<< Пред.           стр. 5 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу

  В зарубежном курсе "Экономика труда" предложение и спрос на рынке труда изучаются путем описания нескольких моделей взаимодействия продавцов и покупателей ресурсов труда в зависимости от степени конкуренции. Рассмотрим один их таких вариантов. Кривая спроса на рынке труда показывает, сколько работников хотели получить работодатели на каждой определенной ставке заработной платы при допущении, что цена капитала и уровень спроса на продукт остаются неизменными. Кривая предложения труда рынку указывает, сколько работников могут выйти на рынок на каждом уровне ставки заработной платы при допущении, что заработная плата по другим профессиям останется постоянной. Эти кривые могут быть расположены на одном и том же графике, и дадут очень интересную информацию (рис. 3.3).
 
 
 
  Рис. 33. Спрос и предложение на рынке труда
 
  Предположим, что рыночная заработная плата установилась на W1. При такой низкой зарплате спрос будет высоким, но предложение низким. Следовательно, в таких условиях работодатели будут конкурировать на рынке за немногих работников, в результате чего возникает нехватка работников. Стремление фирм привлечь работников приведет к тому, что они предложат высокую заработную плату, тем самым подняв общий уровень предлагаемой заработной платы на рынке.
  Исходя из построения кривых можно наблюдать два явления. Во-первых, если заработная плата вырастет, то большее число работников решат выйти на рынок и приступить к поиску работы (движение вдоль кривой предложения). Во-вторых, она заставит искать меньшее число работников (движение вдоль кривой спроса). Если заработная плата поднимется до W2 предложение превысит спрос. Работодателям потребуется меньше работников, чем их присутствует на рынке, и не все желающие получат рабочее место, в результате чего образуется избыток работников. У работодателей соберутся длинные очереди претендентов на любое образовавшееся рабочее место. В скором времени работодатели начнут понимать, что могут заполнить рабочие места квалифицированными кандидатами, даже предложив низкую заработную плату. Далее, если они будут платить более низкую заработную плату, у них возникнет желание нанять большее число работников. Некоторые из работников согласятся на это, поскольку они просто нашли работу. Другие покинут рынок и будут искать работу в других местах. Таким образом, спрос и предложение приблизятся к равновесию, когда заработная плата пойдет вниз с уровня W2.
  Когда заработная плата равна Wе, работодатели могут заполнить все рабочие места, имеющиеся у них, а все работники, желающие получить работу, найдут ее. При We нет ни недостатка, ни избытка. Все стороны удовлетворены и не появляются силы, которые стремились бы изменить заработную плату. Рынок находится в равновесии, пока заработная плата остается на уровне Wе9.
  Наиболее существенным представляется уровень жизни населения и конкретного индивида, воздействующий определенным образом на решение человека о предложении своего труда. Особое место здесь занимает заработная плата. Ее воздействие проявляется в двух аспектах: во-первых, величина заработной платы способна влиять на микроуровне на решение индивида об участии в общественном производстве, если предлагаемый заработок способен повысить его уровень жизни. Различие ставок заработной платы в тех или иных сферах деятельности определенным образом воздействует на решение индивида о возможной сфере приложения своего труда. Во-вторых, следует учитывать, что даже приняв решение о предложении рабочей силы, индивид может варьировать ее количеством, т.е. величину отрабатываемых человеко-часов. Если до определенного момента индивид склонен увеличивать количество человеко-часов вместе с ростом ставки заработной платы (так называемый "эффект замены"), то в дальнейшем он уступает место "эффекту дохода", согласно которому при росте ставки заработной платы может происходить сокращение предложения труда, ибо для индивида вследствие увеличившегося дохода возрастает ценность досуга. Для совокупности индивидов на рынке труда в целом ^зависимость предложения от ставки вознаграждения будет иметь классический вид, поскольку уровень заработной платы, за которым следует эффект дохода, сугубо индивидуален.
  Эффект замены возникает, когда при высокой заработной плате свободное время рассматривается как потенциальный избыток. Часы досуга все более дороги, и работник предпочитает вместо досуга работать. Это ведет к росту предложения труда.
  Эффект дохода возникает тогда, когда высокая заработная плата рассматривается как источник возможности увеличить свой досуг, свободное время. Рост же свободного времени уменьшает предложение труда.
  Таким образом, важно количественно определить предложение и спрос, а также статистические материалы, которые предназначены для этих целей.
  В количественном выражении предложение рабочей силы равно числу лиц, выходящих на открытый рынок труда и обращавшихся по вопросам найма в службы занятости или непосредственно на предприятия.
  На перспективный период оно должно включать в себя лиц, не занятых трудовой деятельностью и ищущих работу, а также лиц, которые выйдут на рынок труда в течение прогнозируемого периода. К последним относятся: высвобождаемые работники; увольняемые работники (по причинам текучести и в связи с окончанием срока договора); выпускники общеобразовательных учреждений; лица, прибывшие из других территорий; лица, выходящие на рынок труда из домашнего и личного подсобного хозяйства.
 
