4.2 Сущность, структура и функции государства
Следует иметь в виду, что сегодня термин «государство» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле государство - это основной институт политической системы, осуществляющий функции власти и управления в обществе. В широком смысле слова государство – это общность людей, объединенных общими интересами и властью и проживающих на определенной территории. В этом смысле термин «государство» отождествляют с понятиями «общество», «страна». В этом значении говорят, например, о французском, немецком, российском государстве, имея в виду все представляемое государством общество.
Современное государство имеет ряд характерных черт, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются им в качестве критериев признания отдельных государств субъектами международных отношений. Такими критериями являются три элемента государства: а) территория; б) население (народ); в) суверенная власть.
Территория – это физическая, материальная основа государства, его пространственная характеристика. Так, территория российского государства занимает 1/7 часть суши планеты, а, к примеру, территория княжества Монако занимает всего 1.95 км?. Независимо от размеров территории государство обязано заботиться о территориальной целостности и суверенитете своей территории.
Население – это народ, проживающий на территории данного государства и подчиняющийся его власти. Не может быть государства без народа, но народ без государства может быть. Так, еврейский народ до 1948 года не имел своего государства. До настоящего времени курды, проживающие в разных государствах, своего не имеют. Народ любого государства объединяется понятием гражданства. Оно означает юридически оформленные взаимные права и обязанности индивида и государства.
Суверенная власть – это определяющий признак государства. Суверенитет (франц. souverainete – верховная власть). Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Являясь суверенной, государственная власть обладает тремя свойствами: 1) распространяется на все население и на все общественные, в том числе, политические организации; 2) обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей; 3) имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает: армия, службы безопасности и т.д. Только государственная власть обладает правом на применение насилия. Однако это право строго определено и регламентировано законом.
В связи с определением сущности государства следует сказать о том, что в недавнем прошлом нас заставляли считать понятия «Родина» и «государство» синонимами. Так в Уголовном кодексе СССР была статья 64, которая называлась «Измена Родине». Ни в одном демократическом государстве нет в законе статьи под таким названием. У нас отождествление этих понятий стало возможно только в силу тоталитарного характера политической власти в СССР. Если прочитать упомянутую статью Уголовного кодекса, то обязательно у любого здравомыслящего человека возникнут вопросы. Чтобы не быть голословными, приведем выдержку из этой статьи: "Измена Родине, то есть деяние, умышленно совершенное гражданином СССР в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности СССР: переход на сторону врага, шпионаж, выдача государственной или военной тайны иностранному государству, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы в СССР..." Что касается перехода на сторону врага, шпионажа и выдачи государственной или военной тайны, эти пункты не вызывают ни малейшего сомнения. Любое государство строго защищает свои интересы. Но какое отношение к измене Родине имеет само по себе "бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы", каким образом они могут нанести "ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности"? Герман Лопатин в 1870 году организовал побег Петра Лаврова за рубеж, готовил побег туда же Николая Чернышевского. Кому-нибудь могла прийти тогда или позже в голову дикая мысль назвать его или П. Лаврова изменником Родины?
Нельзя отождествлять понятия «Родина» и «государство». Не Родина раскулачивала и раскрестьянивала деревню. Не Родина заселяла «архипелаг ГУЛАГ», депортировала народы, истребляла критически мыслящую интеллигенцию. Не Родина прошлась танками по свободе в Берлине, Будапеште, Праге. Не Родина затеяла кровавую афганскую авантюру. Все это делало государство по приказу его правящей верхушки.
Государство отличается от других политических институтов следующими основными признаками:
1. Наличием особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции власти и управления.
2. Монополией на принудительную власть в отношении населения, проживающего на территории государства; для навязывания своей воли государство располагает аппаратом насилия (армией, службами охраны порядка и безопасности).
3. Правом и возможностью осуществления внутренней и внешней политики (экономической, социальной, военной и др.) от имени всего общества внутри и вне страны.
4. Суверенным правом издания законов и правил, обязательных для населения.
5. Организацией власти по определенному территориально-муниципальному делению;
6. Монопольным правом на взимание налогов и сборов с населения, на формирование общенационального бюджета.
Государство как определенная политическая структура обладает сложным строением. Традиционно выделяют три ветви государственной власти -законодательную, исполнительную и судебную, имеющие в различных странах разное название и структуру. Часто образно говорят о «четвертой» власти - средствах массовой информации, когда хотят подчеркнуть их влияние на общественные настроения и мнение. Для такой оценки есть достаточно оснований, о чем неоднократно упоминают в своих выступлениях, мемуарах известные государственные деятели современности. В частности, бывший президент США Ричард Никсон в своих мемуарах пишет: "Отцы-основатели не смогли бы ... вообразить себе, до какого уровня власть бюрократии и власть средств массовой информации ограничат президента... Хотя средства массовой информации прямо и не ограничивают президента, они тем не менее оказывают огромное влияние на избирателей, без поддержки которых он не может эффективно править страной" .
Но не следует понятие «четвертая власть» рассматривать наравне с законодательной, исполнительной и судебной властями, которые могут непосредственно воздействовать на общество, различные сферы его жизни. В демократическом обществе средства массовой информации способствуют формированию у широких масс людей нравственных критериев, оценок и ценностных ориентации в мире политики. То есть, воздействуя на общественное сознание, они опосредованно влияют и на экономику, и на политику, и на те же властные структуры.
Саму идею разделения властей впервые обосновал Дж. Локк . Для поддержания режима свободы он считал необходимым разделить государственную власть на две уравновешивающие друг друга части: законодательную (парламент) и исполнительную (монарх, кабинет министров). Идея разделения власти получила свое развитие в работах Ш. Монтескье . Он первым выдвинул и обосновал разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Ш. Монтескье в разделении властей видел гарантию безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью. Сосредоточение всей власти в руках одного правителя, государственного органа или одного социального слоя, по его мнению, неизбежно ведет к такому режиму, при котором господствуют не законы, а произвол. Он считал, что эти три властные структуры должны взаимно дополнять, контролировать и сдерживать друг друга, чтобы ни одна из властей не могла подавить другую, присвоить себе ее компетенции, наибольший объем власти должен принадлежать представительной, законодательной власти. В 1748 г. Ш.Монтескье писал: "Для того чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую... Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе... не может быть свободы... с другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган... станет осуществлять все три вида власти" .
Концепция Ш. Монтескье и сегодня лежит в основе организации деятельности государственных учреждений и организаций большинства развитых стран мира.
Охарактеризуем кратко законодательную, исполнительную и судебную власти.
Законодательная власть (Федеральное собрание в России, Парламент в Великобритании, Конгресс в США, Великое национальное собрание в Турции, Риксдаг в Швеции и т.д.) выполняет следующие основные функции: принимает, изменяет и отменяет законы; утверждает бюджет государства; контролирует деятельность исполнительной власти; формирует и упраздняет государственные органы. Объем полномочий законодательной власти в каждом конкретном государстве определяется Конституцией и может быть различен.
Исполнительная власть решает вопросы текущего функционирования государственных организаций, обеспечивает исполнение основных функций государства. Высшим органом исполнительной власти является правительство, состоящее из министров и других государственных деятелей. Во главе правительства стоит премьер-министр (федеральный канцлер, председатель совета министров) или президент. Основное назначение правительства состоит в непосредственном руководстве деятельностью государственного аппарата по реализации соответствующей внешней и внутренней политики, поддержанию порядка и стабильности в обществе.
Исполнительная власть в своей совокупности - это разветвленная система организаций и учреждений, насчитывающая в крупном государстве (Российская Федерация, США, Япония, ФРГ) не один миллион служащих.
В качестве иллюстрации можно привести состав исполнительной власти США. Высший орган исполнительной власти (правительство) включает аппарат президента, штат советников и исполнительных агентств, а также кабинет, состоящий из 13 министров и около 60 независимых агентств. Персонал всех составляющих исполнительной власти насчитывает около 3 миллионов служащих, в том числе 310 тысяч в центральных структурах власти. В эти 3 миллиона входит более 1 миллиона гражданских лиц из военного ведомства .
Судебная власть осуществляет правосудие, рассмотрение и разрешение уголовных дел, гражданских, трудовых и иных споров в соответствии с установленным законом порядком. Суды применяют принудительные меры для прекращения незаконной деятельности. К судебным органам относятся суды различных инстанций. В Российской Федерации система федеральных органов судебной власти включает: Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, иные федеральные суды.
В различных странах судебные системы имеют свою специфику. К примеру, характерной особенностью судоустройства в США является отсутствие единой, общенациональной судебной системы. В США существуют организационно обособленные, параллельные судебные системы в каждом из 50 штатов и Федеральная судебная система. Федеральную судебную систему образуют четыре группы судов: окружные, специальные, апелляционные, специальные апелляционные. Возглавляет Федеральную судебную систему Верховный суд США - высший орган в судебной иерархии .
Традиционно считается, что государство как целостная система организаций и учреждений выполняет две группы функций: внутренние и внешние.
К внутренним функциям относятся:
1. Организационно-управленческая. Ее суть заключается в регулировании вертикальных и горизонтальных политических отношений и форм деятельности социальных субъектов.
2. Экономическая. Она состоит в том, что любое современное государство осуществляет регулирование экономики. Разница существует только в том, какова мера политического влияния на экономику. Это влияние может быть непосредственным и всеобщим, как это было в СССР и как оно сегодня существует, к примеру, на Кубе, в КНДР. А может быть преимущественно косвенным и ограниченным, как, например, в США, Великобритании.
В большинстве развитых стран мира в основе государственного регулирования экономики лежат идеи английского экономиста Д. Кейнса . Очень кратко суть кейнсианства в данном контексте сводится к следующему. Государство призвано так регулировать развитие экономики, чтобы, во-первых, обеспечивалась полная занятость рабочей силы посредством перераспределения прибыли; во-вторых, чтобы покупательная способность потребителей развивалась пропорционально развитию средств производства. В интересах регулирования экономических процессов государство использует налоговую, бюджетную, инвестиционную и кредитную политику.
3. Охраны общественного порядка и поддержания дисциплины.
4. Социальная. Она состоит в том, что государство берет на себя в той или иной мере решение проблем здравоохранения, жилищного и городского строительства, защиты социальных и профессиональных прав граждан. Государство гарантирует предоставление пособий определенным слоям населения, осуществляет регулирование семейно-брачных отношений и др.
5. Культурно-воспитательная. К этому направлению деятельности относятся: общее и профессиональное образование молодежи и взрослых, организация досуга, охрана художественных и исторических памятников, финансовая поддержка учреждений культуры (театров, музеев, спортивных комплексов) и др.
К основным внешним функциям государства относятся:
1. Защита интересов данного государства на международной арене;
2. Обеспечение обороны страны либо осуществление военной и политической экспансии в отношении других государств (агрессивные государства);
3. Развитие устойчивых экономических, политических, культурных и прочих отношений с другими странами.
Деление функций государства на внутренние и внешние в значительной мере условно, поскольку в большинстве своем любая функция государства несет и внутреннюю и внешнюю политическую нагрузку.
Таковы сущность, структура и основные функции государства в современном обществе.