Взаимодействие политики и морали

Многообразны отношения политики с моралью. В этом взаимодействии важно отметить тот факт, что политика выражает интересы социальных групп, классов, тогда как мораль в своей основе выражает, прежде всего, общечеловеческие интересы и ценности.

Жестокая тоталитарная политика, контролирующая все сферы жизни общества и человека, оправдывающая насилие над личностью и нетерпимость к свободомыслию, не может не деформировать мораль. Это особенно наглядно видно, если обратиться к эпохе сталинизма, когда утверждение в сознании людей безграничной веры в государство, Сталина практически полностью вытеснило общечеловеческие ориентиры морали из взаимоотношений власти и гражданина. Доносительство, предательство друзей, близких не осуждались публично, более того, они считались морально допустимыми. Хорошо передают нравственную атмосферу тех лет художественные произведения писателей, переживших то страшное для нравственно развитого человека время. Можно вспомнить роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», произведения Александра Солженицина, Владимира Дудинцева и многих других писателей, честно рассказавших нам о том периоде советской истории.

Атмосферу страха и государственного террора, свойственную эпохе сталинизма, передает в своем стихотворении талантливый российский поэт, погибший в сталинских лагерях, Осип Мандельштам:

Мы живем под собою, не чуя страны

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви жирны,

А слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.



А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычит,

Как подкову, кует за указом указ:

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.



Что ни казнь у него - то малина

И широкая грудь осетина .



Словом, влияние политики на мораль не вызывает сомнений. Но возникает вопрос - способна ли мораль влиять на политику?

Ответить на этот вопрос можно утвердительно, добавив, однако, прежде всего - в демократическом государстве. В демократическом государстве властные структуры достаточно чутко реагируют на господствующее общественное мнение и преобладающие нравственные чувства своих граждан. В демократическом обществе мораль вводит ограничения на определенные формы и методы достижения и использования власти.

Размышляя о влиянии морали на политику, есть смысл разделить такие понятия, как нравственность политики и нравственность политиков. Если мы пришли к выводу, что политика - это есть, прежде всего, выражение групповых интересов, то в этом случае надо ставить вопрос о нравственности групповых интересов. То есть, в какой мере политика учитывает интересы других социальных групп, в какой мере способствует реализации того варианта исторического развития, той альтернативы, которые в наибольшей мере соответствуют прогрессу и свободе человека.

Когда речь идет о нравственности политика, здесь основным критерием нравственности является соответствие слова и дела политика, хотя на этот счет есть весьма любопытное высказывание Бисмарка. Он однажды заметил, что политик имеет право заведомо обманывать только в трех случаях: в предвыборной кампании, во время войны и после охоты. По-видимому, некоторые наши видные политики руководствуются этой формулой, когда не стесняются лгать даже тогда, когда их публично уличают во лжи.

Дав сущностной анализ политической власти и политики, мы не исчерпали содержания столь сложных и многоуровневых явлений, какими являются политика и политическая власть. Чтобы раскрыть фундаментальные основы политики и политической власти, следует рассмотреть политическую систему общества, базовые политические институты, прежде всего государство, партии и партийные системы. Этому посвящены следующие разделы учебного пособия

< Назад   Вперед >

Содержание