5.5. Антикризисные коммуникации предприятия
В общем случае к видам коммуникаций относятся:
1. Внешние коммуникации — упаковка, брэнд, реклама, PR, личные продажи, стимулирование сбыта, спонсорство, прямой маркетинг.
2. Внутренние коммуникации — мотивация персонала, собрания, совещания трудового коллектива, корпоративная культура, внутренние распоряжения, приказы, неформальная атмосфера в коллективе, горизонтальные связи на предприятии.
Особые задачи антикризисного управления:
1. Поддержание благосклонности к предприятию во внутренней и внешней среде.
2. Завоевание нового или сохранение прежнего рынка.
Ключевые вопросы, связанные с кризисом предприятия:
1. Что случилось?
2. Почему это произошло?
3. Что предпринимается для снижения последствий?
Первая коммуникационная реакция на кризис требует трех шагов:
1. Немедленная коммуникативная реакция.
2. Ответ на основные вопросы СМИ.
3. Выражение сожаления.
Основные тезисы для персонала, который будет общаться со СМИ:
1. Все возможное для минимизации ущерба в данной ситуации уже предпринято.
2. Все детали говорящему неизвестны, а иные заявления до окончательного преодоления кризиса могут вводить в заблуждение.
3. Анализ причин возникновения кризиса уже ведется.
4. Представитель фирмы (пресс-секретарь или иное лицо) будет доступен для контактов в четко определенном месте в четко определенное время с детальной информацией.
5. Организация крайне озабочена случившимся.
Основные проблемы и ошибки на пути построения имиджа и репутации:
(1) Односторонний имидж (репутация).
(2) Несбалансированное положение компании в обществе.
(3) Внутренняя уверенность в том, что работники — люди второго сорта.
(4) Предприятие в войне с собой.
(5) Несогласованность факторов успеха.
(6) Недооценка влияния корпоративного брэндинга на стабильное финансовое соответствие предприятия.
(7) Изменение корпоративной символики.
(8) Расплывчатая позиция.
(9) Оценка имиджа.
(10) Маркетинг, основанный на ценностях покупателей в отношении других товаров.
В антикризисном управлении коммуникационная политика помимо целей создания имиджа имеет еще и задачи, решение которых связано с общением с 5 группами контрагентов:
• кредиторами;
• местной властью;
• клиентами;
• поставщиками;
• банками.
Задания
1. Отличаются ли цели внешних и внутренних коммуникаций в стабильных и кризисных ситуациях? Ответ обсудите.
2. Какие основные инструменты коммуникационной компании вы можете назвать? Какие из них применяются на предприятии, на котором вы работает? Объясните аудитории выбор именно такой системы коммуникации.