<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 - В той, где завершен переход от традиционных финансовых проверок к аудиту эффективности расходования бюджетных средств и госсобственности. К таким странам относятся Канада, Великобритания, США, Германия. А что касается соотношения между затратами и конечным результатом, то наша эффективность приближается к соответствующей пропорции в США. Там на содержание Генерального управления учета в прошлом году было израсходовано порядка 400 млн. долларов.
 А экономический эффект от его деятельности составил свыше 20 млрд. долларов. Наши цифры в обоих случаях меньше, но соотношение между ними примерно такое же.
 - Вопрос личного характера. Вы - не последний человек из "питерской команды". Скучаете по городу Пушкина и Брюллова, Витте и Достоевского?
 - Достоевский - выходец из Москвы. Но вот недавно показывали по телевидению очередную экранизацию "Идиота". И когда я увидел питерские пейзажи, все эти проходные дворы, дворы-колодцы, набережные - то от ностальгии защемило сердце. Что от того, что мир широк, когда ботинки жмут - они у меня по питерской колодке скроены... Вспоминаешь родительский дом. Отрочество, первая дружба, первое свидание. Москва прекрасна, спору нет. Но пускай простят меня москвичи - мои душа и сердце принадлежат Ленинграду, европейскому городу с русской душой.
 - Раз уж зашел разговор об экранизации "Идиота"... Почему после первого постсоветского десятилетия в театры и на ТВ возвратилась русская классика - "Театральный роман" Булгакова на канале "Культура", Александр Островский вообще в центре нынешнего театрального сезона?
 - После революции 1917 года, как и после августовской революции 1991 года, авангард бурно вытеснял классику. Потом, вместе с упрочением власти, со спадом революционной пены, классика возвращалась. В сталинскую эпоху - возвращалась та, что была на потребу власти. "Пушкин - наше все" - этим "сертифицировали" поэта как базис новой, пролетарской культуры, которая, дескать, не без рода и племени. Власть, законность возникновения которой небесспорна, стремилась тем самым легитимизировать саму себя. Так что в советскую эпоху поощрение властью классики - признак окончания революционных пертурбаций...
 - Вы хотите сказать, что нынешняя власть имеет отношение к стимулированию ренессанса классики?
 - Ни малейшего. Рынок имеет. Социализм уступил место рыночной экономике. Она более-менее утвердилась. Революция завершена. Наступило пресыщение попсой как символом мятущегося радикализма, "революционного" духа. Островский сегодня - не столько обличитель нравов купечества, сколько безобидный бытописатель жизни "людей при деньгах". А они сегодня есть, есть и сословие, называемое "средним классом". Ими востребованы такие пьесы. Их они "греют".
 - А "греют" ли их "шестидесятники", "Ленком", "Современник", "Таганка"?
 - Скорее, нет. Они импонируют широкому слою интеллигенции, пока не вписавшемуся в новые реалии. Вот "Ленком" в нынешний сезон поставил "Плач палача" - как всегда у Захарова, талантливая постановка-аллюзия, основанная на компиляции двух западных пьес 40-х и 50-х годов. Палач послан убить писателя-праведника, но вместо этого принимается читать лекцию-исповедь на тему "так жить нельзя". Испепеляет истеблишмент, грехопадение человека, отправляющегося по зову естества в туалет, неправильное устройство солнечной системы, лукавство власти с обществом и т.д. Великий режиссер, как в советские времена, держит "фигу" в кармане. Той части интеллигенции, о которой я говорил, это нравится - по генетической привычке фрондерства. А "людям при деньгах", среднему классу - возможно, что и нет. Мол, к чему такие опосредованные аллюзии, сейчас ведь "фигу" из кармана можно вынуть. Так что и в аудитории, которой возвращают классику либо позабытую драматургию, есть расслоение. Перекрыть его могли бы актуальные постановки. Но вот парадокс: прежде удушье от несвободы творца оборачивалось глотком свободы для читателя, зрителя. Ныне "насыщение" свободой шедеврами пока не обернулось. Почему-то... Наверное, свободой нужно уметь толком распорядиться.
 - Не трудно себе представить, насколько Вы занятой человек. И все же, как Вы любите проводить свободные часы, что читаете, в каких театрах бываете, чем увлечены? И как Вам удается сохранять такую хорошую спортивную форму?
