Виды власти
Экономическая власть – это контроль над экономическими ресурсами, над различного рода материальными ценностями.
Социальная власть – это распределение позиций в социальной иерархии – статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью, с помощью социальной политики они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.
Культурно-информационная власть – это прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Это и моральная, и религиозная, и некоторые другие виды власти, основанные на авторитете ее носителя. Знания используются как при подготовке правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Информационная власть способна служить разным целям: не только для распространения объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию, т.е. управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам.
Принудительная власть – это реальная способность осуществлять контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы, опираясь на силовые ресурсы .
Политическая власть под эту классификацию не попадает, т.к. она может использовать и экономические, и принудительные, и другие ресурсы власти. По этой причине политическую власть следует рассмотреть особо.
В мировом обществознании существует широкий спектр концепций политической власти. Их можно свести к пяти основным типам .
1. Нормативно-формалистский, согласно которому источником и содержанием власти является определенная система норм, например, правовых.
2. Организационный, к которому можно отнести варианты функционалистских, структуралистских и солидаристских концепций. В них подчеркиваются всеобщие функции власти и приуменьшается ее классовый аспект. Сторонники этого подхода определяют власть как способность или потенциальную возможность людей принимать решения, способные оказать влияние на других людей. В книге профессоров Парижского университета Р. Пэнто и М. Гравитц «Методы социальных наук» приводится типичное для данного понимания власти определение: "Власть осуществляется группой людей, которые держат в своих руках «пульт управления». Это сочетание и составляет то, что мы называем властью, а отношения ее с населением есть отношения командования" . В рамках этого подхода утверждается, что анализ феномена власти предполагает исследование взаимоотношений между действием субъекта власти, институтами и социальной структурой, поскольку те или иные аспекты власти проявляются на каждом из этих уровней. На уровне действия - это способность субъекта власти действовать в соответствии со своими интересами и целями, вмешиваться в ход событий и изменять его. На институциональном уровне власть означает способность предоставлять полномочия тем или иным группам людей или институтам принимать решения и осуществлять их на практике. В свою очередь, пределы этой власти ограничиваются социальной структурой.
3. Субъективистско-психологический подход к пониманию власти состоит в том, что его сторонники основу и суть власти видят во врожденной склонности людей к агрессии, в инстинкте к главенству, доминированию над другими людьми, в инстинкте накопления благ, в том, что для определенного типа людей властные функции являются формой самоутверждения и самореализации. Так, для Ф. Ницше стремление к власти является проявлением "творческого инстинкта" человека. По 3. Фрейду , подавленное сексуальное желание может переходить в стремление к властвованию. По А. Адлеру , стремление к власти является компенсацией чувства неполноценности личности и т.д.
4. Индивидуалистическо-социологический подход рассматривает феномен власти на фоне индивидуальных, единичных интересов, противоречий между свободой одних и ограничением других, в категориях договоров и т.д.
5. Марксистская концепция власти исходит из того, что основой определения власти является классовый подход, эта концепция рассматривает, прежде всего, проблемы классового господства, определения соотношения между классовыми и всеобщими интересами в динамике политического процесса. В концентрированном виде марксистская концепция власти выражена в учении о диктатуре пролетариата. "Политическая власть в собственном смысле слова, -писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - это организованное насилие одного класса для подавления другого" .
Идея диктатуры пролетариата - одна из самых фундаментальных в марксизме. Она была выдвинута в «Немецкой идеологии», получила закрепление в «Манифесте Коммунистической партии» и ряде других произведений К.Маркса и Ф. Энгельса. Свое развитие учение о диктатуре пролетариата получило в произведениях В. И. Ленина. "Диктатура, - писал В. И. Ленин, - есть господство части общества над всем обществом и притом господство, опирающееся непосредственно на насилие. Диктатура пролетариата, как единственного до конца революционного класса, необходима для свержения буржуазии и отражения ее контрреволюционных попыток" .
Таковы пять основных концептуальных подходов к пониманию сущности политической власти. Каждый подход в той или иной мере несет в себе определенную долю истины, но не может претендовать на достаточную полноту объяснения феномена политической власти. Не претендуя на исчерпывающую характеристику этого феномена, тем не менее, можно попытаться избежать односторонности, дав следующее определение сущности политологического понимания власти. Политическая власть - это способность социального субъекта (личности, социальной группы) навязывать свою волю группам, массам, организациям, индивидам, используя при этом институты государства и его ресурсы .
Отличительными признаками политической власти являются:
1) легальность (законность) в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
2) верховенство, обязательность решений политической власти для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти;
3) публичность, т.е. всеобщность и безличность, обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);
4) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;
5) многообразие ресурсов (принудительных, экономических, информационных и других).
Политологи выделяют четыре исторические формы власти:
1) анонимная власть, она «распылена» среди членов примитивного общества;
2) индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появлением новых видов деятельности – власть вождей племен;
3) институализированная власть, опирающаяся на деятельность особых институтов, которые выполняют определенные функции;
4) надгосударственная власть. Например, ООН формирует всемирную систему международных властных отношений, а Евросоюз – региональную, в рамках которых отдельные государства несут определенную ответственность за выполнение межгосударственных договоренностей, за охрану природы и т.д.Соответствующие институты этих организаций контролируют исполнение отдельными государствами обязательных для них решений, применяя для этого систему санкций – от экономических до военных.
Первые две формы власти являются догосударственными и дополитическими, они свойственны первобытным обществам людей. Третья и четвертая – политическими.
Структура политической власти, как и других видов власти, включает три компонента:
1) субъекты власти;
2) объекты власти;
3) ресурсы власти.
Субъекты политической власти обычно классифицируют на первичные – индивид, класс, нация, большие и малые социальные группы и вторичные – общественно-политические организации и движения , партии, политические элиты и другие участники политической жизни. Первичные субъекты непосредственно генерируют политические интересы, а вторичные – проводят их в жизнь.
По другой классификации субъекты политической власти могут быть коллективными – политические партии, депутатские группы, другие объединения и индивидуальными – политические элиты и их лидеры.
Объекты политической власти – индивиды, социальные группы, население государства, на которых распространяется эта власть.
Различие между субъектом и объектом политической власти относительно и зависит от конкретной ситуации. В качестве примера можно привести двойственное положение российского народа, который в момент выборов в органы власти согласно ст. 3 Конституции РФ, является «единственным источником власти» и, следовательно, ее субъектом, тогда как в остальное время он объект власти