<< Пред.           стр. 6 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу

  • нехватка новых рабочих мест в формальном секторе экономики (чем меньше создано новых рабочих мест в регионе, тем выше уровень неформальной занятости).
  Большинство работников в неформальном секторе (около 65%) занимаются торговлей промышленными и продовольственными товарами на улице, в коммерческих ларьках, на рынке и т.д. Далее по значимости идут посреднические и прочие услуги - 22%, производство сельскохозяйственной продукции и сбыт - 8, производство товаров - 5%.
  Положительные стороны занятости в неформальном секторе экономики:
  • уменьшение безработицы благодаря занятости в неформальном секторе;
  • небольшие предприятия, организуемые в неформальном секторе, _зменются начальной ступенью в создании собственного дела, которое может превратиться в более серьезную форму предпринимательства и увеличить число новых рабочих мест.
  Негативные стороны занятости в неформальном секторе экономики:
  • экономические и правовые трудности работников;
  • большинство из занятых имеют очень небольшой капитал, низкий технический и управленческий уровень, осуществляют свою деятельность в неприспособленных помещениях или на улице;
  • высокие налоги, которые приходится платить государству, а главное поборы рэкетиров и штрафы милиции;
  • отсутствие социального страхования и других мер социальной защиты;
  • высокий риск финансовых потерь при совершении различных торговых или посреднических сделок.
 
  3.7. МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
 
  Важнейшим фактором, отражающим состояние занятости всех социально-демографических групп населения, является степень его мобильности, которая отражает готовность и возможность населения изменять социальный статус, профессиональную принадлежность и место проживания. Мобильность обусловлена потребностями экономики в труде определенного содержания и места приложения, а также способностью и готовностью личности к _змененииям в существенных характеристиках труда.
  Мобильность рабочей силы подразделяется на социально-профессиональную и территориальную. Социально-профессиональная мобильность - это процесс изменения содержания трудовой деятельности, вызванной различными причинами. Она непосредственно связана с текучестью рабочей силы. Территориальная мобильность - это миграция, под которой понимается именно пространственное перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в развитии и размещении производства, условиях существования рабочей силы. Мобильность рабочей силы характеризуется определенными факторами, которые можно разделить на четыре группы:
  1) предусматривающие настоятельность изменений в мобильности рабочей силы;
  2) отражающие желательность мобильности в силу целого ряда социально-экономических обстоятельств;
  3) оценивающие легкость мобильности через систему характеристик, которые могут способствовать либо препятствовать ей;
  4) отражающие информированность человека о возможных вариантах мобильности, что крайне важно в условиях переходного периода к рыночной экономике.
  Таблица 3.9
  Факторы мобильности рабочей силы
 
 Факторы мобильности
  Социально-профессиональная
  Территориальная
  I Настоятельность перемещения
  1.Текущее положение
  Зарплата, условия труда, содержание труда, рабочее время
  Уровень жизни, социальная инфраструктура, жилье
  2. Возможности улучшения Вероятность продвижения
  Вероятность улучшения жилищных условий
  5. Сделанные вложения
  Вложения в настоящую работу
  Вложения в дом, квартиру
  II. Желательность нового места работы (жительства)
  6. Положение на новом месте
  Зарплата, условия труда, содержание труда, рабочее время
  Уровень жизни, социальная инфраструктура, жилье
  7. Возможность продвижения на новом месте
  Вероятность продвижения на новом месте
  Вероятность улучшения жилищных условий
 
 
  Продолжение табл.3.9.
 
 3. Сохранение вложений
  Возможность использования сделанных вложений на новом месте
  Возможность обмена жилья
  Ш. Легкость мобильности
  1. Объективные характеристики
  Квалификация работника, его опыт, возраст и т.д.
  Квалификация работника, его опыт, возраст и т.д.
  2. Субъективные характеристики
  Легкость приспособления к новому рабочему месту
  Легкость привыкания к новому месту жительства
  3. Степень изменения
  Разница в функциях
  Разница в образе жизни
  4. Затраты на перемещение
  Расходы на освоение новой деятельности
  Расходы на переезд
  IV. Информированность
  1.Наличие информации о вакантных рабочих местах
  Информация о вакантных рабочих местах
  Информация о местах возможного поселения
  2. Стоимость информации
  Стоимость получения информации о вакансиях
  Затраты на получение информации в различных регионах
  3. Достоверность информации
  Достоверность информации о вакансиях
  Достоверность информации о регионах
 
