1.1 Власть: сущность и разновидности
Власть возникла с возникновением человеческого общества и вместе с ним прошла долгий путь развития; она - необходимый элемент общественной организации, без которого невозможны жизнеспособность и функционирование общества, она призвана регулировать взаимоотношения людей между собой, а также взаимоотношения между людьми, обществом и государственно-политическими институтами, власть необходима для поддержания целостности и единства общества .
Понятие власти можно использовать в широком смысле слова и в собственно политологическом. В широком смысле слова оно охватывает различные аспекты властных отношений.
Так, естествоиспытатели используют это понятие, когда говорят о власти над природой, социологи, когда ведут речь о власти социальной, экономисты, когда подразумевают власть экономическую, юристы употребляют это понятие, подразумевая власть государственную, психологи говорят о власти человека над самим собой, родители о властных отношениях в семье и т.п.
Понять феномен власти и властных отношений в широком смысле слова
помогает подход известного польского ученого Ежи Вятра . Суть его подхода состоит в следующем. Власть - это возможность приказывать в условиях, когда тот, кому приказывают, обязан повиноваться. Когда речь идет о приказании и повиновении, имеется в виду определенный тип воздействия на поведение других личностей, который отличается от того, что обычно называют «влиянием». Если, например, я советую другу не ходить на фильм, на который он собирается пойти, поскольку считаю этот фильм слабым, и если друг, послушавшись моего совета, на фильм не идет, то можно утверждать, что он считается с моим мнением, т.е. я имею на него влияние. В данном случае влияние было оказано аргументацией слабых сторон фильма. Здесь не было элемента приказа и подчинения, а, следовательно, и элемента власти. Нет этого элемента и в случае, когда врач рекомендует пациенту бросить курить. Врач, по существу, ничего не приказывает и не запрещает, а лишь разъясняет пациенту последствия курения. Подобным же образом некоторые дорожные знаки имеют характер указаний, предупреждающих о том, например, что ближайший участок дороги опасен, и поэтому следует соблюдать особую осторожность. Но помимо предупреждающих знаков, есть и знаки запрещающие, которые под страхом определенной санкции требуют, например, ограничения скорости. В последнем случае служба, выставляющая дорожный знак, пользуется правом власти по отношению к использующим дорогу и приказывает им двигаться со скоростью, не превышающей указанной знаком.
Однако сам факт отдачи приказа еще недостаточен для того, чтобы можно было судить о наличии отношений власти. Помимо приказания, должно существовать убеждение в том, что приказание будет выполнено, что оно встретит повиновение, как соответствующее нормам, существующим в обществе. Надо иметь в виду и тот факт, что не каждый отдающий приказы в соответствии с нормами, существующими в обществе, обладает властью, поскольку может случиться, что власть превратилась в фикцию в связи с массовым невыполнением приказов. О такой ситуации можно сказать, что отдающий приказания власти не имеет либо его власть незначительна. В целом можно утверждать, что те или иные приказания выполняются в большей или меньшей степени. Не существует власти без повиновения, но это повиновение - явление относительное.
Об относительности властных возможностей одного и того же субъекта власти говорят следующие размышления бывшего президента США Р. Никсона: "По мере приближения дня, когда президент больше ничего не сможет сделать ни для кого-то, ни кому-то, его власть начнет ослабевать. Именно поэтому вторые сроки пребывания президентов менее продуктивны, чем первые" .
Словом, субъект власти имеет власть в той мере, в какой выполняются его приказания.
Обобщив сказанное, можно утверждать, что понимание власти как отношения включает следующие элементы:
а) не менее двух партнеров отношений власти. Этими партнерами могут быть как отдельные лица, так и группы лиц;
б) приказ осуществляющего власть, то есть выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения;
в) подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет, то есть подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего власть;
г) общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиняться приказам осуществляющего власть.2
Наличие всех этих элементов является необходимым условием для возникновения общественного отношения власти независимо от того, о какой сфере жизни общества идет речь.
Широко используется для определения власти и подход немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920), который давал такое определение: «Власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана»1. Осовременив формулировку М. Вебера, можно дать следующее определение: власть – это способность субъекта навязывать свою волю другим, оказывать определяющее воздействие на их поведение и деятельность.
Упростив структуру властных отношений, ее можно представить из трех элементов:
1) субъект власти – это активное волевое начало власти, ее носитель и творец. Субъектом власти может быть отдельный человек, социальная общность, организация и т.д.;
2) объект власти – это относительно пассивная сторона, тот, над кем осуществляется власть (индивид, социальные общности, население государства);
3) ресурсы власти – это средства, использование которых обеспечивает волевое воздействие субъекта на объект власти.
Чаще всего ресурсы власти классифицируют в соответствии с основными сферами жизнедеятельности: экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные (силовые) ресурсы.
Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного и личного потребления, деньги, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т. п.
Социальные ресурсы – это способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной структуре общества. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. К примеру, доход и богатство, являясь экономическими ресурсами, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и свои специфические показатели, такие как должность, престиж, образование, социальное обеспечение и т. п.
Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает американский социолог Элвин Тоффлер, в конце ХХ века знания и информация стали важнейшим ресурсом власти. Уже сегодня в постиндустриальных странах знания в силу своих преимуществ – бесконечности, общедоступности, демократичности подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором властвования. В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти, как сила и богатство, утрачивают влияние, хотя и не исчезают полностью. Конечно, далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет перед экономическими, социальными и силовыми ресурсами. Однако тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов как источника власти в современном мире проявляется отчетливо.
Принудительные (силовые) ресурсы – это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция (милиция), службы безопасности и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным ресурсом власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества – важнейших ценностей