  Рис. 3.4. Предложение труда индивида:
 
  W/P - уровень заработной платы, при котором начинает действовать эффект дохода;
  L - соответствующий W/P уровень предложения труда;
  SS' - кривая предложения труда;
  М - точка критического перехода от роста предложения труда, связанного с
  эффектом замены, к уменьшению предложения труда, зависящего от эффекта
  дохода. Выше точки М преобладает действие эффект дохода с получением
  заработной платы W/P; ниже точки М эффект замены доминирует.
 
  Предложение рабочей силы следует определять с учетом статистической информации о численности и половозрастной структуре трудовых ресурсов, экономической активности различных категорий населения, уровня занятости лиц старших возрастов и подростков. Спрос на рабочую силу формируется по отраслям и в количественном выражении должен совпадать с общей дополнительной потребностью предприятий и организаций в работниках (вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности). При расчете спроса на рабочую силу определяются потребность предприятий в новых работниках и потребность предприятий в работниках, необходимых для замены выбывающих (вне зависимости от причин). Таким образом, удается установить численность лиц, которые могут быть трудоустроены.
  В качестве исходной информации используются данные текущего статистического учета и специальных обследований, проводимых непосредственно на предприятиях. На этой базе с учетом структурных изменений проводится анализ перспектив развития отдельных сфер занятости. Отраслевой разрез информации характеризуется двумя группами показателей: структурой занятых в народном хозяйстве и структурой занятых в отраслях промышленности.
  Для всесторонней оценки состояния и перспектив региональной занятости необходимо осуществлять сбор информации о потребности предприятий в рабочей силе не только в целом, но и по профессиям' (специальностям), проводя при необходимости их группировку.. С использованием данных о потребностях в работниках конкретных профессий (специальностей) и на основе балансовых методов расчета общая величина потребности экономики региона или отдельных отраслей в рабочей силе устанавливается значительно более точно.
  Важнейший этап оценки прогнозирования регионального рынка труда - сопоставление названных показателей - можно оценить фактическую и ожидаемую ситуацию на рынке труда, установить наличие недостатка или избытка рабочей силы и уже на этой основе разрабатывать систему мер по совершенствованию региональной занятости.
 
  3.5. БЕЗРАБОТИЦА
 
  Под безработицей обычно понимается несоответствие на рынке труда, когда предложение труда превышает спрос, причем это несоответствие может быть как в количественном, так и в качественном отношении. Безработицу необходимо рассматривать с различных точек зрения, выясняя наиболее важные понятия, ее характеризующие. С этих позиций ее изучение осуществляется в следующем порядке: статус безработного; уровень безработицы; распространенность безработицы и движение безработных; продолжительность безработицы; типы безработицы.
  Безработным, по методологии Международной организации труда (МОТ), считается тот, кто в настоящий момент не имеет работы, ищет ее, готов к ней приступить и не имеет других источников дохода, кромe заработной платы в сфере оплачиваемой занятости. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Следует отметить, что принятая система учета безработицы в нашей стране не отражает действительных тенденций в развитии российского рынка труда, поскольку большинство безработных не регистрируются на биржах труда, предпочитая искать работу самостоятельно или прибегая к услугам негосударственных посреднических структур.
  В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется по следующей формуле:
 
  ,
 
 где Уб - уровень безработицы;
  ЭА - численность экономически активного населения;
  3 - численность занятых.
 
 
  Таблица 3.6
  Динамика численности безработных и уровня официально зарегистрированной безработицы в России
 
  На конец периода, годы
  Численность безработных, тыс. чел.
  Уровень безработицы, %
  1991 61,4 0,08
 1992 577,7 0,76
 1993 835,5 1,11
 1994 1635,7 2,21
 1995 2326,9 3,15
 1996 2506,0 3,4
 
  Как следует из таблицы, скачок численности официально зарегистрированных безработных произошел в 1992 г. Затем в течение последующих лет численность безработных возросла, но темпы роста несколько снизились. Для получения наиболее полной картины важно проанализировать показатели безработицы по причинам увольнений на основании данных о лицах, обратившихся в государственную службу занятости, также уровень безработицы по регионам страны с выделением показателей: зарегистрировано безработных и доля безработных, которым назначено пособие.
  Современная наука использует понятие естественного уровня без-работицы. В разных странах уровни безработицы существенно различаются, поскольку они зависят от естественной безработицы (уровня), рг фазы экономического цикла, в которой находится страна, а также от проводимой государственной политики занятости. В зарубежных странах естественной уровень безработицы 4-6%, в России - 3-5%.
 
 
 
 
 
  Таблица 3.7
  Уровень безработицы по отдельным странам
 
  Страны
  1995
  Процент
  безработицы
  1996
  Процент
 безработицы
  Австралия
 Австрия
 Бельгия
 Великобритания
 Германия
 Испания
 Канада
 Польша
 Словакия
 США
 Финляндия
 Чехия
 Чили
 Швеция
 Япония
  сентябрь
 август
 сентябрь
 август
 сентябрь
 2 кв.
 июль
 сентябрь
 2 кв.
 октябрь
 сентябрь
 июль
 2 кв.
 сентябрь
 сентябрь
  8.4
 5.4
 14,8
 8,4
 10,2
 22,7
 9,8
 15,0
 13,3
 5,2
 16,4
 2,9
 5,8
 7,9
 3,2
  сентябрь
 август
 сентябрь
 август
 сентябрь
 2 кв. июль
 сентябрь
 2 кв.
 октябрь
 сентябрь
 июль
 2 кв.
 сентябрь
 сентябрь
  8,7
  5,7
  14,2
  7,8
  11,2
  22,3
  9,8
  13,5
  12,1
  4,9
  15,1
  3,0
  6,6
  8,3
  3,3
 
  Как видно из табл. 3.7, наибольший уровень безработицы отмечен в Испании, Финляндии, Бельгии, Польше и Германии. Наименьший - в Чехии и Японии. Низкий уровень безработицы в этих странах объясняется целенаправленной политикой государства на рынке труда этих стран.
  Весьма важно определить продолжительность безработицы, т.е. _змененну, которая характеризует в среднем длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработного на конец рассматриваемого периода, а также теми безработными, которые были в этом периоде трудоустроены.
  Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными. Уволенным с предприятия по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем, пособие по безработице выплачивается:
  • в первые три месяца безработицы - в размере 75% от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца - в размере 60%;
  • в дальнейшем - в размере 45%, но во всех случаях не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
  Пособие по безработице во всех иных случаях устанавливается в размере минимальной оплаты труда.
  Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением лиц предпенсионного возраста, для которых период выплаты пособия при определенных условиях может достигать 24 календарных месяцев. По истечении 12-месячного периода выплаты пособий по безработице большая часть безработных граждан, не найдя работу, оказывается в тяжелом финансовом положении, поскольку в последующие 6 месяцев они не имеют права на получение пособия.
  Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночной экономики. В этой связи целесообразно большое внимание уделять анализу типов безработицы. Основными ее типами являются: фрикционная, структурная и циклическая, имеется также специфический тип безработицы - скрытая.
  Фрикционная безработица связана с изменением в предложении труда. Поскольку человеку предоставлена свобода выбора рода деятельности и места работы, то он обычно использует это право. Одни добровольно меняют место работы, другие ищут новую работу из-за увольнения, некоторые теряют временную, сезонную работу, а отдельная категория (молодежь) впервые ищет _зботу. Часть людей из этой категории трудоустраивается, часть продолжает искать работу- в то же время происходит увольнение новых работников в силу отмеченных выше причин, и так без конца. Рынок труда функционирует неповоротливо, со скрипом, не приводя в соответствие количество рабочих и рабочих мест. Фрикционная безработица считается неизбежной и желательной, поскольку инициатива увольнения исходит от самого человека и многие работники при увольнении переходят с низкооплачиваемой, малосодержательной на более высокооплачиваемую и содержательную работу.
  Структурная безработица, иногда ее называют "составная". Сущность ее заключается в изменении со временем структуры потребительского спроса и технологии, которые влекут за собой изменения структуры общего спроса на труд. Предложение труда, будучи более инертным элементом рынка труда в силу устойчивости психологических стереотипов людей, зачастую не соответствует по качественным параметрам изменившемуся спросу на труд. В связи с невозможностью быстрой подготовки новых и переподготовки ранее занятых работников возникает дисбаланс спроса и предложения труда в различных отраслях. Структурная безработица более длительная и нежелательная.
  Циклическая безработица - это безработица, которая вызывается спадом производства, снижением инвестиций в экономику. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет.
  В последние годы в России появился новый тип безработицы - скрытая. Спад производства и неадекватное ему сокращение занятости - главная причина скрытой безработицы. Экономической возможностью ее существования является падение реальной заработной платы работников (рис. 3.5).
  Кривая Р описывает предложение труда, которое увеличивается при росте реальной заработной платы, кривая С0 - спрос на труд, снижающийся с повышением реальной заработной платы. Очевидно, что положение кривой спроса на труд С0 соответствует некоторому фиксированному объему производства. Если реальная заработная плата при этом объеме производства равна Z1, то численность занятых составит LZ2 , предложение труда - LH, а разность LP - LZ определит величину скрытой безработицы. Если объем производства сократится, кривая спроса на труд сместится в положение C1. Чтобы реальная заработная плата осталась на уровне Z1, необходимо уменьшить численность занятых до значения LZ, . Если по каким-то причинам сокрашения занятости не происходит, т.е. накапливается скрытая безработица в объеме LZ2 - LZ1, то реальная заработная плата смещается в точку LP1 .
  Таким образом, в точке О работодатели согласны содержать излишнюю численность работников только за счет снижения реальной заработной платы, и те в силу отсутствия возможности продать свой труд по более дорогой цене вынуждены соглашаться. При этом в условиях роста скрытой безработицы и снижения реальной заработной платы открытая безработица может даже сократиться (она станет равной Lp1 -Lp2 ) из-за снижения предложения труда10.
 
 
  Рис. 3.5. Взаимосвязь реальной заработной платы и численности
  работников
 
  Скрытая безработица включает потери рабочего времени в связи с низкой интенсивностью труда, потери продукции на стадии хранения, транспортировки и реализации, отвлечения рабочей силы от основной деятельности, устранение целодневных и внутрисменные потерь рабочего времени, а также излишнюю численность работников, образующуюся в результате снижения объемов производства, свертывания убыточных производств, перепрофилирования предприятий и т.д. без адекватного снижения численности работающих. Практика последних лет показала, что в период спада объемов производства, как правило, падает и производительность труда при сохранении численности _збочих или при небольшом сокращении, т.е. имеется очень большой разрыв между этими процессами.
  Скрытую безработицу, по нашему мнению, следует разделить на официальную и неофициальную. К официальной скрытой безработице относятся регистрируемые статистикой лица находящиеся в административных отпусках по инициативе администрации, а также лица, вынужденные работать в условиях неполного рабочего времени. В неофициальную скрытую безработицу следует включать избыточную внутрипроизводственную численность работников и тех, кто ищет работу самостоятельно, не обращаясь в службы занятости. Размеры и формы существования этой части скрытой безработицы определяются с помощью проведения специальных выборочных обследований. Характерными признаками неофициальной скрытой безработицы могут быть неполное и неэффективное использование рабочего времени, недостаточное использование квалификационных и профессиональных способностей работников и т.д.
  С целью изучения скрытой безработицы непосредственно на _зменении_иях осуществляются специальные обследования с использованием балансовых методов определения потребности в рабочей силе. Проводятся опросы экспертов из числа руководителей и специалистов предприятий, представителей органов управления, ведущих ученых.
  Характер современной безработицы в России, ее особенности проявляются в формах безработицы, ее структуре и показателях, социальных _зменении_иях, характере и соотношении факторов, определяющих масштабы, уровень и продолжительность.
  Логическим продолжением анализа форм безработицы является характеристика ее структуры по следующим признакам:
  • полу, с выделением наименее защищенных в социальном отношении безработных женщин;
  • возрасту, с выделением молодежной безработицы и безработицы лиц предпенсионного возраста;
  • социальным группам (рабочие, интеллигенция, служащие, технические исполнители);
  • уровню образования;
  • профессиональным и стажевым группам;
  • уровню доходов и обеспеченности;
  • причинам увольнения;
  • ментальным группам.
  Анализ структуры безработицы целесообразно проводить на основе сочетания экономико-статистических, оперативных и социологических методов исследования. Итогом анализа может явиться разработка "Социально-демографического портрета российского безработного"11 .
  Главная "цена" безработицы - невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно.
  Известный американский исследователь в области макроэкономики Артур Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП (валовой национальный продукт). Это отношение известно во всем мире как закон Оукена, в соответствии с которым каждые 2%, на которые реальный объем производства превышает свой естественный уровень, сокращают уровень безработицы и, наоборот, каждые 2% сокращения реального национального объема производства ниже естественного уровня увеличивают уровень безработицы на 1 % по сравнению с естественным уровнем безработицы.
 
  Таблица 3.8
  Формы российской безработицы
 
 Критерии классификации
  формы безработицы
  Разновидности форм
  Сфера распространения
  3. Причины возникновения безработицы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2. Продолжительность
 
 4. Внешняя форма проявления безработицы
  Текущая
 Структурная
 
 
 
 
 Циклическая
 
 Сезонная
 
 
 Экстремальная
 
 
 Застойная
 Краткосрочная
 Скрытая
 
 
  Открытая
  Конвертоспособная
 Технологическая
 Конъюнктурная
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Аграрная
 Частичная
  Повсеместно
 Центры ВПК
 Города с градооб-разующими предприятиями
 
 в период спада производства
 в сельском хозяйстве, промысловых отраслях, строительстве Районы интенсивной миграции населения, "горячие точки" и т.д. Повсеместно
 Повсеместно
 Сельская местность Промышленные центры
 Повсеместно
  Примечания. 1) текущая безработица - это постоянная часть безработицы, составной элемент нормальной безработицы. Данный термин соответствует западному эквиваленту "фрикционная безработица"; 2) застойная безработица - когда безработный вследствие длительного пребывания в сфере незанятости теряет полностью или в значительной мере свою квалификацию и надежду получить новое рабочее место, т.е. становится неконкурентоспособным на рынке труда.
 
  Безработица имеет и серьезные социальные последствия. Поскольку _збота - это, с одной стороны, источник получения дохода, а с другой - средство самоутверждения человека в обществе, то потеря занятости означает не только утрату этих статусов.
 
  3.6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ
  ЗАНЯТОСТИ
 
  Полшпика занятости - это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого ^о члена. Она имеет несколько уровней: общегосударственный, региональный и локальный. В настоящее время можно выделить три основные модели политики занятости, используемые в странах с развитой рыночной экономикой.
  Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и, как следствие, росте доходов работающих; такая политика предполагает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных.
  Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости практически всем трудящимся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения.
  Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При этом безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.
  Использование той или иной модели влияет на политику занятости как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне новые подходы в политике занятости способствуют повышению гибкости рынка труда, уменьшению расходов на рабочую силу, ведут к некоторому свертыванию социальных программ. Однако расширяются системы подготовки и переподготовки кадров, создаются дополнительные рабочие места, ужесточаются условия выдачи пособий. Принимаются меры по усилению роли частного сектора в решении проблем занятости, других социальных проблем. На микроуровне проводится политика сдерживания роста заработной платы, удлинения продолжительности рабочей недели, более широко используются различные формы неполной занятости. В результате кризисные явления обостряются.
  Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Активная политика занятости- это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ. Пассивная политика предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин - умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.
  Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих госу-дарственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и _збочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить ситуацию. Отсутствие активной политики может значительно сузить функции службы занятости, превратив ее в обычный собес.
  В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика РФ в области содействия занятости населения направлена на:
  • развитие людских ресурсов для труда;
  • обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  • предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
  • поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  • сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;
  • координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
  • координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.
  Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.
  Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, а также путем региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий. Обычно региональные программы занятости населения делятся на три уровня:
  • республиканская проблема занятости населения, которая содержит набор мероприятий, реализуемых только на уровне республики;
  • областная (краевая) программа определяет мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня. Например, выделение городов приоритетного развития;
  • районная (городская) программа занятости. Она представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участников рынка труда.
  Региональное регулирование занятости позволяет учитывать многие особенности развития регионов и на их основе разрабатывать конкретные целенаправленные мероприятия по созданию условий занятости в зависимости от форм собственности, размеров предприятий и тд. Важным способом смягчения ситуации на региональных рынках труда может стать использование нестандартных форм организации занятости (НФЗ). Оно открывает возможность воздействия на занятость путем ограничения предложения рабочей силы на открытом рынке труда, позволяет ограничивать масштабное высвобождение занятых и предупреждать всплеск безработицы. Внедрение НФЗ является мерой, отвечающей как интересам индивидов и работодателей, так и общества в целом.
  С позиции продавцов рабочей силы, особенно представляющих женщин и молодежь, НФЗ явились удобной формой сочетания необходимости работать за плату по найму с другими видами общественно полезной деятельности, например, учебой, воспитанием детей и семейными обязанностями, а также единственно приемлемым способом постепенного включения или выхода из трудовой деятельности (молодежь, инвалиды, пожилые и др.).
  Интересам предпринимателей эти формы занятости соответствуют по целому ряду параметров. Во-первых, в отдельные периоды использование НФЗ продиктовано объективными требованиями производства (сокращением его объемов в связи с циклическим кризисом, необходимостью капитального ремонта или замены оборудования и его наиболее квалифицированного и опытного кадрового костяка, сокращение издержек, связанных с увольнением рабочей силы, а позднее - наймом новой). Во-вторых, привлечение дополнительной рабочей силы на принципах нестандартных режимов занятости в большинстве случаев выгодно в финансовом положении, так как не ведет к пропорциональному росту издержек на рабочую силу. В-третьих, интенсивность, производительность, а значит и эффективность некоторых видов труда при НФЗ оказываются даже более высокими, чем при традиционных режимах его организации. Это относится прежде всего, к занятым трудом творческим, выполняющим нешаблонные, не повторяющиеся, различные по набору операций задания, которые зачастую не совпадают с традиционно установленной продолжительностью рабочего времени, да по существу и не могут быть точно уложены в определенный временной график.
  На макроэкономическом уровне использование НФЗ открывает возможность снизить остроту проблем занятости за счет обеспечения на рынке труда уязвимым категориям населения способа получения Дохода и поддержания уровня своей квалификации и работоспособности. НФЗ может стать одним из методов смягчения безработицы в массовых и застойных ее формах, а также способом мобилизации, в случае необходимости, имеющихся резервов труда, преодоления мобильности, свойственной определенным сегментам рабочей силы (инвалиды, пожилые, молодежь, женщины и т.п.).
  К настоящему времени в странах с развитой рыночной экономикой в нестандартных режимах трудится от 25 до 30% всех занятых и сложилась разветвленная и многообразная система организационных форм такой занятости. К числу разновидностей НФЗ могут быть отнесены:
  • частичная занятость, основанная на использовании рабочей силы в течение времени ненормальной или нестандартной продолжительности, включая временную занятость (сезонная, поденная, работа по контракту12, временные общественные работы и т.п.); занятость в течение неполного рабочего дня или неполной рабочей недели; чередование на рабочем месте (распределение рабочего места в течение рабочей смены нормальной продолжительности между двумя или более работниками);
  • основанные на нетрадиционных способах организации трудовой _змтельности или рабочего времени: надомный труд; совместительство (или труд на принципах двойственной занятости); гибкие графики труда (ГГТ) или, как иначе называют, гибкие графики рабочего времени13.
  • самозанятосгь предполагает самостоятельный поиск трудовых занятий и создание рабочих мест отдельными гражданами за счет их собственных средств в целях получения постоянного или временного дохода и удовлетворения личных потребностей в самореализации. Самозанятость является одним из важнейших направлений предупреждения и смягчения безработицы. Формами _змозанятости являются индивидуальная трудовая деятельность и предпринимательство в сфере малого бизнеса.
  Помимо рассмотренных ранее видов занятости в государственном и частном секторах экономики, новым явлением в сфере занятости населения _зменется деятельность в неформальном секторе экономики. Международная организация труда к неформальному сектору экономики относит небольшие заведения по производству и продаже товаров и услуг с незначительным капиталом, низким уровнем производительности труда и нестабильной занятостью, обеспечивающей невысокие и нерегулярные доходы. Обычно эти заведения не учитываются статистикой, не поддерживаются правительством, на них не распространены система социальной защиты, трудовое законодательство и т.д.
  Появление неформального сектора в экономике особенно характерно для развивающихся стран. По оценкам международных экспертов, в этом секторе работает от 30 до 50% всех занятых в городах. Виды неформальной деятельности многообразны, основные из них: уличная торговля; ремонтные работы; _змтельность, связанная с программным обеспечением компьютеров; бухгалтерские работы и секретарские услуги; работа по договору с предприятием формального сектора в ряде отраслей для снижения издержек и увеличения гибкости производства; домашние услуги и пр. Причины, побуждающие людей заниматься такого рода деятельностью, различны. Для некоторых самозанятость обеспечивает более гибкий режим работы. Многие умышленно скрываются от властей с тем, чтобы сохранить социальные пособия или избежать налогообложения (самозанятость пенсионеров, например). В России наметился рост неформального сектора экономики.
  Факторами роста неформальной занятости являются:
  • уровень безработицы (масштабы неформальной занятости значительнее в регионах, где он выше);
  • менее благоприятные условия для легального бизнеса (чем хуже эти условия, тем выше уровень неформальной занятости);

<< Пред.           стр. 5 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу