3.1. Понятие и задачи антикризисного регулирования
В западной экономической теории антикризисное регулирование известно как антициклическое регулирование. Антициклическое регулирование заключается в выработке и реализации правительством соответствующего уровня экономической политики, основанной на применении автоматических или встроенных стабилизаторов, таких как подоходный налог, налог на прибыль, пособия по безработице, субсидии на поддержку цен на сельскохозяйственную продукцию и т. д. с целью смягчения отрицательных воздействий циклического колебания в экономике на развитие экономики.
Теоретической основой антициклического регулирования экономикой является кейнсианская модель стимулирования эффективного спроса.
Государственные органы Республики Беларусь осуществляют следующие виды регулирования:
— правовое — создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;
— методическое — методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;
— информационное — учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;
— экономическое и административное — применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;
— организационное — создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;
— социальное — социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;
— кадровое — поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями (антикризисных управляющих), повышение уровня их квалификации.
С целью стабилизации экономики применяются следующие методы государственного воздействия:
• экономические налоги;
• перераспределение доходов и ресурсов;
• ценообразование;
• кредитно-финансовые механизмы;
• приватизация;
• реструктуризация задолженности и др.;
Административные методы — принятие и корректировка законодательства и контроль за его соблюдением.
Основные направления государственного регулирования экономической политики:
1. Фискальная (бюджетная) политика представляет собой регулирование с помощью государственного бюджета и налогообложения, т. е. предусматривается установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета. Такая политика проявляется в следующем:
— в период спада производства — в увеличении объемов финансирования общественных работ, государственных программ по оказанию поддержки важным для экономики предприятиям;
— в период подъема — в уменьшении налогов с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спроса населения и возможностей для инвестирования у предприятий, а следовательно, к оживлению экономики;
— в любой период — в налоговом регулировании, которое выражается в увеличении льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства; в установлении моратория на уплату обязательных платежей; в замораживании начисления пеней; в предоставлении рассрочки и отсрочки погашения долга, в возможности получения налогового кредита.
2. Структурная политика реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий.
3. Финансово-кредитная политика представляет собой целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос.
4. Научно-техническая политика состоит в обеспечении комплексного развития науки и техники.
5. Промышленная политика направлена на преобразование отраслевой структуры промышленности, в том числе на реструктуризацию предприятий, создание системы стратегического корпоративного планирования и финансового мониторинга, формирование системы информационной поддержки промышленности.
6. Амортизационная политика — это оптимизация формирования затрат по использованию основных фондов путем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации.
7. Инвестиционная политика.
8. Прогнозирование и планирование.
9. Ценовая политика.
10. Внешнеэкономическая политика.
11. Социальная политика.
Система антикризисного регулирования включает целостную совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, направленных на защиту предприятий от кризисных ситуаций и предотвращение банкротства.
Функциональными элементами системы антикризисного регулирования являются: мониторинг состояния предприятий, маркетинг изменения отраслевой структуры хозяйства, прогнозирование и планирование, принятие управленческих решений и распоряжений, координирование и организация их выполнения, введение системы стимулов, учет и контроль результатов функционирования хозяйства.
Стратегия антикризисного регулирования — генеральное направление стабилизации экономического развития с целью реализации стратегии преобразования общественной жизни страны.
Политика антикризисного регулирования — это направление деятельности правительства, совокупность принципов, методов, форм организационного поведения, направленных на стабилизацию экономической ситуации, поверженной в кризис, на формирование механизма регулирования, способного своевременно влиять на рыночную конъюнктуру с учетом стратегии антикризисного регулирования.
Задания
1. Что такое антикризисное регулирование? Назовите примеры успешного антикризисного регулирования в истории западных стран.
2. Какие направления антикризисного регулирования вам известны? Какие из них наиболее широко и часто используются в Республике Беларусь?
3. Что такое система, механизм, стратегия и политика антикризисного регулирования? На основе анализа функционирования национальной экономики назовите основные положения стратегии антикризисного регулирования в Республике Беларусь.
4. Назовите основные задачи антикризисного регулирования на предприятиях Беларуси, вытекающие из современных проблем, стоящих перед предприятиями.