4.2 Сущность, структура и функции государства

Возвращаясь к проблеме определения понятия «государство», следует сказать, что этот вопрос до сих пор остается дискуссионным. Р. Пэнто и М. Гравитц приводят такие определения государства . Государство - это коллективная общность, которая обладает в отношении составляющих ее свободных индивидов особыми правами на подчинение их коллективной воле. Другое определение рассматривает государство как общность людей, размещенных на принадлежащей им территории и обладающих такой организацией, в результате которой общество в отношениях со своими членами обладает высшей властью. Ни одно из приведенных и других рассматриваемых определений государства не удовлетворяет авторов. Можно привести еще примеры различных не вполне удовлетворительных определений, однако важно отметить, что не следует абсолютизировать те или иные недостатки формулировок государства, поскольку содержание все равно преимущественно раскрывается через анализ его структуры и функций, тем более, что многие западные и российские политологи считают, что понятие «государство» в современных условиях используется не для обозначения организованного общества, имеющего автономное правительство, а для обозначения системы организаций и учреждений, руководящих этим обществом.

Следует иметь в виду, что сегодня термин «государство» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле государство - это основной институт политической системы, осуществляющий функции власти и управления в обществе. В широком смысле слова государство – это общность людей, объединенных общими интересами и властью и проживающих на определенной территории. В этом смысле термин «государство» отождествляют с понятиями «общество», «страна». В этом значении говорят, например, о французском, немецком, российском государстве, имея в виду все представляемое государством общество.

Современное государство имеет ряд характерных черт, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются им в качестве критериев признания отдельных государств субъектами международных отношений. Такими критериями являются три элемента государства: а) территория; б) население (народ); в) суверенная власть.

Территория – это физическая, материальная основа государства, его пространственная характеристика. Так, территория российского государства занимает 1/7 часть суши планеты, а, к примеру, территория княжества Монако занимает всего 1.95 км?. Независимо от размеров территории государство обязано заботиться о территориальной целостности и суверенитете своей территории.

Население – это народ, проживающий на территории данного государства и подчиняющийся его власти. Не может быть государства без народа, но народ без государства может быть. Так, еврейский народ до 1948 года не имел своего государства. До настоящего времени курды, проживающие в разных государствах, своего не имеют. Народ любого государства объединяется понятием гражданства. Оно означает юридически оформленные взаимные права и обязанности индивида и государства.

Суверенная власть – это определяющий признак государства. Суверенитет (франц. souverainete – верховная власть). Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Являясь суверенной, государственная власть обладает тремя свойствами: 1) распространяется на все население и на все общественные, в том числе, политические организации; 2) обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей; 3) имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает: армия, службы безопасности и т.д. Только государственная власть обладает правом на применение насилия. Однако это право строго определено и регламентировано законом.

В связи с определением сущности государства следует сказать о том, что в недавнем прошлом нас заставляли считать понятия «Родина» и «государство» синонимами. Так в Уголовном кодексе СССР была статья 64, которая называлась «Измена Родине». Ни в одном демократическом государстве нет в законе статьи под таким названием. У нас отождествление этих понятий стало возможно только в силу тоталитарного характера политической власти в СССР. Если прочитать упомянутую статью Уголовного кодекса, то обязательно у любого здравомыслящего человека возникнут вопросы. Чтобы не быть голословными, приведем выдержку из этой статьи: "Измена Родине, то есть деяние, умышленно совершенное гражданином СССР в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности СССР: переход на сторону врага, шпионаж, выдача государственной или военной тайны иностранному государству, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы в СССР..." Что касается перехода на сторону врага, шпионажа и выдачи государственной или военной тайны, эти пункты не вызывают ни малейшего сомнения. Любое государство строго защищает свои интересы. Но какое отношение к измене Родине имеет само по себе "бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы", каким образом они могут нанести "ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности"? Герман Лопатин в 1870 году организовал побег Петра Лаврова за рубеж, готовил побег туда же Николая Чернышевского. Кому-нибудь могла прийти тогда или позже в голову дикая мысль назвать его или П. Лаврова изменником Родины?

Нельзя отождествлять понятия «Родина» и «государство». Не Родина раскулачивала и раскрестьянивала деревню. Не Родина заселяла «архипелаг ГУЛАГ», депортировала народы, истребляла критически мыслящую интеллигенцию. Не Родина прошлась танками по свободе в Берлине, Будапеште, Праге. Не Родина затеяла кровавую афганскую авантюру. Все это делало государство по приказу его правящей верхушки.

Государство отличается от других политических институтов следующими основными признаками:

1. Наличием особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции власти и управления.

2. Монополией на принудительную власть в отношении населения, проживающего на территории государства; для навязывания своей воли государство располагает аппаратом насилия (армией, службами охраны порядка и безопасности).

3. Правом и возможностью осуществления внутренней и внешней политики (экономической, социальной, военной и др.) от имени всего общества внутри и вне страны.

4. Суверенным правом издания законов и правил, обязательных для населения.

5. Организацией власти по определенному территориально-муниципальному делению;

6. Монопольным правом на взимание налогов и сборов с населения, на формирование общенационального бюджета.

Государство как определенная политическая структура обладает сложным строением. Традиционно выделяют три ветви государственной власти -законодательную, исполнительную и судебную, имеющие в различных странах разное название и структуру. Часто образно говорят о «четвертой» власти - средствах массовой информации, когда хотят подчеркнуть их влияние на общественные настроения и мнение. Для такой оценки есть достаточно оснований, о чем неоднократно упоминают в своих выступлениях, мемуарах известные государственные деятели современности. В частности, бывший президент США Ричард Никсон в своих мемуарах пишет: "Отцы-основатели не смогли бы ... вообразить себе, до какого уровня власть бюрократии и власть средств массовой информации ограничат президента... Хотя средства массовой информации прямо и не ограничивают президента, они тем не менее оказывают огромное влияние на избирателей, без поддержки которых он не может эффективно править страной" .

Но не следует понятие «четвертая власть» рассматривать наравне с законодательной, исполнительной и судебной властями, которые могут непосредственно воздействовать на общество, различные сферы его жизни. В демократическом обществе средства массовой информации способствуют формированию у широких масс людей нравственных критериев, оценок и ценностных ориентации в мире политики. То есть, воздействуя на общественное сознание, они опосредованно влияют и на экономику, и на политику, и на те же властные структуры.

Саму идею разделения властей впервые обосновал Дж. Локк . Для поддержания режима свободы он считал необходимым разделить государственную власть на две уравновешивающие друг друга части: законодательную (парламент) и исполнительную (монарх, кабинет министров). Идея разделения власти получила свое развитие в работах Ш. Монтескье . Он первым выдвинул и обосновал разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Ш. Монтескье в разделении властей видел гарантию безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью. Сосредоточение всей власти в руках одного правителя, государственного органа или одного социального слоя, по его мнению, неизбежно ведет к такому режиму, при котором господствуют не законы, а произвол. Он считал, что эти три властные структуры должны взаимно дополнять, контролировать и сдерживать друг друга, чтобы ни одна из властей не могла подавить другую, присвоить себе ее компетенции, наибольший объем власти должен принадлежать представительной, законодательной власти. В 1748 г. Ш.Монтескье писал: "Для того чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую... Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе... не может быть свободы... с другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган... станет осуществлять все три вида власти" .

Концепция Ш. Монтескье и сегодня лежит в основе организации деятельности государственных учреждений и организаций большинства развитых стран мира.

Охарактеризуем кратко законодательную, исполнительную и судебную власти.

Законодательная власть (Федеральное собрание в России, Парламент в Великобритании, Конгресс в США, Великое национальное собрание в Турции, Риксдаг в Швеции и т.д.) выполняет следующие основные функции: принимает, изменяет и отменяет законы; утверждает бюджет государства; контролирует деятельность исполнительной власти; формирует и упраздняет государственные органы. Объем полномочий законодательной власти в каждом конкретном государстве определяется Конституцией и может быть различен.

Исполнительная власть решает вопросы текущего функционирования государственных организаций, обеспечивает исполнение основных функций государства. Высшим органом исполнительной власти является правительство, состоящее из министров и других государственных деятелей. Во главе правительства стоит премьер-министр (федеральный канцлер, председатель совета министров) или президент. Основное назначение правительства состоит в непосредственном руководстве деятельностью государственного аппарата по реализации соответствующей внешней и внутренней политики, поддержанию порядка и стабильности в обществе.

Исполнительная власть в своей совокупности - это разветвленная система организаций и учреждений, насчитывающая в крупном государстве (Российская Федерация, США, Япония, ФРГ) не один миллион служащих.

В качестве иллюстрации можно привести состав исполнительной власти США. Высший орган исполнительной власти (правительство) включает аппарат президента, штат советников и исполнительных агентств, а также кабинет, состоящий из 13 министров и около 60 независимых агентств. Персонал всех составляющих исполнительной власти насчитывает около 3 миллионов служащих, в том числе 310 тысяч в центральных структурах власти. В эти 3 миллиона входит более 1 миллиона гражданских лиц из военного ведомства .

Судебная власть осуществляет правосудие, рассмотрение и разрешение уголовных дел, гражданских, трудовых и иных споров в соответствии с установленным законом порядком. Суды применяют принудительные меры для прекращения незаконной деятельности. К судебным органам относятся суды различных инстанций. В Российской Федерации система федеральных органов судебной власти включает: Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, иные федеральные суды.

В различных странах судебные системы имеют свою специфику. К примеру, характерной особенностью судоустройства в США является отсутствие единой, общенациональной судебной системы. В США существуют организационно обособленные, параллельные судебные системы в каждом из 50 штатов и Федеральная судебная система. Федеральную судебную систему образуют четыре группы судов: окружные, специальные, апелляционные, специальные апелляционные. Возглавляет Федеральную судебную систему Верховный суд США - высший орган в судебной иерархии .

Традиционно считается, что государство как целостная система организаций и учреждений выполняет две группы функций: внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся:

1. Организационно-управленческая. Ее суть заключается в регулировании вертикальных и горизонтальных политических отношений и форм деятельности социальных субъектов.

2. Экономическая. Она состоит в том, что любое современное государство осуществляет регулирование экономики. Разница существует только в том, какова мера политического влияния на экономику. Это влияние может быть непосредственным и всеобщим, как это было в СССР и как оно сегодня существует, к примеру, на Кубе, в КНДР. А может быть преимущественно косвенным и ограниченным, как, например, в США, Великобритании.

В большинстве развитых стран мира в основе государственного регулирования экономики лежат идеи английского экономиста Д. Кейнса . Очень кратко суть кейнсианства в данном контексте сводится к следующему. Государство призвано так регулировать развитие экономики, чтобы, во-первых, обеспечивалась полная занятость рабочей силы посредством перераспределения прибыли; во-вторых, чтобы покупательная способность потребителей развивалась пропорционально развитию средств производства. В интересах регулирования экономических процессов государство использует налоговую, бюджетную, инвестиционную и кредитную политику.

3. Охраны общественного порядка и поддержания дисциплины.

4. Социальная. Она состоит в том, что государство берет на себя в той или иной мере решение проблем здравоохранения, жилищного и городского строительства, защиты социальных и профессиональных прав граждан. Государство гарантирует предоставление пособий определенным слоям населения, осуществляет регулирование семейно-брачных отношений и др.

5. Культурно-воспитательная. К этому направлению деятельности относятся: общее и профессиональное образование молодежи и взрослых, организация досуга, охрана художественных и исторических памятников, финансовая поддержка учреждений культуры (театров, музеев, спортивных комплексов) и др.

К основным внешним функциям государства относятся:

1. Защита интересов данного государства на международной арене;

2. Обеспечение обороны страны либо осуществление военной и политической экспансии в отношении других государств (агрессивные государства);

3. Развитие устойчивых экономических, политических, культурных и прочих отношений с другими странами.

Деление функций государства на внутренние и внешние в значительной мере условно, поскольку в большинстве своем любая функция государства несет и внутреннюю и внешнюю политическую нагрузку.

Таковы сущность, структура и основные функции государства в современном обществе.

< Назад   Вперед >

Содержание