Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления
Федеральный закон 2003 г. предполагает четкое перечисление вопросов местного значения и использует, таким образом, установочный принцип определения полномочий органов местного самоуправления.
В связи с двухуровневой моделью местного самоуправления требуется разграничение полномочий между поселениями и муниципальными районами, которое также предусмотрено законом29. Городские округа объединяют полномочия поселений и муниципальных районов.
Полномочия поселений в российских условиях можно классифицировать следующим образом.
• Местная финансово-экономическая политика.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением; установление местных налогов и сборов; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом поселения.
• Инфраструктурная политика.
Органы власти на уровне поселения занимаются организацией снабжения населения электричеством, теплом, газом и топливом, организацией транспортного обслуживания населения, содержанием автомобильных дорог и мостов (за исключением дорог и мостов федерального и регионального значения). В поселениях создаются условия для обеспечения населения услугами связи.
• Социальная, жилищная и культурная политика.
В компетенцию поселения входит обеспечение малоимущих граждан жильем, организация муниципального жилищного фонда и создание условий для жилищного строительства. Местные власти создают условия для организации досуга, массового отдыха, библиотечного обслуживания, развития физической культуры и спорта, обеспечения жителей услугами торговли, бытового обслуживания, общественного питания. Охрана объектов культурного наследия местного значения также относится к компетенции поселения.
• Планирование и благоустройство территории.
К вопросам местного значения поселения отнесено планирование застройки, зонирование земель, установление правил землепользования и застройки территории, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Власти поселения занимаются организацией благоустройства и озеленения территории, сбора и вывоза мусора, освещения улиц и установки указателей.
• Местные вопросы безопасности.
Вопросы пожарной безопасности, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
• Опека и попечительство (частично).
• Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Полномочия муниципальных районов выглядят следующим образом.
• Местная финансово-экономическая политика.
Аналогично поселениям, только в отношении бюджета, собственности, налогов и сборов муниципального района. Важнейшей функцией и политическим ресурсом районных властей является выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений (т.е. финансовая помощь), входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района.
• Инфраструктурная политика.
Власти муниципального района занимаются организацией снабжения поселений электроэнергией и газом. В их компетенцию входит содержание и строительство автомобильных дорог между населенными пунктами (за исключением дорог федерального и регионального значения), организация транспортного обслуживания между поселениями. Муниципальный район обеспечивает поселения услугами связи.
• Социальная, жилищная и культурная политика.
В компетенцию муниципального района входит организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, организация отдыха детей в каникулярное время. Власти района организуют оказание скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. В компетенции района находится обеспечение поселений услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, создание библиотечного коллектора для поселений.
• Планирование и благоустройство территории.
Сюда относится территориальное зонирование земель межселенных территорий, изъятие земельных участков межселенных территорий для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации. В компетенцию районов входят организация экологического контроля, организация мероприятий по охране окружающей среды. Район занимается вопросами утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
• Местные вопросы безопасности.
В компетенцию муниципального района входит организация охраны общественного порядка муниципальной милицией. Власти района также участвуют в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на своей территории.
• Опека и попечительство (частично).
• Содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.
Кроме того, районные власти обладают полномочиями органов местного самоуправления на межселенных территориях и в населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями.
Разграничение полномочий между поселениями и муниципальными районами не является жестким и допускает случаи пересечения полномочий и совместной деятельности. Есть очевидные вопросы, которыми занимается только район (муниципальная милиция, межбюджетные отношения, некоторые вопросы образования и здравоохранения и др.) или только поселение (некоторые вопросы организации досуга, физкультуры и спорта, пожарной безопасности и др.). Есть ситуации, когда власти района занимаются их решением для поселений, а поселения — непосредственно для населения (например, электро- и газоснабжение, связь). Отладка отношений между поселениями и муниципальными районами представляется сложным политическим процессом