<< Пред.           стр. 7 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  (2.60.)
 
 
  Если Квп < 1, то организация за 6 месяцев не восстановит платежеспособность, а если Квп > 1, то организация в течение 6 месяцев восстановит платежеспособность.
  Наиболее точными в условиях рыночной экономики являются многофакторные модели прогнозирования банкротства, которые обычно состоят из пяти-семи финансовых показателей. В практике зарубежных финансовых организаций для оценки вероятности банкротства наиболее часто используется так называемый "Z-счёт" Э. Альтмана, который представляет собой пятифакторную модель, построенную по данным успешно действующих и обанкротившихся промышленных предприятий США31.
  Суть метода заключается в составлении и анализе аддитивной модели вида:
 , (2.61.)
  где Y - результирующая функция;
  xi - элементы вектора факторов Х.
 
  Значение функции Y определяется с помощью уравнения, переменные которого отражают некоторые ключевые характеристики анализируемой корпорации - ее ликвидность, скорость оборота капитала и т. д. Если для данной корпорации коэффициент превышает определенную пороговую величину, то фирма зачисляется в разряд надежных, если же полученный коэффициент ниже критической величины, то финансовое положение такого предприятия внушает опасения и выдавать кредит ей не рекомендуется.
  В формуле Альтмана используются пять переменных:
  х1 - отношение оборотного капитала к сумме активов корпорации;
  х2 - отношение нераспределенного дохода к сумме активов;
  х3 - отношение операционных доходов (до вычета процентов и налогов) к сумме активов;
  х4 - отношение рыночной стоимости акций корпорации к общей сумме активов;
  х5 - отношение суммы продаж к сумме активов.
 
  В модели Альтмана применяется метод множественного дискриминантного анализа. Классификационное "правило", полученное на основе уравнения, гласит:
 * если значение Y меньше 1,767, то фирму следует отнести к группе потенциальных банкротов;
 * если значение Y больше 1,767, фирме в ближайшей перспективе банкротство не угрожает.
  Для оценки финансовой устойчивости можно пользоваться следующей формулой, адаптированной к российской терминологии:
 
 . (2.62.)
 
  Степень близости предприятия к банкротству определяется по шкале, представленной в таблице 2.17. Принимая во внимание, что формула расчета Y в представленном виде отличается от оригинала (в частности, вместо уставного капитала (УК) в оригинальном варианте используется рыночная стоимость акций - неопределяемый сейчас для большинства предприятий показатель) рекомендуется снизить верхнюю границу "очень высокой" степени вероятности банкротства до 1,2.
 
  Таблица 2.17. - Шкала вероятности банкротства
 
 
 Значение Y Вероятность банкротства менее 1,8 очень высокая от 1,81 до 2,7 высокая от 2,71 до 2,99 средняя от 3,0 низкая
  При ретроспективном анализе предприятия следует обращать внимание не столько на шкалу вероятностей банкротства, сколько на динамику этого показателя.
  Позднее, в 1978 году, Э. Альтман разработал подобную, но более точную модель, позволяющую прогнозировать банкротство на горизонте в пять лет с точностью в семьдесят процентов32. В этой модели используются следующие показатели:
 * рентабельность активов;
 * динамика прибыли;
 * коэффициент покрытия процентов;
 * отношение накопленной прибыли к активам;
 * коэффициент текущей ликвидности;
 * доля собственных средств в пассивах;
 * стоимость активов предприятия.
  У. Бивер предложил пятифакторную систему для оценки финансового состояния предприятия с целью диагностики банкротства, содержащую следующие индикаторы33:
 * рентабельность активов;
 * удельный вес заёмных средств в пассивах;
 * коэффициент текущей ликвидности;
 * доля чистого оборотного капитала в активах;
 * коэффициент Бивера (отношение суммы чистой прибыли и амортизации к заёмным средствам).
  Весовые коэффициенты для индикаторов в модели У. Бивера не предусмотрены и итоговый коэффициент вероятности банкротства не рассчитывается. Полученные значения данных показателей сравниваются с их нормативными значениями для трёх состояний фирмы, рассчитанными У. Бивером: для благополучных компаний, для компаний, обанкротившихся в течение года, и для фирм, ставших банкротами в течение пяти лет.
  Р.С. Сайфуллин и Г.Г. Кадыков предложили использовать для оценки финансового состояния предприятий рейтинговое число34:
 
  R = 2 * Ко + 0,1 * Ктл + 0,08 * Ки + 0,45 * Км + Кпр, (2.63.)
 
  где Ко - коэффициент обеспеченности собственными средствами;
  Ктл - коэффициент текущей ликвидности;
  Ки - коэффициент оборачиваемости активов;
  Км - коммерческая маржа (рентабельность реализации продукции);
  Кпр - рентабельность собственного капитала.
 
  При полном соответствии финансовых коэффициентов их минимальным нормативным уровням рейтинговое число будет равно единице и организация имеет удовлетворительное состояние экономики. Финансовое состояние предприятий с рейтинговым числом менее единицы характеризуется как неудовлетворительное.
  В шестифакторной математической модели О.П. Зайцевой35 предлагается использовать следующие частные коэффициенты:
  Куп - коэффициент убыточности предприятия, характеризующийся отношением чистого убытка к собственному капиталу;
  Кз - соотношение кредиторской и дебиторской задолженности;
  Кс - показатель соотношения краткосрочных обязательств и наиболее ликвидных активов, этот коэффициент является обратной величиной показателя абсолютной ликвидности;
  Кур - убыточность реализации продукции, характеризующийся отношением чистого убытка к объёму реализации этой продукции;
  Кфр - соотношение заёмного и собственного капитала;
  Кзаг - коэффициент загрузки активов как величина, обратная коэффициенту оборачиваемости активов.
 