 - Мне нравятся мемуары, книги по истории, произведения, содержащие интересные философские размышления. Очень люблю Астафьева. Недавно был потрясен сильнейшей и сложнейшей вещью о войне: "Черная яма" Василя Быкова. А что касается театров, то могу сказать, что знаком с большинством из них, но чаще хожу все же во МХАТ. Он мне дает хорошую разрядку, знаю почти весь его репертуар. Меня связывают теплые отношения с Олегом Табаковым. Дружу я и с Галиной Волчек, и с ее театром. А не так давно получил огромное удовольствие, приняв приглашение Александра Ширвиндта на его режиссерскую премьеру в "Сатиру". Здесь я не был лет двадцать, о чем пришлось сожалеть. И в "Маяковке" удалось побывать на самых удачных спектаклях. Сильнейшее впечатление оставил концерт на Красной площади Пола Маккартни. Стараюсь по мере возможности встречаться и следить за творчеством своих питерских друзей, замечательных артистов - Саши Розембаума и Олега Басилашвили. Очень понравилась его последняя работа с Хазановым - спектакль "Ужин для дураков".
 Третье мое увлечение - спорт. Раньше я занимался им почти профессионально, был неплохим стайером, но проблемы со спиной заставили забыть о беге не только на 3 и 5 километров, но и на дистанции в 400 и 800 метров, где я показывал результаты мастера спорта. Хотя впоследствие регулярные занятия общей физической подготовкой вернули мне форму если не тридцатилетнего, то уж точно сорокалетнего человека. Оседлал велосипед, делаю на нем 30-40 километров практически каждый вечер. Увлекаюсь футболом, в том числе и как болельщик питерского "Зенита" и московского "Динамо". Являюсь членом попечительского Совета последнего, патронирую эту команду, знаю и люблю ее игроков.
 - А как дела у Ваших близких? Есть ли какие-то изменения в их жизни?
 - Да особых, вроде, нет. Жена по-прежнему, как профессиональный финансист (в этом качестве она работала еще в советские времена) продолжает совершенствовать себя в этой сфере. Сын пошел по ее стопам, а сейчас получает еще и юридическое образование. Одно меня в нем беспокоит, что задержался он у нас в холостяках.
 - Сергей Вадимович, люди, знающие Вас хорошо и давно, говорят, что Вы - человек, "помнящий родство". Вы очень бережны к дружбе и человеческим отношениям, поддерживаете их, независимо от того, какую бы высокую должность ни занимали. Скажите, это продуманная стратегия поведения крупного руководителя и политика? Или же общительность, простота, открытость, вежливость и отсутствие чванства просто в характере?
 - Думаю, что это воспитание. Бабушки, наверное, и, конечно, родителей, причем, как моих, так и моей супруги. А еще, за науку человеческого общения я благодарен школе, своему классу, любимому городу, которого я по старой памяти зову Ленинградом. И как бы высоко судьба меня не возносила, я всегда помню о тех, кто шел по жизни рядом. Они мне дороги. Да и потом, я не даю себе забывать о том, что "ничто не вечно под луной"...
 И еще об этом же. Хотя сейчас лестные слова в адрес Президента не произносит только ленивый, могу сказать совершенно искренне, что передо мной есть достойный пример: Владимир Владимирович Путин. Исходя из наших не очень частых, но регулярных встреч могу отметить, что его поведение, манера общения с людьми ничуть не изменились со времени нашей совместной работы в Ленинграде, а так же впоследствии и в Москве.
 - От имени редакции журнала и его постоянных читателей разрешите поблагодарить Вас, Сергей Вадимович, за теплую и непринужденную обстановку во время наших встреч и за искренние, обстоятельные ответы на все вопросы. Жаль, что формат журнала не позволил задать их еще больше...
 - Ну, а я, в таком случае, желаю увеличивать объемы и тиражи вашего замечательного и нужного издания, а его читателям - счастья, удачи и благополучия!
 Интервью со Святейшим Патриархом Московским
 и Всея Руси Алексием II:
 
 "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними"
 ОТВЕТЫ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II НА ВОПРОСЫ ЖУРНАЛА "ПРИЗНАНИЕ"
 - Ваше Святейшество, выскажите, пожалуйста, Вашу оценку состояния и качества диалога между государством и Церковью как одним из самых влиятельных институтов гражданского общества. Насколько его интенсивность и эффективность на сегодняшний день удовлетворяет Вас? И каковы принципы новых взаимоотношений между государством и Церковью?
