4.3 Типология государства

Для осмысления места и роли государства в политической системе общества важное значение имеет анализ типологии современных государств. Она может осуществляться по различным основаниям. Марксистская парадигма главным критерием типологизации берет классовый критерий. На этой основе выделяются государства: рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические, социалистической и капиталистической ориентации (в развивающихся странах).

Государства классифицируют по форме правления, способу организации высшей власти на монархии и республики. Монархия (греч. monarchia – единовластие) – форма государственного правления, при которой власть главы государства (монарха) передается по наследству, осуществляется бессрочно и не зависит от населения.

Монархия существовала во многих странах мира в течение веков. Существует она и в наши дни более чем в 50 странах. Абсолютные монархии, преобладавшие в прошлом, сегодня сохранились только в четырех странах - Омане, Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии. Все остальные монархии современного мира - это конституционные монархии, сохраняющиеся, скорее всего, как дань многовековой традиции. Таковы монархии в Японии и Великобритании, в Бельгии, Нидерландах, Испании и других странах. В реальной политике конституционные монархии мало чем отличаются от республик.

Республика (лат. – общественное дело; государство) – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти; государство с такой формой правления. Современные республики делятся на президентские, парламентские и смешанные. В президентской республике президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. Он осуществляет подбор министров и контроль за их деятельностью. Президент, как и парламент, избирается народом и потому непосредственной политической ответственности перед парламентом не несет, если нет законов, регламентирующих такую ответственность.

Президент и правительство формально не нуждаются в доверии парламента. Но в то же время парламент имеет достаточные полномочия по контролю за деятельностью правительства и президента. К тому же президент не в праве распустить парламент. Ему нужна поддержка парламента в вопросах бюджета - центрального вопроса государственной власти. Исторически первой и классической президентской республикой являются США. Эта форма правления была введена в США на основе конституции 1787 года.

Достоинство президентской республики в том, что, независимо от того, какие партии господствуют в исполнительной или законодательной власти, обе эти ветви власти вынуждены сотрудничать, что придает государственной власти особую устойчивость. В качестве примера можно привести президентство Д.Буша (старшего). Он был президентом от республиканской партии, а в сенате и палате представителей, т.е. в обеих палатах конгресса, большинство было у демократов. Однако это не мешало четкой и слаженной работе основных институтов государственной власти.

Парламентская (парламентарная) республика. Она отличается от президентской наличием одной системы выборов, в результате которых победившие партии формируют высший законодательный орган государства. Правительство формируется парламентом из числа лидеров партии, одержавшей победу, и ответственно за свою деятельность перед парламентом. Выражается эта ответственность в разных юридических формах. Наиболее сильной формой ответственности является вотум недоверия со стороны парламента, либо отказ парламента в доверии правительству, если оно само поставило вопрос о доверии.

Президент в такой республике только по названию является главой государства. Формально у него может быть значительный объем полномочий, но осуществлять их он может только по указанию главы правительства или соответствующего министра, без их резолюции ни один акт президента не может вступить в силу. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, в состав которой входят и члены парламента. К примеру, в Италии коллегия состоит из членов парламента и представителей от законодательных собраний областей.

Парламентарная форма правления функционирует наиболее устойчиво в том случае, если большинство в парламенте традиционно имеет одна партия или устойчивый блок близких по взглядам и целевым установкам партий. В этих условиях, как правило, вотумов недоверия правительству не бывает, а глава правительства (премьер-министр, федеральный канцлер) через партийную фракцию или блок фракций надежно контролирует общую ситуацию в парламенте. Неустойчивость правительства при такой форме правления существует тогда, когда парламент раздроблен на многочисленные фракции; которые плохо ладят между собой. В этом случае государство обречено на частые правительственные кризисы. В условиях стабильной и здоровой экономики, обеспечивающей стабильную социально-политическую ситуацию, в этом нет ничего плохого. Так, темпераментные итальянцы достаточно спокойно относятся к политическим страстям в верхнем эшелоне власти, к почти ежегодной смене правительства.

Парламентская республика не так широко распространена, как президентская. Она существует сегодня в Великобритании, Италии, Индии, Турции, ФРГ, Швейцарии и ряде других стран.

Смешанные формы республики. В республиках со смешанными формами правления президент, избираемый народом, всей полнотой прав на практике не пользуется. Часто эти права находятся как бы в резерве, а система государственной власти функционирует в основном по парламентскому типу. К числу такого типа государств можно отнести: Австрию, Болгарию, Ирландию, Польшу, Португалию, Финляндию, Францию.1

Классифицировать государства можно и на основе такого критерия, как национально-территориальная организация. По этому критерию государства делятся на унитарные и федеративные.

Унитарное2 государство характеризуется централизованным руководством административно-территориальными единицами (областями, губерниями, провинциями) и отсутствием самостоятельных государственных образований. Унитарное государство имеет единую Конституцию и гражданство, единую систему высших государственных органов, права и суда, действующих без ограничения на всей территории страны. За редким исключением это мононациональные государства. Вместе с тем, некоторые из подобных государств имеют определенные автономные образования. К примеру, Дания включает Фарерские острова и остров Гренландия, которые пользуются внутренней автономией. Автономные образования имеются и в Великобритании, Италии, Финляндии, Испании.

Федеративное государство. Его отличие от унитарного состоит в том, что входящие в федерацию государственные образования (штаты, кантоны2, земли, республики и т.п.) обладают определенной юридической и политической самостоятельностью и имеют собственное административно-территориальное деление. К примеру, США -это федеративная республика, В административно-территориальном отношении территория США делится на 50 штатов и федеральный округ Колумбия. Каждый штат имеет собственную Конституцию и три «ветви» власти. Законодательная власть во всех штатах принадлежит законодательным собраниям (легислатурам) штатов. Исполнительная власть во всех штатах вверяется губернатору. Каждый штат имеет собственную судебную систему3.

Член федерации не имеет права одностороннего выхода из союза. В связи с этим уместно вспомнить, что в истории США имел место следующий прецедент. В 1861 г. семь штатов американского Юга (из 13 существовавших в то время), стремившихся сохранить систему рабовладения, заявили о выходе из состава США и образовали новое государство - Конфедеративные Штаты Америки. Но так как право на выход из Союза не было предусмотрено американской конституцией, глава федерального правительства президент А. Линкольн во имя сохранения этого союза вынужден был начать войну против конфедератов. В результате четырехлетней войны, унесшей 500 тыс. жизней, Север одержал победу и союз был восстановлен.

В сжатом виде, основные признаки федеративного государства можно сформулировать так:

1. Территория федерации состоит из территории отдельных ее субъектов;

2. Субъекты федерации наделяются учредительной властью, т.е. правом принятия собственных Конституций;

3. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается Союзной (федеративной) Конституцией;

4. Каждый субъект федерации имеет свои правовую и судебную системы;

5. Федеральное правительство обладает исключительным правом на осуществление внешней политики;

6. У субъектов федерации отсутствует право одностороннего выхода из федерации;

7. У федеративного правительства отсутствует право на одностороннее изменение границ субъектов федерации;

8. Федеративная Конституция может изменяться только с согласия членов федерации и др.

К странам с федеративным устройством относятся: Российская Федерация, Австрия, Аргентина, Бразилия, США, Мексика Канада, ФРГ, Индия, Пакистан, Нигерия и др.

Существуют и союзы государств, которые не имеют столь тесных и устойчивых связей, как федерация. Во-первых, это конфедерация, которая представляет собой союз государств, сохраняющих независимое (суверенное) существование. Государства объединяются в конфедерацию для координации какого-либо вида государственной деятельности, чаще всего военной или внешнеполитической. Государства-члены конфедерации имеют независимую систему государственной власти, законодательства, армию, валюту.

Во-вторых, существуют объединения государств, центром которых являются бывшие метрополии. Это, в первую очередь, Британское содружество наций, которое основывается на общности языка, элементов культуры, наличии элементов наднационального аппарата.

В-третьих, появился новый тип объединения государств - регионального характера, в котором создано общее экономическое пространство, надгосударственные органы, координирующие определенные социально-экономические и политические процессы. Примером такого объединения является Европейской Союз. Можно сказать, что в современном мире четко обозначились интеграционные процессы, которые приводят в ряде случаев к объединениям государств типа Европейского Союза. Но в то же время наблюдаются и дезинтеграционные тенденции. Чтобы убедиться в этом, можно привести такие факты. В начале XX века существовало 60 государств. В 2009 году в мире насчитывалось уже более 200 государств. Выдающиеся специалисты по политической географии прогнозируют, что через 25-30 лет в мире будет насчитываться уже более трехсот независимых государств. Однако образование независимых государств будет сопровождаться все большей экономической и технологической взаимозависимостью, что приведет в перспективе к открытости границ.

Типы государств можно классифицировать и на основе анализа существующего в тех или иных странах государственно-правового режима. По этому критерию выделяются тоталитарное, авторитарное и демократическое государства.

< Назад   Вперед >

Содержание