со странами ЦВЕ
После 1990-х гг. наметилось и стало развиваться охлаждение отношений, расширяться отчуждение России и стран Восточной Европы, не носящее, однако, конфронтационного характера. Этот процесс был обоюдным, т.е. определенная доля вины за него ложится на обе стороны. По некоторым оценкам российских экспертов, разделяемых и западными экономистами, лояльность ЦВЕ обходилась Москве примерно в 15 млрд. долл. в год.
Сегодня основным торговым партнером России стал ЕС, на него приходится более 40% ее торгового оборота, на европейские страны бывшего советского блока — около 7-8%. В результате распада хозяйственных связей, неспособности гарантировать выполнение взаимных производственных обязательств между Россией и странами ЦВЕ возникла значительная напряженность. Соперничество за финансовую благосклонность одного и того же источника — Запада — еще более усиливает отчуждение Москвы и стран ЦВЕ.
Эксперты пришли к выводу, что ЦВЕ в настоящее время является наиболее динамичным и перспективным европейским регионом с точки зрения экономического развития. И не случайно он в большей мере перехватывает те иностранные инвестиции, которые Запад планирует вложить в посткоммунистические страны.
Отношения со странами ЦВЕ в большей степени стали носить прогматический характер. Россия хотя и подписала с ЕС Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, на деле не готова еще по многим параметрам стать членом интегрирующейся Европы.
ИНТЕРЕСЫ РОССИИ в ЦВЕ
Несомненно, что для России с точки зрения ее национальных интересов процессы, которые проходили и проходят в ЦВЕ, очень важны
В дальнейшем интерес ЦВЕ представляют для России с позиции:
? получения выхода к Балтийскому, Черному и Средиземному морям, что диктуется в первую очередь жизненными потребностями развития экономики;
? обеспечения стабильных и безопасных коммуникаций со странами Западной Европы как основными источниками самых разнообразных (технических, культурных, экономических, отчасти кадровых) ресурсов, необходимых для модернизации страны.
? политики национальной и международной безопасности.
? увеличения веса России на международной арене.
? обеспечения эффективного товарообмена между Россией и странами Западной Европы
1994 21-22 июня В г. Брюсселе Министр иностранных дел России А.В. Козырев в штаб-квартире НАТО подписал рамочный документ программы «Партнерство ради мира».
31 августа 1994 г. Завершен вывод российских войск из Германии, Латвии и Эстонии.
5-6 декабря В г. Будапеште (Венгрия) состоялась встреча на высшем уровне государств-участников Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Было принято решение о реформировании СБСЕ и создании Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
1995 21 ноября Президент Сербии С.Милошевич, Президент Хорватии Ф.Туджман и Председатель Президиума Боснии и Герцеговины А.Изетбегович парафировали рамочное соглашения об урегулировании боснийского конфликта. Церемония состоялась в присутствии США, России, Великобритании, Франции и ФРГ.
1996 2-4 декабря В г. Лиссабоне состоялась встреча глав государств и правительств стран, входящих в ОБСЕ. Наряду с политической декларацией, форум ОБСЕ принял также заявление о Модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века.
1997 30 мая На сессии министров иностранных Совета североатлантического сотрудничества в г. Синтре (Португалия) принято решение о роспуске организации и создании Совета евроатлантического партнерства. В его состав вошли страны НАТО и их государства-партнеры, включая Россию.
1999 23 марта В связи с подготовкой военной акции НАТО против Югославии Председатель Правительства России Е.М. Примаков прервал свой визит в США.
24 марта 1999 В связи с началом военных действий НАТО против Югославии Президент России Б. Н. Ельцин выступил со специальным заявлением, в котором назвал эту акцию неприкрытой агрессией со стороны НАТО