7.2. Раздел бизнес-плана "Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга"
Основные подразделы:
1. Анализ рынков должен включать:
• общую характеристику рынков, на которых планируется сбыт товаров (услуг) предприятия, оценку их размеров;
• долю предприятия на разных рынках;
• динамику развития рынка и прогноз тенденций изменения его в будущем;
• основные факторы, влияющие на изменение ранка;
• основные требования потребителей к продукции (услуге);
• оценка возможностей конкурентов и основные данные о выпускаемой ими продукции - технический уровень, цена, уровень качества;
• технологическое и финансовое состояние конкурирующих предприятий и степень их влияния на рынок данной продукции (услуге);
• преимущества предприятия перед конкурентами;
• для продукции, которую планируется реализовать на внешних рынках при прогнозировании цены, учитываются льготы, предоставляемые законодательством, а также ограничения и требования, выдвигаемые страной-импортером.
2. В отдельной таблице приводится перечень имеющихся контрактных и предконтрактных документов о приобретении продукции с указанием сроков их действия, объемов и название фирм-потребителей, а также излагаются основные требования заказчика, предъявляемые к качеству товара.
3. Обоснование стратегии маркетинга:
• стратегия сбыта (нацеленная на увеличение доли рынка, расширение существующего, продвижение на новые рынки и т.д.);
• расчет и обоснование цены с учетом существующего законодательства и политики регулирования цен на государственном уровне;
• обоснование правильности выбора стратегии ценообразования (сравнение с ценой конкурентов, а также свойств продукции - новизны, качества);
• тактика по реализации продукции на конкретном сегменте рынка (собственная торговая сеть, представительства, посредники, дистрибъютеры и т.д.);
• политика по послепродажному обслуживанию (предприятиям на месте, ремонтными мастерскими, сервисными центрами) с указанием затрат на организацию обслуживания и доходов (убытков) от такого вида деятельности;
• оценка изменения объемов реализации продукции в перспективе;
• обоснование затрат на маркетинг и рекламу;
• план мероприятий по продвижению продукции на рынке, включая основные этапы их реализации.
4. Прогнозируемые цены на продукцию (в таблице - "Цена на продукцию" А, Б, В и т.д. на внутреннем рынке, ближнем и дальнем зарубежье).