  Комплексный коэффициент банкротства рассчитывается по формуле со следующими весовыми значениями:
 
 Кком = 0,25 * Куп + 0,1 * Кз + 0,2 * Кс + 0,25 * Кур + 0,1 * Кфр + 0,1 * Кзаг. (2.64.)
 
  Весовые значения частных показателей для коммерческих организаций были определены экспертным путём, а фактический комплексный коэффициент банкротства следует сопоставить с нормативным, рассчитанным на основе рекомендуемых минимальных значений частных показателей: Куп = 0; Кз = 1; Кс = 7; Кур = 0; Кфр = 0,7; Кзаг = значение Кзаг в предыдущем периоде.
  Если фактический комплексный коэффициент больше нормативного, то вероятность банкротства велика, а если меньше - то вероятность банкротства мала.
  Все вышеописанные методики диагностики кризисной ситуации (банкротства) коммерческой организации имеют ряд недостатков, которые серьёзно затрудняют их применимость в условиях переходной российской экономики36:
  1. Двух - трёхфакторные модели не являются достаточно точными. Точность прогнозирования увеличивается, если во внимание принять большее количество факторов.
  2. "Импортные" модели Э. Альтмана и У. Бивера содержат значения весовых коэффициентов и пороговых значений комплексных и частных показателей, рассчитанные на основе американских аналитических данных шестидесятых и семидесятых годов. В связи с этим они не соответствуют современной специфике экономической ситуации и организации бизнеса в России, в том числе отличающейся системе бухгалтерского учёта и налогового законодательства и т.д.
  Отсутствие в России статистических материалов по организациям-банкротам не позволяет скорректировать методику исчисления весовых коэффициентов и пороговых значений с учётом российских экономических условий, а определение данных коэффициентов экспертным путём не обеспечивает их достаточной точности.
  3. Различия в специфике экономической ситуации и в организации бизнеса между Россией и развитыми рыночными экономиками оказывают влияние и на сам набор финансовых показателей, используемых в моделях зарубежных авторов.
  4. В моделях зарубежных авторов не учитываются некоторые важные показатели, специфические для российского рынка, например, доля денежной составляющей в выручке.
  5. Период прогнозирования в вышеуказанных методиках и моделях колеблется от трёх - шести месяцев (в действовавшей до 1.03.98г. методике ФСДН РФ) до пяти лет (во второй версии "Z-счёта" Э. Альтмана и в методике У. Бивера), а в некоторых моделях срок прогнозирования вообще не указывается. В условиях нестабильной и динамично реформируемой к рыночным отношениям экономической системы России использование периода прогнозирования, равного пяти годам, как это имеет место в моделях зарубежных авторов, по нашему мнению, преждевременно, и необходимо использовать более короткие промежутки времени (до одного - двух лет).
  6. В некоторых методиках используются показатели, отличающиеся высокой положительной или отрицательной корреляцией или функциональной зависимостью между собой. Это приводит к ненужному усложнению этих методик, не увеличивая точности прогнозирования.
  7. Указанные методики дают возможность определить вероятность приближения лишь стадии кризиса (банкротства) коммерческой организации и не позволяют прогнозировать наступление фазы роста и других фаз её жизненного цикла.
  Таким образом, в качестве оценки кризисного положения предприятия целесообразно использовать не только количественные, но и качественные показатели.
  Приведенная система индикаторов оценки угрозы банкротства предприятия может быть расширена с учетом особенностей его финансовой деятельности и целей диагностики.
  Так, например, Бланком И.А. предлагается следующая система важнейших индикаторов оценки угрозы банкротства предприятия37.
 
 Таблица 2.18. - Система индикаторов оценки угрозы банкротства предприятия в разрезе отдельных объектов наблюдения "кризисного поля"
 
 Объекты наблюдения "кризисного поля" Показатели-индикаторы Объемные Структурные 1 2 3 ЧИСТЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК ПРЕДПРИЯТИЯ 1. Сумма чистого денежного потока по предприятию в целом
 2. Сумма чистого денежного потока по операционной деятельности предприятия 1. Коэффициент достаточности чистого денежного потока
 2. Коэффициент ликвидности денежного потока
 3. Коэффициент эффективности денежного потока
 4. Коэффициент реинвестирования чистого денежного потока РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 1. Сумма чистых активов предприятия по рыночной стоимости 1. Рыночная стоимость предприятия по коэффициенту капитализации прибыли СТРУКТУРА КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 1. Сумма собственного капитала предприятия
 2. Сумма заемного капитала предприятия 1. Коэффициент автономии
 2. Коэффициент финансирования (коэффициент финансового левериджа)
 3. Коэффициент долгосрочной финансовой независимости СОСТАВ ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО СРОЧНОСТИ ПОГАШЕНИЯ 1. Сумма долгосрочных финансовых обязательств
 2. Сумма краткосрочных финансовых обязательств
 3. Сумма финансового кредита
 4. Сумма товарного (коммерческого) кредита
 5. Сумма внутренней кредиторской задолженности 1. Коэффициент соотношения долгосрочных и краткосрочных финансовых обязательств
 2. Коэффициент соотношения привлеченного финансового и товарного кредита
 3. Коэффициент неотложных финансовых обязательств в общей их сумме
 4. Период обращения кредиторской задолженности СОСТАВ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 1. Сумма внеоборотных активов
 2. Сумма оборотных активов
 3. Сумма дебиторской задолженности - всего, в том числе просроченной
 4. Сумма денежных активов 1. Коэффициент маневренности активов
 2. Коэффициент обеспеченности высоколиквидными активами
 3. Коэффициент обеспеченности готовыми средствами платежа
 4. Коэффициент текущей платежеспособности
 5. Коэффициент абсолютной платежеспособности
 6. Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности
 7. Период обращения дебиторской задолженности
 8. Продолжительность операционного цикла Продолжение таблицы 2.18.
 
 Объекты наблюдения "кризисного поля" Показатели-индикаторы Объемные Структурные 1 2 3 СОСТАВ ТЕКУЩИХ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ 1. Общая сумма текущих затрат
 2. Сумма постоянных текущих затрат 1. Уровень текущих затрат к объему реализации продукции
 2. Уровень переменных текущих затрат
 3. Коэффициент операционного левериджа УРОВЕНЬ КОНЦЕНТРАЦИИ ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В ЗОНАХ ПОВЫШЕННОГО РИСКА 1. Коэффициент вложения капитала в зоне критического риска
 2. Коэффициент вложения капитала в зоне катастрофического риска
  Также в качестве примера можно привести рекомендации Комитета по обобщению практики аудирования (Великобритания), содержащие перечень критических показателей для оценки возможного банкротства предприятия. В.В. Ковалев, основываясь на разработках западных аудиторских фирм и преломляя эти разработки к отечественной специфике бизнеса, предложил следующую двухуровневую систему показателей.
  К первой группе относятся критерии и показатели, неблагоприятные текущие значения или складывающаяся динамика изменения которых свидетельствуют о возможных в обозримом будущем значительных финансовых затруднениях, в том числе и банкротстве. К ним относятся:
 * повторяющиеся существенные потери в основной производственной деятельности;
 * превышение некоторого критического уровня просроченной кредиторской задолженности;
 * чрезмерное использование краткосрочных заемных средств в качестве источников финансирования долгосрочных вложений;
 * устойчиво низкие значения коэффициентов ликвидности;
 * хроническая нехватка оборотных средств;
 * устойчиво увеличивающаяся до опасных пределов доля заемных средств в общей сумме источников средств;
 * неправильная реинвестиционная политика;
 * превышение размеров заемных средств над установленными лимитами;
 * хроническое невыполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами и акционерами (в отношении своевременности возврата ссуд, выплаты процентов и дивидендов);
 * высокий удельный вес просроченной дебиторской задолженности;
 * наличие сверхнормативных и залежалых товаров и производственных запасов;
 * ухудшение отношений с учреждениями банковской системы;
 * использование (вынужденное) новых источников финансовых ресурсов на относительно невыгодных условиях;
 * применение в производственном процессе оборудования с истекшими сроками эксплуатации;
 * потенциальные потери долгосрочных контрактов;
 * неблагоприятные изменения в портфеле заказов.
  Во вторую группу входят критерии и показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать текущее финансовое состояние как критическое. Вместе с тем, они указывают, что при определенных условиях или непринятии действенных мер ситуация может резко ухудшиться. К ним относятся:
 * потеря ключевых сотрудников аппарата управления;
 * вынужденные остановки, а также нарушения производственно-технологического процесса;
 * недостаточная диверсификация деятельности предприятия, т.е. чрезмерная зависимость финансовых результатов от какого-то одного конкретного проекта, типа оборудования, вида активов и др.;
 * излишняя ставка на прогнозируемую успешность и прибыльность нового проекта;
 * участие предприятия в судебных разбирательствах с непредсказуемым исходом;
 * потеря ключевых контрагентов;
 * недооценка технического и технологического обновления предприятия;
 * неэффективные долгосрочные соглашения;
 * политический риск, связанный с предприятием в целом или его ключевыми подразделениями.
  Что касается критических значений этих критериев, то они должны быть детализированы по отраслям и подотраслям, а их разработка может быть выполнена после накопления определенных статистических данных.
 