 - Современному диалогу между Церковью и государством в России можно дать весьма высокую оценку. Существует ряд консультативных структур на федеральном и региональном уровнях, которые обеспечивают взаимодействие государства как с различными религиозными организациями, так и отдельно с Русской Православной Церковью. Происходят регулярные консультации церковных и государственных представителей. Результаты этого проявляются в совершенствовании законодательства, в совместных акциях и программах, имеющих важное значение для церковной, государственной и общественной жизни. Церковь содействует различным инициативам государства и общественных кругов.
 Полагаю, что сегодня существует согласие между Церковью и государством по поводу основных принципов их взаимоотношений. Одним из главных таких принципов является свобода совести, которую наша Церковь очень ценит после многолетних испытаний, связанных с политикой государственного атеизма. Однако мы понимаем и необходимость сохранения самобытной духовной культуры народа России. Поэтому представляется естественным, что государство уделяет большее внимание проблемам традиционных религий, в первую очередь Православия.
 - Читателям нашего журнала чрезвычайно интересно и важно знать именно Ваше мнение о том, насколько мы продвинулись в строительстве справедливого, развитого и демократического гражданского общества в нашей стране, или это лишь начало долгого и трудного пути, о котором говорит в своих выступлениях Президент России В.В.Путин?
 - Полагаю, что под развитым гражданским обществом в России мы должны понимать не только большое число общественных организаций, не только степень их активности, но и нечто большее - духовную развитость личности и уровень ответственности людей за свою страну.
 В обществе могут быть различные взгляды на ту или иную проблему. К тому же за последние годы многие стали ставить акцент на своих частных интересах. Однако для того чтобы общество жило как целое, в нем должны быть общие ценности. Долгое время это отрицалось, но сейчас, думается, люди увидели, что духовный и мировоззренческий вакуум - это путь в никуда, это превращение в "массу", беззащитную перед экстремистами, террористами, бесчестными дельцами. Сегодня контуры общей системы духовных и нравственных ценностей постепенно возникают в сознании граждан России, в том числе государственных мужей.
 Впрочем, мы еще сталкиваемся с попытками разделить общество, спровоцировать людей на конфликт. Хотя уже много раз говорилось о выставке "Осторожно религия!", приведу этот пример снова, поскольку он является очень ярким и показательным. Кощунственной выставкой, имевшей публичный характер, были оскорблены православные граждане. Настоящее творчество создает что-то новое, а не извращает уже созданное. Кроме того, если мы живем в одном обществе, разве может кто-либо глумиться над самыми дорогими чувствами своих сограждан? К сожалению, ситуацию не исправить только запретительными мерами. Уважение к ближнему зависит от развитости внутреннего мира человека, от его воспитания.
 Свой вклад в развитие гражданского общества вносит и Русская Православная Церковь - не только как духовный кормчий, воспитывающий нравственную личность, но и как сила, откликающаяся на злободневные проблемы общества. Причем это делает не только духовенство. Можно только приветствовать развивающуюся в последнее время активность православных мирян, участвующих в гражданских дебатах и общественной деятельности.
 - Наши общественные организации тесно сотрудничают с Православной Церковью в рамках реализации совместных социальных программ, в частности, оказывают постоянную финансовую поддержку строительству и реконструкции храмов, например, возрождению соборов Дивеевского женского монастыря и выпуску серии документальных фильмов о святом Серафиме Саровском. Из многочисленного ряда других организаций мы активно поддерживаем работу по социальной адаптации детей-инвалидов реабилитационного центра духовной живописи "Инва-студия". Мы также провели совместно с представителями Русской Православной Церкви - Вашими посланниками - митрополитом Кириллом и протоиереем Всеволодом Чаплиным, получившими в свое время Ваше благословение - гражданские благотворительные акции "Мужество и милосердие" в поддержку военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и спецслужб - участников контртеррористических операций на Северном Кавказе и в других "горячих точках".
 Мы вполне удовлетворены тем, как развивается взаимодействие наших организаций с Православной Церковью. Но всегда есть возможность расширения сотрудничества и потенциал наполнения его содержания новыми направлениями. Не могли бы Вы, Ваше Святейшество, акцентировать наше внимание на наиболее важных сферах взаимодействия общественных объединений и гражданских союзов с Церковью на данном этапе?
 - Я позитивно оцениваю опыт сотрудничества Русской Православной Церкви с общественными организациями, особенно с теми, кто реально трудится ради нравственного оздоровления российского общества, разрешения наиболее острых социальных проблем, просвещения и воспитания новых поколений, преодоления различных конфликтов. В этой сфере мы воистину делаем одно дело. Согласен с Вами, что пространство для расширения сотрудничества есть всегда. Ведь в обществе очень много людей, нуждающихся в поддержке со стороны окружающих. Объединение наших усилий в богоугодном деле помощи наиболее уязвимым слоям населения и общественным группам послужит будущему России.
 Другая важная сфера - забота о молодом поколении. Господь говорит: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих" (Мф. 18. 10). Мы должны вырастить себе достойную смену: молодых людей, знающих свои корни, искренне любящих свою Родину. На Руси считалось, что воспитать сироту - это все равно что построить церковь. И многие брали на себя такой подвиг. А сколько брошенных, голодных, лишенных любви детей в нашей стране сейчас? Конечно, есть и многие другие области сотрудничества, но незамедлительные шаги требуются именно здесь. Ведь если мы будем бездействовать, то пройдет время, и уже поздно будет что-либо сделать с ненавистью, которой люди, некогда забытые в детстве, отплатят обществу за невнимание и нелюбовь.
 - Вы постоянно напоминаете о приоритете нравственных целей перед всеми другими, о преимуществе служения благу общества и конкретного человека в политической и экономической деятельности. Во время прошлой нашей встречи в марте этого года Вы, в частности, отметили, что нравственное здоровье народа должно быть предметом особой заботы не только со стороны Православной Церкви, но и со стороны государства и всего общества.
 Не могли бы Вы более подробно рассказать о "рецептах лечения" этой нашей общей больной проблемы?
 - Государственные органы, религиозные и общественные организации, предпринимательские и производственные структуры должны вместе трудиться ради нравственного здоровья общества - каждый на своем участке ответственности. Важно, чтобы все эти усилия координировались и в конечном итоге создавали симфонию, а не какофонию.
 Основным полем приложения усилий Церкви являются сердце и разум человека. Ее молитвенная и просветительская миссия направлена на то, чтобы дать людям силы от Бога для делания добра на самых разных поприщах. Через молитву и таинства Церковь связывает человека с Источником жизни - Господом.
 Видя основу своей деятельности в пастырской работе с каждым человеком, Церковь продолжает ее за пределами храмовой ограды, проникая во все уголки человеческого бытия. Она помогает верующим выстроить и личную, и общественную жизнь на основе православного мировоззрения. Этим объясняется активность Церкви в образовательной, социальной, культурной и других сферах, где она намерена и в дальнейшем развивать свои труды.
 - Не кажется ли Вам, что существует некоторое несоответствие между программными заявлениями Президента РФ В.В.Путина, прозвучавшими в его выступлениях в ходе президентской предвыборной компании, а также в его Послании Федеральному собранию, и реальными действиями и инициативами Правительства РФ? Президент обозначил борьбу с бедностью и улучшение качества жизни россиян как одну из первоочередных задач, в ответ правительство предлагает реформу ЖКХ, принятие нового Жилищного кодекса и монетизацию льгот, вызвавшие обострение социальной напряженности в обществе. Как Вы считаете, не нарушается ли в ходе самой реализации этих реформ принцип социальной справедливости и в первую очередь по отношению к наименее защищенным слоям населения, а именно к пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и ветеранам Великой Отечественной войны?
 - Печалование перед власть имущими о людях, нуждающихся в заботе государства и общества, - прямая обязанность Церкви, которой она не вправе пренебрегать. Тем более она не может молчать в момент, когда люди во множестве выходят на улицы, по какой бы причине это ни происходило. Многие просили Церковь высказаться в связи с акциями протеста. И я счел своим долгом напомнить всем, ответственным за осуществление реформ, "золотое правило" евангельской нравственности: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7. 12), и сказал, что осуществляемые преобразования ни в коем случае не должны ухудшить социальное положение людей, особенно пенсионеров, инвалидов, обездоленных.
 Сейчас острота вопроса снимается - государство во многом пошло людям навстречу, и есть надежда, что интересы наименее защищенной части общества будут учтены надлежащим образом. Настает момент, когда для разрешения возникающих проблем нужны не митинговые страсти, которые легко могут быть использованы эгоистичными политиками не на пользу людям, а ответственный диалог народа и власти. В таком диалоге обе стороны должны быть готовы внять разумным аргументам и в чем-то пересмотреть свою позицию. Вновь подчеркну: в центре внимания при этом должна оставаться забота о достойном уровне жизни граждан, особенно тех, кто всю жизнь трудился на благо Отечества, сражался за его свободу, созидал его славу и величие.
 - Ваше Святейшество, Вы являетесь правящим епископом города Москвы и много внимания уделяете возрождению и развитию епархиальной и приходской жизни в столице. Ваши труды на этом поприще стали моделью для устроения церковной жизни и в других местах. Расскажите, пожалуйста, каким образом и насколько обустроена епархиальная жизнь в провинции?
 - Действительно, церковная жизнь столицы развивается очень быстрыми темпами. Ныне в Москве в непосредственном ведении Патриарха находится более 600 храмов и часовен (это почти в 15 раз больше, чем было до 1988 года), 4 мужских и 4 женских монастыря. Налажена система взаимодействия с властными структурами и общественными организациями. Ведется результативный диалог с представителями традиционных конфессий.
 В то же время, хотя я правящий епископ города Москвы, мои обязанности предполагают участие в возрождении и развитии церковной жизни не только в столице, но и по всей России. Более того, поскольку приходская жизнь в регионах возрождается подчас с бoльшим трудом, чем в Москве, я стараюсь уделять этому особое внимание.
 Обустроенность церковной жизни на местах очень различается. Это зависит от множества факторов, в том числе от качеств правящего архиерея, но далеко не только от них. Апостол Павел так говорит о результатах апостольской деятельности: "Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог" (1 Кор. 3. 6). Кроме того, по слову одной из притч Христа Спасителя (Лк. 8. 5-8), плоды Слова Божия зависят еще и от почвы, на которую это семя упадет, то есть от состояния человеческих сердец.
 В целом замечу: позитивные тенденции в развитии церковной жизни в регионах очевидны. Решается, в частности, проблема недостатка священников, которая всегда острее чувствовалась в провинции. Выстраивается конструктивный диалог с местной властью. Не сомневаюсь, что духовные плоды на этой ниве не заставят себя ждать.
 - Недавно Вы подписали ряд документов о взаимодействии и заложили основы для развития сотрудничества Церкви с системой здравоохранения и социального обеспечения в стране. В каких направлениях в первую очередь Вы видите это сотрудничество, и насколько и в какой области сегодня оно продвинулось вперед?
 - Подписанные нами соглашения о сотрудничестве с Министерством здравоохранения и Пенсионным фондом Российской Федерации помогают поставить на прочную основу социальную деятельность всей Русской Православной Церкви, ее партнерство с государством и обществом в служении обездоленным. В то же время с сожалением стоит отметить, что государство не поддерживает в должной степени социальную работу религиозных и общественных организаций, отдельных граждан страны.
 Мировой же опыт показывает, что социальная деятельность негосударственных организаций, пользующаяся поддержкой властных структур, - наиболее эффективна и требует наименьших бюджетных затрат.
 - В настоящее время государство и общество серьезно обеспокоено обеспечением национальной и общественной безопасности. Мы знаем, что у Русской Православной Церкви есть большой опыт и свои возможности по противостоянию и контрпропаганде таким негативным антиобщественным проявлениям, как потребление и распространение наркотиков, алкоголя, борьбе с межнациональной и межрелигиозной нетерпимостью. Ваши представители неоднократно принимали участие в гражданских конференциях и акциях, проводимых нашими общественными организациями по данной проблематике. Недавно Вы также подписали соглашение о сотрудничестве с министром МВД РФ Р.Г. Нургалиевым. Не могли бы Вы рассказать об этом несколько подробнее?
 - Соглашение о сотрудничестве между нашей Церковью и Министерством внутренних дел символизирует разрушение тех средостений, которые были воздвигнуты в советский период между государственной властью, обществом и Церковью. Эти преграды всегда были искусственными, ведь у нас одно Отечество, одна история и одно будущее, которое мы вместе должны созидать.
 Сегодня Церковь взаимодействует с учреждениями охраны порядка в сфере профилактики преступности, антикриминального воспитания молодежи, заботы о тех, кто покинул места лишения свободы. Мы оказываем духовную помощь сотрудникам милиции и иных правоохранительных структур. Многие активные прихожане - в частности, казаки - создают специальные группы, которые способны помогать милиции обеспечивать порядок на местах. Думаю, что такие инициативы достойны государственной поддержки.
 Совершенно очевидно: безопасность страны и народа не может быть попечением только власти и правоохранительных органов. Заботиться о мирной жизни друг друга нам надлежит вместе. Мировой опыт показывает, что лишь так можно противостоять терроризму, экстремизму, попыткам столкнуть и разделить людей. А то, что такие попытки делаются, легко увидеть на примере недавних чудовищных терактов. Действия террористов в Москве и Беслане преследовали задачу противопоставления друг другу религиозных и национальных общин. Однако намерениям преступников не суждено было осуществиться - даже на Кавказе, где возникала реальная опасность межнациональной бойни.
 Всем нам необходимо помнить: будущее народа, его сила и крепость - в единстве. Не менее очевидно и другое: усилия государства в борьбе с преступностью станут полностью действенными именно тогда, когда им будет сопутствовать забота Церкви и общества о нравственном благополучии нации.
 - Существует ряд совершенно искусственно созданных преград между светской и религиозной культурой, светской наукой и религией. Вы призываете к преодолению этих искусственных преград, к возрождению нравственности и духовности в культуре и искусстве, к тесному сотрудничеству между представителями всех областей светской и церковной культуры. На Ваш взгляд, в этом направлении удалось за последнее время добиться положительных сдвигов?
 - Вы правы: стена, при помощи которой пытались отделить религию от общества, не имела и не могла иметь прочного фундамента. Культура и искусство, лишенные религиозной подосновы или хотя бы уважения и понимания духовных ценностей, становятся инструментом реализации греховной воли, юдолью отчаяния, безысходности, тревоги, вражды. Такое "творчество" развращает и угнетает своих потребителей.
 Что касается науки, то слова апостола Павла "Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим. 1. 20), лучше всего подтверждаются тем фактом, что большинство ученых являются верующими людьми. Научное сообщество теперь практически не исходит из ложной посылки, что любая религиозность антинаучна. Наука постепенно приходит к тому, что надлежащее понимание ряда явлений окружающего мира невозможно без использования религиозного сознания, без учета религиозных ценностей. Более того, православные естествоиспытатели пытаются в сотрудничестве с пастырями и богословами выработать духовные принципы для своих научных изысканий. Это особенно важно в таких сферах, как бионика, генная инженерия, кибертехнологии.
 - До последнего времени между учреждениями государственной системы сохранения памятников культуры и Церковью существовала определенная напряженность, вызванная неоправданными опасениями чиновников, их узкокорпоративными или личными интересами. Мы знаем, что Ваш пастырский подход позволил Вам подписать ряд совместных документов с Министерством культуры РФ и руководством музейных комплексов, находящихся на территории церковно-исторических и духовно-значимых монастырей.
 Позволило ли это полностью разрешить названные проблемы и дать монастырям новую жизнь?
 - Проблема сосуществования приходов и монастырей с располагающимися на их территории музейными комплексами и другими учреждениями культуры не имеет однозначного решения. В каждом конкретном случае Церковь пытается найти индивидуальный подход и разрешить проблему с минимальными осложнениями. Главные трудности сегодня порождены нехваткой средств на выезд и размещение организаций, занимающих храмовые или монастырские здания, а также невниманием к нуждам и строю церковной жизни, которое иногда проявляется работниками музеев, хранилищ, мастерских.
 Но есть и очень достойные примеры. Так в помещении храма преподобного Серафима Саровского на месте его подвигов - в Сарове - до недавнего времени располагался театр. Государство изыскало средства на строительство нового помещения для театра, а храм, переданный Церкви, был восстановлен и освящен в прошлом году, во время празднования 100-летия прославления преподобного Серафима. Благополучно сосуществуют церковная жизнь и музейная деятельность, например, в московском Кремле, столичном Новодевичьем монастыре, ряде других мест.
 - В мае этого года наш народ отметит 60-летие со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Мы знаем, что Русская Православная Церковь во все времена, даже самые для нее тяжелые, во время гонений, делала все возможное и невозможное для поддержки и поднятия патриотического духа россиян, в том числе и в борьбе с фашистскими захватчиками. Расскажите, пожалуйста, как Церковь собирается участвовать в юбилейных торжествах?
 - В праздновании юбилея примут участие Синодальные учреждения, епархии, монастыри, приходы Русской Православной Церкви. В дни торжеств будут совершены богослужения, на которых Церковь будет молиться о здравии живых ветеранов войны, о блаженном упокоении павших воинов и всех, кто не вынес тягот военного времени. Планируется проведение конференций, издание книг и фильмов, посвященных Великой Отечественной войне. Кроме того, целый ряд мероприятий будет осуществляться совместно с государственными ведомствами - Министерством обороны, Министерством иностранных дел, Министерством внутренних дел и многими другими. Нас не могут не беспокоить участившиеся в последние годы попытки переписать историю, принизить и предать забвению бессмертный подвиг нашего народа.
 Особо тема 60-летия Победы и исторических уроков войны будет обсуждаться в марте нынешнего года на Всемирном русском народном соборе - форуме, представляющем широкий срез российского общества. Его участникам предстоит осмыслить значение Победы для судеб России и мира, для того, чтобы сегодня человечество могло как единый организм ответить на грозные вызовы современности.
 - Ваше Святейшество, Вы неустанно призываете ради мира и согласия в обществе к благожелательному взаимопониманию и сотрудничеству между приверженцами различных религий и мировоззрений, называете сотрудничество между различными христианскими конфессиями ради нужд современного мира христианским долгом и путем к исполнению Христовой заповеди о единстве, а также большое внимание уделяете вопросам братского взаимодействия всех Православных Церквей. В этой связи насколько далеко вперед продвинулась Ваша объединительная миссия Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за границей?
 - Думаю, для всех уже очевидны те положительные тенденции, которые появились в этом году во взаимосвязях Московского Патриархата и Русской Православной Церкви за границей. Значительный вклад в потепление наших отношений придал недавний визит в Россию делегации Русской зарубежной Церкви во главе с ее Первоиерархом - митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. Многочисленные встречи с архипастырями, пастырями и мирянами Русской Православной Церкви, участие в церковных торжествах, посещение наиболее чтимых святынь - все это помогло членам делегации составить полное и объективное представление о церковной жизни в России, которое по возвращении они постарались донести до своих собратьев и до своей паствы. Хотелось бы также отметить весьма успешную совместную работу комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской зарубежной Церковью и комиссии Русской зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом. Промежуточные итоги деятельности комиссий уже получили одобрение священных синодов Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за границей.
 Однако главным признаком улучшения наших отношений является даже не столько успех официальных переговоров, сколько то, что в среде верующих и с той, и с другой стороны почти растаял лед недоверия и отчуждения, для которых не осталось объективных причин в наши дни. Это дает основание надеяться, что с Божией помощью нам удастся благополучно пройти путь к уврачеванию многолетнего разделения.
 - Мы видим, что наш Президент часто посещает храмы, дальние монастыри, православные детские приюты. Насколько Владимир Владимирович воцерковленный человек?
 - Меру воцерковленности человека оценивает Господь. Поэтому я не хотел бы ставить что-то вроде духовного диагноза Владимиру Владимировичу. Однако мог бы поделиться некоторыми наблюдениями.
 Для меня очевидно, что этот человек искренне идет по пути веры. Участие в молитвенной и богослужебной жизни, посещение храмов и монастырей, православных школ и приютов, внимание к нуждам Церкви являются потребностью его души. Как пастырь Церкви не могу не радоваться этому. Кроме того, я смотрю на воцерковление Владимира Владимировича не как на потенциальную возможность продвигать "корыстные интересы" Церкви, а как на совершение тайны его личного спасения, что само по себе ценно в очах Божиих, как и спасение всякого человека.
 - Возможна ли сегодня симфония духовной и светской власти, которая была когда-то в Византии и на Руси?
 - Нельзя утверждать, что в Византии и Московской Руси принцип симфонии был полностью реализован. Это был скорее идеальный ориентир для построения церковно-государственных отношений, которому стремились следовать, что не всегда получалось. Симфония предполагала выстраивание таких отношений между Церковью и государством, которые бы приводили их к взаимному согласию. Ведь в одном из переводов с греческого языка слово "симфония" означает "согласие". Обращение к тому историческому периоду, когда этот принцип впервые был сформулирован, помогает понять его суть, актуальную и сегодня.
 Как известно, в первые три века существования христианства Церковь подвергалась периодическим государственным гонениям. После обращения в христианство римских императоров появилась насущная потребность в выработке новой системы церковно-государственных отношений. Лучшие умы эпохи стремились определить, при каких условиях возможно согласие Церкви и государства. Таким образом, слово "симфония" скорее выражало желаемое состояние, чем осуществленную реальность. В официальных государственных документах оно впервые появилось в середине VI века в сборнике законов Византийской империи, составленном в царствование императора Юстиниана. При этом определялись сферы ответственности государства и Церкви, их функции и взаимные обязанности. Именно следование этим нормам создавало систему симфонии (согласия).
 Сегодня Россия ищет оптимальную модель устройства государственной и общественной жизни после долгих лет тоталитаризма и атеизма. Эта особенность сближает положение в России с ситуацией в Римской империи после прекращения официальных гонений. И нам вновь необходимо найти модель отношений, которая бы не сталкивала Церковь и государство, а приводила их к партнерству. Тема симфонии вновь актуальна для России, так же как и для других государств СНГ и Балтии.
 Наши страны выбрали путь строительства светского государства, разделения сфер компетенции Церкви и светской власти. При этом считается, что мы лишь осваиваем современный опыт Запада. Однако многие позитивные стороны этого опыта были открыты столетия назад на Востоке. Если вдуматься, можно обнаружить, что современный принцип светскости представляет собой секуляризованный аналог византийской симфонии. Он выработался на Западе в результате борьбы с претензиями Римского епископа на светскую власть. Христианский Восток никогда не знал таких претензий на концептуальном уровне. Если и были попытки церковных деятелей овладеть государственной властью или наоборот, то они воспринимались как ущербность и искажение правильных отношений.
 На Востоке всегда признавались особые сферы деятельности государства и Церкви, в которые другая сторона не должна была проникать. При этом ни одна из сторон не считалась в чем-то ущербной по отношению к другой. Существовали четкие критерии правильного образа действия церковных и государственных тружеников. Полагаю, что современная система церковно-государственных отношений не является и не должна быть некоей реставрацией прежних порядков, но она вполне может руководствоваться принципом согласия (симфонии) с учетом современного состояния общества.
 - Ваше Святейшество, позвольте задать Вам личный вопрос. Испытываете ли Вы порой сомнения, и что укрепляет Вашу веру?
 - Совершенная вера, которая полностью исключает сомнения, подразумевает безгрешность, недостижимую для земного человека. Любой христианин пытается следовать в меру своих сил призыву Христа: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5. 48). Кто же и насколько преуспел в этом - известно только Богу.
 Любое сомнение, возникающее в душе христианина - внушение диавола. "Сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17. 21). Именно это и укрепляет мою веру.
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 Предисловие
 ГЛАВА I. Исторические предпосылки возникновения гражданского общества в России.
 ГЛАВА II. Личность - общество - государство: реалии и перспективы развития в эпоху глобализации.
 ГЛАВА III. Статьи, фрагменты выступлений и интервью автора с государственными, общественными и религиозными деятелями (с 1998 года по настоящее время) по различным аспектам становления гражданского общества в современной России:
 Российский парламентские выборы и гражданское общество: постановка проблемы.
 Существует ли в России гражданское общество?
 Предприниматели и власть в современной России: в поисках новой стратегии взаимоотношений.
 Гражданское общество в региональном контексте: старые проблемы и новые решения.
 На пороге XXI века: гражданское общество в России.
 Гражданское общество в России. Стране нужно выбрать инерционный сценарий развития.
 Власть и общество: готовность к диалогу.
 Гражданское общество и выборы.
 Выступление на форуме неправительственных организаций "Калининград: перспективы сотрудничества Россия - ЕС в Балтийском регионе"
 Выступление на межрегиональной общественной конференции "Гражданское общество и государство в России: время работать сообща".
 Выступление на III научно-общественном форуме в Санкт-Петербургском университете. "Гражданское общество и реформа местного самоуправления"
 Искать ответы на вызовы. Представители гражданского общества ищут свои способы противодействия терроризму.
 Интервью с Президентом РСПП А.И.Вольским.
 Интервью с Полномочным представителем Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе В.И.Матвиенко.
 Интервью с Председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.
 Интервью с сопредседателем политической партии "Союз правых сил" Ириной Хакамадой
 Интервью с Председателем Счетной Палаты РФ С.В.Степашиным.
 Интервью с Президентом Российского союза театральных деятелей, народным артистом России А.А. Калягином
 Интервью со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.
 
 
 
 
 Сергей Александрович Абакумов
 
 История возникновения прототипов гражданского общества в России.
 Личность - общество - государство
 в условиях глобализации
 
 Авторская серия
 "На пути к гражданскому обществу"
 Книга IV
 
 
 
 
 
 
 Ответственный за выпуск:
 ???
 Редакторы:
 ???
 Макет, верстка:
 А.В. Гарбузарь
 Корректор:
 ???
 
 Сдано в набор 00.00.2004. Подписано в печать 00.00.2004.
 Формат 60х90/16. Бумага офсетная. Гарнитура "Minion". Печать офсетная. Усл. печ. л. 10. Тираж 00000 экз. Заказ № 00000
 
 Отпечатано с диапозитивов изготовленных
 в издательстве "?????", Москва.
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу