Нормализация дипломатичесетда отношений СССР с Японией и позиция СССР по вопросу о Совместной декларации 1956 года
2. По каким причинам обострились советско-японские отношения к январю 1960 г.?
3. По каким причинам не удался прорыв в советско-японских отношениях в первой половине 1970-х годов?
1. Напряженная активность советской дипломатии в Восточной Европе и на Ближнем Востоке во второй половине 1950-х годов, сочеталась с дипломатическими усилиями Москвы на дальневосточном направлении. Руководство Н. С. Хрущева вело «мирное наступление» на Японию, рассчитывая не только нормализовать советско-японские отношения, но и по возможности сыграть на антиамериканских настроениях части японской элиты, чтобы расшатать японо-американский союз на основе договора безопасности США и Японии от 1951 г., срок действия которого к тому же истекал в 1961 г. Со своей стороны американская администрация, понимающая расчет Москвы, делала все возможное, чтобы помешать советско-японским переговорам.
После 1945 г. между Москвой и Токио не было дипломатических отношений. Советский Союз не имел с Японией и мирного договора, так как в 1951 г. не подписал Сан-Францисский мир. СССР владел Южным Сахалином и Курильскими островами, от прав и правооснова- ний на которые Япония отказалась по Сан-Францисскому миру но официально японская сторона ни в каком из документов не признала их вхождения в Советский Союз. Более того, после 1951 г. японское правительство с подачи США и при поддержке американской администрации начало оспаривать право СССР на обладание четырьмя островами южной части Курильской гряды (Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп) на том основании, что географически эти острова к группе Курильских островов не относятся и никогда не относились. В обоснование своей позиции японская сторона ссылалась на политические договоры, заключенные Японской и Российской империями в XIX в., из текста которых в самом деле ясно следовало, что четыре упомянутых острова в русско-японской дипломатической переписке к числу Курильских не относились.
Республиканская администрация США и лично Дж. Ф. Даллес энергично поддерживали японские претензии. Желая сорвать советско- японскую нормализацию, США по существу требовали от Токио ужесточить требования к СССР по территориальному вопросу. Государственный секретарь заявлял, что если Япония проявит уступчивость и согласится с вхождением четырех островов в Советский Союз, то и США будут считать себя вправе неограниченно долго оккупировать японский архипелаг Рюкго (о. Окинава), временное военное присутствие США на котором было закреплено Сан-Францисским мирным договором. В Токио хотели улучшения отношений с Москвой, но опасались добиваться этого ценой ухудшения отношений с США с риском потерять шанс на возвращение Окинавы. Вот почему советско-японские переговоры о восстановлении дипотношений продолжались около двух лет и завершились только в октябре 1956 г. подписанием (19 октября) Совместной декларации СССР и Японии.
В соответствии с декларацией состояние войны между двумя странами было объявлено прекращенным. Стороны договорились установить нормальные дипломатические отношения. СССР согласился поддержать просьбу Японии о ее принятии в ООН. Стороны согласились продолжить переговоры о заключении мирного договора, в связи с чем в декларации было сказано (ст. 7): «...Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу Японии и учитывая интересы Японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией». Совместная декларация была ратифицирована Верховным советом СССР и парламентом Японии, как если бы она была международным договором, и ей, таким образом, был придан особый правовой статус.
До самого начала 1960-х годов в СССР надеялись на постепенный отказ Японии от ориентации на военно-политический союз с США. Советское руководство допускало, что Токио в силу антиамериканских и националистических убеждений части японской политической элиты может подвинуться к позиции нейтрализма после истечения срока действия японо-американского договора безопасности, подписанного в 1951 г. и рассчитанного на 10 лет. Однако 19 января 1960 г. японское правительство заключило с США новый договор безопасности, который на несколько измененных условиях продлил японо-американский союз еще на два десятилетия.
В такой ситуации, с точки зрения советского руководства, обессмысливалась обещанная в 1956 г. Советским Союзом Японии уступка в виде передачи ей двух островов южной части Курильской гряды после заключения советско-японского мирного договора. Эту уступку Москва рассматривала как средство убедить Токио хотя бы в перспективе отойти от союза с США. Теперь было ясно, что японское правительство сделало выбор в пользу союза с Вашингтоном.
17 января 1960 г. советское правительство направило правительству Японии памятную записку, в которой извещало о своем отказе от обещания передать Японии острова Хабомаи и Шикотан в связи с тем, что новый японо-американский «договор безопасности», как говорилось в записке, «фактически лишает Японию независимости, и иностранные базы, находящиеся в Японии в результате ее капитуляции, продолжают свое пребывание на японской территории...» Юридическая обоснованность этого шага советского правительства в отечественной и зарубежной литературе оспаривается.
3. К осени 1973 г. под влиянием первого «нефтяного шока» японское правительство резко повысило активность своей внешней политики, стремясь уменьшить ее зависимость от внешнеполитической линии США, так сильно скомпрометировавшей Японию в глазах арабских стран-производителей нефти. Пойдя на улучшение отношений с ними, Токио одновременно провозгласил курс на проведение «многополюсной дипломатии». Это подразумевало развитие отношений сотрудничества не только с США и американскими союзниками.
Возвращение Окинавы Японии в 1972 г. переговорным путем создавало надежду, что Токио сможет убедить Москву пойти на уступки в территориальном вопросе аналогично тому, как Япония смогла убедить США уступить в вопросе об Окинаве.
В начале октября 1973 г. премьер-министр Японии К. Танака прибыл в Москву, где он вел переговоры с Л. И. Брежневым и А. Н. Косыгиным об окончательной нормализации советско-японских отношений. Идея японской стороны состояла в том, чтобы вернуться к условиям Совместной декларации 1956 г., предусматривавшей заключение мирного договора и передачу Токио двух из четырех островов южной части Курильской гряды. В 1960 г. советская сторона отказалась выполнять условия этой декларации, но японское правительство рассчитывало вернуть советско-японский диалог к точке, на которой он застыл в 1956 г. Пытаясь заинтересовать СССР перспективой улучшения отношений с Японией, правительство К. Танака фактически предложило Москве помощь в виде льготных кредитов для освоения сырьевых ресурсов Дальнего Востока и Сибири. Обсуждались планы, включавшие, помимо прочего, проект совместной эксплуатации тюменских нефтяных месторождений с последующей поставкой нефти в Японию по нефтепроводу, который специально для этого планировалось построить за счет кредитов японской стороны. Однако предложения К. Танака о возобновлении диалога по территориальному вопросу были отклонены.
По итогам переговоров 10 октября 1973 г. было подписано совместное заявление, в котором удалось зафиксировать, что «урегулирование нерешенных вопросов, оставшихся со времен Второй мировой войны, и заключение мирного договора внесут вклад в установление подлинно добрососедских и дружественных отношений между двумя странами». Японская сторона стала заявлять, что под «нерешенными проблемами» на переговорах имелась в виду передача островов. Советская сторона утверждала, что речь шла лишь о заключении мирного договора, поскольку территориальной проблемы между Советским Союзом и Японией в принципе не существует.
Минимум знаний
1. В рамках мирного наступления СССР в середине—второй половине 1950-х годов произошла попытка нормализации отношений с Японией, которая, несмотря на дипломатическое противодействие со стороны США, была закреплена в форме совместной декларации 1956 г. В рамках достигнутых договоренностей были восстановлены дипломатические отношения, поддержано желание Японии вступить в ООН, и СССР выразил согласие передать Японии два острова Южной Курильской гряды после подписания мирного договора. Между Японией и США в 1960 г. был заключен новый договор безопасности, который, в частности, закрепил присутствие вооруженных сил США на Японских островах на последующие десятилетия. Выбор Японии в пользу продолжения стратегического союза с США дал СССР повод отказаться от обещаний Совместной декларации 1956 года касательно возможной передачи двух островов Южных Курил после заключения мирного договора. Первая половина 1970-х годов была отмечена активизацией внешнеполитических усилий Японии. Однако отсутствие серьезных изменений в позиции советского руководства по вопросу о Южных Курилах привело к неуспеху попыток японской дипломатии добиться улучшения японо-советских отношений. СССР отказался возвращаться к декларации 1956 г., несмотря на предложения японской стороны в сфере экономического сотрудничества.