Геополитические отношения в Казахстане и Средней Азии.
Казахстан выполняет роль щита от проникновения России к богатствам Каспийского региона и в Среднюю Азию, поскольку только он граничит с Россией. Наибольшее значение в группе стран Содружество с точки зрения российских национальных интересов имеет Казахстан. По размерам своей территории на постсоветском пространстве Казахстан уступает только России. С самого начала эта страна принимала активное участие в интеграционных процессах в рамках СНГ. В начале 90-х гг. XX в. казахи составляли меньшинство населения Казахстана, а русские и русскоязычные – большинство.
90 % крупнейших уникальных производственных мощностей Казахстана передали зарубежным странам, поэтому для налаживания экономического сотрудничества с Казахстаном нужно иметь дело с западными предпринимателями, а не казахскими. Вытесняются русские и русский язык. Из Казахстана выезжают русские, немцы, евреи, украинцы. Усилиями русских обеспечивается работа энергосистемы, промышленности, связи, транспорта во всех без исключения среднеазиатских республиках, а их правовое положение и социальная защищенность довольно низкая.
Руководители России и Казахстана декларируют о геополитическом сближении, но дальше деклараций дело не движется.
При этом нужно сказать, что отношения с Казахстаном можно считать дружественными. 25 мая 1992 г. был подписан российско-казахстанский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. в марте 1994 г. – соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур», 6 июля 1998 г. – Декларация о вечной дружбе, партнерстве и союзничестве, ориентированную на XXI столетие, 12 октября 1998 г. – Договор об экономическом сотрудничестве.
Россия – Киргизия
Население Кыргызстана – 5 млн. чел. Положение этого государства в геополитическом плане достаточно уязвимо. Для страны характерно этническое разнообразие. Основными этническими группами являются Кыргызы (55 % населения), узбеки (13%), русские (15%, было 20%). Инженерно-технические кадры – это в основном русское населения, и их исход ведет к самым пагубным последствиям для экономики. Киргизия заинтересована в тесных связях с Россией не только из соображений экономической целесообразности и военной безопасности, но и из-за того, что славяне по-прежнему составляют значительную часть населения республики. Киргизия стала одним из первых государств СНГ, где русский язык получил официальный статус.
Россия и Киргизия практически первыми подписали важные, перспективные, стратегические документы
Декларацию о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве,
Договор об экономическом сотрудничестве с прилагаемой к нему Программой экономического сотрудничества между Россией и Киргизстаном на период 2000-2009 гг.
После произошедшей в Киргизии революции новые власти республики заявили о том, что характер киргизско-российских отношений не изменится.
Россия – Узбекистан
Узбекистан – главный кандидат на роль лидера в Средней Азии. Хотя он меньше по территории Казахстана и не так богат природными ресурсами, он имеет более многочисленное (около 25 млн.) население и значительно более однороден, чем Казахстан. Учитывая исход русских, примерно 75 % населения является узбекским. Район важных исторических и культурных центров (Бухара, Самарканд) густо заселены таджиками, которые возмущаются границами, нарезанными Москвой.
В начале мая 2001 г. в Москве состоялись переговоры между президентами России и Узбекистана. Экономический спад здесь был самым незначительным из всех постсоветских государств, и сегодня эта страна по общему объему ВВП занимает пятое место в СНГ. Основные особенности экономического курса: достижение самодостаточности в отдельных сферах экономики, привлечение иностранных инвестиций как в добывающую, так и в перерабатывающую промышленность, использование природных и трудовых ресурсов, переход через импортозамещение к экспортно-ориентированной экономике.
Узбекистан пришел к самообеспечению продовольствием, одновременно произошла структурная перестройка сельского хозяйства на рыночной основе. В 1990-е гг. были разведаны большие запасы нефти, и началась промышленная эксплуатация ряда месторождений, что позволило не только обеспечить внутренние потребности Узбекистана, но и приступить к экспорту этого энергоресурса. 50% узбекского экспорта идет через российскую территорию. Узбекистан не имеет непосредственного выхода в Россию, а его выход в «дальнее зарубежье» идет через территорию Афганистана, внутриполитическая ситуация в котором не способствует строительству надежных транспортных коммуникаций. Правящий режим Узбекистана обладает многими признаками авторитарности, но это не мешает Западу видеть в нем вполне возможного партнера. Это свидетельствует о наличии «двойных стандартов» и о том, что ценности «свободы и демократии» не так уж и важны в реальной политике. В период перестройки процессы, происходившие на территории России, способствовали определенной либерализации политической ситуации в Узбекистане. После развала СССР подобное либеральное влияние стало рассматриваться узбекской элитой как вредное для сохранения их собственной власти.
У России и Узбекистана есть много общих интересов в области обеспечения безопасности. Обе страны сталкиваются с угрозой исламского терроризма, борьба с которым требует объединения усилий. Узбекистан присоединился к Шанхайской организации сотрудничества, включающей в свой состав Россию, Китай, Казахстан, Киргизию и Таджикистан.
Россия-Туркменистан
Из всех Среднеазиатских республик Туркменистан оказался в самом выгодном геополитическом положении. Население Туркменистана наиболее однородно в этническом отношении – 75% туркмены и по 10 % узбеки и русские. Туркменистан защищен в географическом плане от российского влияния, находясь на значительном расстояние от нее. Туркменистан первым из стран СНГ установил визовый режим для российских граждан, что фактически является выходом из постсоветской геополитической системы.
Туркмения оказалась вторым в мире (после России) государством по объемам запасов природного газа (23 трлн кубических метров газа), имеются крупные месторождения нефти (12 млрд тонн). Есть реальная возможность довести добычу газа до 150 млрд кубометров в год, из которых 100 млрд могут быть направлены на экспорт. Экспорт газа идет через Россию, поэтому Туркмения пока стремиться сохранять нейтралитет и балансировать между Россией, Ираном и Турцией.
Доходы от экспорта газа вместе с иностранными инвестициями позволили также реализовать некоторые проекты по развитию производственной инфраструктуры республики, например строительство текстильных и швейных предприятий, что позволило повысить процент переработки хлопка в самой Туркмении с 3 до 50%.
Россия и Туркменистан являются конкурентами на рынке продажи газа в Западную Европу. Последнее по срокам соглашение по транзиту туркменского газа достигнуто весной 2003 г. Для России экономические условия этого соглашения выгодны.
Перспектива российско-туркменских отношений такова: дистанцирование Туркмении от России будет продолжаться, отношение туркменских властей к России начиная с 1991 г. отличается подчеркнутой утилитарностью. Туркменистан первым на постсоветском пространстве подписал с Россией соглашение о признании двойного гражданства, но соглашение было расторгнуто.
Россия – Таджикистан
Из 6.5 млн. населения Таджикистана более 25% являются узбеками, к которым те относятся достаточно враждебно. Русских около 3%. Однако страна имеет практически племенную структуру населения, разжигается национализм. Ситуация осложняется из-за многочисленного присутствия таджиков в северном Афганистане. Все это является серьезным предлогом для сохранения военного присутствия России в Таджикистане. С одной стороны этническая головоломка выгодна России, чтобы удерживать эти страны в сфере своего влияния. Но этот район таит и потенциальную опасность для России, поскольку является мусульманским. В настоящее время влияние исламского фактора на Россию сдерживается тем, что почти вся их элита является продуктом советской эпохи, не придерживается религиозных взглядов и государства провозглашены светскими. Однако ситуация может измениться. Кроме того, эти страны испытывают мощное давление со стороны Саудовской Аравии и Ирана. Распространение ислама может породить ситуацию, когда российский контроль будет отождествляться с контролем неверных. Кроме того, в самой России около 20 млн. мусульман, это в 2 раза больше, чем русских, проживающих в среднеазиатских республиках. В результате Россия может получить ту же дилемму, которая стоит перед малочисленными русскими в том регионе