<< Пред.           стр. 23 (из 39)           След. >>

Список литературы по разделу

 12. Шишов А.В. Загадка Порт-Артурской трагедии: тайна гибели адмирала Макарова: историческая гипотеза//Новый часовой. — 1995. — № 3. — С. 10-20.
 
 ЦУСИМСКОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1905 ГОД
 Завершающим этапом похода 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток явилось Цусимское сражение 14 мая 1905 года в Корейском проливе. К этому времени в состав русской эскадры входило восемь эскадренных броненосцев (из них три старых), три броненосца береговой обороны, броненосный крейсер, восемь крейсеров, пять вспомогательных крейсеров и девять эскадренных миноносцев. Главные силы эскадры, состоявшие из 12 броненосных кораблей, были разделены на три отряда по четыре корабля в каждом. Крейсера были сведены в два отряда — крейсерский и разведывательный. Командующий эскадрой адмирал Рожественский держал свой флаг на броненосце "Суворов". Японский флот, которым командовал адмирал Того, насчитывал четыре эскадренных броненосца, шесть броненосцев береговой обороны, восемь броненосных крейсеров, 16 крейсеров, 24 вспомогательных крейсера и 63 эскадренных миноносца. Он
 380
 
 100 ВЕЛИКИХ БИТВ1
 
 Новое время
 
 381
 
 был разделен на восемь боевых отрядов, из ниХ первый и второй»! состоявшие из эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров^ представляли главные силы. Первым отрядом командовал адмира Того, вторым — адмирал Камимура.
 
 Русская эскадра по количеству броненосных кораблей (эскадрен-* ных броненосцев и броненосных крейсеров) не уступала японской! однако в качественном отношении превосходство было на стороне неприятеля. Главные силы японского флота имели значительно боли ше орудий крупного и среднего калибра; японская артиллерия почт» в три раза превосходила русскую в скорострельности, а японские сна! ряды имели в пять раз больше взрывчатого вещества, чем русские гасные снаряды. Таким образом, броненосные корабли японского флс обладали более высокими тактико-техническими данными, чем русс* эскадренные броненосцы и броненосные крейсера. К этому надо дс бавить, что японцы имели многократное превосходство в крейсерах 1 особенно в миноносцах.
 
 Большим преимуществом японского флота было и то, что он име боевой опыт, русская же эскадра, не имея такового, после длительнс го и тяжелого перехода должна была сразу вступить в бой с противниЦ ком. Японцы имели большой опыт в проведении боевых стрельб дальних дистанциях, полученный в первый период войны. Они был! хорошо натренированы в ведении сосредоточенного огня нескольку ми кораблями по одной цели на больших дистанциях. Русские же щ. тиллеристы не имели проверенных опытом правил стрельбы ших дистанциях и не обладали практикой проведения подобнь стрельб. Опыт русской Порт-Артурской эскадры в этом отношении ] изучался и даже игнорировался как руководителями главного морской штаба, так и командующим 2-й Тихоокеанской эскадрой.
 
 К моменту прибытия русской эскадры на Дальний Восток главнь силы японского флота в составе 1-го и 2-го боевых отрядов сосредо точились в Корейском порту Мозампо, а крейсера и миноносцы -о. Цусима. В 20 милях к югу от Мозампо, между островами Гото Квельпарт, японцы развернули дозор из крейсеров, который долже был своевременно обнаружить русскую эскадру при подходе к Коре! скому проливу и обеспечить развертывание своих главных сил на ] ее движения. Таким образом, исходная позиция японского флота Ш ред сражением была настолько благоприятной, что исключалась вся кая возможность прохода русской эскадры через Корейский пролив ( боя. Рожественский решил прорываться во Владивосток кратчай! путем через Корейский пролив. Считая, что японский флот намно! сильнее русской эскадры, он не стал составлять плана боя, а решил 1 его в зависимости от действий неприятельского флота. Таким обр командующий русской эскадрой отказался от активных действий, ] доставив инициативу противнику. Повторилось буквально то же самс что и в бою в Желтом море.
 
 В ночь на 14 мая русская эскадра подошла к Корейскому прол* и построилась в ночной походный ордер. Впереди по курсу были ]
 
 вернуты крейсера, за ними в двух кильватерных колоннах шли эскадренные броненосцы и между ними транспорты. Позади эскадры на расстоянии одной мили следовали два госпитальных судна. Во время движения через пролив Рожественский вопреки элементарным требованиям тактики отказался от ведения разведки и не произвел затемнения на кораблях, чем помог японцам обнаружить русскую эскадру и сосредоточить на ее пути свой флот. Первым в 2 часа 25 минут заметил русскую эскадру по огням и донес адмиралу Того вспомогательный крейсер "Синано-Мару", находившийся в дозоре между островами Гото-Квельпарт. Вскоре по интенсивной работе японских радиотелеграфных станций на русских кораблях поняли, что они обнаружены. Однако адмирал Рожественский отказался от всяких попыток помешать переговорам японских кораблей.
 Получив донесение об обнаружении русских, адмирал Того вышел из Мозампо и развернул главные силы своего флота на пути движения русской эскадры. Тактический замысел командующего японским флотом состоял в том, чтобы главными силами охватить голову русской эскадры и сосредоточенным огнем по флагманским кораблям вывес^ ти их из строя и тем самым лишить эскадру управления, а затем ночными атаками миноносцев развить успех дневного боя и завершить разгром русской эскадры.
 С наступлением утра 14 мая Рожественский перестроил свою эскадру сначала в строй кильватера, а затем двух кильватерных колонн, оставив транспорты позади эскадры под охраной крейсеров. Следуя в строю двух кильватерных колонн Корейским проливом, русская эскадра в 13 часов 30 минут справа по носу обнаружила главные силы японского флота, которые шли на пересечение ее курса.
 Адмирал Того, стремясь охватить голову русской эскадры, не рассчитал свой маневр и прошел на расстоянии 70 каб. от головного русского корабля. В то же время Рожественский, полагая, что японцы стремятся атаковать левую колонну эскадры, состоявшую из старых кораблей, снова перестроил свой флот из двух кильватерных колонн в одну. Главные силы японского флота, маневрировавшие в составе двух боевых отрядов, выйдя на левый борт, начали последовательный поворот на 16 румбов, чтобы охватить голову русской эскадры. Этот поворот, производившийся на расстоянии 38 каб. от головного русского корабля и продолжавшийся 15 минут, ставил японские корабли в чрезвычайно невыгодное положение. Делая последовательный поворот на обратный рейс, японские корабли описывали циркуляцию почти на одном месте, и, если бы русская эскадра вовремя открыла огонь и сосредоточила его на точке поворота японского флота, последнему могли быть причинены серьезные потери. Однако этот благоприятный момент не был использован.
 Головные корабли русской эскадрьюткрыли огонь только в 13 часов 49 минут. Огонь оказался малоэффективным, так как из-за неправильного управления не был сосредоточен на тех японских кораблях, которые осуществляли разворот на месте. По мере поворота корабли
 382
 
 100 ВЕЛИКИХ Б1
 
 Новое время
 
 383
 
 противника открывали огонь, сосредоточивая его на флагманских к<; раблях "Суворов" и "Ослябя". По каждому из них одновременно ве огонь от четырех до шести японских броненосцев и крейсеров. Русс* эскадренные броненосцы также пытались сосредоточивать свой огад на одном из кораблей противника, но из-за отсутствия соответству щих правил и опыта подобных стрельб не могли добиться положит ных результатов.
 
 Превосходство японцев в артиллерии и слабость бронирования 1 ских кораблей сказались сразу же. В 14 часов 23 минут броненос "Ослябя", получив серьезные повреждения, вышел из строя и веке затонул. Около 14 часов 30 минут вышел из строя броненосец "Су ров". Имея серьезные повреждения и весь объятый пламенем, он ег в течение пяти часов отражал непрерывные атаки неприятельских 1 серов и миноносцев, но в 19 часов 30 минут тоже затонул.
 
 После выхода из строя броненосцев "Ослябя" и "Суворов" боев порядок русской эскадры нарушился, и она потеряла управлеш Японцы воспользовались этим и, выйдя в голову русской эскадрЦ усилили свой огонь. Во главе русской эскадры оказался броненс "Александр III", а после его гибели — "Бородино".
 
 Стремясь прорваться во Владивосток, русская эскадра шла гене]: ным курсом 23 градуса. Японцы, имея большое преимущество в с* рости хода, охватывали голову русской эскадры и сосредоточивали | ведущем корабле огонь почти всех своих броненосцев. Русские мат и офицеры, оказавшись в тяжелом положении, не оставляли сво| боевых постов и со свойственным им мужеством и стойкостью до пс леднего отбивали атаки противника.
 
 В 15 часов 05 минут начался туман, и видимость настолько умены] лась, что противники, разойдясь на контркурсах, потеряли друг дру Около 15 часов 40 минут японцы вновь обнаружили русские кораб шедшие на норд-ост, и возобновили с ними бой. Около 16 часов русс* эскадра, уклоняясь от охвата, повернула на юг. Вскоре бой снова прек тился из-за тумана. На этот раз адмирал Того в течение полутора' не мог найти русскую эскадру и в конце концов вынужден был испс вать для ее поиска свои главные силы.
 
 Хорошо организовав разведку перед боем, Того в ходе сраже* пренебрегал ею, в результате чего дважды терял из видимости русс* эскадру. В дневной фазе Цусимского сражения японские миноносй державшиеся недалеко от своих главных сил, предприняли нескс торпедных атак против русских кораблей, поврежденных в артиллер! ском бою. Эти атаки производились одновременно группой минон^ цев (по четыре корабля в группе) с различных направлений. Торщ выстреливались с дистанции от 4 до 9 каб. Из 30 торпед в цель поШ только пять, причем три из них — в броненосец "Суворов".
 
 В 17 часов 52 минуты главные силы японского флота, обнару русскую эскадру, которая в это время вела бой с японскими крейсе ми, вновь атаковали ее. Японский командующий на этот раз < ся от маневра охвата головы и повел бой на параллельных курс
 
 Пуп, русских броненосцев
 
 Путь японских броненосцев \ 1 I У \, Поворот кораблей «Все Вдруг» ^" — *^ Направления артиллерийской стрельбы ^*Я^ Места габели броненосцев
 
 Время прохождения кораблей
 
 ЦУСИМСКОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ (1905 год)
 концу дневного сражения, продолжавшегося до 19 часов 12 минут, японцы потопили еще два русских броненосца — "Александр III" и "Бородино". С наступлением темноты адмирал Того прекратил артиллерийский бой и направился с главными силами к о. Оллындо (Даже-лет), а миноносцам приказал атаковать русскую эскадру торпедами.
 Около 20 часов до 60 японских миноносцев, разделенных на небольшие отряды, стали охватывать русскую эскадру. Их атаки начались в 20 часов 45 минут одновременно с трех направлений и носили неорганизованный характер. Из 75 торпед, выпущенных с дистанции от 1 до 3 каб., в цель попало только шесть. Отражая торпедные атаки, русские моряки уничтожили два японских миноносца и 12 повредили. Кроме того, в результате столкновений между своими кораблями японцы потеряли еще один миноносец, и шесть миноносцев были серьезно повреждены.
 К утру 15 мая русская эскадра как организованная сила перестала
 384
 
 100 ВЕЛИКИХ БИТВ
 
 существовать. В результате частых уклонений от атак японских миноносцев русские корабли рассредоточились по всему Корейскому проливу. Только отдельные корабли пытались самостоятельно прорваться во Владивосток. Встречая на своем пути превосходящие силы японцев, они смело вступали с ними в решительный бой и-рели его до последнего снаряда. Геройски сражались с противником экипажи броненосца береговой обороны "Адмирал Ушаков" под командованием капитана I ранга Миклухо-Маклая и крейсера "Дмитрий Донской", которым командовал капитан II ранга Лебедев. Эти корабли погибли в неравном бою, но не спустили своих флагов перед врагом. Совершенно иначе поступил младший флагман русской эскадры адмирал Небогатое, без боя сдавшийся в плен японцам.
 
 В Цусимском сражении русский флот потерял 8 броненосных кораблей, 4 крейсера, вспомогательный крейсер, 5 миноносцев и несколько транспортов. Четыре броненосных корабля и миноносец вместе с < Рожественским (вследствие ранения он находился без сознания) и Небогатовым сдались в плен. Часть кораблей былалнтернирована в иностранных портах. И только крейсер "Алмазен два миноносца про- I рвались во Владивосток. Японцы потеряли в этом сражении 3 миноносца. Многие их корабли получили серьезные повреждения.
 
 Поражение русской эскадры было обусловлено подавляющим превосходством противника в силах и неподготовленностью русского флота! к сражению. Большая вина за поражение русской эскадры лежит на! Рожественском, который как командующий допустил ряд серьезных! ошибок. Он игнорировал опыт Порт-Артурской эскадры, отказался от| разведки и вел эскадру вслепую, не имел плана боя, неправильно ис-{ пользовал свои крейсера и миноносцы, отказался от активных действий! и не организовал управление силами в бою.
 
 Японский флот, располагая достаточным временем и действуя; благоприятных условиях, хорошо подготовился к встрече с русской эскадрой. Японцы выбрали выгодную позицию для боя, благодаря чему своевременно обнаружили русскую эскадру и сосредоточил*, свои главные силы на пути ее следования. Однако и адмирал Тог допустил серьезные ошибки. Он неправильно рассчитал свое манев рирование перед сражением, в результате чего не смог охватить гс лову русской эскадры при ее обнаружении. Совершив последователь1^ ный поворот в 38 каб. от русской эскадры, Того подставил свои кс рабли под ее удар, и только неумелые действия Рожественског спасли японский флот от серьезных последствий этого неправиль! ного маневра. Того не организовал тактической разведки в ходе с( * жения, в результате чего неоднократно терял контакт с русской : кадрой, неправильно использовал крейсера в сражении, прибегая 1 поиску русской эскадры главными силами.
 
 Опыт Цусимского сражения еще раз подтвердил, что главным ср ством нанесения удара в бою являлась крупнокалиберная артиллер» которая и решила исход сражения. Артиллерия среднего калибра в ев с ростом боевой дистанции не оправдала себя. Выявилась необхо^
 
 Новое время
 
 385
 
 мость выработки новых, более совершенных способов управления артиллерийским огнем, а также возможность использования торпедного оружия с миноносцев в дневных и ночных условиях для развития успеха, достигнутого в артиллерийском бою. Увеличение пробивной способности бронебойных и разрушительного действия фугасных снарядов потребовало увеличения площади бронирования борта корабля и усиления горизонтальной брони. Боевой порядок флота — однокиль-ватерная колонна с большим числом кораблей — не оправдал себя, так как затруднял использование оружия и управление силами в бою. Появление радио увеличило возможности связи и управление силами на расстоянии до 100 миль.
 
 Список рекомендуемой литературы и источников
 
 1. Быков П.Д. Сражение у о. Цусима // Русское военно-морское искусство. Сб. ст. / Отв. ред. Р.Н. Мордвинов. — М., 1951. С. 348—367.
 
 2. История военно-морского искусства / Отв. ред. Н.А. Питерский. — М., 1953. - Т.З. - С. 66-67.
 
 3. История русско-японской войны 1904—1905 гг. / Под ред. И.И. Рос-тунова. - М., 1977. С. 324-348.
 
 4. Кшшченков А. Ошибка Того и последний шанс адмирала Рожественс-кого. [О тактике морского сражения при Цусиме, 1905]. // Морской сборник. - 1990. - № 3. - С. 80-84.
 
 5. Морской атлас. Описания к картам. — М., 1959. — Т.З, ч.1. — С. 698-704.
 
 6. Морской атлас / Отв. ред. Г.И. Левченко. — М., 1958. — Т.З, ч.1. — Л. 34.
 
 7. Русско-японская война 1904—1905 гг. Работа военно-исторической комиссии по описанию русско-японской войны. —Т.1—9. —СПб., 1910.
 
 8. Русско-японская война 1904—1905 гг. Работа военно-исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904—1905 гг. при Морском ген. Штабе. - Кн.1-4, 6, 7. - СПб.-Пг., 1912-1917.
 
 9. Смирнов М.И. Цусима. (Сражение в Корейском проливе 14—15 / V 1905.) - СПб., 1913.
 
 10. Советская военная энциклопедия: В 8-и т. / Гл. ред. комис. Н.В. Огарков (пред.) и др. -М., 1980. -Т.8. -С. 437-438.
 
 11. Строков А.А. История военного искусства. — СПб., 1995. — Т.5. — С. 138-140.
 
 МАРНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1914 ГОД
 В конце XIX — начале XX века взаимоотношения между великими державами (Великобританией, Германией, Францией, Австро-Венгрией, Японией, США и Россией) характеризовались острым соперничеством и борьбой за передел колоний и сфер влияния. Логика борь-
 13 Зак. № 205
 386
 
 100 ВЕЛИКИХ Б1
 
 Новое время
 
 387
 
 бы вела к невиданной в прошлом гонке сухопутных и морских воор жений, а также к созданию военно-политических союзов. Главная в^ енная опасность исходила из Европы. В 1882 году усилиями герман| кой дипломатии был создан Тройственный союз, объединивший Ге манию, Австро-Венгрию и Италию. Этот военный блок был направ против Франции и России. В 1907 году оформилась тройственная I танта в составе России, Франции и Великобритании, противостоят Тройственному союзу. Обострение противоречий между двумя бло* ми поставило мировое сообщество на грань войны. В подготовке щ вой мировой войны повинны правящие круги всех великих держав, я непосредственными инициаторами стали Германия и Австро-Венгри| С обеих сторон война носила захватнический характер. Она была н правлена на сокрушение экономических и военных конкурентов,: передел мира и сфер влияния.
 
 В основу германского плана войны были положены идеи А. Шли<| фена, бывшего в период 1891 — 1905 годов начальником германск^ го генерального штаба. Приемник Шлиффена — М. Мольтке-млал ший — сохранил основные идеи своего предшественника, измен! лишь группировку сил при стратегическом развертывании. И Шлифз фен, и Мольтке ориентировались на кратковременную войну. Ом они вынуждены были считаться с необходимостью ведения войнг на два фронта — западный и восточный. Главный удар предполг галось нанести по Франции, а после ее разгрома перебросить ге{ майские корпуса на восток и нанести поражение русским армиям По указке Германии 28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявил! войну Сербии. Россия приступила к частичной, а затем к всео6щё| мобилизации. В ответ на это 1 августа Германия объявила вой! России. Первая мировая война началась.
 
 В августе 1914 года германские войска вторглись на территории Люксембурга и Бельгии и захватили столицы этих государств, Посл| этого они нацелились на Францию. В Пограничном сражении, проис! ходившем 21—25 августа, французские армии потерпели поражение] были вынуждены отступить. Германские войска двигались вслед ними, ведя слабые бои с французскими арьергардами. В то время ка французское командование сделало для себя из Пограничного сраже ния поучительные стратегические и тактические выводы, германское командование переоценило свои успехи. Считая, что цели войны н$ Западе достигнуты, оно решило приступить к переброске войск Ш восток, что предусматривалось планом войны. Кроме того, в ходе преследования противника германские армии правого крыла (1-я арми генерала А. Клука и 2-я армия генерала К. Бюлова) изменили направле-1 ние своего движения с юго-западного на южное. Это произошло вслед-1! ствие упорного сопротивления французов перед фронтом 2-й армии»! а также потому, что французские силы отходили на юг, восточнее Па-| рижа. Стремясь как можно быстрее окончательно разбить противни-'! ка, Клук направил свою армию в этом же направлении, отказавшие!" от первоначального плана взять французскую столицу. При этом о!
 
 проигнорировал полученный 2 сентября приказ Мольтке, предписавший 1-й армии следовать за 2-й и обеспечивать фланговую позицию. На левом фланге, со стороны Парижа, 1-я армия оказалась слабо защищена, а ее командование не приняло во внимание французские силы, сконцентрированные северо-восточнее Парижа. Между тем организационные мероприятия, осуществленные французским главным командованием, его усилия по объединению действий подчиненных армий, мужественное сопротивление французских войск, — все это принесло свои плоды. Перегруппировка французских сил была закончена, и они заняли оперативно выгодное положение по отношению к противнику. Вечером 4 сентября главнокомандующий французской армией генерал Ж. Жоффр отдал приказ о переходе в наступление, начало которого было назначено на 6 сентября. Замысел Жоффра сводился к двойному охвату германских армий левым флангом в районе Парижа и Большого и Малого Мореное, а правым — у Вердена. Опорой маневра являлись центральные армии (4-я генерала Ф. де Лангля де Кари и 9-я генерала Ф. Фоша). Тем временем Мольтке, получив донесение о концентрации французских войск в районе Парижа, приказал Клу-ку оттянуть 1-ю армию назад для усиления взаимодействия со 2-й армией. Решения противников от 4 сентября привели к тому, что в период с 5 по 9 сентября между Верденом и Парижем развернулось грандиозное сражение между шестью англо-французскими и пятью германскими армиями. В нем приняли участие свыше ста пехотных и кавалерийских дивизий, то есть около 2 млн человек. Около 6 тысяч легких и свыше 600 тяжелых орудий оглашали своей канонадой берега р. Марны и ее притоков. (Теленский Н.А. Первая мировая война, 1914—1918. Боевые действия на суше и на море. М., 1944. С. 28.)
 На основании принятых накануне решений, 6-я французская и 1-я германская армии начали движение с утра 5 сентября. Разведывательные части 4-го резервного корпуса, прикрывавшего левый фланг армии Клука, на подходе обнаружили крупные силы противника в районе Дамартена. Командующий 4-м резервным корпусом сразу же развернулся и, сбив передовые части неприятеля, занял командные высоты на линии Монтион-Пеншар. Около полудня сюда подошли дивизии 6-й французской армии генерала М.Ж. Монури, перед которыми была поставлена задача захватить данные высоты для обеспечения переправы через Урк. Французы атаковали, но были отброшены и закрепились к югу и северу от Иверни, не введя еще в бой всех своих сил. Встревоженный Клук развернул 2-й корпус генерала А. Линзингена и направил его на подкрепление 4-му резервному корпусу. Таким образом, Марнская битва началась достаточно неожиданно для обеих сторон за 24 часа до того, как Жоффр планировал атаку каких-либо своих частей.
 За семь дней боевые действия охватили весь Западный фронт. Они распространились от Монтиона к северу от Парижа вдоль Марны и ее притоков (крупнейшими из которых являются Урк, Малый и Большой Морены) и на восток к высотам Вердена. Когда началось сражение,
 13*
 388
 
 100 ВЕЛИКИХ БИТВ 1
 
 Новое время
 
 389
 
 основные силы Клука были сосредоточены вдоль высот к югу от Большого Морена. Его армия была обращена на юг; к западу от нее лежал Париж, а сзади — Марна. Защитные части 1-й армии расположились по дуге, которая проходила через город Мо и была направлена на северо-запад выше места слияния Урка и Марны. И именно на Мо двигалась 6-я французская армия. Это был кратчайший путь для того, чтобы смять фланг Клука и ударить ему в тыл. Со своей стороны, Клук двинулся за Большой Морен, стремясь отрезать французское военное крыло от центра. Остальные германские армии продвигались значительно медленнее. Они были остановлены противником и подверглись жестокой бомбардировке. Немецкая пехота под огнем стремилась зарыться в землю, но шанцевого инструмента было мало; поэтому использовали штыки, кружки, котелки и даже каблуки.
 2-й корпус Линзингена вступил в бой на рассвете 6 сентября у Триль-пора и Мо. Его стали теснить быстро собирающиеся силы Монури, и Линзинген запросил у Клука подкрепления. К этому моменту половина армии Клука занимала позиции к югу от Большого Морена, а другая половина вела бои к востоку и западу от Марны. Клук решил перебросить на левый фланг еще один корпус, который прибыл к месту назначения 7 сентября. К этому времени вся 1-я армия уже была опасно разбалансирована. Слабое левое крыло находилось далеко впереди, а остальные четыре корпуса, выстроенные в боевом порядке, оказались развернутыми под прямым углом к нему. Тыловые линии обоих флангов были порядочно запутаны. Начав в середине дня наступление, германцы имели незначительный успех. Для усиления здесь своих войск французское командование спешно перебросило дивизию частью по железной дороге, а частью на автомобилях, для чего было использовано 1200 парижских таксомоторов, перебросивших пехотную бригаду на расстояние 50 км за одну ночь. (История первой мировой войны. 1914—1918. М., 1975. Т.1. С. 293.) Это было первое в истории применение автомобильного транспорта для маневра силами. Французское командование стремилось произвести охват правого фланга всего германского фронта, что делало положение 1-й армии Клука чрезвычайно серьезным. Клук был вынужден снять два своих корпуса с южного участка фронта и направить их за реку Урк. Этот рискованный маневр, о котором не были поставлены в известность ни Мольтке, ни Бюлов, открыл правый фланг 2-й германской армии. Бюлову пришлось отвести свои правофланговые части на север к Монмираю и северо-западнее, еще более увеличив разрыв между 1-й и 2-й армиями. К этому времени армия Клука занимала возвышенности к северу от места впадения Урка в Марну. Части Монури, обращенные на восток, растянулись от Трильпора к1 Крепи.
 На других позициях дела обстояли следующим образом. 9-я армия Фоша сомкнула фланги с 5-й армией генерала Ф. д'Эспери у Вильне-ва. Основная часть фронта 9-й армии оказалась прикрытой Сен-Гон-дскими болотами. Однако ее правый фланг предоставлял неприятелю благоприятную возможность для атаки. 6 сентября командующий 3-й
 390
 
 100 ВЕЛИКИХ Б1
 
 германской армией генерал М. Гаузен направил свой удар в место < 5-й и 9-й французских армий. Французские части дрогнули, отступ» ли на несколько миль, но выстояли. Гаузен располагал слишком ма| лыми силами, чтобы немедленно возобновить атаку. 8 сентября он пр '" принял новую попытку, нацелившись на правый фланг Фоша. Эта г при поддержке ближайших к Гаузену сил Бюлова развивалась в теч^| ние дня. Французы постоянно контратаковали, но значительных резул| татов не добились. Наконец энергия германцев иссякла, и тогда Фо^ перешел в наступление. Согласно легенде, он направил Жоффру сд! дующее сообщение: "Мое правое крыло отступает. Мой центр не вь держивает. Ситуация превосходная. Я иду в атаку". (МагзпаП \УогШ \уаг. №е^Уогк, 1985. Р. 91.) Фош догадался, что для организ^ ции атак на его фланги Гаузену пришлось снять силы с центра. Тог Фош отвел свои корпуса из-за Малого Морена и направил их восточную оконечность болот против фланга Бюлова. Удар по цель. Атака смяла центр Гаузена, и его армия была вынуждена отст пить.
 
 В это время 20-мильная брешь между 1-й и 2-й германскими ар\ ями приближалась к позициям, занимаемым британским экспедщ онным корпусом под командованием сэра Джона Френча. Сэр Джс располагал тремя большими и восстановившими силы корпусами, бы он предпринял быстрый рывок, то тактическое преимущество с^ юзников обратилось бы в решительную победу. Однако британск экспедиционный корпус передвигался медленно, преодолев за три, всего 25 миль. Видя, что Френч медлит, Жоффр вечером 8 сентяб{| приказал 6-й армии прижимать армию Клука к Урку, а 5-й армии сомкнуть фланги с британским экспедиционым корпусом и задав темп движения. Однако время уже было упущено.
 
 В середине дня 9 сентября Клук получил приказ Мольтке об < лении, поскольку разрыв между 1-й и 2-й армиями расширился до 30 м* Клук, сознавая, что он проиграл, был вынужден подчиниться. В этот »| день начали отступать также армии Бюлова и Гаузена. 4-я и 5-я герл ские армии 9 сентября еще продолжали наступательные действия, хо без значительных успехов, но 11 сентября были отведены в северном 1 правлении. Итак, в ходе войны произошло важное событие — гер\ кие армии отступили от Парижа. Это отступление оказалось неоа ным для англо-французских сил. О нем узнали в ночь с 9 на 10 сентяб^ из перехваченых радиограмм противника. Лишь вечером 10 сентября бь отдано распоряжение всем французским армиям начать преследов Германские армии отходили почти без помех со стороны неприятеля.! позволило германцам закрепиться на командных высотах правого бер реки Эны. С 15 сентября союзники на всем фронте от Уазы до швей! ской границы перешли к оборонительным действиям.
 
 Победа стран Антанты в Марнском сражении стала возможной I годаря тесному взаимодействию войск союзников. Не последнюю роль < рало истощение германских войск и нарушение их снабжения. Попе нение германских армий материальными средствами шло с болышп
 
 Новое время
 
 391
 
 трудностями, потому что в германском тылу средства сообщения и связи были разрушены французами при их отступлении. Во французском тылу, напротив, имелась хорошо развитая сеть железных дорог. Кроме того, французское командование неразрывно связывало задачи наступления с требованием надежной обороны в случае контратак противника. Немцы же на Марне пытались вести огульное наступление, не считаясь с изменением конкретной обстановки.
 Марнское сражение явилось переломным моментом в ходе первой мировой войны. В этой операции рухнули планы кратковременной войны кайзеровской Германии. Потери немцев составили около 800 тысяч человек, потери французов и англичан — 1080 000 человек. (Харботл Т. Битвы мировой истории. Словарь. М., 1993. С. 282.)
 Список рекомендуемой литературы и источников
 \. Галактионов М.Р. Марнское сражение. — М., 1938.
 2. История военного искусства / Под общ. ред П.А. Ротмистрова. — М., 1963. -Т.1. -С. 190-192.
 3. История первой мировой войны. 1914—1918: В 2-х т. / Под ред. И.И. Ростунова. - М., 1975. - Т.1. - С. 289-300.
 4. Меликов В. Марна, Висла, Смирна. — 2-е испр. изд. — М., 1937.
 5. Морской атлас. Описания к картам. —М., 1959. — Т.З, ч.1. —С. 765—766.
 6. Морской атлас / Отв. ред. Г.И. Левченко. — М., 1958. — Т.З, ч.1. —
 Л. 38.
 7. Новицкий В.Ф. Мировая война. 1914—1918 года в Бельгии и Франции; -Т.1-2. -М., 1926-1928.
 8. Оценка битвы на Марне // Военный вестник. — 1921. — № 7. —
 С. 17.
 9. Первая мировая война в описаниях русских военоначальников / Р.М. Португальский, П.Д. Алексеев, В.А. Рунов. — М., 1994.
 10. Рабин Г. Битва на Марне 24—30 авг. — 6—12 сент. 1914. Краткий
 очерк. — Пг., 1917.
 11. Советская военная энциклопедия: В 8-и т. / Гл. ред. комис. Н.В. Огарков (пред.) и др. -М., 1978. -Т.5. -С. 155-156.
 12. Строков А.А. История военного искусства. — СПб., 1995. — Т.5. —
 С. 295-297.
 13. Якоби Н. Марна.Трагическое крушение германского наступления на
 Париж в авг.-сент. 1914 г. — Ш§а, 1938.
 ЮТЛДНДСКОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1916ГОД
 Крупнейшим из морских сражений первой мировой войны явилось Ютландское сражение на Северном море 18 мая 1916 года между главными силами английского и германского флотов. К этому времени обстановка на Северном морском театре сложилась следующим обра-
 392
 
 100 ВЕЛИКИХ БИТВ 1
 
 зом. Английский флот осуществлял дальнюю блокаду, рассчитанную! на экономическое удушение Германии. Немцы после неудач снова | вернулись к идее уравнения своих сил с английским флотом путем \ уничтожения по частям. На этот раз германское командование реши-1 ло более активно использовать линейные силы своего флота. Замысел] командования состоял в том, чтобы набеговыми дейстйиями на англий- ч, ское побережье вызвать часть английского флота в море и, наведя ее I на свои главные силы, уничтожить. В соответствии с этим замыслом' германский флот в 1916 году совершил несколько выходов к побере- • жью Англии, сопровождавшихся обстрелами английских портов. Один 5 из этих выходов и привел к Ютландскому сражений). \
 
 Английский флот по количеству кораблей основных классов, уча-1 ствовавших в сражении, значительно превосходил германский. Круп-1 ные артиллерийские корабли англичан по ряду показателей превосхо- ^ дали корабли соответствующих классов германского флота. Так, напри-) мер, английские линейные корабли обладали преимуществом в скоро- ^ сти хода и калибре главной артиллерии. Вес бортового залпа орудий | главного калибра английского флота более чем. в два раза превышал! бортовой залп германского флота. Германские корабли имели преиму-1 щество перед английскими в скорострельности артиллерии и качестве1! бронебойных снарядов, в бронировании и противоминной защите.* Таким образом, английский флот в целом имел подавляющее превос-| ходство в силах перед германским флотом. |
 
 Командующий германским флотом адмирал Р. Шеер, исходя из! общего плана кампании 1916 года на Северном море, поставил перед| своим флотом задачу — демонстративным обстрелом английского порта Сандерленд вызвать часть сил английского флота в море, навести ее на главные силы своего флота и уничтожить. Опасаясь встречи с главными силами английского флота, адмирал Шеер решил перед выходом! своего флота в море произвести глубокую разведку, использовав для! этого подводные лодки и дирижабли. . |
 
 Во второй половине мая 11 германских подводных лодок вышли щ море и развернулись у английских баз Розайт, Кроммарти и Скапа-| Флоу. Перед подводными лодками были поставлены две задачи: ата-' ковать английские корабли при выходе их в море и после этого доне-?| сти о их развертывании. Таким образом, на первый план ставилось,! предварительное ослабление английского флота, тогда как главной'! задачей лодок надо было считать разведку. ,
 
 Намечавшаяся по плану разведка дирижаблями из-за неблагопри-1 ятных метеорологических условий была отменена. В связи с невозмож-1 ностью использовать дирижабли для усиления разведки возникла уг- < роза встречи с превосходящими силами английского флота недалеко| от его баз. Это вынудило адмирала Шеера в самый последний момент! несколько изменить свой первоначальный план. Вместо демонстратив-; ного обстрела Сандерленда он решил выйти со своим флотом в райош Скагеррака, считая его менее опасным с точки зрения встречи со всем| английским флотом, чем поход к берегам Англии.
 
 Новое время
 
 393
 
 Л>\^\~ *>дг*~л.*«
 Английская разведка на основании некоторых данных, и прежде всего перехвата немецких радиопереговоров, которые велись без соблюдения радиомаскировки, установила день выхода германского флота в море и примерное направление его движения. Получив эти сведения, адмирал Д.Р. Джеллико принял решение накануне выхода германского флота в море развернуть свой флот в 100 милях на запад от Ютландского побережья. В соответствии с этим решением соединению адмирала Д. Битти было приказано выйти из Розайта и следовать в назначенный для него район с расчетом прибыть туда к 14 часам 18 мая. К этому времени главные силы английского флота во главе с адмиралом Джеллико должны были сосредоточиться в 70 милях на северо-запад от авангардного соединения Битти.
 Английский флот вышел из своих баз в соответствии с ранее намеченным планом. Германские подводные лодки, развернутые у английских баз, по существу, не выполнили поставленной перед ними задачи, так как только часть из них смогла обнаружить одиночные корабли противника и донести о них своему командованию. По отдельным отрывочным и противоречивым сведениям, полученным от этих лодок, адмирал Шеер не смог установить факт выхода главных сил английского флота в море.
 Германский флот начал развертывание на рассвете 18 мая. Первым в море вышло авангардное соединение адмирала Хиппера, состоявшее из линейных крейсеров, шедших в охранении легких крейсеров и эскадренных миноносцев. За ним на расстоянии 50 миль шли главные силы германского флота. Соединение Хиппера должно было до наступления темноты показаться у берегов Южной Норвегии и после этого в течение ночи крейсировать в Скагерраке и к полудню следующего дня присоединиться к главным силам.
 Встреча противников произошла между 14 и 15 часами 18 мая примерно в 90 милях на запад от Ютландского побережья. Ютландское сражение делится на дневной бой и ночной. Дневная фаза боя в свою очередь подразделяется на два этапа. Первым этапом был бой авангардных сил (линейных крейсеров), вторым — бой главных сил. По своему характеру дневной бой являлся встречным. Соединение адмирала Битти, представлявшее собой авангард Гранд-флита, состояло из четырех наиболее мощных и быстроходных линейных кораблей и шести линейных крейсеров. Корабли следовали в следующем походном порядке: впереди в качестве дозора шли легкие крейсера, за ними на расстоянии восьми миль следовали в строю кильватерной колонны линейные крейсера, а в пяти милях к северо-западу от них — линейные корабли. Следуя в северо-восточном направлении со скоростью 25 узлов, адмирал Битти в 15 часов 30 минут обнаружил соединение адмирала Хиппера (пять линейных крейсеров), шедшее на северо-запад.
 Имея подавляющее превосходствотз силах, адмирал Битти принял решение немедленно атаковать противника и лег на курс сближения с ним. Адмирал Хиппер обнаружил англичан на несколько минут рань-
 394
 
 100 ВЕЛИКИХ БИТВ
 
 Эскадры германских кораблей Эскадры английских кораблей Маневрирование линейных кораблей Маневрирование линейных крейсеров
 
 Новое время
 
 395
 
 ЮТЛАНДСКОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ (1916 год)
 
 ше. Имея задачу навести часть сил английского флота на свои главные силы, Хиппер решил повернуть на обратный курс и принять бой на' отходе. В соответствии с этим решением германские*линейные крей-,] сера, шедшие в строю кильватерной колонны со скоростью 25 узлов, в 15 часов 40 минут повернули на юго-восток и, увеличив скорость, на-| чали отход. Адмирал Битти также увеличил ход, лег на параллельны^
 
 с противником курс и начал перестроение своей эскадры в боевой порядок — строй пеленга. Тактическое развертывание английского соединения затянулось и к началу боя не было закончено. Вследствие ошибок, допущенных Битти, англичане и после начала боя не смогли построить свою эскадру в боевой порядок, который обеспечивал бы им наилучшее использование артиллерии в бою. Так, наиболее сильные линейные корабли, имевшие на вооружении 13-дюймовую артиллерию, смогли вступить в бой только через 20 минут после его начала.
 Бой начался в 15 часов 48 минут на дистанции около 80 каб. Противники открыли огонь почти одновременно. В соединении Битти из-за плохо организованной связи при распределении целей между кораблями произошла путаница, в результате которой германский крейсер "Дерфлингер" оказался вне обстрела и мог безнаказанно вести огонь по английским кораблям. Положение англичан осложнялось еще и тем, что, неправильно определив начальную дистанцию боя, они долгое время не могли пристреляться и первые их снаряды ложились с большими перелетами. Германские корабли, находившиеся в более выгодном положении, довольно быстро пристрелялись. Особенно успешно вел огонь линейный крейсер "Фон дер Танн", стрелявший по концевому английскому крейсеру "Индефатигабл". На четырнадцатой минуте боя "Индефатигабл" получил несколько попаданий снарядов крупного калибра и в 16 часов 02 минуты перевернулся и затонул. После этого "Фон дер Танн" перенес огонь на крейсер "Куин Мери", по которому уже вел огонь "Дерфлингер". В 16 часов 26 минут в "Куин Мери" попало несколько снарядов крупного калибра. Крейсер взорвался и затонул. Оба корабля погибли в результате прямых попаданий снарядов в башни и проникновения их в артиллерийские погреба.
 После гибели "Куин Мери" адмирал Битти выслал в атаку флотилию своих миноносцев в составе 15—20 кораблей. Почти одновременно с англичанами выслали в атаку свои миноносцы и немцы. Это привело к быстрому сближению противников и артиллерийскому бою на дистанции от 5 до 8 каб. В связи с этим ни одной из сторон не удалось выйти на нужную дистанцию торпедного залпа и противники вынуждены были производить торпедную стрельбу с больших расстояний (44—58 каб.). Как английские, так и немецкие миноносцы стреляли одиночными торпедами и поэтому не смогли добиться существенного успеха. Тодько один английский миноносец сумел прорваться через линию германских миноносцев и с дистанции 35 каб. выпустить последовательно три торпеды. Одна из них попала в немецкий линейный крейсер "Зейдлиц" и причинила ему некоторые повреждения (корабль принял 2000 т воды, но сохранил свою боеспособность и продолжал оставаться в строю), вторая торпеда попала в немецкий миноносец и потопила его.
 В 16 часов 33 минуты командующий 2-й эскадрой английских легких крейсеров, шедших в голове соединения Битти, донес по радио о появлении с юга линейных сил германского флота. Вскоре после этого адмирал Битти, обнаружив на горизонте главные силы германского
 396
 
 100 ВЕЛИКИХ БИТВ!
 
 Н<
 
 : время
 
 397
 
 флота, повернул со своими крейсерами на обратный курс и, увеличив! скорость хода до полного, оторвался от немцев. л
 
 С появлением главных сил германского флота адмирал Хиппер со| своими линейными крейсерами занял место в голове кильватерной! колонны линейных кораблей и вместе с ними включился в погоню за! соединением Битти. На этом первый этап сражения закончился. Ито-| ги первого этапа сражения показывают, что авангардные силы англий-^ ского флота не выполнили своей основной задачи. Адмирал Битти,' обнаружив главные силы германского флота, не разведал их как еле-' дует, что затруднило перестроение главных сил английского флота из'' походного порядка в боевой. В бою авангардных сил выявились недостаточная живучесть английских линейных крейсеров (из шести крей-| серов два было потоплено) и слабая боевая подготовка английского! флота. Битти не смог использовать своего превосходства в силах и не-1 умело управлял ими в бою. Стрельба английской артиллерии оказалась малоэффективной. Обе стороны не смогли организовать взаимодействия между линейными крейсерами и миноносцами. Последние использовались нерешительно и неумело, а поэтому их действия не дали! желаемых результатов.
 
 В момент завязки боя линейных крейсеров главные силы английского флота под флагом адмирала Джеллико находились в 60 милях к, северу. Гранд-флинт приближался к месту боя со скоростью 19 узлов,^ Линейные корабли (24) шли шестью параллельными кильватерными колоннами по четыре в каждой. Расстояние между колоннами равнялось одной миле, а между кораблями — двум кабельтовым. В непосредственной близости от линейных кораблей в качестве противолодоч.^ ного охранения держались миноносцы. Впереди по курсу на расстоя-1 нии 6-8 миль от линейных кораблей шли дозорные крейсера, а в 20 милях с левого фланга следовали три линейных крейсера.
 
 Получив донесение о вступлении соединения Битти в бой с против-! ником, адмирал Джеллико увеличил ход до полного и направился на* помощь своим линейным крейсерам. Из-за плохо выполненной адмиралом Битти разведки и неправильного определения штурманами на флагманских кораблях своих счислимых мест, разошедшихся с фактическими на 7 миль, адмирал Джеллико неправильно рассчитал свое движение в момент сближения с противником и вследствие этого за» поздал с началом тактического развертывания сил. И только с установ лением визуальной связи с Битти он в 18 часов 15 минут приступил: перестроению Гранд-флита в боевой порядок — строй однокильватер^ ной колонны влево.
 
 Боевой порядок Гранд-флита соответствовал принятой англичана-| ми тактической идее охвата головы неприятельского флота и нанесет ния по нему мощного артиллерийского удара всеми линейными кораб-* лями, маневрирующими в одной кильватерной колонне. Перестроение* продолжалось 20 минут и к началу боя с главными силами^ германско го флота не было закончено. Адмирал Битти со своими линейным!
 
 крейсерами занял место в голове колонны линейных кораблей и в дальнейшем продолжал выполнять роль авангарда.
 В период сближения главных сил флотов произошло несколько боевых столкновений между разведывательными силами сторон, в результате которых англичане потеряли линейный крейсер "Инвинсибл" и броненосный крейсер "Дифенс", а немцы — легкий крейсер "Висбаден". Видимость в это время ухудшилась, а дым от большого числа кораблей, шедших полным ходом, еще больше затруднял визуальную связь и ориентировку в районе боя. Командующий германским флотом адмирал Шеер, не имея сведений о выходе Гранд-флита в Море, не знал действительной обстановки и того, что он идет навстречу не части английского флота, а главным его силам.
 Преследуя отходившее на север соединение Битти, германский флот Открытого моря в 18 часов 20 минут пришел в боевое соприкосновение с главными силами английского флота. Англичане открыли интенсивный огонь с дистанции 60—65 каб. Стреляли главным образом концевые корабли, сосредоточив свой огонь на линейных крейсерах, шедших в голове германского флота. С английской стороны действовало не менее 100 тяжелых орудий Оказавшись под огнем Гранд-флита, адмирал Шеер понял, что он вступил в бой с главными силами противника. Полная неосведомленность командующего германским флотом явилась результатом плохой разведки.
 Ввиду явного превосходства англичан в силах адмирал Шеер отказался от боя и в 18 часов 35 минут поворотом "все вдруг" на 180 градусов вышел из боя и направился на юго-запад. Поворот германских линкоров и выход их из боя прикрывались дымовыми завесами, поставленными миноносцами. Для этой цели немцы использовали специальные дымовые патроны разового действия, устанавливавшиеся на корме корабля. Адмирал Джеллико, опасаясь мин, которые германские корабли могли сбрасывать на пути отхода, и подводных лодок противника, не стал преследовать германский флот, а повернул сначала на юго-восток, а затем на юг, чтобы отрезать путь немецкому флоту в базу. Однако достигнуть этой цели адмиралу Джеллико не удалось. Не организовав должным образом тактической разведки в бою, англичане вскоре потеряли из видимости немецкий флот. На этом дневной бой главных сил флотов временно прекратился
 Несмотря на то, что германскому флоту на некоторое время удалось оторваться от противника, движение его к берегам Англии увеличивало опасность оказаться отрезанным от своих баз превосходящими силами английского флота. Кроме того, Шееру приходилось считаться и с тем, что английский флот, обладавший преимуществом в скорости хода, мог до наступления темноты (оставалось два часа до захода солнца) догнать германский флот и навязать ему бой в невыгодных для немцев условиях. Учитывая все это, адмирал Шеер решил повернуть на обратный курс, нанести удар по английскому флоту перед заходом солнца, а затем, пользуясь темнотой, прорваться в базу. В соответствии с этим решением германский флот вскоре после 19 часов 00 минут вновь
 398
 
 100 ВЕЛИКИХ БИТВ|
 
 Новое время
 
 399
 
 повернул "все вдруг" на 180 градусов и направился на северо-восток," имея впереди линейные крейсера. В это время Гранд-флит следовг на юг, и голова германского флота уперлась в центр боевого порядк™ английского флота. Англичане, заметив приближение германских ко~] раблей, в 19 часов 10 минут открыли по ним огонь. На этот раз англичане ввели в действие все свои линейные силы, которые с дистанции,. 45—60 каб. вели ураганный огонь, сосредоточив его на линейных крей-^ серах и головных линкорах противника. В течение восьми минут германские линейные корабли и крейсера, шедшие в голове колонны,1; получили от десяти и более попаданий снарядов крупного калибра каждый. Наибольшее число попаданий (40) имел линейный крейсер; "Лютцов", который из-за полученных повреждений не смог следовать за своим флотом. Он вышел из строя и на следующий день был затоп-' лен своей командой.
 
 Оказавшись под сосредоточенным огнем всего английского флота ь» понеся серьезные повреждения на головных кораблях, адмирал Шеер] решил как можно скорее выйти из боя. С этой целью германский флот и 19 часов 18 минут в третий раз сделал поворот "все вдруг" на 180 граду-!, сов. Для прикрытия этого маневра эскадренные миноносцы при поддер~л жке крейсеров с дистанции 50 каб. произвели торпедную атаку и поста»! вили дымовую завесу. Атака миноносцев носила неорганизованный ха-| рактер. Миноносцы по-прежнему использовали малоэффективный спо-1 соб стрельбы одиночными торпедами, который на большой дистанции не мог дать положительных результатов. Английский флот легко уклонился от торпед, отвернув на четыре румба в сторону. < »
 
 Под прикрытием дымовой завесы и наступившей вскоре темноты! германский флот окончательно оторвался от противника. Таким обра-*! зом, вследствие неправильного расчета своего маневра и отсутствия^ разведки адмиралу Шееру дважды пришлось отрываться от англичан.| Это привело к серьезным повреждениям кораблей, особенно линей-Ь ных крейсеров, которые шли в голове колонны и своим огнем прикрЫ4| вали выход главных сил германского флота из боя. !Г
 
 В результате дневного боя главных сил англичане потеряли линей-1 ный крейсер и два броненосных крейсера, несколько кораблей получили различные повреждения. Немцы потеряли только один легкий, крейсер, но зато их линейные крейсера получили настолько серьезные! повреждения, что не в состоянии были продолжать бой. Итоги днев-1 ного боя главных сил показывают, ЧТ9 ни одной из сторон не удалось! добиться решительных результатов. Англичане не смогли разумно ис-1 пользовать свое превосходство в силах, чтобы нанести решительной,! поражение германскому флоту Открытого моря, а немцы — добиться} уравнения в силах с противником. По окончании дневного боя про-,) тивники потеряли друг друга из вида, и оба командующих флотами н<« ] имели ясного представления об обстановке и действовали вслепую^ Адмирал Шеер, отказавшись от продолжения боя, принял решение под] покровом темноты прорываться в базу. Командующий английским1
 
 флотом, учитывая слабую подготовку своих сил к ночным действиям, решил также избегать ночного боя с противником.
 Зная, что германский флот находится к западу от английского флота, адмирал Джеллико рассчитывал движением на юг отрезать противника от баз и на рассвете 19 мая принудить его к бою. С наступлением темноты английский флот построился в три кильватерные колонны, имея впереди линейные крейсера, а в пяти милях позади — флотилии эскадренных миноносцев. Германский флот был построен в одну кильватерную колонну с выдвинутыми вперед крейсерами. Эскадренные миноносцы Шеер послал на поиски английского флота, о местоположении которого он ничего не знал. Тем самым Шеер лишил себя возможности использовать эскадренные миноносцы для нанесения торпедного удара по противнику в случае встречи с ним в ночное время. В 21 час 00 минут германский флот лег на курс юго-восток, чтобы кратчайшим путем выйти к своим базам. В это время английский флот шел на юг, и курсы противников медленно сходились. Первое боевое соприкосновение противников произошло в 22 часа 00 .минут, когда английские легкие крейсера обнаружили германские легкие крейсера, шедшие впереди своих линейных кораблей, и вступили с ними в бой. В коротком бою англичане потопили германский легкий крейсер "Фра-, уэнлоб". Несколько английских крейсеров получили повреждения, из них "Саутхэмптон" — серьезные.
 Около 23 часов 00 минут германский флот, проходя за кормой Гранд-флита, пришел в боевое соприкосновение с английскими эскадренными миноносцами, которые держались в пяти милях позади своих линейных кораблей. При ночной встрече с английскими миноносцами походный порядок германского флота нарушился. Несколько кораблей вышло из строя. Один из них — линейный корабль "По-зен" — при выходе из строя протаранил и потопил свой крейсер "Эль-бинг". Голова германской колонны пришла в полное расстройство. Создалась исключительно благоприятная обстановка для ее атаки миноносцами. Однако англичане не воспользовались этой возможностью. Они потеряли много времени на опознавание противника и действовали весьма нерешительно. Из шести флотилий миноносцев, входивших в состав Гранд-флита, только одна произвела атаку, и то неудачно. В результате этой атаки англичане потопили германский легкий крейсер "Росток", потеряв при этом четыре миноносца.
 Утром 19 мая, когда германский флот уже подходил к Гельголанд-ской бухте, адмирал Джеллико получил извещение от адмиралтейства о том, что германский флот ночью прорвался в свои базы. Видя бесполезность дальнейшего движения на юг, он повернул на обратный курс и направился к берегам Англии. Таким образом, германский флот смог прорваться в свои базы. Прежде всего это стало возможным потому, что англичане не оказали ему должного противодействия в ночном бою.
 Весь ход Ютландского сражения показывает, что оно с обеих сто-
 4О<>
 
 100 ВЕЛИКИХ Б1
 
 роИ носило нерешительный характер, а поэтому не дало существеннь результатов и не привело к изменению оперативной обстановки Северном море. Германскому командованию не удалось серьезно < лабить английский флот и уравнять с ним свои силы, а англичане; сумели использовать свое превосходство в силах для достижения ] ш^тельной победы над противником.
 
 В Ютландском сражении английский флот потерял три линейщЦ крейсера, три броненосных крейсера и восемь эскадренных мине носцев, общий тоннаж около 114 тысяч тонн. Потери германског фдота составили линейный корабль, линейный крейсер, четыре ле! ких крейсера и пять эскадренных миноносцев, общий тоннаж ок<| ло 60 тысяч тонн. Таким образом, по общему тоннажу погибни кораблей потери англичан почти в два раза превышали потери нед цев. Из 25 кораблей, погибших в Ютландском сражении, 17 бь потоплено артиллерией и восемь торпедным оружием. Результат использования оружия в бою характеризуются следующими дань ми: английский флот выпустил 4598 снарядов, из них 100 попалс»| цель (2,2%), и израсходовал 74 торпеды, из них достигло цели 5 (6,{ германский флот выпустил 3597 снарядов и добился 120 попадай* (3,3%) и 109 торпед, из которых в цель попало 3 (2,7%).
 
 Ютландское сражение является одним из наиболее ярких ров, подтверждающих несостоятельность англо-американской теор» достижения господства на море методом генерального сражения.
 
 Список рекомендуемой литературы и источников
 
 1. Вильсон Г. Линейные корабли в бою. 1914—1918 гг. — М., 1936.
 
 2. Гроос О. Война на море 1914-1918. - Т.1. — Пг., 1921.
 
 3. Корбет Ю.С. Операции английского флота в мировую войну. 3-е изд. - Т. 3. - М.-Л., 1941.
 
 4. Советская историческая энциклопедия / Гл. ред. комис. Е.М. ков. - М., 1976. - Т. 16. - С. 834-835.
 
 5. Шеер Р. Германский флот в мировую войну. — М.- Л., 1940.
 
 6. Шеер Р. Гибель крейсера "Блюхер"/ Р. Шеер на Дерфлингере в лаядском сражении. — СПб., 1995.
 
 БРУСИЛОВСКИЙ ПРОРЫВ ([операция русского Юго-Западного фронта летом 1916 щл
 
 Боевые действия на восточноевропейском театре первой миро* войны в кампании 1916 года ознаменовались таким важнейшим ее тием, как наступательная операция русского Юго-Западного фро| под командованием генерала А.А. Брусилова. В ходе ее проведе! впервые за весь позиционный период военных действий был осу ствлен оперативный прорыв фронта противника, чего ни разу до: не смогли сделать ни германцы, ни австро-венгры, ни англичане
 
 Новое время
 
 401
 
 французы. Успех операции был достигнут благодаря избранному Брусиловым новому методу наступления, сущность которого заключалась в прорыве вражеских позиций не на одном участке, а в нескольких местах на протяжении всего фронта. Прорыв на главном направлении сочетался с вспомогательными ударами на других направлениях, из-за чего расшатывался весь позиционный фронт противника и он не мог сконцентрировать все свои резервы для отражения основного удара. (См.: Брусилов АЛ. Мои воспоминания. М., 1983. С. 183—186.) Наступательная операция Юго-Западного фронта явилась новым важным этапом в развитии военного искусства. (История военного искусства. Учебник. В 3-х кн. Кн. 1. М., 1961. С. 141.)
 Общий план операций русской армии на летнюю кампанию 1916 года разрабатывался Ставкой Верховного Главнокомандующего на основе стратегических решений, принятых союзниками в марте 1916 года в Шантильи. Он исходил из того, что решительное наступление можно было предпринять только севернее Полесья, то есть войсками Северного и Западного фронтов. Юго-Западному фронту ставилась оборонительная задача. Но на военном совете 14 апреля 1916 года, состоявшемся в г. Могилеве, Брусилов настоял на том, чтобы и его фронт принял участие в наступлении.
 По плану межсоюзнической конференции русская армия должна была перейти в наступление 15 июня. Однако вследствие возобновления германских аТак под Верденом и начавшегося 15 мая наступления австро-венгерской армии против итальянцев в районе Трентино французы и итальянцы настойчиво потребовали от русского командования перехода к решительным действиям в более ранние сроки, и оно (командование) в очередной раз пошло им навстречу.
 Юго-Западный фронт получил задачу отвлечь на себя силы австро-германских войск, чтобы обеспечить наступление Западного фронта, которому Ставка отводила главную роль в общем наступлении всех трех фронтов. К началу наступления фронт имел в своем составе четыре армии (8-ю генерала А.М. Каледина, 11-ю генерала В.В. Сахарова, 7-ю генерала Д.Г. Щербачева, 9-ю генерала П.А. Лечицкого) и занимал полосу в 480 км шириной к югу от Полесья и до границы с Румынией.
 Против этих войск действовали армейская группа Линзенгена, армейская группа Э. Бем-Ермоли, Южная армия и 7-я армия Плянцер-Балтина. (Ростунов И.И. Русский фронт первой мировой войны. М., 1976. С. 290.) Свою оборону австро-венгры укрепляли в течение 9 месяцев. Она была хорошо подготовлена и состояла из двух, а местами из трех оборонительных позиций, в 3-5 км одна от другой каждая позиция состояла из двух-трех линий окопов и узлов сопротивления и имела глубину 1,5-2 км. Позиции были оборудованы бетонированными блиндажами и прикрывались несколькими полосами проволочных заграждений. В австрийских окопах русских ожидала новинка .— огнеметы, а в предполье — фугасы.
 Подготовка Юго-Западного фронта к наступлению отличалась особой тщательностью. В результате кропотливой работы командующего

<< Пред.           стр. 23 (из 39)           След. >>

Список литературы по разделу