  Миграция рабочей силы - это пространственное перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в развитии и размещении производства, условиях существования населения.
  В последние годы роль миграции в формировании численности и состава населения России значительно возросла. С точки зрения перемещения населения между административно-территориальными образованиями различают два типа миграции: внешнюю и внутреннюю.
  Внешняя миграция происходит при пересечении государственной границы. В ней выделяют два потока: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция- это отток населения за пределы данного государства. В России в 1993 г. был введен закон о свободном въезде-выезде. Начиная с 1990 г. ежегодная эмиграция из России составляет (по данным МВД) 100 тыс. чел. Направление эмиграции весьма стабильно: две трети или несколько больше эмигрантов выезжают в Германию, далее - в Израиль и США. Основу эмиграции составляет этническая эмиграция: 50% - немцы, примерно 30% - русские, 12% - евреи. Иммиграция- это приток на территорию данного государства. Если к эмиграции населения Россия уже успела привыкнуть, то свободная иммиграция из-за пределов бывшего СССР - новое для нее явление. Учет иммигрантов пока не налажен. Законодательство, регламентирующее обязательства России по отношению к иммигрантам разной категории, пока только разрабатывается. Осваиваются способы регулирования трудовой иммиграции, общепринятые в развитых странах. Теперь предприятия России могут привлекать иностранную рабочую силу по лицензиям. Для этого больше не требуется разрешения правительства, как прежде. В настоящее время положительная чистая миграция растет. Общее число прибывших в Россию в 1994-1995 гг. - 2 млн чел. (1 млн в год против 0,7 - 0,9 млн ежегодно на протяжении последних 25 лет), выбывших за ее пределы - 0,5 млн (0,25 млн в год против обычных 0,5-0,7 млн). Ежегодная чистая миграция составила около 0,8 млн чел.
  Важна не только количественная, но и качественная сторона миграционного источника пополнения трудового потенциала. В современных условиях благодаря миграции, в том числе и вынужденной, население России пополняется высококачественной, квалификационной рабочей силой. Две трети общего количества внешних мигрантов находится в трудоспособном возрасте: 17,8% прибывших из ближнего зарубежья имеют высшее и 28,6% - среднее специальное и незаконченное высшее образование, что почти в полтора раза превосходит соответствующие показатели по занятым в экономике страны.
  Таблица 3.10
  Различные прогнозные гипотезы годовых объемов чистой миграции в Россию (2000-2015 гг.) (тыс. чел.)
 
  Автор прогноза
  Варианты прогноза
  2000
  2005
  2010
  2015
  Госкомстат РФ, 1993
 
 
 Госкомстат РФ, 1996 Центр демографии и экологии человека. 1994
  Верхний
 Средний
 Нижний
 1
 Верхний
 Средний
 Нижний
  393
 275
 59
 183
 507
 373
  0
  216
 178
 5
 113
 515
 313
 0
  109
 114
 15
 75
  493
 191
 0
  26
 60
 17
 ....
 473
 142
 0
  Источники: Демографические перепективы России. - М.: Госкомстат России, 1993. - С. 47; Прогноз численности населения России до 2010 года (Статистический сборник). М.: Госкомстат РФ, 1996. - С. 90; Население России 1996. Четвертый ежегодный демографический до- клад. Центр демографии и экологии человека. - М., 1997. -С. 136.
 
 
 
  Внутренняя миграция - это миграция внутри страны. В зависимости от действия различных факторов и условий миграция населения может быть различных видов. Отметим лишь некоторые из них.
  1. Если миграция рабочей силы происходит в пределах какого-либо определенного региона и между регионами различного ранга, то делится на внутрирайонную и межрайонную, внутриобластную и межобластную и т.д.
  2. В зависимости от времени, на которое перемещается рабочая сила, выделяют безвозвратную (постоянную) и возвратную (временную) миграцию населения.
  3. Миграция населения по причинам, ее обусловившим, подразделяется на добровольную и вынужденную, последняя происходит по не зависящим от мигрантов причинам. Например, военные действия, экологические катастрофы, политические и этнические конфликты.
  4. По характеру современной подвижности рабочей силы миграция подразделяется на сезонную и маятниковую. Сезонная связана с расширением фронта работ, например в сельском хозяйстве, а маятниковая включает регулярные передвижения рабочей силы из одного населенного пункта в другой на работу и обратно.
  С точки зрения соблюдения норм действующего в стране за-конодательства миграция населения может быть законной (без нарушения законодательных норм) и незаконной (с нарушением законодательства).
  6. По способу реализации миграция делится на самостоятельную, которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов и организованную с помощью государственных или общественных органов, предприятий.
  7. Миграция населения, обусловленная трудовой деятельностью, называется трудовой миграцией.
  Вышеприведенная структура миграции населения не является исчерпывающей и может быть расширена за счет использования иных критериев оценки и факторов, ее обусловливающих. Изучение миграции населения по выделенным миграционным потокам (это совокупное число мигрантов, имеющих общие районы прибытия и выбытия в течение данного отрезка времени) позволяет системно, всесторонне и во взаимосвязи рассмотреть данное явление в экономике отдельного региона и страны в целом.
  Для анализа миграции рабочей силы применяются прямые и косвенные методы, включая различные показатели и коэффициенты, которые рассчитываются на 1000 человек населения, т.е. в промилле (%о). Основными из них являются: число прибывших (ПМ), число выбывших (ВМ), сальдо миграции - разность между числом прибывших и выбывших (ПМ - ВМ). Абсолютные показатели миграции имеют ограниченные аналитические возможности, так как не показывают изменения процесса миграции. Поэтому исчисляются относительные величины - показатели интенсивности миграции. Они позволяют оценить интенсивность миграционных процессов для отдельных территорий и являются показателями, пригодными для временных пространственных сопоставлений.
  Коэффициент прибытия (КП) - это отношение числа прибывших за год (ПМ) к среднегодовой численности населения SТ:
  .
  Коэффициент выбытия (KВ) - это отношение числа выбывших (BМ) за год к среднегодовой численности населения SТ:
 
