1. Современный этап

развития социальной теории начался на рубеже 80-90-х гг. Очень известна работа Х.Ламперта “Социальная рыночная экономика: германский путь”. Он исходит из того, что общественное благосостояние нельзя считать как сумму экономического благосостояния индивидуумов. В этой связи он подчеркивает, что невнимание государства к процессам формирования доходов и ничем не стесненная свобода предпринимательства могут породить социальную напряженность. Поэтому в контексте максимизации экономического роста они должны подлежать ограничению для достижения других целей (социальной справедливости, охраны окружающей стреды, гуманизированного труда, стабильности занятости и т.п.).

Утверждение приоритета социальной справедливости над потребностями рыночной экономической эффективности показывает, в какой значительной мере произошел переход от неоконсервативной теории социального развития к модели социально-ориентированного рыночного хозяйства.

Современные теории нацелены на создание государственных программ в сфере распределения и определение эффективности их воздействия на социальную политику.

В отношении многих программ очень важно делать различия между эффектами дохода и замещения. В случае если государственная программа уменьшает цену того или иного товара, мы говорим об эффекте замещения. Индивидуум заменяет дешевым товарам другие товары. Субсидирование платы за обучение в высшей школе вызывает эффект замещения: люди предпочитают образование другим товарам, на которые можно потратить деньги. С другой стороны, субсидии, за счет которых улучшается благосостояние, но при этом цены на различные покупаемые товары, не уменьшаются, влекут за собой эффект дохода. Индивидуум меняет структуру расходов, так как он от этого выигрывает. Во многих случаях действует одновременно и эффект дохода и эффект замещения. И оба изменяют экономическое поведение индивида. Обычно, однако, неэффективность связывается лишь с эффектом замещения.

Все сказанное можно представить на рисунке 1.



















Другие Кривые Потребленные 10 долл Безразличия Товары Бюджетные бюджетные ограничения Ограничения с бесплатными продуктами без бесплатных Питания Продуктов Питания Потребление бакалейных Товаров Рис. 1. Эффект дохода. Раздача бесплатных продуктов питания имеет эффект дохода, но не эффект возмещения.



Чтобы рассмотреть это на примере, предположим, что государство выделяет индивиду продовольственные талоны на покупку бакалейных изделий на 10 долл. Тогда, отказываясь от потребления бакалеи на 1 долл., индивидуум мог приобрести на 1 долл. больше других товаров. Программа продовольственных талонов сдвинула его бюджетное ограничение вверх. Если индивидуум желает увеличить потребление других товаров на 10 долл., он должен по-прежнему отказываться от других товаров на сумму 1 долл. Здесь нет эффекта замещения, а присутствует эффект дохода. Продовольственные талоны увеличивают его эффективный доход на 10 долл. (Рис.1).

Когда величина субсидии зависит от количества потребленных продуктов питания, возникает эффект дохода и итоговая неэффективность. Положение бедного можно было бы улучшить за счет денежного гранта, что показано на рис.2.















Рис. 2. Эффект замещения.



Важно разграничивать эффекты дохода и замещения. В некоторых случаях государство может добиться изменения экономической активности за счет сильного эффекта замещения. Так, если очевидно, что бедные не делают приоритетным жилье, а правительство желает улучшить качество домов, которые они покупают, то программа, по которой государство оплачивает часть расходов на жилье, будет более эффективной, чем прямые выплаты населению на покупку жилья, которые принесут только эффект дохода. Это иллюстрирует рис.3.

Часто возникают разногласия по поводу того, кто действительно выигрывает от программы. Её распределительный эффект в большей степени зависит от того, какая социальная группа рассматривается. Для этого необходимо сравнить распределительные последствия государственной поддержки.

























Цена жилья А P? P Q Q? выпуск (Q) Цена жилья P? P Q Q? выпуск (Q) Рис.3. Краткосрочные и долгосрочные воздействия программ расходов.

(А). В краткосрочном плане субсидия может увеличить цену больше, чем количество. Владельцы домов могут получать выгоды от субсидий на жилье, данной для обеспечения бедных лучшими жилищами.

(В) В долгосрочном плане в ответ на субсидию выпуск будет большим, а цена меньшей.



Наличие государственных программ предполагает спрос и предложение на государственном рынке, где в качестве товара выступает государственная программа. Причем, процесс их купли-продажи всегда предшествует реализации. Это во многом предопределяет то, что продаются и покупаются не материальные товары и услуги, а программные документы, которые дают право на обеспечение государственными товарами и услугами в будущем (в общих чертах это напоминает фьючерсные сделки на бирже.) Каждый из представителей законодательной и исполнительной властей имеет субъективное представление о том, какими должны быть государственные программы и сколько следует выделить государственных средств на их реализацию. Для того чтобы прийти к взаимному соглашению, требуется длительный процесс переговоров о “цене”, объемах и времени реализации программ. Этот процесс получил в экономической науке название “политическая торговля”. “Политическая торговля”, в отличие от обычной торговли, – это процесс покупки и продажи нематериальных продуктов, программных документов, который осуществляется посредством переговоров представителей законодательной и исполнительной властей.

Особенность процесса переговоров об обеспечении “общественными благами” заключается в том, что он не носит стихийный характер, а жестко регламентируется правовыми нормами и правилами, установленными законодательными и исполнительными органами государственной власти. Необходимость в жестких правилах и нормах проведения “торгов” вытекает из сути переговорного процесса. Переговоры об обеспечении “общественными благами” могут происходить и со структурами, контролирующими этот процесс и обеспечивающими принудительную кооперацию. Это можно доказать на примере так называемой “Дилеммы заключенного” (“Prisoner`s Dilemma"), согласно которой два незнакомых человека ("free-rider problem") ведут переговоры без принуждения контрольных органов. Существует, по крайне мере, две системы норм и правил, которые регулируют процесс купли-продажи программных документов: демократический и авторитарный. В основе демократического заложена Конституция страны, законы и подзаконные акты, а также деятельность избранных представителей народа в законодательных органах власти. Авторитарная система купли-продажи опирается на директивные методы руководства и субъективное представление диктатора и высших руководителей о потребностях населения

< Назад   Вперед >

Содержание