4.1 Происхождение государства
Понять сущность государства поможет анализ концепций его происхождения . Теократические концепции объясняют происхождение государства божественным установлением. Патриархальная теория предполагает, что государство возникло в процессе механического объединения родов в племена, племен в более крупное целое, вплоть до государства. При этом считалось, что и с образованием государства сохранялся принцип патриархальной, покровительственной власти, характерный для первобытных форм общественной жизни. Государство в таком понимании является расширенной формой патриархальной власти, осуществляемой от имени всех и в интересах всеобщего блага.
Договорная концепция, развитая Гоббсом, Локком, Руссо, трактует государство как результат договора, заключенного между правителем и подданными, или договора, заключенного всех со всеми. Томас Гоббс считал, что в догосударственной форме жизни естественным состоянием общества являлась война «всех против всех». Постоянное опасение людей за жизнь, безопасность и собственность привело их к убеждению, что нужен институт, облаченный властью, способный обеспечить порядок и обуздать агрессивность. В знаменитом произведении Т. Гоббса «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» в развернутом виде изложена договорная концепция, раскрывающая необходимость и сущность государства как особого социального института. В сжатом виде подход Т. Гоббса можно представить следующим образом: "общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно, путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю.
... В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты" .
Руссо иначе понимал догосударственное состояние. Согласно Руссо, человек в естественном состоянии находится в гармонии с природой. Он не испытывает потребности в прочных общественных связях, труде, морали, но ему свойственны стремления к состраданию. Поэтому Руссо не считает естественное состояние "войной всех против всех". Только рост населения и другие причины, среди которых решающей он считает установление частной собственности, сделали необходимым заключение договора всех со всеми. Народ становится в этой интерпретации коллективным сувереном.
Теория покорения. Наиболее известным представителем этого течения был польско-австрийский социолог и правовед Людвиг Гумплович (1838-1909). По его мысли, государство возникло после завоевания хуже организованных и более слабых групп лучше организованными и более сильными группами. В этой трактовке государство становится формой господства победителей над побежденными. В основе этой концепции лежала теория социального дарвинизма, особенно популярная в 19 веке.
Социально-экономическая концепция происхождения государства берет свои истоки из взглядов мыслителя античности Платона, видевшего причины происхождения государства в разделении труда, в обособлении деятельности по руководству обществом. Наиболее развитый вид эта концепция получила в марксизме. Маркс и Энгельс считали, что государство возникает как результат развития производства, социальной и имущественной дифференциации, общественного разделения труда, раскола общества на враждебные классы, как институт, обеспечивающий политическое господство экономически господствующему классу.
Значительный вклад в исследование процессов возникновения государства внесла политическая антропология. Это новая политическая наука, возникшая в середине XX века. Она изучает происхождение государства на огромном эмпирическом материале, накопленном этнографами, археологами, историками о раннегосударственных образованиях. При всем многообразии мнений можно выделить общие взгляды политических антропологов на происхождение государства.
Переходной формой к государству является вождество. Термином "вождество" обозначается предгосударственная организация общества, характерная эпохе далеко зашедшего разложения первобытного общества. Для вождества как формы социально-экономической организации власти типична институциализированная власть наследственных руководителей - вождей, в большинстве своем принадлежащих к правящему роду, и, как правило, двух-четырехступенчатая иерархия власти. Главенство в этой системе власти может принадлежать различным группам родовой элиты: старой родоплеменной верхушке, которая нередко принимает на себя также военные и жреческие функции; новым военным вождям или жрецам, оттесняющим в этом случае старую верхушку на задний план. Характерной особенностью вождества является то, что власть наследственных вождей чаще всего имела преимущественно военный характер, вырастая непосредственно из военной демократии .
Объективными предпосылками возникновения государства политические антропологи считают экономические, экологические, демографические, а также внешние факторы.
Экономические предпосылки связаны с переходом от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему, развитию торговли на дальние расстояния и др. Экологические, природные предпосылки создают условия развития социально-экономического неравенства, предрасполагают к определенным видам хозяйственной деятельности - ирригации, скотоводству, земледелию и др. Демографические факторы определяют численность и плотность населения, переход от миграционного образа жизни к оседлому существованию. Внешними факторами, способствующими возникновению государства, считаются войны. В эпоху разложения родоплеменной организации общества войны стали вестись за обладание богатствами, рабами, а также за расширение ставшей недостаточной территории. И грабительские, и оборонительные войны для победителей вели к захвату военной добычи, а тем самым способствовали общественному расслоению, усилению власти вождей. В свою очередь, усиление власти вождей вело к укреплению предгосударственной организации, к консолидации этнических общностей . Фактором, способствующим внутренней организации общества и институциализации политических форм жизни, являлись не только войны, но и их потенциальная возможность. По этому поводу хорошо сказал один из выдающихся российских философов первой половины XX века С.Л.Франк . В частности, он писал, что из догосударственного состояния "общество выходит обычно под влиянием внешней опасности: когда обществу грозит гибель от врага (а иногда и от внутренних раздоров), инстинкт самосохранения ведет к возникновению некого органа защиты, требует сознательной организации и дисциплины. Таково обычно первое происхождение государства..." .
Внешним фактором считается и влияние чужих образцов, опыта государственного развития других стран. Так, первое государство в истории славянских народов – Карантия (на территории сегодняшней Словении) раньше всех сформировалось не потому, что охватывало земли, на которых далее всего ушли процессы классовой дифференциации, а прежде всего потому, что там более сильным было влияние римского образца.
О сформированности государственной формы власти и управления можно судить по четырем критериям, отличающим государственную организацию от общинно-племенной, догосударственной организации.
1. Возникновение власти, которая уже не отождествляется со всем обществом; это публичная государственная власть, звеньями которой являются организации вооруженных людей, профессионально занимающихся военным ремеслом, в то время как прежде все мужское население было вооружено и принимало участие в военных походах.
2. Территориальное разделение населения, при котором уже не учитываются кровные связи.
3. Появление групп людей, профессией которых стало управление и осуществление функций власти, т.е. возникновение государственного аппарата.
4. Установление различных налогов.
Завершая анализ проблем возникновения государства, следует подчеркнуть, что в современной политической науке нет однозначного ответа на вопрос, какой из факторов, влияющих на переход от общинно-племенной к государственной организации жизни, является решающим.