  Сальдо миграции, или коэффициент миграционного прироста населения (KМП) может быть положительным (+) или отрицательным (-). Положительный знак означает приток населения на данную территорию, отрицательный - отток:
 
  Однако в этих показателях не учитываются различия в составе на-ления мест прибытия и выбытия, особенности структуры самих ми-тантов. Для этого рассчитываются повозрастные коэффициенты интенсивности прибытия, выбытия, сальдо миграции.
  Весьма важным является выяснение причины миграции, т.е. какие условия, факторы способствуют усилению или снижению данного процесса. Обычно выделяют несколько групп, а именно: природно-климатические, демографические, этнические, социально-экономические и др.
  Природно-климатические включают, как правило, экологические условия и экологические катастрофы. Оказывает .влияние привлекательность для отдельных групп мигрантов районов проживания с благоприятными климатическими условиями и т.д.
  Наиболее важное значение имеют социально-экономические причины миграции населения, которые характеризуют: размещение производства на территории того или иного региона; уровень экономического развития; размеры инвестиций; уровень развития инфраструктуры; возможность трудоустройства; возможность получения образования и жилья и тд.
  Будучи сложным процессом, миграция населения оказывает противоречивое влияние на социально-экономическое развитие страны. Это относится прежде всего к положению мигрантов, уровень безработицы среди которых выше, чем у коренных жителей того или иного региона. Приток мигрантов сопровождается увеличением нагрузки на социальную инфраструктуру, особенно городов, что приводит к значительному повышению цен на жилье. По некоторым оценкам, переход мигрантов в состав постоянного населения длится не менее 10 лет. В этой связи необходимо выделить меры, которые государство разрабатывает для снижения отрицательного воздействия миграционных процессов и их регулирования. В их основе находится политика Российской Федерации. Различают прямые и косвенные методы. Прямые - субсидирование на перемещение мигрантов, обеспечение их Необходимой информацией. Косвенные - развитие инфраструктуры, строительство промышленных предприятий и т.д.
  К основным принципам миграционной политики относятся: дифференцированный подход к различным категориям мигрантов, введение квотирования и ужесточения контроля за иммиграцией иностранных граждан в Россию, ужесточение требований к привлекаемым иностранным работникам в регионах с высоким уровнем безработицы.
  Поясним отдельные принципы.
  Для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, трудовое законодательство предусматривает дополнительные специальные гарантии обеспечения занятости, трудоустройства, реализации ими права на труд, производится квотирование рабочих мест, при помощи которого определяется минимальная численность работников, подлежащих устройству в данный организации. Так, для приема на работу, трудоустройства инвалидов устанавливаются квоты (бронь) для государственных и муниципальных предприятий органами местного самоуправления со службой занятости, а для других предприятий - до специальным договорам, заключаемым с ними органом местного самоуправления. Механизм введения квоты и ее размер определяются Правительством РФ. Для инвалидов размер квоты устанавливается с учетом ранее принятых на работу инвалидов, не менее 5% от средне-списочной численности работников.
  Работодателям, создающим рабочие места за счет собственных средств, предоставляются льготы по налогообложению, по тарифам на оплату коммунальных, транспортных и других услуг и по платежам в пределах доли на прибыль. Финансовая помощь может оказываться и в виде прямого финансирования для частичного возмещения затрат, а также в виде возвратного кредита с льготной ставкой при условии трудоустройства безработных и особо нуждающихся граждан на срок не менее 6 месяцев.
  Среди основных мер миграционной политики и механизмов по ее реализации следует отметить:
  • прием и размещение экономически активной части мигрантов, оказание им помощи в адаптации к новым условиям проживания и работы;
  • оказание государственной поддержки в обустройстве социально слабозащищенных вынужденных переселенцев;
  • помощь в жилищном устройстве вынужденных переселенцев с учетом специфики различных категорий мигрантов;
  • дифференцированную поддержку территорий, предпочтительных для расселения, стимулирование притока мигрантов с этих территорий с учетом интересов государства и населения;
  • регулирование притока граждан из государств дальнего и ближнего зарубежья, применение системы санкций за нарушение иммиграционного законодательства;
  • государственную поддержку таких категорий мигрантов, как депонированные в период репрессий, военные пенсионеры, казаки, этнические мигранты, жители Крайнего Севера, нуждающиеся в переезде, лица, пострадавшие в экологических и техногенных катастрофах.
 
  3.8. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА И СЛУЖБА
  ЗАНЯТОСТИ
 
  Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики предусматривает достижение трех основных целей:
  • стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников;
  • наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;
  • предоставление работы каждому, кто ее ищет.
 
  Рис. 3.6. Направления государственной политики на рынке труда
 
  Меры государственной политики занятости дифференцируются по:
  • объекту воздействия (общие меры и специализированные);
  • источникам финансирования.
  К методам воздействия на занятость можно отнести:
  а прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
  • косвенные (экономические): финансовая, монетарная, фискальная политики. 1ипы государственного воздействия на занятость:
  • пассивный - социальная помощь незанятому населению;
  • активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т.д.
  В рамках государственной политики занятости следует отметить роль фондов занятости в регулировании рынка труда. Расходы фонда занятости условно можно сгруппировать по четырем направлениям.
  1. Средства, расходуемые на пособие по безработице, материальная помощь безработным, выплата досрочных пенсий. Это принято называть пассивной политикой.
  2. Средства, идущие на переподготовку и общественные работы. Данная форма активной политики вытекает из действующего законодательства14, т.е. является обязательной для государственной службы занятости.
  3. Средства, направляемые на финансовую поддержку, приобретение ценных бумаг и прочие расходы. Объединяет названные формы то, что они не гарантированы законом. При этом расходы на статью "финансовая поддержка" принято относить к активным формам политики на рынке труда.
  4. Средства, предназначенные для развития служб занятости (их содержание, капиталовложения, реклама, АИС "Занятость").
  Государственный фонд занятости осуществляет следующие выплаты:
  • пособие по безработице;
  • компенсацию материальных затрат в связи с их добровольным переездом в другую местность по направлению службы занятости;
  • оплату периода временной нетрудоспособности;
  • стипендии при направлении службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации.
  Из фонда занятости возмещаются затраты Пенсионного фонда в связи с назначением досрочных пенсий безработным. Страховой тариф для уплаты взносов в Фонд занятости населения составляет 1,5% средств, направляемых на оплату труда. От оплаты взносов освобождены общественные организации инвалидов, общественные организации инвалидов и пенсионеров, принадлежащие им предприятия, а также религиозные объединения. В настоящее время в России сложился ряд направлений в регулировании рынка труда, которые в большей мере исходят из федеральной государственной службы занятости населения. Ее основная задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда.
  федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Основные принципы работы российской службы занятости населения соответствуют международной практике. В настоящее время в России функционируют более 2,5 тысяч центров занятости (они есть в каждом городе и районе). В августе 1996 г. на базе трех социальных ведомств - Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и федеральной службы занятости - образовано Министерство труда и социального развития России (рис. 3.7).
 
 
 
  3.7. Приоритетные направления работы служб занятости
 
  Услуги, связанные с содействием занятости населения, предо. ставляются органами службы занятости бесплатно. Развитие рц, ночных отношений способствует созданию негосударственных структур занятости частного характера. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, учреждения при учебных заведениях, при религиозных органах и т.д. Находят применение биржи труда. Практика показывает, что они в полной мере могут стать действенным регулятором рынка труда. Биржи труда аккумулируют информацию о рынке труда, его состоянии и перспективах. Как рыночная структура, биржа труда выполняют многообразные функции (рис. 3.8).
  Существуют и другие формы коммерческих структур в области организации занятости населения на негосударственном уровне. На конец 1996 г. в России насчитывалось около 150 негосударственных структур занятости и подбора персонала, которые располагались в различных городах России, но большая их часть сосредоточена в Москве.
 
 
  Рис. 3.8. Функции биржи труда
 
  РЕЗЮМЕ
  Занятость населения составляет необходимое условие для его вос-производства. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением потребностей, не противоречащих законодательству приносящих им заработок (трудовой доход). Состояние занятости, ее важнейшие характеристики позволяют судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного пути экономического развития.
  Анализ занятости потребовал рассмотрения проблем миграции: будучи одной из форм мобильности, миграция рабочей силы выполняет важные функции в жизни общества. Она подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Для анализа миграции рабочей силы применяются различные показатели и коэффициенты. Любая миграция имеет причины и государство разрабатывает определенные меры по регулированию миграции.
  Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силой. Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов: отношения между наемными работниками и работодателями; отношения между субъектами рынка труда и их представителями; отношения между субъектами рынка труда и государством. Основная функция рынка труда состоит в обеспечении через сферу обращения перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве
 
  ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ОБСУЖДЕНИЯ
  1 Что продается и покупается на рынке труда: "рабочая сила" или "Труд"?
  2. Перечислите важнейшие особенности рынка труда. Какие вы знаете составные части рынка труда.
  3. Что такое система отношений на рынке труда?
  4. В чем заключается социально-экономическое содержание занятости?
  5. Какие основные принципы занятости сформулированы в Законе занятости населения РФ?
  6. Дайте характеристику основных видов и форм занятости.
  7. Какие категории относятся к занятому населению?
  8. Кто относится к незанятому населению?
  9. Можете ли вы определить уровень занятости?
  10. Вы читаете о зарубежном опыте регулирования занятости. Какая модель наиболее предпочтительна для использования в России? Или есть другой ответ?
  11. Что является сегментами рынка труда? Приведите их краткую характеристику.
  12. Перечислите основные особенности первичного и вторичного рынков труда.
  13. Какие вы знаете наиболее известные модели рынка труда?
  14. Какими факторами определяются спрос и предложение на рынке труда?
  15. Что понимается под безработицей?
  16. Каковы особенности безработицы в России и ее формы?
  17. Перечислите направления государственной политики занятости на рынке труда.
  18. Назовите факторы и функции мобильности рабочей силы.
  19. В чем заключается сущность миграции? Объясните разницу между внешней и внутренней миграцией.
  20. Какие применяются показатели и коэффициенты для анализа ми' грации рабочей силы?
  21. Как определяется сальдо миграции? Перед вами три показателя: среднегодовая численность работников города; мигранты, прибывшие и выбывшие. Достаточно ли этих показателей для расчета?
  24. Что такое миграционный поток?
  22. Какие причины определяют миграцию?
  23. Каково содержание миграционной политики?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ГЛАВА 4
 ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РАБОТНИКОВ
 В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
 
  4.1. СУЩНОСТЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ЕЕ
  ФОРМИРОВАНИЕ
 
  Рассматривая сущность понятия "заработная плата", следует иметь в виду, что оно используется применительно к лицам, работающим по найму и получающим за свой труд вознаграждение в заранее оговоренном размере. Что же представляет собой заработная плата как экономическая категория?
  Заработная плата есть элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Вместе с тем для работодателя, который покупает ресурс труда для использования его в качестве одного из факторов производства, оплата труда наемных работников является одним из элементов издержек производства.
  В условиях рыночной экономики на величину заработной платы влияет целый ряд рыночных и внерыночных факторов, в результате чего складывается определенный уровень оплаты труда. Прежде чем рассмотреть эти факторы и характер их воздействия на заработную мату, необходимо четко определить, какие элементы можно выделить в заработке работника и какие из них в большей или меньшей степени подвержены влиянию рыночной конъюнктуры.
  С переходом к рынку возникают и новые отношения по поводу оплаты труда, формируется рынок труда, являющийся ресурсным рынком. Его субъектами выступают: работодатель (индивидуальный предприниматель; объединение предпринимателей), предъявляющий спрос на известное количество ресурса труда, имеющие определенные качественные характеристики, и наемные работники - собственники ресурса труда, количество и профессионально-квалификационные характеристики которых формируют предложение на рынке труда.
  Объектом сделки на рынке труда выступает право на использование единицы ресурса труда определенного качества в течение некоторого промежутка времени в конкретных условиях.
  Рыночная цена единицы труда - это ставка заработной платы, обусловленная в договоре и определяющая уровень оплаты труда, имеющего конкретные профессионально-квалификационные характеристики в единицу времени. По Марксу, ставка заработной платы работника определяется стоимостью его рабочей силы, т.е. стоимостью набора жизненных средств, потребительских товаров и услуг, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы данного качества. Однако на сегодняшний день в странах с развитой рыночной экономикой ставка заработной платы, как правило, превышает вос-производственный минимум и формируется в основном в зависимости от сложившегося уровня потребления данной социальной группы, достигнутого уровня оплаты труда данного качества в отрасли, в стране. Кроме того, в рамках ставки заработной платы можно иногда выделить "уравнительную разницу" - выплаты, компенсирующие работнику различия в степени привлекательности рабочего места.
  Итак, основной элемент заработной платы - ставка заработной платы. Однако он не учитывает индивидуальных различий в способностях работников, их физической силе и выносливости, быстроте реакции, усердия и т.п., неизбежно влияющих на результат труда. Поэтому в структуре заработной платы следует выделить еще один элемент - переменную часть, отражающую различия в индивидуальных результатах трудовой деятельности (премии, надбавки, сдельный приработок и т.п.). Кроме того, существуют различные виды доходов, которые работник может получать в силу того, что работает в данной организации (материальная помощь, оплата питания, оплата путевок и лечения, ценные подарки, дополнительное медицинское и пенсионное страхование и т.п.). В совокупности заработную плату и эти виды доходов можно рассматривать как трудовой доход работника данной организации.
  Для наемного работника заработная плата является источником его дохода. Каким же образом он может превысить свой доход от собственности на принадлежащий ему ресурс труда? Один из вариантов - увеличить количество продаваемого ресурса. Однако такая возможность ограничена. Что значит увеличить количество реализуемого ресурса труда применительно к отдельному человеку? По существу это означает увеличить количество отрабатываемого времени, работу на условиях внешнего или внутреннего совместительства сверхурочно, либо повысить интенсивность труда, выполняя дополнительные функции, работая по смежным профессиям, расширяя зоны обслуживания. И тот и другой варианты быстро исчерпываются: первый ограничен количеством часов в сутках и временем, необходимым для отдыха, второй - естественными физиологическими пределами темпа и напряженности работы. Более того, по сравнению с прочими ресурс труда имеет еще одну специфическую особенность: даже если он не используется вовсе (человек не работает) он сокращается в силу естественного снижения трудоспособности вследствие старения человека.
  Еще один вариант увеличения дохода от реализации ресурса труда - повысить качество предлагаемого ресурса (повышение мастерства, квалификации, дополнительное обучение). Однако и эта возможность ограничена, поскольку требует дополнительных затрат времени и средств (инвестиции в "человеческий капитал"). Кроме того, ограничениями могут выступать исходный уровень образования, способности, отсутствие свободного времени и т.п.
  Следовательно, главным источником увеличения дохода собственника ресурса труда является повышение цены на ресурс - ставки заработной платы. Нижняя ее граница определяется экономическими интересами наемного работника. В свою очередь, работодатель заинтересован в сокращении общих издержек производства, в том числе за счет установления наиболее низких цен на используемые ресурсы. Его экономический интерес - снижение удельных издержек на труд- будет определять (сдерживать) верхнюю границу ставки заработной платы. С учетом баланса экономических интересов субъектов рынка труда рыночная цена единицы труда данного качества сложится под веянием соотношения спроса и предложения.
  Среди рыночных факторов, влияющих на ставку заработной платы и конъюнктуру рынка труда, можно выделить следующие (рис. 4.1).
  1. Изменения спроса и предложения на рынке товаров и услуг, при производстве которых используется данный труд. Снижение спроса на рынке товаров и услуг (в результате роста цен на них, снижения доходов потребителей, изменения потребительских предпочтений, вытеснения новыми товарами) ведет к сокращению объемов выпуска, а следовательно, к падению спроса на используемый ресурс труда и ухудшению условий найма. Напротив, повышение спроса на товары и услуги может привести к росту спроса на труд и повышению ставки заработной платы.
 
 
  Рис. 4.1. Факторы формирования заработной платы
 
  2. Полезность ресурса для предпринимателя (соотношение величины предельного дохода от использования фактора труда и предельных издержек на этот фактор). Увеличение спроса на труд во многом будет зависеть от того, как долго предприниматель может использовать экстенсивные факторы роста доходности своего предприятия, т.е., как долго будет экономически эффективным привлечение дополнительных работников при неизменных характеристиках других факторов производства, в частности, технической оснащенности. Вовлечение каждого дополнительного работника (предельного работника) может привести к некоторому увеличению количества выпускаемой продукции (предельная производительность труда - дополнительное количество продукции при вовлечении дополнительной единицы ресурс труда). Реализация этой дополнительной продукции (с учетом возможного изменения цен в результате насыщения ею рынка) привел к получению предпринимателем дополнительного дохода (предметный доход - увеличение дохода от реализации вследствие привлечения дополнительной единицы труда). Вместе с тем использование дополнительного работника повышает переменные издержки производства -прежде всего возникают дополнительные издержки на оплату труда и содержание этого работника). Таким образом, предельному доходу соответствует определенная величина предельных издержек на труд, которые в основном являются издержками на его оплату. До тех пор пока предельные издержки меньше предельного дохода, предприниматель получает дополнительную экономическую выгоду от привлечения дополнительных единиц труда.
  Однако нельзя не учитывать "закона убывающей отдачи". Экономическая эффективность увеличения любого из факторов производства при неизменности всех других факторов имеет определенные пределы, за которыми начинается ее уменьшение. Вовлечение очередного дополнительного работника при неизменности прочих факторов производства начинает приносить все меньший прирост продукции в натуральном выражении и все меньший доход от ее реализации. Прежде всего это связано со снижением фондовооруженности труда, ухудшением использования рабочего времени. Таким образом, дополнительное вовлечение работников, повышающее спрос на рынке труда, оказывается целесообразным для предпринимателя до тех пор, пока величина предельного дохода от использования фактора труда не снизится до уровня предельных издержек. Превышение предельными издержками величины предельного дохода от фактора труда означает исчерпанность эффективности его дальнейшего вовлечения при данной материально-технической базе предприятия. Одновременно можно утверждать, что ориентиром ставки заработной платы для конкретной фирмы будет величина предельного дохода, не меньшая ве-личины предельных издержек.
  3. Эластичность спроса на труд по цене. Повышение цены ресурса (например, рост ставки заработной платы под давлением профсоюзов), увеличение издержек предпринимателя ведут к снижению спроса на труд, а следовательно, к ухудшению условий найма. В то же время эластичность спроса на труд по цене (его реакция на колебания цены труда) не всегда одинакова и зависит от:
  • характера динамики предельного дохода. Если предельный доход снижается медленно (трудоемкие отрасли с высоким удельным весом ручного труда), то рост цен на ресурс труда вызывает медленное снижение спроса на рынке труда, т.е. эластичность спроса по цене слабая. Напротив, когда возможности получения отдачи дополнительного привлечения работников исчерпываются быстро, повышение ставки заработной платы вызывает резкое падение спроса на труд, т.е. в этом случае спрос на рынке данного ресурса труда высоко эластичен;
  • доли затрат на ресурс труда в издержках фирмы. Чем выше доля, затрат на труд в общих издержках производства товара, тем выше зависимость спроса на труд от цены труда, так как изменение издержек на оплату будет во многом определять динамику общих издержек;
  • эластичности спроса на товары, при производстве которых используется данный труд. Например, спрос на такие продукты питания, как хлеб, соль, мало зависит от цены на них, потому и спрос на труд, используемый при их производстве, в меньшей степени будет зависеть от его цены.
  4. Взаимозаменяемость ресурсов. Рассматривая воздействие данного фактора, следует отметить, что возможности работодателя снизить издержки на труд при неизменной технической базе существенно ограничены. Дело в том, что в цене труда присутствует так называемый "эффект храповика". Иными словами, ставка заработной платы, будучи вполне гибкой в сторону увеличения, практически не двигается в сторону уменьшения при изменении конъюнктуры на рынке труда. Основные возможности работодателя в снижении издержек на труд связаны с сокращением переменной части заработка, дополнительных социальных льгот и гарантий работника, уменьшением удельных издержек на труд за счет увеличения рабочего времени, повышения интенсивности труда, организационных мер.
  Однако в качестве сдерживающего фактора выступают условия коллективных и индивидуальных трудовых договоров, деятельность профсоюзов, возможность потери кадрового потенциала в результате предлагаемых конкурентами более привлекательных условий оплаты. В этом случае встает вопрос о возможности замещения живого труда более производительной техникой, что может оказать двоякое воздействие на условия найма и конъюнктуру рынка труда в зависимости от того, какой эффект будет предпочтительнее для работодателя. Возможны два варианта: первый - эффект замещения, т.е. сокращение кадров при неизменном или возрастающем выпуске продукции в результате внедрения новой техники. Спрос на рынке труда сокращается, высвобождающиеся работники увеличивают предложение труда, что в совокупности ухудшает условия найма и возможности повышения заработной платы. Второй вариант - эффект роста объема выпускав результате применения высокопроизводительной техники, которая значительно снижает средние издержки производства и повышает выгодность. В этом случае спрос на рабочую силу не будет иметь четкой тенденции к снижению. Более того, он может даже возрасти, что создаст тенденцию к повышению цены труда, в том числе за счет потребности в более квалифицированных кадрах для обслуживания сложного оборудования.
  5. Изменение цен на потребительские товары и услуги. Рост цен на потребительские товары и услуги, вызывая повышение стоимости жизни, влечет за собой в первую очередь увеличение воспроизводственного минимума в структуре ставки заработной платы, а значит уровня заработной платы в целом. При понижении цен на потребительские товары и услуги такой прямой зависимости не будет, если учесть уже упоминавшийся "эффект храповика".
  На уровень оплаты труда кроме рыночных воздействуют и нерыночные факторы, к которым относятся меры государственного регулирования, связанные с установлением минимума заработной платы, уровня гарантированных законодательством компенсационных доплат, а также меры по регулированию занятости и защите внутреннего рынка труда. Кроме того, на размер и условия оплаты труда воздействует механизм договорного регулирования на всех уровнях заключения трудовых отношений.
  Фактором относительной стабильности и малой гибкости ставки заработной платы является долговременность взаимных трудовых обязательств фирмы и работника. Для фирмы затраты на наем (набор, отбор, подготовку, адаптацию) работника достаточно высоки. Что касается работника, то за время своей деятельности в данной фирме он адаптируется именно к конкретным условиям работы, в связи с чем замена его на другого работника, даже обладающего теми же профессионально-квалификационными характеристиками, будет далеко не равноценной. Для самого работника заключение договора на длительный срок также является ценным, поскольку дает некоторые гарантии занятости и условий найма. Именно в силу этого договор (контракт) заключается на определенное время и фиксирует такие условия, как длиительность рабочего времени, уровень оплаты и условия ее увеличения, порядок индексации и т.п. Таким образом, у работодателей снижается возможность изменять уровень и условия оплаты. Более того, они понимают, что падение заработков ведет к снижению трудовой мотивации и, как правило, отрицательно сказывается на трудовой отдаче15.
  Уровень оплаты, минимальные ставки заработной платы, прочие условия найма регулируются системой коллективных договоров и соглашений. В РФ порядок их заключения определен Законом "О коллективных договорах и соглашениях", принятым 11 марта 1992 г. с учетом внесенных изменений от 20 октября 1995 г. Соглашения могут заключаться на уровне: федеральном - генеральное тарифное соглашение, отраслевые и профессиональные соглашения; субъектов федерации - региональные, отраслевые, территориальные; отдельного предприятия, организации, фирмы - двусторонние коллективные договоры. Эти соглашения, помимо коллективных договоров, являются преимущественно трехсторонними и заключаются между представителями объединений работодателей и объединений профессиональных союзов соответствующих уровней и представителями государства (для генерального соглашения - это Правительство РФ; отраслевых федеральных - Министерство труда; профессиональных - соответствующие органы по труду; региональных - органы исполнительной власти; территориальных - органы местного самоуправления). Сторонами коллективного договора выступают работники и работодатели. Генеральное и региональное соглашения устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном и региональном уровнях.
  Специалисты Центра уровня жизни, социальной защищенности и рынка труда разработали "Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 1996 год". Основная цель этого соглашения - обеспечение социальной стабильности, равноправного партнерства профсоюзов, работодателей и правительства на основе наиболее полного согласования корпоративных интересов сторон. Генеральное соглашение и заключенные на его основе тарифные и региональные соглашения призваны согласовывать:
  • политику заработной платы, льгот и пособий;
  • политику доходов и цен;
  • политику занятости, обеспечения рабочих мест и межотраслевой перелив рабочих кадров;
  • обеспечение социальных потребностей работников предприятий всех форм собственности на уровне принятых на текущий год минимальных социальных гарантий;
  • соблюдение трудовой дисциплины, установленной системой тарифных разрядов;
  • содействие переподготовке кадров;
  • кадровую политику;
  • участие работников предприятия всех форм собственности в доходах предприятия (система распределения дополнительных эмиссий акций среди работников);
  • разработку и принятие социальных нормативов: официального минимального размера оплаты труда и величины его различий с первым разрядом тарифной сетки; минимального размера пенсий, пособий и прочих социальных выплат; прожиточного минимума; порядка индексации доходов в связи с инфляционным ростом цен; расходов федерального бюджета на социальные нужды.
  Основное внимание в соглашении уделяется соблюдению оптимальных пропорций между: минимальной, средней и максимальной заработной платой; минимальной заработной платой и прожиточным минимумом; максимальной заработной платой и социальными выплатами (пенсиями, пособиями и прочими выплатами) и т.д.
  Отраслевые, профессиональные, территориальные соглашения устанавливают нормы оплаты труда и другие условия труда, социальные гарантии и льготы для работников отраслей, определенных профессий, регионов. Соглашения более высокого уровня должны служить исходной базой для заключения соглашений на более низких уровнях.
  Двусторонний коллективный договор может включать такие пункты, как формы, система и размер оплаты, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты; механизм индексации заработной платы; продолжительность рабочего времени и времени отдыха; условий высвобождения; обязательства и дополнительные социальные льготы и гарантии и т.п.16 Все это в известной мере ограничивает изменения условий оплаты труда на период действия договора.
  Кроме того, на ставку заработной платы и условия найма существенное влияние могут оказывать политика профсоюзов, сила профсоюзного движения. Особое значение приобретает традиционная профсоюзная политика, направленная на повышение гарантий в оплаты труда представителей уникальных профессий, чей труд имеет ограниченный спрос у работодателей, а также на разрешение ситуаций, когда в поселке, городе занятость обеспечивают "градообразующие предприятия", что создает возможность возникновения "монопсонии" на рынке труда (диктат покупателя). В данном случае предприниматель может получать прибыль за счет ограничения спроса на рабочую силу, снижая тем самым ставку заработной платы и свои издержки на труд по сравнению с конкурентным рынком труда, когда спрос создает множество работодателей и работник может выбирать наиболее устраивающие его условия найма.

<< Пред.           стр. 6 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу