Культурно-гуманитарное сотрудничество
Между правительствами двух стран были подписаны следующие договора в области развития взаимного сотрудничества в культурно-гуманитарной области:
1. Соглашение о сотрудничестве между Министерством народного образования КР и Государственным Комитетом КНР по делам образования на 1992-1994 гг. от 14 мая 1992 г.;
2. Соглашение о культурном сотрудничестве между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Китайской Народной Республики от 23 апреля 1994 г. ;
3. Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки КР и Государственным комитетом КНР по делам образования на 1995-1999 гг. от 23 октября 1995 г.;
4. Соглашение о сотрудничестве между Государственным агентством по туризму и спорту при Правительстве КР и Государственным Комитетом по делам культуры и спорта КНР от 7 августа 1997 г.;
5. соглашение между Министерством образования и культуры КР и Министерством образования КНР о совместном учреждении Центра Китайского Языка при БГУ от 24 июня 2002 г.;
6. Соглашение между Правительством КНР и Правительством КР о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях от 24 июня 2002 г.;
7. Соглашение о сотрудничестве в области спорта между Государственным агентством по физической культуре и спорту при Правительстве КР и Генеральной Администрацией по спорту КНР от 9 июня 2006 г. ;
8. План сотрудничества в области культуры между министерством культуры КР и Министерством Культуры КНР на 2006-2011 гг. от 9 июня 2006 г.
9. Распоряжение правительства КР от 8 июня 2006 г., № 299-Р (Об одобрении проекта плана сотрудничества в области культуры между министерством культуры КР и министерством культуры КНР на 2006-2011 гг.) .
14 мая 1992 г. в Пекине было подписано первое кыргызско-китайское соглашение по взаимодействию в области культуры, на основе которого, в дальнейшем были достигнуты последующие договоренности.
Соглашение предусматривало развитие широкого долгосрочного и стабильного сотрудничества в области образования, а также оказание содействия в установлении и развитии прямых связей между высшими заведениями Кыргызстана и Китайской Народной Республики. Так, к примеру, стороны достигли договоренности о взаимном «предоставлении стипендий для обучения и стажировки кыргызских и китайских граждан в высших учебных заведениях», причем «принимающая сторона бесплатно предоставляет обучение, общежитие, медицинское обслуживание, учебники и стипендию, а направляющая сторона несет транспортные расходы» . Согласно документу стороны также обязывались информировать друг друга о предстоящих международных конференциях, конгрессах, организуемых в их странах, а также обменом информацией и научными докладами по окончании этих встреч. В целях расширения взаимодействия в сфере культуры и образования, было оговорено приглашение языковых преподавателей на взаимной основе и проведение совместных научных и учебно-методических исследований, по результатам которых будут издаваться научные труды.
Аналогичное соглашение было подписано Правительствами обеих республик в Бишкеке 23 апреля 1994 г., однако теперь соглашением было предусмотрено сотрудничество по более широкому спектру вопросов. Сюда входило взаимодействие «в областях культуры, образования, литературы и искусства, печати, издательского дела, кинематографии, радиовещания, телевидения, здравоохранения и спорта» . В этой связи, стороны, пришли к согласию о принятии определенных мер для эффективной реализации достигнутых договоренностей в данных сферах. Так, к примеру, статья 3 данного соглашения гласит, что в целях углубления сотрудничества в области культуры и искусства, необходимо «поддерживать организацию и проведение Дней культуры, фестивалей искусств, проведение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также оказание содействия изучению, сохранению и восстановлению историко-культурного наследия» . Стороны также заявили о важности обмена и сотрудничества между библиотеками, музеями, архивами двух стран, и, согласно действующим законодательствам своих стран предоставления специалистам другой стороны возможность использования материалов библиотек, музеев, архивов для научно-исследовательской и культурно-просветительной работы.
Необходимо отметить, что данное соглашение было заключено на пятилетний срок, с последующим автоматическим обновлением, если одна из сторон не заявит о желании прекратить его действие.
Немаловажное значение уделяется сотрудничеству в области спорта. Свидетельством тому может послужить межведомственное Соглашение, заключенное между Государственным Агентством по туризму и спорту при Правительстве Кыргызской Республики и Государственным Комитетом по делам культуры и спорта Китайской Народной Республики, подписанное 7 августа 1997 г. в Бишкеке . В рамках данного соглашения, стороны договорились о поощрении спортсменов в их желании участвовать в международных соревнованиях, организуемых сторонами. Также была выдвинута инициатива об установлении развитии отношений взаимовыгодного сотрудничества в области спортивной науки и обмена информацией. Кроме того, были оговорены финансовые условия двустороннего обмена, порядок и обязанности сторон в отправке, а также принятии спортивных делегаций.
В целях дальнейшего развития двустороннего обмена и сотрудничества в области спорта, 9 июня 2006 г. было заключено аналогичное соглашение, предусматривающее координацию позиций в сотрудничестве, и его углублению в данной сфере. Для этого, была предложена инициатива, согласно которой руководители соответствующих ведомств периодически «должны проводить собрания для обмена информацией и взглядами на международные спортивные вопросы общего плана и двусторонние обмены в области спорта» .
На современном этапе, двустороннее культурно-гуманитарное сотрудничество в основном обуславливается действующими документами договорно-правовой базы в области науки и образования. В 2002 г. в Пекине, было подписано Соглашение о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях (аттестат об окончании средней общеобразовательной школы, диплом среднего профессионального образования, а также диплом о получении высшего образования). Согласно документу признание документов об образовании и ученых степенях позволяет владельцам указанных документов обеих сторон осуществлять профессиональную деятельность, соискание ученой степени, а также продолжать учебу в высших учебных заведениях в обеих странах.
Стоит отметить, что на сегодняшний день, интерес среди населения стран Центральной Азии и Кыргызстана в частности, к получению образования в Китае неуклонно растет. Это обуславливается, в первую очередь, бурным ростом китайской экономики, упрочняющей позиции страны на мировой арене, что в свою очередь является стимулирующим фактором для изучения китайского языка бизнес-кругами стран, сотрудничающих с Китайской Народной Республикой.
В этой связи, немаловажное значение правительство Китая уделяет развитию национальных образовательных программ за рубежом, предоставляя значительную материальную поддержку данным проектам. Так, к примеру, китайское руководство в лице Министерства просвещения КНР, принимая во внимание возрастающий интерес к изучению китайского языка, приступило к осуществлению программы по созданию центров расширения китайской культуры и изучения китайского языка, в последствии названные Институтами Конфуция. Данная инициатива получила широкое развитие по всему миру.
Во время государственного визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Кыргызстан 10 августа 2007 г. был подписан протокол о создании подобного образовательного учреждения на базе Кыргызского Национального Университета им. Ж. Баласагына. Договор об учреждении в университете Института Конфуция подписан с Синьцзянским педагогическим университетом (Урумчи, КНР), являющимся партнером КНУ в создании данного центра.
Между тем, в Кыргызстане уже существуют и осуществляют деятельность центры китайского языка. К примеру, между Министерством образования и культуры Кыргызской Республики и Министерством образования Китайской Народной Республики в Пекине 24 июня 2002 г. было подписано соглашение, предусматривающее создание подобного центра изучения китайского языка и культуры при Бишкекском Гуманитарном Университете. В ходе встречи были определены основные цели в создании вышеупомянутой структуры, согласно которым центр «будет являться базой подготовки специалистов по китайскому языку, исходя из общественных потребностей Кыргызстана, а также местом для обмена специалистами, интересующимися и изучающими китайский язык, культуру Китая и китайскую проблематику» . Основными задачами центра, предусмотренными Соглашением, являются: «предоставление информации о своей деятельности Министерству образования и культуры Кыргызской Республики по вопросам разработки, развития образовательных планов по обучению китайскому языку и выработке стратегии преподавания китайского языка» , а также проведение всех необходимых мероприятий по расширению изучения китайского языка и культуры, причем все финансовые вопросы, связанные с деятельностью центра находятся в компетенции китайской стороны.
Серьезный скачок в развитии культурно-гуманитарного сотрудничества между странами наблюдается за последние годы в рамках деятельности Шанхайской Организации Сотрудничества. Согласно Декларации о создании ШОС, страны-участницы заявили о необходимости развития культурного взаимодействия. Так, например, в 2002 г. в Пекине состоялась первая встреча министров культуры ШОС, которые в ходе переговоров обсудили современное состояние и перспективы культурного обмена и сотрудничества между государствами участницами. В ходе встречи была поддержана инициатива проведения Дней культуры стран-участниц ШОС, различных фестивалей, а также других культурных мероприятий.
Свидетельством тому может послужить проведение на побережье озера Иссык-Куль в начале сентября 2007 г. первого кинофестиваля стран-участниц ШОС с участием кинематографистов с других государств, таких как Иран, Азербайджан, Литва и др. Необходимо отметить, что инициатива проведения очередного кинофестиваля в 2008 г. была всецело поддержана участниками данного мероприятия.
Между тем, демонстрируя приверженность принципу расширения сотрудничества в области культуры, в Кыргызстане 17 августа 2007 г. по окончанию Бишкекского Саммита ШОС был проведен День культуры Китая. Стоит отметить, что тема проведения Дней культуры была затронута в рамках государственного визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Кыргызстан 14-15 августа 2007 г. и нашла отражение в протоколе встречи глав двух государств как одна из ее составляющих, согласно которой в 2008 г. будет проведен День культуры Кыргызстана в Китае.
На современном этапе, взаимное сотрудничество Кыргызстана с Китаем в области культуры находится на весьма развитом уровне. Руководство страны предпринимает все необходимые меры для его дальнейшего развития и углубления в данной сфере. В этой связи между Министерством образования и культуры Кыргызстана и Министерством культуры Китая был подготовлен план культурно-гуманитарного сотрудничества на 2006-2011 гг. , одобренный распоряжением правительства. Данный проект является органичным продолжением заключенных раннее Соглашений между двумя государствами и охватывает практически все области культурного взаимодействия. Причем стоит отметить, что основой для данного плана сотрудничества послужило Соглашение заключенное кыргызским и китайским правительствами в 1994 году.
В целом, эффективность реализации достигнутых договоренностей является весьма высокой. Во многом это зависит от не столь обременительных в финансовом и временном отношениях для кыргызской стороны проектов, выносимых на согласование. При этом, основываясь на проведенном анализе договорно-правовой базы можно предположить, что в перспективе культурно-гуманитарное взаимодействие стран будет только расширяться, не только в двустороннем формате, но и в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества, в сферу которой попадают практически все возможные области жизнедеятельности. Здесь важно отметить выдвинутую Россией и Казахстаном идею о создании Университета ШОС, а также Евразийской Ассоциации вузов, озвученной на встрече министров культуры стран-участниц ШОС в 2002 году.
В этом контексте речь идет о формировании единого образовательного пространства с системой общих образовательных стандартов, предусматривающего более глубокую интеграцию стран в культурном взаимодействии, основанном на принципе взаимного доверия. В этой связи, реализация договорно-правовой базы является крайне важным моментом, причем это во многом зависит от самих стран-участниц ШОС, их политической воли, а также готовности к взаимовыгодному сотрудничеству. Принимая во внимание горький опыт многочисленных проектов по межгосударственному сотрудничеству и интеграции в странах Центральной Азии, в данном случае необходим новый подход, основанный на достижении взаимного согласия, что в свою очередь будет способствовать культурному обмену, расширению культурных связей и развитию образовательных программ между государствами-участниками ШОС, в частности Кыргызстаном и Китаем.