  П.А. Фоминым предложена методика структуризации финансовых потоков на российских предприятиях, являющаяся существенно важным инструментом восстановления платежеспособности для любого предприятия38. Без проведения такого рода анализа дальнейшие действия предприятия, направленные на восстановление своей платежеспособности, выглядят сомнительными. Оригинальность предлагаемой методики состоит в том, что она применима к предприятиям любого региона, так как легко позволяет определить специфику их деятельности: особенности налогообложения, финансовых расчетов между предприятиями региона и т.д.
  Методологический подход к оценке деятельности предприятий в целях структуризации финансовых потоков должен основываться на анализе финансового оборота хозяйствующего субъекта, характеризующего движение денежных средств, связанное не только с процессом производства и реализации продукции (работ, услуг), но и с операционной и внереализационной деятельностью.
  Данный анализ является первым этапом работы и должен дать ответы на следующие вопросы:
 * имеет ли предприятие ресурсы для погашения текущих обязательств;
 * способно ли предприятие удовлетворить всех кредиторов в установленные сроки;
 * каковы причины ненадежного исполнения обязательств.
  Наиболее значимым является ответ на первый вопрос, для получения которого в первую очередь необходим детальный анализ валовой выручки предприятия.
  Анализ валовой выручки предприятий. В целях данного анализа валовая выручка предприятия рассматривается как все поступления за реализованную продукцию (работы, услуги) предприятия, а также доходы по прочим операциям (операционные и внереализационные доходы).
  В контексте настоящей методики выручка рассматривается как свершившийся факт расчета (метод исчисления - "по оплате"), кроме того, в состав выручки включаются налоговые поступления (налог на добавленную стоимость и акцизы).
  Иными словами, под выручкой здесь понимаются все расчетные поступления, которые могут быть использованы как источник расчета по обязательствам предприятия.
  Валовая выручка хозяйствующего субъекта по сути является обезличенным денежным поступлением, которое может использоваться для возмещения текущих затрат, быть помещенным в банк, использоваться на капитальное строительство и т.д.
  В ходе данного анализа фактически полученную валовую выручку предприятия целесообразно разбивать на выручку, полученную в денежной форме, векселями и взаимозачетом и определять удельный вес каждой формы поступлений в общем объеме валовой выручки.
  По результатам анализа необходимо сделать выводы о факторах, оказавших существенное влияние на формирование структуры валовой выручки, динамику ее изменения и определить способы влияния на удельный вес каждой формы будущих поступлений.
  Анализ платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Наиболее важными обязательствами предприятия являются внешние обязательства перед фискальной системой - обязательства по налогам, штрафам, пеням перед бюджетами, платежам в различные фонды. Их значимость по сравнению с другими внешними обязательствами заключается в том, что фискальные обязательства должны выполняться в установленном порядке независимо от воли предприятия. Поэтому анализ платежей предприятия целесообразно начинать с расчетов с фискальной системой.
  Предлагается проведение анализа в табличной форме, в которой указываются следующие компоненты: виды налоговых платежей, начисленные суммы указанных платежей, формы оплаты начисленных сумм. На основе этих данных производится расчет доли налоговых платежей в валовой выручке предприятия, их процентное соотношение к общей сумме, оплаченной фискальной системе за год.
  Этот вид анализа рекомендуется проводить по каждому налогу в отдельности, для возможности определения наиболее значимых налоговых платежей, т. е. тех, на которые предприятию следует обратить особое внимание. Кроме того, такой подробный анализ позволяет выявить: какие из налогов, уплачиваемых предприятием, в большей степени оплачены денежными средствами, а также посмотреть, осуществлялась ли оплата налогов в срок и в полном объеме.
  На основе проведенного анализа расчетов предприятия с фискальной системой следует выявить налоги, по которым возможно проведение бартерных операций. Далее необходимо сделать выводы о наиболее рациональном распределении денежных средств, выделяемых предприятием для оплаты налогов между всеми налоговыми платежами.
  Анализ фискальной нагрузки предприятия. При нарушении сроков исполнения обязательств предприятия перед фискальной системой возникает необходимость в выявлении причин, оказавших существенное влияние на расчеты предприятия с государством. Анализ фискальной нагрузки предприятия за ряд лет дает наглядное представление сложившейся ситуации: имеет ли предприятие ресурсы для погашения данного вида обязательств; носят ли они эпизодический, временный характер или даже являются индикатором финансового кризиса на предприятии и т.д.
  Прежде всего, для определения тяжести фискальной нагрузки для предприятия необходимо рассмотреть долю фискальных начислений, рассчитанных в пункте "Анализ платежей в бюджет и внебюджетные фонды", в валовой выручке. Полученный коэффициент показывает, какова фискальная нагрузка предприятия на 1 рубль валовой выручки, другими словами, сколько копеек с 1 вырученного рубля предприятию следует отдать, чтобы расплатиться по своим обязательствам перед фискальной системой. Более наглядное представление при проведении данного вида анализа дает расчет показателя, характеризующего фактическую фискальную нагрузку, понесенную предприятием исходя из своих финансовых возможностей. Данный показатель определится отношением фактически оплаченной суммы по фискальным платежам к валовой выручке предприятия. Рассчитанный коэффициент показывает, сколько копеек с 1 вырученного рубля предприятие реально смогло заплатить по начисленным фискальным обязательствам. Сравнение данных показателей позволит более точно оценить возможность предприятия расплачиваться по своим финансовым обязательствам перед фискальной системой.
  Анализ требований перед поставщиками и по оплате труда. Помимо расчетов с фискальной системой, необходимо рассмотреть обязательства предприятия перед кредиторами за поставленные ими товары, выполненные работы или услуги, а также внутренние обязательства - перед работниками предприятия по оплате труда.
  В ходе данного анализа следует указать начисленные и фактически уплаченные суммы с разбивкой по видам платежей (деньги, векселя, взаимозачет) перед поставщиками и по оплате труда.
  По возможности для более детального анализа расчетов предприятия с поставщиками необходимо рассмотреть расчеты с каждым поставщиком или группой поставщиков в отдельности. Это позволит определить, с какими из них предприятие расплачивается в первую очередь, с какими в последнюю, на расчеты с какими из поставщиков приходится оплата в основном денежными средствами, а с какими взаимозачетом и т.д. Другими словами, более детальный анализ позволит увидеть наиболее "проблемных" поставщиков и позволит предприятию определить меры по работе с данной категорией.
  Что касается расчетов предприятия с персоналом по оплате труда, то здесь также следует проводить анализ с использованием данных о начисленной сумме и фактически оплаченной. Сравнение данных показателей позволит определить, насколько своевременно предприятие расплачивается с персоналом и в полном ли объеме. Если анализ выявил, что на предприятии существует задолженность по оплате труда, оплата производится не периодически и не в полном объеме, рекомендуется проводить этот анализ более детально - по каждому месяцу. Полученные данные эффективно сравнивать с показателями, характеризующими производственную деятельность предприятия в разрезе каждого месяца (с объемом произведенной продукции, фактически отгруженной продукции) и с внешними факторами, не зависящими от деятельности предприятия (уровень инфляции, курс доллара) также в разрезе месяца. Сопоставляя полученные результаты, делаются выводы о причинах, повлиявших на ухудшении расчетов с персоналом и возможности стабилизировать выплату заработной платы на предприятии.
  Анализ обязательств перед финансово-кредитной системой. Данный вид анализа необходим для того, чтобы выявить сроки возникновения этих обязательств, величину процентов за пользование кредитами, их удельный вес в общей сумме задолженности.
  В ходе анализа необходимо рассмотреть общую величину заемных средств предприятия, их структуру в целях выявления наиболее крупных кредиторов, сопоставить проценты за пользование кредитом и определить долю просроченных обязательств в общей сумме кредиторской задолженности перед финансово-кредитной системой.
  На основе полученных данных необходимо выявить наиболее существенные для предприятия обязательства с точки зрения общей суммы уплачиваемых процентов, а также штрафных санкций в случае просроченных кредитов. В результате проведенного анализа рекомендуется обратить особое внимание на возможность погашения наиболее "тяжелых" для предприятия обязательств.
  Анализ структуры требований по финансовым обязательствам предприятия. Рациональное планирование и управление денежными потоками предприятия заключается в сохранении определенного соотношения между валовой выручкой предприятия и объемом текущих обязательств; расходовании выручки, прежде всего с учетом погашения обязательств и поддержания некоторых резервов. Другими словами, денежного ресурса предприятия должно хватать, по крайней мере, для того, чтобы погасить текущие финансовые обязательства по оплате труда, перед поставщиками, фискальной системой и финансово-кредитными учреждениями.
  На данном этапе требуется определить тяжесть общей финансовой нагрузки предприятия и проанализировать возможность погашения всех текущих требований по финансовым обязательствам.
  Общая сумма текущих требований предприятия по финансовым обязательствам формируется на основе анализа требований перед фискальной системой, поставщиками, финансово-кредитной системой и персоналом по оплате труда.
  Сводная таблица содержит такие показатели как: структура текущих финансовых требований предприятия, валовая выручка предприятия и фактически полученный за анализируемый период денежный ресурс. Анализ производится путем определения процентного отношения вышеперечисленных данных в общей сумме текущих требований по финансовым обязательствам. На основе исходных данных рассчитывается доля каждого вида требований в общей их сумме, а также определяется, хватает ли фактически полученных денежных средств предприятию для погашения текущих требований; достаточно ли всей выручки предприятия для расчетов по финансовым обязательствам, предположив, что все полученные средства будут направлены только на эти цели.
  Для большей наглядности проводится анализ фактически оплаченной денежной суммы по финансовым требованиям предприятия в сравнении с фактически полученным денежным ресурсом. Если на предприятии имеет место ограниченный денежный ресурс, то данная таблица позволит определить причину, по которой оно не в состоянии расплатиться по своим обязательствам и определить рациональность расходования фактически полученных денежных средств. Другими словами, если данные сводной таблицы свидетельствуют о недостатке денежного ресурса для расчета по текущим обязательствам, а данные о фактическом использовании денежных средств говорят о том, что все или практически все полученные денежные средства ушли на погашение текущих обязательств, это означает, что предприятие старалось в первую очередь обращать внимание на свою задолженность, практически не отвлекая полученные денежные средства на собственные нужды. Если данные сводной таблицы свидетельствуют о недостатке денежного ресурса для расчетов по текущим обязательствам, а данные о фактическом использовании денежных средств говорят о том, что значительная часть полученных денежных средств ушла на другие цели, следовательно, предприятие не оценивает реальные проблемы, возникающие в связи с имеющей задолженностью и не следит за своими фактическими расчетами по финансовым обязательствам. В этом случае следует установить, направления фактического использования вырученных денежных средств.
  Проведение данного анализа за ряд лет позволит предприятию сформировать механизм более рационального распределения получаемых денежных средств.
  Разработка графика финансовых платежей. Для поддержания стабильного финансового положения предприятия, которое в частности подразумевает своевременную оплату обязательств в полном объеме, необходимо детально проработать график финансовых платежей как минимум для расчетов с фискальной системой. Он позволит предприятию планировать суммы денежных средств, необходимые на тот или иной период времени.
  Одним из способов составления графика финансовых платежей может служить определение среднемесячного начисления по налогам и платежам во внебюджетные фонды на основании данных пункта "Анализ платежей в бюджет и внебюджетные фонды" путем делением фактически начислений за год на двенадцать.
  Оценка развития "финансового клонирования". Под "финансовым клонированием" будем понимать процесс возникновения финансовых отношений, при которых в выручке предприятий происходит замена финансового ядра - денежной составляющей - различными денежными суррогатами (бартером, векселями и т.п.). Основной показатель, выражающий процесс "финансового клонирования" (уровень денежных средств в выручке) определяется на первом этапе диагностики при анализе валовой выручки предприятия. Для того, чтобы оценить степень развития "финансового клонирования" необходимо использовать дополнительные показатели, характеризующие величину задолженности предприятия с точки зрения возможности ее погашения.
  Одним из таких критериев оценки является соотношение выручки и текущих обязательств, значения которых переносятся из пункта "Анализ структуры требований по финансовым обязательствам предприятия". Если объем текущих обязательств предприятия разделить на его среднемесячную выручку, то в результате получается показатель, характеризующий время, за которое могут быть погашены обязательства, если всю выручку направить на их погашение.
  В первую очередь необходимо произвести расчет этих показателей, взяв за исходные данные текущие требования по финансовым обязательствам. Рациональным можно считать значение общего показателя не превышающего значение двенадцати среднемесячных выручек, так как превышение этого коэффициента будет свидетельствовать о недостатке всей годовой валовой выручки для покрытия текущих требований по финансовым обязательствам. Для более детального анализа рекомендуется разделить общий объем текущих обязательств по отношению к среднемесячной выручке по группам в зависимости от источников их возникновения и определить, расчеты с какой группой требуют наибольшего отвлечения выручки предприятия.
  Далее следует произвести расчет этих же коэффициентов, взяв за исходные данные кредиторскую задолженность на конец отчетного периода с учетом задолженности на начало анализируемого года. Другими словами, рассчитывается, сколько среднемесячных выручек потребовалось бы предприятию на конец года, чтобы полностью рассчитаться по текущим и просроченным финансовым обязательствам. Изменение данных показателей в динамике позволит судить о финансовых расчетах предприятия с точки зрения накопления или сокращения своей задолженности.
  Расчет минимально допустимого уровня денежной составляющей в валовой выручке предприятия. На основе вышеприведенных данных рассчитывается минимально допустимый уровень денежной составляющей в валовой выручке предприятия с точки зрения своевременного и полного погашения текущих финансовых обязательств. В обязательную денежную составляющую включается сумма, уплаченная деньгами фискальной системе, персоналу, поставщикам и финансово-кредитной системе, а также недоимка отчетного года, т.к. если бы предприятие имело возможность погасить текущую задолженность путем взаимозачетов, оно, несомненно, воспользовалось бы этим. В неденежную составляющую включается фактически уплаченная взаимозачетом сумма. Расчет денежной составляющей в валовой выручке предприятия производится без учета долгов на начало анализируемого года.
  Далее сравнивается фактическая денежная составляющая предприятия с рассчитанной денежной составляющей. В качестве исходных данных берутся валовая выручка предприятия, фактическая денежная составляющая и минимально допустимая денежная составляющая без учета долгов на начало анализируемого периода. Результатом анализа является сравнение процентного соотношения денежных составляющих в валовой выручке предприятия. Очевидно, что наиболее благоприятным вариантом является минимальное отклонение фактической и рассчитанной денежных составляющих. Кроме того, следует проследить динамику изменения данных показателей по годам для определения положительных или отрицательных тенденций и выявления причин этих изменений.
  Для более детального анализа целесообразно сравнить показатели текущей задолженности предприятия, требований по финансовым обязательствам и средств, направленных на погашение этих обязательств. Очевидно, что благоприятным для предприятия является увеличение средств, направляемых на погашение обязательств и сокращение текущей задолженности. Однако следует обращать особое внимание на величину фактических начислений, так как может иметь место ее снижение, в связи с чем в процентном отношении доля оплаченной суммы по отношению к начисленной окажется больше, а на самом деле абсолютная величина оплаченной суммы при этом может остаться на прежнем уровне или даже снизиться.
  Разработка предложений по механизму управления уровнем денежных средств в финансовых потоках. На основе просчитанного минимально допустимого уровня денежной составляющей в валовой выручке предприятия необходимо разработать варианты увеличения удельного веса денежной компоненты в валовой выручке, например, путем увеличения объема продаж или ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности с учетом времени, необходимого для погашения просроченной задолженности предприятия.
  Одним из элементов разработки механизма управления уровнем денежных средств в финансовых потоках является определение возможности погашения просроченной задолженности исходя из реальных для предприятия сроков.
  На основе минимально допустимого уровня денежной составляющей в валовой выручке целесообразно рассмотреть возможность погашения предприятием долгов прошлого периода в краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период. Необходимым условием разрабатываемого плана должен стать строгий контроль за величиной денежных средств в выручке.
  Выбор срока погашения задолженности прошлых лет зависит от реальных возможностей предприятия:
 * способности предприятия обеспечить дополнительный прирост денежных средств к годовой валовой выручке;
 * способности уменьшить срок погашения дебиторской задолженности.
  Обеспечение дополнительного прироста денежных средств в валовой выручке возможно посредством:
 * увеличения валовой выручки посредством увеличения чистого денежного прироста;
 * увеличения валовой выручки при неизменной доли денежных средств на величину, рассчитанную пропорционально минимально допустимому уровню денежной составляющей по следующей формуле:
 
  Пв = Пдс / Удс, (2.65.)
 
  где Пв - прирост выручки;
  Пдс - необходимый прирост денежных средств в выручке, руб.;
  Удс - минимально допустимый уровень денежной составляющей.
 
  Оптимальный срок погашения дебиторской задолженности в целях реализации поставленных перед предприятием задач по сокращению или полной ликвидации своих просроченных обязательств может быть рассчитан по следующему алгоритму:
  1. Определение реальной оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия:
 
  Одз = В / ДЗ, (2.66.)
 
  где Одз - реальная оборачиваемость дебиторской задолженности предприятия;
  В - валовая выручка;
  ДЗ - средняя величина дебиторской задолженности предприятия.
 
  2. Определение периода погашения дебиторской задолженности предприятия:
 
  Пдз = Т / Одз, (2.67)
 
  где Пдз - период погашения дебиторской задолженности предприятия;
  Т - длительность анализируемого периода в днях.
 
  3. Определение оборачиваемости для требуемого прироста валовой выручки предприятия:
 
  Оп = В / Пдс, (2.68.)
 
  где Оп - оборачиваемость для требуемого прироста валовой выручки.
 
  4. Определение срока оборота для требуемого прироста валовой выручки предприятия:
 
  Сп = Т / Оп, (2.69.)
 
  где Сп - срок оборота прироста валовой выручки.
 
  5. Определение оптимального срока сокращения оборачиваемости дебиторской задолженности в целях реализации поставленных перед предприятием задач:
 
  ОСдз = Пдз - Сп, (2.70.)
 
  где ОСдз - оптимальный срок погашения дебиторской задолженности предприятия.
 
  Таким образом, результаты проведенной оценки позволят каждому предприятию реально оценить финансовый потенциал.
 
 
 3. Бюджетирование как наиболее эффективный способ индикативного управления деятельностью предприятия
 
 3.1. Организационно-управленческий аспект бюджетирования
 
  Произошедшие в последние годы структурные, имущественные и правовые изменения в отечественной промышленности неизбежно вызывают необходимость стратегически ориентированные программы развития промышленных предприятий дополнять бюджетированием, которое, представляя собой специфический подход к организации управления хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, обеспечивает полное участие всех подразделений предприятия в процессах становления комплексных планов на основе своевременной и достоверной информации о состоянии разработки и внедрения бюджетных систем планирования и отчетности.
  С.В. Ильдеменов с коллективом авторов полагает, что понятия "план" и "бюджет" являются по смыслу очень близкими39. В английском языке используется слово "бюджет", от него вся процедура называется "бюджетированием". В нашей стране более распространен термин "план". Каждое предприятие может выбирать те обозначения, которые ему больше подходят. Например, предприятие может использовать слово "бюджет" для того, чтобы оно не ассоциировалось с прежним понятием "план".
  И.Т. Хорнгрен, Дж. Фостер рассматривают бюджет не как синоним понятия "план", но как количественное выражение плана40. Аналогично трактует понятие бюджета Е.С. Стояновa: "...бюджет - это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей"41.
  Доктор экономических наук, профессор Бланк И.А. определяет бюджет как "... оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления финансовых средств в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности"42.
  Старовойтов М.К., председатель Совета директоров ОАО "Волжский Оргсинтез" на основе фактического опыта управления бюджетным планированием трактует бюджетирование как "... особый инструмент управления, сущность которого можно определить как интегрированную систему составления бюджетов, текущего контроля за исполнением принятых бюджетов, учета отклонений фактических показателей от бюджетных и анализа причин существенных отклонений"43.
  Бюджетирование, то есть создание технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов - это первый экзамен на зрелость для каждой компании, в случае неудачи которого, она перестает расти или начинает разоряться. Построение бюджетов помогает понять, что и почему происходит с фирмой на рынке, и учит экономить на затратах. Бюджетирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой - с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Разработка бюджета является процессом планирования. Бюджеты являются ключевым инструментом системы управленческого контроля. Практически все компании, за исключением самых мелких, составляют бюджеты. Многие компании в качестве годового бюджета рассматривают план прибыли, который показывает планируемую деятельность компании по центрам ответственности для получения прибыли. Почти все неприбыльные организации также составляют бюджеты.
  Таким образом, бюджет представляет собой финансовый документ, созданный до того, как предполагаемые действия выполняются. Его также часто называют финансовым (в данном контексте следует понимать как выраженный в стоимостном измерении) планом действий. Ключом к пониманию термина "бюджет" является осознание того, что это есть ничто больше, как лист бумаги, на котором представлены финансовые и другие данные. Эти данные планируют серию событий, которые свершатся в будущем. Это есть прогноз будущих финансовых операций.
  Специфика российской действительности определяет типы бюджетов, которые, несмотря на общие закономерности и принципы организационного построения, чрезвычайно разнообразны. Их можно классифицировать по следующим признакам (табл. 3.1.):
 
 
 Таблица 3.1. - Классификация бюджетов по основным классификационным признакам
 
 Классификационный признак Вид бюджета По сферам деятельности предприятия Бюджет по операционной деятельности - детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности Бюджет по инвестиционной деятельности - направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности Бюджет по финансовой деятельности - призван соответствующим образом детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств
 По видам затрат Текущий бюджет (бюджет текущих затрат) - состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированными в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг) Капитальный бюджет (бюджет капитальных затрат) - представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.д. По широте номенклатуры затрат Функциональный бюджет - разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат - например, бюджет оплаты труда персонала и т.д. Комплексный бюджет - разрабатывается по широкой номенклатуре затрат - например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т.п. По методам разработки Фиксированный бюджет - не изменяется от изменения объемов деятельности предприятия - например, бюджет расходов по обеспечению охраны предприятия. Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расходов, "привязанных" к соответствующим объемным показателям деятельности. По длительности планируемого периода Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой По периоду составления Оперативный бюджет - бюджет, прямо связанный с достижением целей предприятия, например, план производства, материально-технического снабжения Текущий бюджет - краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия Перспективный бюджет - бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации По непрерывности планирования Самостоятельный бюджет - изолированный, независящий от других бюджетов Непрерывный (скользящий) бюджет - по мере того, как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый По степени содержания информации Укрупненный бюджет - бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются укрупнено Детализированный бюджет - бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим Бюджеты разрабатываются как в целом для организации, так и для ее структурных подразделений или отдельных функций деятельности. Функции бюджета состоят в следующем44:
 * планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;
 * координация различных видов деятельности и отдельных подразделений, согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;
 * стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности (ЦО);
 * контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;
 * основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей;
 * средство обучения менеджеров.
  Планирование. Основные плановые решения обычно вырабатываются в процессе подготовки программ, и сам процесс разработки бюджета по существу является уточнением этих планов. Разработка бюджетов по существу является самым детализированным видом планирования, уточняющим основные операции по отдельным подразделениям или функциям компании на ближайший период.
  Координация и связь. Каждый центр ответственности влияет на работу других центров ответственности, и сам зависит от их деятельности. В процессе разработки бюджета координируются отдельные виды деятельности таким образом, чтобы все подразделения организации работали согласованно, воплощая цели организации в целом. Очень важно, чтобы планы производства были скоординированы с планом отдела маркетинга, т.е. необходимо произвести количество продукции в соответствии с запланированным объемом продаж и желаемым уровнем конечных запасов готовой продукции. План закупки материалов должен исходить из потребностей производства количества продукции, определенного в бюджете производства, и так далее.
  Планы руководства не будут осуществлены, пока все исполнители не поймут содержание этих планов. Они включают такие конкретные пункты, как: сколько товаров и услуг необходимо произвести; какие методы, каких людей и какое оборудование использовать; сколько сырья и материалов необходимо закупить; какие продажные цены установить, а также какой политики и каких ограничений следует придерживаться в будущем. Примерами такого рода информации могут служить максимальные суммы, которые могут быть потрачены на рекламу, техническое обслуживание, расходы администрации; ставки заработной платы и количество рабочего времени; необходимый уровень качества продукции. Утвержденный бюджет является наиболее важным инструментом для увязки количественной информации в этих планах и имеющихся ограничений.
  Стимулирование. Процесс составления бюджета может быть также мощным средством для стимулирования руководителей в осуществлении целей их центров ответственности и, следовательно, целей организации в целом. Каждый руководитель должен точно знать, что ожидают от его центра ответственности.
  Стимулирующая роль бюджета проявляется еще больше, если менеджеры принимают активное участие в разработке бюджета своего подразделения. Практика, когда все уровни управления принимают непосредственное участие в разработке бюджетов по подразделениям или функциям, а также в подготовке главного, общего бюджета на предстоящий период называется планированием с участием исполнителей.
  Контроль. Бюджет представляет собой отчет о желаемых результатах на момент формирования бюджета. Тщательно подготовленный бюджет является наилучшим стандартом, с которым сравнивают фактически достигнутые результаты, так как он включает оценку эффекта всех переменных, которые прогнозировались во время разработки бюджета.
  До недавнего времени, общей практикой было сравнение текущих результатов с результатами за прошлый период или за аналогичный период в предыдущем году. В некоторых организациях такая практика является основным методом сравнения до сих пор. Но такие исторические стандарты имеют существенные недостатки, так как при сравнении с ними не учитываются изменения в направлениях деятельности и планируемых программах на текущий год.
  Сравнение фактических данных с бюджетными их значениями указывает области, куда следует направить в первую очередь внимание управляющих и необходимые управленческие воздействия. Анализ отклонений между фактически достигнутыми результатами и плановыми данными бюджета может:
 * помочь идентифицировать проблемную область, которая требует первоочередного внимания;
 * выявить новые возможности, не предусмотренные в процессе разработки бюджета;
 * показать, что первоначальный бюджет в некоторой степени был нереалистичным.
  Оценка. Отклонения от бюджета, определяемые ежемесячно, служат для целей контроля в течение всего года. Сравнение фактических и бюджетных данных за год часто является главным фактором оценки каждого центра ответственности и его руководителя в конце года. В некоторых компаниях премии менеджеров рассчитываются как определенный процент от положительного отклонения по его центру ответственности (например, от суммы сэкономленных материалов, фондов оплаты труда).
  Обучение. Бюджет также служит хорошим средством обучения менеджеров. Составление бюджетов способствует изучению в деталях деятельности своих подразделений и взаимоотношений одних центров ответственности с другими центрами в целом по организации. Это особенно важно для лиц, вновь назначенных на должность руководителя центра ответственности. Каждый человек, который имеет опыт разработки годового бюджета для своего собственного дела, может оценить обучающую природу этого процесса.
  Таким образом, преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования являются:
 * помесячное планирование бюджетов структурных подразделений даст более точные показатели размеров и структуры затрат, и, соответственно, более точное плановое значение размера прибыли, что важно для налогового планирования (включая платежи во внебюджетные фонды);
 * в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям будет предоставлена большая самостоятельность в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, что повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;
 * минимизация количества контрольных параметров бюджетов позволит сократить непроизводительные расходы рабочего времени работников экономических служб предприятия;
 * осуществление режима строгой экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового кризиса.
  Есть типичные причины, ведущие к снижению эффективности бизнес-процесса бюджетирования. Изложим их в порядке убывания важности:
  Организация процесса.
  Основой любого бизнес-процесса является написанный регламент, в котором четко оговорены права и обязанности всех участвующих в нем подразделений, формы и сроки предоставляемой информации, получатели промежуточных и результирующих документов. Если этого нет, то весь процесс может держаться на одном человеке, который и определяет эффективность бюджетирования и сам факт его существования, как бизнес-процесса. Помимо этого, в ситуации, когда четко не прописано кто, кому, что и когда должен - не с кого спрашивать за неправильную или не предоставленную в срок информацию.
  Жизненно необходимым для процесса бюджетирования является наличие коллегиального распорядительного органа, который может называться бюджетным комитетом, финансовым комитетом, или как-то по-другому, что не суть важно.
  Очень важным, причем не только для процесса бюджетирования, является определение и разграничение полномочий и ответственности отдельных служб. Ситуация, когда интересы служб пересекаются, а полномочия дублируются, редко приводит к положительным результатам.
  Выделим, в итоге, следующие требования к организации бизнес-процесса бюджетирования:
 * наличие на предприятии единого документа регламентирующего бюджетный процесс;
 * организация бюджетного комитета;
 * установление жесткой финансовой дисциплины;
 * выстраивание приоритетов в финансах;
 * четкое разграничение полномочий и ответственности служб.
  Производственное планирование.
  Ввиду того, что организация производства перестала соответствовать требуемым условиям, многие предприятия стали испытывать сложности с выполнением плана производства. Невыполнение плана производства естественно ведет к невыполнению плана отгрузок, а значит к невыполнению плана по поступлениям платежных средств.
  Кроме того, на многих предприятиях существует проблема не достоверности нормативной базы расхода материалов, трудозатрат. В значительной мере это вызвано тем, что технологи, диспетчерская служба, отдел АСУП не успевают отслеживать все изменения в модельном ряде компании. Более того, мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда предприятия производили продукцию, на которую не была закончена технологическая подготовка производства, а значит, отсутствуют, или весьма приблизительны нормы расхода материальных и трудовых ресурсов. Отсутствие реальных нормативов ведет к ошибкам при планировании затрат на материально-техническое снабжение и т.д.
  Целевые установки.

<< Пред.           стр. 7 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу